» » Водно-моторный маршрут «Мыс Крильон. Полуостров крильон Юго восточное побережье мыса крильон авто

Водно-моторный маршрут «Мыс Крильон. Полуостров крильон Юго восточное побережье мыса крильон авто

Мыс Крильон-самая южная часть острова. В моем понимании, край земли, хотя там дальше Хоккайдо, Курилы, но Сахалин заканчивается на Крильоне.
Мыс Крильон на карте.


12 тысяч лет назад острова Сахалин и Хоккайдо были одним целым и возможно, через Крильон были соединены друг с другом. Сейчас же их разделяют 40 км пролива Лаперуза, названного в честь бригадира французской армии, графа Жана Франсуа Гало де ла Лаперуза. Экспедиция Лаперуза стартовала из Франции, прошла Атлантический и Тихий океаны, дошла до Корейского полуострова и по Японскому проливу дошла до Сахалина, по Татарскому проливу поднялась на север, затем развернулась, прошла по проливу между Сахалином и Хоккайдо, через Курилы снова вышла в Тихий океан и погибла в юго-западной его части.

На мысе Крильон в 1883 году был построен маяк для безопасности судоходства. В 1896 году был построен новый маяк, оборудованный осветительным прибором французской фирмы "Барбье ет Бернад".

О самом главном. Откуда же взялось название "Крильон"? Лаперуз назвал мыс в честь генерал-полковника французской армии Луи де Бальбес де Бертон де Крийон (Крильон) знаменитого своей храбростью, вошедшей в поговорку (pends-toi, brave Crillon, on a vaincn sans toi).

Белые шары вдалеке это станция обнаружения самолетов и наведения авиации, а также радиолокационная станция 39-го радиотехнического полка воздушного наблюдения, оповещения и связи. Такие же можно видеть в .

Каждый год на Крильон устраивают пробег сахалинские джипперы.

Очень интересный рассказ из этих мест можно прочитать у lastdjedai .

Путешествие по полуострову Крильон. Множество японских построек, советский укрепрайон, вкопанные танки. Мыс Анастасии, мыс Канабеева.

* * *

компанией ЛитРес .

© Валерий Маслов, 2015


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

Шестнадцать лет назад, в далеком девяносто восьмом году. Да не в таком-то уж и далёком. Примерно в это же самое время года. Бывший напарник по туризму, бывший товарищ Гоша. Предложил сходить в турпоход на мыс Крильон. Гоша финансирует данное мероприятие. Совсем недавно открыли доступ на мыс Крильон. В эпоху СССР, даже не мечтали попасть на мыс Крильон. Вы что, с ума сошли, всего сорок километров до мыса Соя, остров Хоккайдо! А вдруг рискнете свинтить по морю вплавь, с самой лучшей, счастливой страны мира сего или всего!

Тимоха бы с удовольствием пошёл на Крильон. Но к этому времени, в тайге проделал большую, длительную работу. Был полностью готов для встречи тихоокеанского лосося. Ура, даешь красную икру! В тайге сделал браконьерский стан, для переработки лососевой икры. Времечко было весёлое. Как раз нули с рублей убрали! Все были миллионерами и хлоп, обанкротились! Данным деянием, ну, отрезанием нулей от рублей! Правительство решило стабилизировать, и даже дать рост экономики страны! ЭТОЖЕ НАДО БЫЛО ДО ТАКОГО ДОДУМАТЬСЯ!!!

Прошло шестнадцать лет. Для истории – капля в море, но капля серьёзная. Россия снова на коне, на хорошем скакуне. Европа вместе с Америкой, думку гадают. Где бы и как бы отыскать в России очередного друга перестройщика! По их мнению, России пора снова перестраиваться!

Для человека шестнадцать лет это много, очень много. Скольких за шестнадцать лет не стало. Много чего изменилось, поменялось. Время уже не идёт, а летит вперед сломя голову. Года бегут.

Нужно сходить прогуляться на мыс Крильон. Посмотреть красивейшие места береговой линии Татарского пролива, пролива Лаперуза, Анивского залива. Это будет многодневная прогулка по прибрежной полосе. С заходом на ближние сопки, горки. У таёжника язык не повернётся, назвать маршрутом – обход полуострова Крильон. Туристический маршрут серьёзное мероприятие. Хребты, перевалы, горы, быстрые реки, водопады. На предстоящей прогулке, мелкий пляжный песок на сотни километров. Теплое море и естественно жаркое солнышко. Наконец-то на юг Сахалина пришло лето. Это будет называться отдыхом, пусть активным, но все равно отдыхом. Можно день идти, день стоять на дневке. Полдня идёшь, два дня стоишь! Не нужно не чего переваливать, попадать куда-то. Потом думать, попал или нет, куда хотел.

