» » Зов горы бешик-тау. Бешик-Тау — священная гора караев

Зов горы бешик-тау. Бешик-Тау — священная гора караев

(г.Бахчисарай)

«Священная» гора… Это понятие существует практически у всех народов, населяющих земной шар. Крымские караимы (самоназвание «караи») - один из самых уникальных народов на планете. И самый малочисленный: сегодня в мире всего около двух тысяч его представителей. Около 1200 из них живет в Украине, в том числе 800 - в Крыму, на своей исторической родине.

У крымских караимов так же существовало религиозное почитание некоторых гор. Это, прежде всего, главная святыня караев – Чуфут-Кале, а так же окружающие её горы: «Мейдан-Даг, уподобляемый караимами Мариинской горе и Бешик-Даг, подобный Масличной горе в окрестностях Иерусалима», как пишет В. Х. Кондараки в своем труде «Универсальное описание Крыма».

О горе Бешик-Тау среди караимов существует легенда, объясняющая почитание этого места. Легенда гласит об отважном правителе Чуфут-Кале князе Муса. Первым среди караимов князь совершил паломничество в святую землю Иерусалима, за что был удостоен звания Хаджи-Муса.

Из дальних земель вёз князь в подарок своему внуку колыбель, выточенную из ливанского кедра. Перед расставанием иерусалимский газзан пожелал, чтобы в этой колыбели вырос Спаситель Мира, пришествие которого принесет на землю счастье и благость. С тех пор колыбель стала переходить от поколения к поколению как родовое благословение первого паломника-карая. Потомки князя Хаджи-Мусы были всегда почитаемы жителями Кырк-Ера (так назывался Чуфут-Кале). Прославился и князь Ильягу. Во главе защитников Кырк-Ера он храбро сражался с генуэзцами, окружившими крепость, и погиб смертью героя, отгоняя врагов от стен родного города. Народ и поныне верит, что необычайную храбрость, мудрость и силу Ильягу получил от заветной колыбели Хаджи-Мусы, в которой вырос. А колыбель в ночь гибели князя была вознесена божественной силой на соседнюю гору и исчезла в её недрах.

С тех пор гора, хранительница княжеской колыбели, стала называться Бешик-Тау (Колыбель-Гора). «Как Масличная гора в окрестностях Иерусалима раскроется и выдаст Ковчег Завета, укрытый в ней пророком Иеремией, так и Бешик-Тау разверзнет в своё время недра, а колыбель Хаджи-Мусы высоко вознесётся и опустится в дом, где впервые раздастся голос новорожденного Спасителя Мира!» - так гласит народная караимская легенда.

У подножья священной горы Бешик-Тау находится источник Юсуф-Чокрак, который также пользовался особым почитанием у караимов. Источник является своеобразным памятником гидротехнического зодчества. Чуть выше современного выхода источника находится вход в подземную 30-метровую галерею, уходящую вглубь горы. Она предназначалась для сбора и транспортировки воды. Этот гидротуннель был сооружен татарами где-то в XVIII-XIX веке.

9 декабря 2007 г.