Довольно серьёзный, длительный маршрут оставлен на золотую пору. Там будет все, хребты, горы, озера, водопады и много золота!

На самом деле все оказалось не так просто. Снова или опять бывалые товарищи плетут своими языками. От мыса Крильон по побережью Анивского залива, до мыса Канабеева, путь очень тяжёлый. А сам мыс Канабеева полнейший не пропуск. Его надо обходить тайгой, сквозь нескончаемый, густой, мощный бамбук. И вообще, тяжело, нудно – тупо идти по побережью, проходя мыс за мысом. Обо всем узнает тогда, когда пройдет. Когда наскачется как горный козел по километровым завалам ломаных каменных глыб, огромных валунов.



Снова Тимоха на берегу Татарского пролива. Километров на триста пятьдесят южней озера Айнского. День прошёл и не рад, что пустился в этот путь. Пока что только отрицательные эмоции, сплошной негатив. А ведь решил отдохнуть, прогуляться, по пути загар принять.

Начнём сначала. Двадцать третьего июля, рейсовым автобусом добрался до города Невельска. Впервые в жизни, рюкзак был помещен в багажном отделение! Сколь пришлось покататься автобусами с большим рюкзаком, а точней с огромным рюкзаком. Ни разу водители не соизволили открыть багажное отделение, где оно есть. По этой причине, ну, мол, что рюкзак лежит в багажном отделение, было как-то не уютно. Особенно тогда, когда началась плохая дорога. Это примерно не доезжая, километров пятнадцать до Ловецкого перевала. А вдруг рюкзак вывалиться! Не вывалился, прошли Ловецкий перевал, с восточной стороны идёт строительство, новой дороги.

Город Невельск назван в честь русского адмирала Геннадия Ивановича Невельского. Невельск считался городом рыбаков. Ну это было в прошлой жизни! В настоящей жизни, в российской жизни, Невельск, районный центр. Город растянулся, наверное, в добрый десяток километров по береговой линии, с севера на юг.

Буквально за день, до старта. Сестра сказала – что, мол приближается главный профессиональный праздник России. В воскресенье – ДЕНЬ ТОРГОВЛИ!!! Нет теперь городов рыбаков, шахтёров, нефтяников, лесорубов. Кругом и вокруг города торгаши! На Сахалине даже день рыбака поблек на фоне дня торговли!

С Невельска маршрутным такси добрался до Горнозаводска. До поворота на Горнозаводск, местные товарищи называют поселок – Горный. Здесь затормозился, долго стоял на развилке дорог, голосовал. На посёлок Шебунино автомобили не идут. Только на угольный карьер самосвалы ходят. От поворота на карьер, до Шебунино ещё восемь километров. Часа через полтора, таёжника подобрала кореянка на иномарке. Женщина довезла до моста. Мост находится в посёлке, почти в двух километрах от побережья. Мост на побережье давно сгнил, остались одни сваи. В эпоху СССР было начали строить мост, хотели делать новую дорогу на мыс Крильон. Но грянула так называемая перестройка, а точней, произошла очередная революция. И все запланированное строительство пошло прахом.

Вышел на побережье, побрёл по старой дороге, которую на днях слегка обновил тяжелый бульдозер! Таежник идёт в кроссовках. Погода? Наверное, можно и не спрашивать. Туман! Вчера по всему югу острова лил хороший дождь. Вы ходили, когда-нибудь в кроссовках по обновлённой дороге тяжелым бульдозером?! Не надо пробовать. Занятие скажем не приятное, свинское занятие!

Пришлось в кроссовках месить грязь, примерно километров семь. Между грязью сообразил обед. Замучился разводить костер. Сильный, ломовой юго-западный ветер. Березовой коры нет. За место бересты полусырая, прошлогодняя трава. Даже бумаги нет. Вода в ручье жёлтая. Она, вода эта, на разведения костра не влияет, пусть будет хоть серо-буро-малиновая!