  • Доступность: 1
  • Координаты родника (WGS84) N 44°43.851" E33°54.541"
  • Множество разнообразной краеведческой и научной литературы посвящено описанию массивов Главной гряды Крымских гор, а так же некоторых останцев Предгорья, преимущественно тех, на которых расположены какие-либо значительные объекты природы или истории («пещерные города», стоянки первобытного человека, оригинальные фигуры выветривания и др.). Но в то же время очень мало литературных данных о менее потрясающих по виду и находкам, но не менее интересных для географа, историка и краеведа небольших массивах Крымского Предгорья.
    К их числу относится и гора Бешик-Тау, расположенная в 2.5 км к юго-востоку от Бахчисарая. Знание физико-географических особенностей этой горы будет очень полезно не только любителям природы Крыма, краеведам и географам, но и многим инструкторам пешеходного туризма, гидам и самодеятельным туристам, так как находится она на пересечении многих туристских маршрутов, ведущих от Бахчисарайской т/б «Привал» к «пещерным городам» и Главной гряде Крымских гор. Бешик-Тау является первой горой, которую встречают на своем пути идущие туда туристы, и именно с нее они начинают знакомство с природой Предгорья.
    Бешик-Тау с тюркского переводится как «колыбель-гора», и, действительно, ее силуэт жителям средневекового Крыма мог вполне напоминать перевернутую вверх дном колыбель. Нам же, современным людям, кажется, что он больше похож на небольшую палатку, в чем сходство Бешик-Тау с Чатыр-Дагом.
    Бешик-Тау, имеющая высоту в 514 м над уровнем моря, является частью Внутренней гряды Крымских гор, граница которой южнее Бахчисарая проходит по г.Казан-Кая, г.Кыз-Кермен, г.Бешик-Тау, г.Чуфут-Кале и г.Кампалык. Бешик-Тау имеет типичную куэстовую форму, характерную для всей гряды — пологий северный склон переходит в плоскую, поросшую лесом вершину, которая заканчивается с юго-востока 40-метровым уступчатым обрывом. Колыбель-гора представляет собой типичный эрозионный останец, протянувшийся с ЮЗ на СВ приблизительно на 650 м и с СЗ на ЮВ на 450 м.
    В непосредственной близости от г. Бешик-Тау расположено множество оврагов и балок, которые так или иначе влияют и на ее орографию. Например, к западному склону горы подходит подмывшая ее подошву безымянная балка, которая врезается в склон Бешик-Тау, в связи с чем здесь в недалеком прошлом произошел обвал. Следы его — живописный хаос из огромных глыб нуммулитового известняка, хорошо видны у подножья западного и юго-западного склонов горы. В 350 м к юго-востоку от подножья Колыбель-горы проходит глубокая балка Донузлав-Дере, отделяющая Кыз-Кермен от Тепе-Кермена. Множество небольших оврагов в нижнеэоценовых глинах расположены по всему северному склону горы.
    Геологическое строение Бешик-Тау можно хорошо проследить по пути от т/б «Привал» к подножью северо-западного склона горы. Около турбазы, с левой стороны дороги, видна балка, врезанная в толщу кремовых, плотных, сильно перекристаллизованных известняков, относимых по времени к нижнему палеоцену. На этих известняках залегает небольшая толща верхнепалеоценовых светло-серых мергелей, выходы которых видны метрах в 300 от начала пути, по правой стороне дороги. Здесь можно собрать богатую коллекцию образцов верхнепалеоценовой фауны. В мергеле встречаются отпечатки и ядра брюхоногих моллюсков (Turritella, Araedactylus, Natica и др.), двустворок (Chlamys, Venus и др.), брахиопод (Terebratula), целые раковины устриц Criphaea antiqua. Так же здесь многочисленны губки рода Ventriculites и Plocoscyphia, можно найти одиночные кораллы и отпечатки скелетов рыб.
    Мергеля сверху перекрываются мощной толщей (до 40 м) нижнеэоценовых светло-коричневых глин, на которые налегают белые, плотные нуммулитовые известняки, переполненные ископаемыми рода Nummulites, Discocyclina, Operculina, Assilina, Chlamys, Gryphaea и другими представителями фауны эоцена. Именно этими известняками и сложена вершина горы Бешик-Тау.
    В 150 м. к северо-западу от подножья Бешик-Тау, у дороги, небольшим котлованом вскрываются деллювиальные суглинки, связанные с третьим судакским террасовым уровнем. В этих континентальных отложениях, достигающих мощности 10 — 15м., хорошо наблюдается ряд горизонтов погребенных почв, образующих вдоль склона прослои более темного цвета. В суглинках встречаются раковины континентальных брюхоногих моллюсков Brephulopsis retowskii и Helicopsis biders.
    Что же касается климатических особенностей, то для Бешик-Тау, как и для всего района Предгорья, характерен умеренный континентальный, теплый, достаточно увлажненный климат, с мягкой зимой и жарким летом. Среднегодовые температуры колеблются здесь около отметки +10°С. Абсолютные минимумы могут достигать -30°С, а максимумы доходят до +39°С. Осадков выпадает от 450 до 600 мм в год и максимумы их приходятся на первую половину лета. Снежный покров крайне неустойчив и, поэтому, большинство осадков выпадает в виде дождя.