Пока чаёвничал, на юг по прибойной полосе прошёл УАЗ Фермер. Так, здесь значит ездят берегом, часто, однако ездят, песок распахан от и до.

Примерно с километр, до первой речки дорога не тронута, значит – дорога чистая и сухая, слабо заросшая травой. Автомобили, внедорожники, как говорил выше ходят по песку, по прибойной полосе. Ещё как ходят, за полтора часа прошли двенадцать автомобилей. Дошёл до речки Китовил, пришлось немного пройти обратно. Глубокая лагуна. Устье, воробью покалено, в речке тоже вода жёлтая. Что твориться на берегах устья реки, лучше не говорить, но придется.

Помойка на сотни метров. На каждом выходе пресняка, то есть на каждом устье, даже маленького ручейка, помойка. Множество кострищ, дрова почти везде привозные, мало в этот районе наносника. Кучи полиэтиленового мусора, стеклянных бутылок. Естественно часть мусора море вымывает. Но не кострища вымывает и остатки от крабового пиршества.

Такого свинства не ожидал, вот это загадили, вот это патриоты! Вот это прогулка, вот это отдых!!! Да уж, слов нет и слюни кончились. Сколько водочный бутылок – это ужас! Гораздо больше, чем полиэтиленового мусора. Что за народ, кругом, по всей земле. Загажены все побережья, но не так кучно, как допустим Российские берега. Даже пароходы других стран, находясь у российских берегов, кидают мусор за борт. Потому что они знают, им за это не чего не будет.

Сильный юго-восточный ветер гонит густейшей туман, на пятьдесят метров не чего не видно. Даже не видно прибрежных холмов, береговая полоса не широкая. Да, загоришь здесь, однако, как бы солнечный удар не получить! Психологический удар уже получил. Зря пошёл в этот загаженный кусочек земли своей Родины.

Наследующей речке Луговка тоже самое, большая глубокая лагуна с жёлтой водой. Мелкое, тихое устье. Множество кострищ, разлёт мусора на сотни метров. Не стал здесь разбивать бивуак, Пошагал дальше по прибойной полосе. Хорошо при этом, осознавая и понимая, что и на третьей речке и на пятой будет тоже самое.

Чисто, точней чище, станет там, где каменные мысы перекроют дорогу автомобилям, на которых ездят патриоты своей великой страны! А чисто уже больше не когда не станет. Полиэтиленовый мусор будет всю жизнь, веками таскать по волнам. Выкидывать на берега, и снова штормом, отливом в море.

На устье речке Обутанай еще лучше. Возле сопки левого берега роется экскаватор. Лагуна большущая, да еще полукругом.

Нужно становиться, пошёл седьмой час вечера. Туман ослабел, солнышко подогревает сквозь туман, жарко, однако. На рюкзаке, на нижнем амортизаторе, рассыпался пластмассовый замок. Да, сталкивался с такими замками в девяносто пятом году на рюкзаке Егерь, теперь рюкзак Тайга. Интересно, случайно не одна и та же фирма делала рюкзаки. Замки везде одинаковы, на разных рюкзаках, разных фирм. Дело в прочности пластмасса. Но ведь на улице не мороз. А что было бы в мороз?

Снова таёжник повторяется, но уже вопросом. Когда же наконец в промышленности будут работать профессионалы, люди у места. Специалисты данной отрасли. А не бараны, купившие себе дипломы о высшем образование? Наверное, не когда, это Россия.

Первым делом переобулся, вторым делом поставил палатку. За место колышков, мелкий наносник. Без всякого топора, воткнул в песок и все дела. Завел огонь с помощью подобранного по пути гофрированного картона. И куски фанеры по пути подобрал. Их пустит на утро. Нет здесь берёз.

Сделал чай. Повесил разогреваться кашу гречневую. В котелок воды, туда банку с кашей и на костёр. Дело это не быстрое, но и не долгое. Сначала попил чая, через час покушал. Нормальная каша, понравилась.

Таёжник разочарован. В который раз за день задаёт себе вопрос. Зачем сюда пошёл, уж лучше по тайге сквозь зелёнку. Всё в песке, песок проникает везде, он что вода. Ближе к ночи пошли автомобили на север, на Шебунино. Отдыхающие патриоты домой направляются! Какие-то рыбаки остановились на устье и до темноты бегали, кричали. Что они там делали, черт их знает.