    Атмосферная влага, которая не ушла на испарение и не поглотилась растительностью, просачиваясь по системе трещин вглубь массива, выходит на земную поверхность в виде единственного здесь источника Юсуф-Чокрак, расположенного у подножья северо-западного склона г.Бешик-Тау. Источник этот находится на развилке дорог, ведущих к Чуфут-Кале, Тепе-Кермену и Кыз-Кермену и обладает интересной особенностью, отличающей его от остальных родников. Дело в том, что источник Юсуф-Чокрак является, в своем роде, единственным в Предгорном Крыму памятником гидротехнического зодчества. В 15-ти метрах выше современного выхода источника находится, ныне засыпанный землей, вход в подземную галерею. Галерея представляет собой 30-метровый туннель, уходящий вглубь горы, с высотой свода 1.5 м и шириной около 60 см. Стены, свод и пол галереи выложены тесаными плитами, причем свод сделан в виде стрельчатой двускатной арки, а по середине плит пола вырублен желобок, по которому течет родниковая вода. Галерея выполняет не только транспортировку воды, но и, что очень важно, водосборную функцию. На это указывает наличие 9 боковых каналов, подводящих воду из разных самостоятельных источников в основную галерею. Детальное описание и съемка гидротуннеля были проведены экспедицией географического факультета ТНУ под руководством доцента В.П.Душевского. Но несмотря на это, родник Юсуф-Чокрак еще ждет своих исследователей, которые должны дать ответы на многие вопросы, основным из которых является вопрос о времени, причинах и способе сооружения галереи источника.
    Растительность Бешик-Тау довольно скудна, на что сказалась интенсивная хозяйственная деятельность человека (выпас скота, вырубка леса), которая велась в данном районе с XVI века вплоть до недавнего времени. Поэтому большую часть здесь занимают антропогенные посадки грецкого ореха и сосны крымской, растущих по склонам и на вершине Бешик-Тау. Так же антропогенное происхождение имеет рощица березы у восточного склона горы. Естественное происхождение имеют кустарниковые сообщества, представленные зарослями можжевельника колючего, кизила, ежевики, шиповника, пираканты красной, а так же единичные деревья дуба пушистого и граба. Все растительные сообщества г. Бешик-Тау произрастают на дерново-карбонатных почвах, образованных на элювии и делювии нуммулитовых известняков и глин. Из животных здесь можно встретить зайца, ласку, каменную куницу, хомяка, полевку. Из птиц часто встречаются перепел, куропатка, жаворонок, сорока, галка, восточный соловей и др. Из-за широко развитой хозяйственной деятельности человека, животный мир Предгорья подвергся сильному уничтожению и, поэтому, все меньше становится шанс встретить кого-либо из представителей местной фауны.
    С древнейших времен в районе Бешик-Тау жил человек. Этому свидетельствуют находки как и на самой горе, так и в ее окрестностях многочисленного кремневого инвентаря: как готовых орудий, так и отходов производства. В западной части плато Бешик-Тау встречаются осколки лепной керамики, причем сделанной из местного материала — нижнеэоценовой глины, так как керамика заключает в себе мелкие нуммулиты. В античное время в нескольких километрах к северу от Колыбель-горы находилось открытое поселение, на что указывает большая концентрация позднескифской керамики у северного подножья. Примерно с VI по XII в.в. н.э. в районе Бахчисарая начинается активный рост хозяйственной деятельности человека, связанный с возникновением здесь четырех средневековых поселений — Чуфут-Кале, Кыз-Кермена, Тепе-Кермена и Качи-Кальона. К XVI в. в Бахчисарай переносится столица Крымского ханства, что накладывает огромный отпечаток на хозяйственное освоение района. С этого времени начинается активный выпас скота и вырубка леса, что привело к огромному изменению местности: в округе Бахчисарая практически полностью был уничтожен растительный покров. Следы этого времени многочисленны в округе Бешик-Тау и представленны в основном фрагментами татарской керамики. К этому же времени, скорее всего, относится и постройка водосборной галереи источника Юсуф-Чокрак.
    С вершины г. Бешик-Тау открываются прекрасные виды крымской природы. С западных обрывов горы, на фоне величественных колоссов Главной гряды Крымских гор, видна столообразная вершина Тепе-Кермена, одного из самых интересных «пещерных городов». На юге к горе подходит глубокая балка Кая-Арасы, левый борт которой образует живописный полуостанец Кыз-Кермен, нависающий над долиной р. Качи. К северу от Бешик-Тау, в узкой лощине р. Чурук-су, приютился Бахчисарай, кирпичные крыши и минареты которого кажутся отсюда игрушечными домиками сказочных лилипутов. Такая же ассоциация возникает при взгляде на мрачные развалины Чуфут-Кале, молчаливо лежащие к северу от Бешик-Тау.
    Как и любой другой природный объект Крыма, г.Бешик-Тау является замечательным местом для комплексных географических и археологических исследований, проведение которых необходимо для детального изучения этого небольшого, но интересного массива Крымского Предгорья.

    Во время посещения пещерных городов можно увидеть возвышающуюся недалеко от Бахчисарая гору легко узнаваемой формы. Современники считают, что её очертания напоминают палатку. А вот с точки зрения караимов, населявших эти места много веков назад, гора похожа на перевёрнутую колыбель. Название её, Бешик-Тау, так и переводится – «Колыбель-гора».

    Эта вершина считалась священной, а с её происхождением связана красивая легенда. Караимы, населявшие Крым, чтили Иерусалим. К сожалению, дорогу к нему преграждали разбойники, пираты Чёрного моря и бедуины. Путь к Святой земле был желанным, но крайне опасным. Первым паломником в Иерусалим стал пожилой князь Муса. В обратный путь он вёз с собой подарок единственному внуку – колыбель из ливанского кедра, чтобы так же славен был его преемник, как и это дерево. Иерусалимский священнослужитель был тронут такими намерениями и попросил у неба, чтобы колыбель эта стала первой кроваткой для Спасителя, который принесёт человечеству мир и благодать.

    С тех времён не одно поколение выросло, впитывая с пелёнок благость ливанского кедра. Все потомки славились своей мудростью и храбростью. Один из них – князь Ильягу – погиб геройской смертью, защищая свой народ от генуэзских войск. Много легенд было сложено об его отваге и чести. Местные жители верили, славен был князь благодаря тому, что провёл своё младенчество в колыбели из ливанского кедра. А сам же подарок первого паломника в момент, когда погиб Ильягу, неведомой силой вознёсся на гору и скрылся в её недрах. Так и появилась Бешик-Тау. Согласно поверьям, однажды она вновь раскроется. Тогда вновь поднимется колыбель, чтобы опуститься в дом, где произойдёт рождение нового Спасителя мира.

    Посетить священную гору можно во время похода по Крыму. Это будет несложная прогулка – высота её 514 метров. С вершины открываются замечательные виды гор, долин и кажущихся игрушечными человеческих поселений. На самой же Бешик-Тау люди обитали еще в древние времена. Здесь были найдены орудия труда античных времён, а также осколки керамики.

    С возникновением пещерных городов окрестности Колыбель-горы переживают новый расцвет цивилизации, что сказывается на ней не слишком хорошо. С XVI века в течение нескольких столетий в этом районе активно вырубался лес и вёлся выпас многочисленных стад скота. Человеческая деятельность привела к серьёзным изменениям – растительный мир Бешик-Тау был на грани полного исчезновения. Позднее этот урон старались возместить и теперь большую часть склонов занимают искусственно посаженные деревья грецкого ореха и крымской сосны. А вот кустарник на горе имеет естественное происхождение: можжевельник, кизил и шиповник возродились самостоятельно после того, как человек покинул эти края.

    У подножия Бешик-Тау находится другое свидетельство расцвета цивилизации – источник Юсуф-Чокрак и его подземная галерея. В настоящее время можно увидеть лишь прямоугольный резервуар, где собирается вода, но когда-то здесь был гораздо более искусный каптаж. Вода в него поступает из галереи, что находится в 15-ти метрах выше. Попасть в неё больше нельзя – проход засыпан землёй. Там, в темноте, скрывается 28-метровый туннель высотой 1,7 метра. Эта галерея служила для накопления и транспортировки воды. Небольшие желобки, вытесанные в полу, собирали потоки и направляли в основной канал.

    Гора Бешик-Тау станет познавательным и живописным этапом в прогулке по пещерным городам Крыма. Здесь можно передохнуть и насладиться великолепным видом на окрестности и природу полуострова. Легенды придают горе немного загадочную атмосферу, что делает вершину хорошим местом для созерцания и размышлений.