Экскаватор работал всю ночь. Да чтоб у него соляр закончился! Временами сквозь шум прибоя, доносился гул работающей машины и лязг железа. Интересно, что он там копает, уголь ищет? Ночью проезжали автомобили, на север. Будь хоть супер крутой внедорожник, по сыпучему песку, на пониженной передаче, реву, что от трактора Беларусь. В салоне почти тихо и кондиционер работает.

Очень жарко, спал в трусах и с полностью расстёгнутым спальным мешком. Примерно в час ночи вылезал с палатки, небо чистенькое, усыпано сияющими звездами. К утру затянет, это постоянно так, в обычай вошло! Ночка была тяжелой в психологическом плане. Да и в физическом не лучше, спал урывками.

Проснулся в пять утра. Через полчаса поднялся, вылез с палатки. Роса обильная, но по небу уже гонит тучи. Нечего удивительного, так оно и должно быть, если сегодня растащит тучи, то это произойдёт ближе к обеду или за полдень. Обычная Сахалинская погода. Ветер тот же, юго-западный, умеренный. Гораздо тише, чем вчера.

Сделал подъёмный чай, шоколад, хлебцы с маслом. Поставил разогревать кашу рисовую, баночную. Собрал рюкзак. Позавтракал. Эта каша хуже, чем гречневая. И вообще, зачем брал разные баночные каши? Лучше бы ещё тушёнки две банки взял, вес одинаковый

В семь тридцать вздрогнул. Сто метров по песку, вот оно устье. На море полный прилив. Вперед! В болотных сапогах здесь бы не прошёл, только по отливу. Глубина по пояс. Вода теплая, что в речке, что в море. Как-никак южная часть Татарского пролива. До японского моря рукой падать, на лодке с мотором Ямаха! Это не вешние воды горных речек форсировать.

Немного прошёл по прибойной полосе, полный прилив, тяжело идти. Вылез на дорогу. Вчера отремонтированный амортизатор дал сбой. Пришлось останавливаться, убирать то, что делал вчера. Перевернул амортизатор и натянул поясным замком. Дошёл до речки Брусничка. Дорога режет мысы прибойной полосы. Но на реках все мосты сгнили, остались только деревянные сваи. На западном побережье полуострова Крильон, все реки, не зависимо от размеров, даже ручьи, на устьях имеют большие, довольно глубокие лагуны. Когда двигаешься по дороге, и упираешься в водную преграду, приходиться идти в обратную сторону, лезть по зеленке, где с километр, где по полтора километра. И только на самом устье форсировать реку.

На речке Брусничка помойка меньше. На север проехал КАМАЗ, на приличной скорости, прямо по морю! Брызги выше кабины. Снова вылез на дорогу, тяжело идти по прибрежной полосе, когда полный прилив. Дорога на данном участке заросла. Долго добирался до устья пятой по счёту речки от посёлка Шебунино. Речка называется Оненуси! Лагуна большая, длинная, нашёл мелкое место, дно камень, переправился. Покурил, дальше пошёл.

Услышал рев автомобиля, рычит громче КАМАЗа. Наверное, УАЗ, на пониженной передаче идет по курсу. Ошибся здорово, по курсу идет Лад Крузер. Довольно старый, но не совсем старый! Это по году выпуска. Ну а так автомобиль на половину ржавый, видать много где ходил по убитым дорогам, по морю. Водитель сам остановился, Тимоха бы не голосовал, это в его планы не входит. Но если остановился, значит поедем. Мужчина держит курс на урочище Кузнецово, там также одноимённый мыс Кузнецова. Последняя, самая южная боле менее серьёзная речка Кузнецова.

Решил проехать до мыса Виндис, до горы Коврижки. От Кузнецова до мыса Крильон по дороге всего пятнадцать километров. От Коврижки до Кузнецова восемь километров. Таёжнику спешить некуда. Поехали. В салоне шум, как в самолёте АН-2. Глушитель по дороге оторвался, а дорога здесь о-го-го. Если быть точным, здесь нет дороги, есть путь.

Вскорости далеко впереди, в слабом тумане показалась гора Коврижка.

Долго до неё ехали, приблизительно, минут сорок. Да, как и планировал, к вечеру бы подошёл, дотащился бы до Коврижки.

Туман не даёт хорошего ракурса для фотографий. Решил ехать до урочища Кузнецова.