    Издревле караимы не теряли духовной связи с Иерусалимом и в своих молитвенниках поныне с благоговением произносят: “Если забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет десница моя!” .

    Однако долгое время им не удавалось побывать в святой земле: банды разбойников, после падения хазарского царства, хозяйничали в Крыму, пираты грабили и сжигали на Черном море корабли, а кровавые набеги аравийских бедуинов делали непроходимыми дороги к священному городу.

    До XI в. никто в Крыму не решался на долгий и рискованный путь паломника. Первым был Кырк-Ерский , князь Мусса , который за трудный подвиг удостоился звания «хаджи . Душа престарелого князя долго тяготела к священным местам и, наконец, после опасного путешествия, ему удалось осуществить заветную мечту.

    Оросил князь слезами гробницу патриархов, посетил развалины Иерусалимского храма, излил наболевшую душу за свой народу алтаря кенаса , возведенной Ананом гаНаси , и, удовлетворив стремление долгой жизни, собрался в обратный путь.

    На прощание Иерусалимский газзан навестил высокого паломника, но, увидев среди его вещей выточенную из Ливанского кедра колыбель, невольно подумал:»Охота же князю вести в такую даль детскую колыбель! Однако Хаджи Муса догадался о мыслях своего гостя и скромно произнес:»Везу подарок внуку, дабы стал славен, как Ливанский кедр!

    Тронутый до глубины души благочестивыми словами, газзан вдохновенно вознес глаза к небу и пожелал, чтобы в этой колыбели вырос Спаситель мира, пришествие которого должно принести счастье и мир на земле.

    Престарелому князю, однако, не суждено было привезти дар внуку: умер Хаджи Муса вблизи Александрии , куда направился навестить караимов Египта.

    Вдова и два зятя, сопутствовавшие князю, доставили колыбель в Кырк-Ер, как благословение внуку, родившемуся во время паломничества у единственного его сына –Якова , оставшегося управлять княжеством во время отсутствия Хаджи Мусы. С тех пор колыбель стала переходить от поколения к поколению, как родовое благословение первого паломника-караима.

    Потомки князя Хаджи Мусы пользовались среди населения Кырк-Ера заслуженным почетом, а один из них, Ичхак , за мудрость получил звание “Утолителя жаждущих”, — Мереве, которое перешло к его потомству. Сын его, Овадья продолжал носить это звание, а внук, князь Ильягу , находясь во главе защитников Кырк-Ера, погиб в день субботний смертью героя, при отражении генуэзцев от стен родного города. На надгробном камне его была выбита надпись:»Крепкой стеной был он своему народу внутри крепости и вне ее” .

    Имя Кырк-Ерского князя Ильягу сохранилось среди караимов, окруженное ореолом красивых легенд. Народ поныне верит, что славен стал Ильягу, так как вырос в заветной колыбели Хаджи-Мусы, которая в ночь гибели князя божественной силой была перенесена на соседнюю гору и исчезла в ее недрах.

    С тех пор двугорбая гора, хранительница княжеской колыбели, стала называться»Бешик-Тав. Как Масличная гора в окрестностях Иерусалима раскроется и выдаст Ковчег Завета, укрытый в ней пророком Еремием , так Бешик-Тав разверзнет в свое время недра, а колыбель Хаджи Мусы высоко вознесется к нему и опустится в дом, где раздастся впервые голос новорожденного Спасителя мира. Так поныне гласит народная легенда.

    Текст легенды – В.З. Тирияки»Легенды и предания крымских караимов, Евпатория, 2002 год.

    Печатается по материалам Б.Я. Кокеная в записи Т.С. Леви — Бабовича (библиотека»Карай битиклиги-2)

    1. Существует еще одна версия перевода оригинала:»Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть забудется десница моя. (Пс. 137:5).

    2. Бедуины –»обитатели пустыни,»кочевники. Этим термином принято обозначать всех жителей арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни, независимо от их национальности или религиозной принадлежности.

    3. Кырк-Ер – раннесредневековое название крепости Чуфут-Кале.

    4. Муса – арабизированное библейское имя Моисей. По некоторым сведениям, Моше Ерушалми га-Кодеш (Святой) бен Яков являлся гевиром (предводителем) караимской общины Чуфут-Кале; умер в г. Диамате и там же был похоронен [Ельяшевич Б.С. Караимский Биографический словарь (от конца XVIII века до 1960 г.) // Караимы. Материалы к серии»Народы и культуры; Под ред. М. . Губогло, А.И. Кузнецова, Л.И. Миссоновой. – М., 1993. – Вып. XIV, кн. 2. – С. 51, 52]. Йолджи-таш (надгробный памятник на могиле-кенотафе) бы установлен в кладбище Балта-Тиймез в Иосафатовой долине близ Чуфут-Кале. Однако датировка на памятнике – 1002 г. – приведенная в труде А.С. Фирковича (1787, Луцк, Польша, – 1874, Чуфут-Кале)»Авне Зиккарон (Книга памятных камней, Вильно, 1872), многими как дореволюционными, так и современными учеными подвергалась сомнению. Судя по дошедшим до нас письменным источникам, первые свидетельства о пребывании караимов на Крымском полуострове датированы серединой XIII в. В академической литературе принято считать, что караимы появляются в Восточной Европе уже в послехазарское время. По другой версии, впервые выдвинутой российскими востоковедами В.Д. Смирновым и В.В. Григорьевым, которой и сегодня придерживаются некоторые караимские круги, современные караимы являются прямыми потомками хазар. Серьезным доказательством в вопросе о времени появления караимов в Крыму может стать исследование и каталогизация надгробных камней на крымских караимских кладбищах (прежде всего – на кладбище»Балта Теймез).

    5. Хаджи – человек, совершивший хадж, паломничество. Среди караимов Крыма также распространенная фамилия.

    6. Кенаса – название храма у крымских караимов.

    7. Анан га-Наси бен Давид – кодификатор караизма, жил в VIII в. По имени Анана бен Давида его последователи первоначально называлась»ананиты. Собственные труды Анана бен Давида не сохранились, и его учение известно только в переложении его последователей. Караимы (с иврита»карай – буквально»читающие, или»люди Писания) – возникшая в Багдаде в начале VIII в. религиозная секта, доктрина которой основана на отрицании раввинистическо-талмудической традиции. Непосредственно сам термин»караимы впервые упомянут в трудах теолога IX в. Биньямина бен Моше На Гавенди. Основная характеристика данного движения – почитание Ветхого Завета (ТаНаХа) как единственного и прямого источника религиозной истины. Обращение к Библии как к единственному источнику Закона выражено в установленном Ананом принципе:»Тщательно ищите в Торе и не опирайтесь на мое мнение.

    8. Газзан – лицо духовного звания у караимов; должность, аналогичная должности раввина в еврейской синагоге.

    9. Александрия – город в Египте.

    10. Сын Хаджи Мусы Яков бен р. Моше Ерушалми»был мужем образованным и уважаемым, жил в крепости Чуфут-Кале, где умер 29 лет, оставив после себя доброе имя; по некоторым сведениям, скончался в 1031 г. [Ельяшевич Б.С. Караимский Биографический словарь (от конца XVIII века до 1960 г.) // Караимы. Материалы к серии»Народы и культуры; Под ред. М. . Губогло, А.И. Кузнецова, Л.И. Миссоновой. – М., 1993. – Вып. XIV, кн. 2. – С. 75]. Однако датировка на его надгробии, приведенная в труде А.С. Фирковиче»Авне Зиккарон, вызывает у многих специалистов сомнение.

    11. Ичхак – библейское имя Исаак в произношении крымских караимов.

    12. Ильягу (Илья, Эльягу, Элиаху) бен рабби Овадья – по Б.С. Ельяшевичу, погиб при защите крепости Кырк-Ер в 1261 г. [Ельяшевич Б.С. Караимский Биографический словарь (от конца XVIII века до 1960 г.) // Караимы. Материалы к серии»Народы и культуры; Под ред. М. . Губогло, А.И. Кузнецова, Л.И. Миссоновой. – М., 1993. – Вып. XIV, кн. 2. – С. 29].

    13. A.C. Фиркович, указанное сочинение.

    14. Иеремия (Иермиягу) – второй из четырех великих пророков Ветхого Завета. История его жизни и деятельности изложена в его книге, под заглавием»Книга пророка Иеремии.