Гора Коврижка, мыс Виндис сильно выступает в море. Есть проход и прижим с южной стороны мыса Виндис. Дорога ужасная, море, как специально, напротив прижима постоянно забрасывает дорогу ламинарией – морской капустой. Есть участки, где ламинария лежит не прерывным валом, шириной в два три метра, слой выброшенной капусты толщиной по полметра, протяжённость вала, по километру и по два километра.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Записки сахалинского таёжника. Фоторассказы 2014. Полуостров Крильон (В. М. Маслов, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром -



vnedorog:
Евгений! Ты уже на рюкзаке сидишь?
Я тебя встречаю, в Южном берем человека, летим в Холмск, перегруз, заводим "Боинга" и выдвигаемся в точку старта - утром 7го старт уже по бездорожью

// egolovach.livejournal.com/


golovach:
Сергей - дублирую рейс.
YUZHNO SAKHALINSK, EПрибытие в 13:20 Чт.

vnedorog:
Окей Евгений...
Держу на пульсе. Встречать буду сам...

Все восемь часов, самолёт летел куда то прямо....

Мыс Крильон - самая южная точка полуострова Крильон и всего острова Сахалин. Название было дано в честь французского военачальника Луи-Бальбес де Крильона великим французским мореплавателем Жаном-Франсуа де Лаперузом.

С севера соединён узким, но высоким и обрывистым перешейком с Крильонским полуостровом, на западе омывается Японским морем, на востоке - заливом Анива Охотского моря. С юга - пролив Лаперуза, разделяющий острова Сахалин и Хоккайдо.

// egolovach.livejournal.com/


По дороге из Южно-Сахалинска до Холмска было очень ветрено, но не холодно. Ветер быт такой силы, что на нём можно было сидеть =)

// egolovach.livejournal.com/


Собрав часть экипажей, выдвинулись на маршрут к мысу Крильон.

// egolovach.livejournal.com/


Дорога вдоль берега моря, она разная... Воздух солёный и остро пахнущий морем-акияном с явной ноткой йода.

// egolovach.livejournal.com/


Всё побережье прорезают мелкие речки, эта зовётся Шестомой.

// egolovach.livejournal.com/


Для преодоления водных преград, на всём протяжении выставляются штурмана. Иначе риск угодить в промоину, или наткнуться на камень, ствол дерева очень велик. Да и течение очень сильное.

// egolovach.livejournal.com/


// egolovach.livejournal.com/


// egolovach.livejournal.com/


Тут начинаются поля из выброшенной на берег морской капусты.

// egolovach.livejournal.com/


Морская капуста, это очень вонючая и скользкая субстанция.

// egolovach.livejournal.com/


Ехать по ней, крайне тяжело. Стебли, наматываются на мосты и машина буквально вязнет в ней.

// egolovach.livejournal.com/


Пройти в одиночку, тут невозможно.

// egolovach.livejournal.com/


Выручает - командная работа и лебёдочные якоря.

// egolovach.livejournal.com/


Очень скользко...

// egolovach.livejournal.com/


А потом начинается дорога, по которой можно ехать часами. Слева сопки, справа океан.

// egolovach.livejournal.com/


Шоссе! =) Смеркалось, решено было разбивать лагерь.

// egolovach.livejournal.com/


Прошли несколько километров по "пляжам" и остановились для сбора группы около транспортника "Либерти".

// egolovach.livejournal.com/


Корабль затонут в 1944 году. С тех пор тут и лежит.

// egolovach.livejournal.com/


// egolovach.livejournal.com/


Начал подтягиваться народ, Впереди был перевал и распадок. Распадок, это место между двумя сопками. Высота разная и техника преодоления тоже разная.

// egolovach.livejournal.com/


Отворот на перевал.

// egolovach.livejournal.com/


Природа стремительно начинает меняться, а температура окружающего воздуха повышаться.

// egolovach.livejournal.com/


// egolovach.livejournal.com/


// egolovach.livejournal.com/


// egolovach.livejournal.com/


Самые прыткие, оказались "Джимники-Сузуки-Самураи", они едут везде, разве что подпрыгивать не умеют! Все дороги, тут были построены японцами во время оккупации острова.

// egolovach.livejournal.com/


Самое неприятное, это упасть в промоину. Глубина лужи может быть до 2х метров!

// egolovach.livejournal.com/


Распадок.