    Гора Бешик-Тау (Беших-Тау, Быших-Тау), имеющая высоту в 514 м над уровнем моря, является частью Внутренней гряды Крымских гор, граница которой южнее Бахчисарая проходит по г. Казан-Кая, г. Кыз-Кермен, г. Бешик-Тау, г. Чуфут-Кале и г. Кампалык. Бешик-Тау имеет типичную куэстовую форму, характерную для всей гряды — пологий северный склон переходит в плоскую, поросшую лесом вершину, которая заканчивается с юго-востока 40-метровым уступчатым обрывом. Колыбель-гора представляет собой типичный эрозионный останец, протянувшийся с ЮЗ на СВ приблизительно на 650 м и с СЗ на ЮВ на 450 м. [Коваленко И. Физико-географическая характеристика Бешик-Тау в Крымском предгорье. Электронный ресурс. https://www.krimoved.crimea.ua/nature14.html].

    По мнению историков А.Г. Герцена и Ю.М. Могаричова, некоторые исторические сведения, содержащиеся в эпитафиях и рукописных кодексах, собранных и опубликованных известным караимским коллекционером А.С. Фирковичем в середине XIX века, резко противоречит данным других источников, как письменных, так и археологических. Привлекает внимание надгробная надпись, упоминающая Илиагу (Элиаху), павшего в 1261 г. при защите города от генуэзцев. Российский ориенталист и археолог Д.А. Хвольсон утверждал, что до этого Чуфут-Кале был населен исключительно евреями, защищавшими его от врагов. Однако обоснованное сомнение в подлинности этой надписи было высказано его оппонентом, востоковедом и семитологом А.Я. Гаркави. Действительно, источники в совокупности не позволяют говорить о появлении генуэзских поселений, а тем более об активных действиях генуэзцев в горных районах Юго-Западного Крыма до 1266 г. Следует напомнить, что Чембало (Балаклава) – крайний юго-западный опорный пункт генуэзцев был отнят ими у греческих князей лишь в 40-х гг. XIV в. Как выше отмечалось, ничего не знают о пребывании здесь значительной иудейской или караимской общины ни Абульфида, ни Шильтбергер, ни другие авторы XIII–XVI вв. Подозрительно и употребление этнонима»генуэзцы: известно, что их в Крыму тюркоязычное население именовало франками [Герцен А.Г. Могаричев Ю.М. Крепость драгоценностей. Чуфут-Кале. Кырк-Ор. – Симферополь: Таврия, 1993. С. 106, 107].

    Что касается самой легенды о»Колыбель-горе, то, по заключению А. Жердевой, варианты этой легенды встречаются у многих народов Крыма. Так, например, существует»Легенда о золотой колыбели у крымских татар;»Легенда о золотой колыске и наковальне – у греков.»Легенда о сокровище горы Басман (Легенда о сокровище отчей горы) – армянский вариант. В ранее издававшиеся сборники легенд были включены крымскотатарский и греческий варианты легенды, при этом в значительно отредактированном виде. Советские интерпретации легенды под названием»Казачья гора и»Волшебный горн также могут быть рассмотрены как варианты легенды о золотой колыбели, хотя и претерпевшие значительную трансформацию. Однако некоторые особенности этих текстов заставляют усомниться в их фольклорном происхождении. В различных вариантах этой легенды присутствуют и разные географические ландшафты. Например, Крестовая гора и пещера в ней у крымских татар, гора Басман и пещера Каплу-кая у греков, Мангуп или Баба-Даг (Отчая гора) у армян, Бешик-Тав или Гора-Колыбель у караимов. Однако объединяет эти легенды общая мифологема горы-пещеры и родовой символ – колыбель, который являлся важнейшим фетишем для многих народов в древности [Жердева А.М. Легенда о золотой колыбели на перекрестке культур народов Крыма // Культура народов Причерноморья. – Симферополь, 2011. – № 210. – С. 35–39].

    Леви-Бабович Товий Симович (1879–1956) – караимский газзан, педагог. Проживал в Севастополе; затем, после лишения его избирательных прав в 1920-х гг., был вынужден уехать из города, отправившись сначала в Одессу, а затем в Грецию. До конца жизни проживал в Каире, где возглавлял местную караимскую общину.