// egolovach.livejournal.com/


Это бамбук, да да - именно бамбук. Это растение, страшный сон местных джиперов. Очень крепкий, гибкий и острый. Оторвать рулевую сошку - делать нефиг, проколоть шину - легко.

// egolovach.livejournal.com/


На Сахалине всё большое! На острове не было ледникового периода и поэтому все растения огромны по сравнению с точно такими же но например в средней полосе. Если лопух, то огого!

Так получилось, что мы первыми преодолели перевал и остановились на небольшую стоянку для перекусу.

А есть там хотелось всегда. Этому способствовали свежий тихоокеанский бриз и сумасшедший запах из походных котелков.



Пока закипала вода, мужики наловили крабов.


Есть своя хитрая технология ловли. Краб большой и злой.


А вокруг... Изумительная свежесть...


Ручьи с чистейшей водой. На такой воде, обычные пельмени приобретают божественный вкус!


-Как дела, Москва? =) Народ всё время старался меня накормить и всячески заботился. Спасибо вам Ребята!


Дождались отлива и пошли вдоль линии океана. Фееричное действо.


Дизель тарахтит, что то булькает под днищем, а ты отчасти едешь, отчасти плывёшь...


Впереди показывается военная часть на мысе Крильон! С погодой не очень повезло, солнце за всё время экспедиции выглянуло на 2 часа. Пейзаж по цвету очень унылый.


Потихоньку подходим к конечной точке.


Зелёный дом справа - общага погранцов. Япония, через "дорогу".


Приехали.

Помните песню?

А почта с пересадками летит с материка До самой дальней гавани Союза И я швыряю камушки с крутого бережка Далёкого пролива Лаперуза...

На фото ниже - камушки и моя рука =)


И вот, эти камушки, полетели в пролив =)


Мечта детства - сбылась. Когда я был маленький, я часто раскладывал на полу карту и ползая по ней, често натыкался на Сахалин и его "хвосты". Всё время думал - А как там? И всегда очень хотел туда попасть.


Мыс Крильон.


На самом мысе, осталось множество японской заброшенки.


Например, старая котельная (японская) которой больше 80 лет.

Осенью 2017 года вновь сходили на каяках в сторону Крильона. Старый добрый маршрут. По пути завернули на мысы Кузнецова, Замирайлова Голова. Первый каякопоход в рамках проекта «Открытое Море». Проект создавался с целью популяризации морского каякинга на Дальнем Востоке и привлечения внимания новых людей к этому виду туризма. Мыс Крильон – самая южная точка острова Сахалин.

  • Остров Сахалин, мыс Крильон
  • сентябрь 2017
  • участники Павликов А., Придорожная Т., Яковлев А., Пасюков М.
  • автор отчёта Пасюков М.

Из оперативного уведомления от 21 сентября 2017года, Начальнику Службы береговой охраны ФСБ России в городе Корсакове.

Общественная организация «Сахалинская Конфедерация Экстремальных Видов Спорта». Регистрационный номер 1116500000517, извещает вас о предстоящем передвижении четырех человек на спортивных морских каяках. Передвижение осуществляется исключительно за счет собственных сил при помощи весел, вдоль береговой полосы.
Зона передвижения – прибрежная западная акватория полуострова Крильон. Передвижение на каяках осуществляется вдоль береговой линии на расстоянии не более 1000 метров от берега.

Участники:
Придорожная Татьяна – морской каяк – Сибёрд Экспедишн ХВ.
Павликов Александр Гурьевич — морской каяк – Самопал
Яковлев Александр Владимирович – морской каяк — Поинт 65 Сикрузер
Пасюков Максим Петрович – морской каяк – Поинт 65 Сикрузер.

Маршрут движения:
21 сентября – мыс Кузнецова – мыс Замирайлова Голова – р. Замирайловка
22 сентября – р. Замирайловка – мыс Крильон
23 сентября – мыс Крильон – мыс Кузнецова

Напоминаем, что все четверо участников и их лодки стоят у на учете от 19.08.2011 в Корсаковском СахПУБО за №649


А вот и наш путь. Под нами мыс Кузнецова. Далее каменная голова каменного хищника, на картах Замирайлова голова. Вдалеке на юге – мыс Крильон, самая южная точка острова Сахалин.


Спускаем колёса
План довольно прост. На машинах добираемся до мыса Кузнецова, оттуда на лодках на Крильон


Речки пролетаем быстро. Позади остаётся и мыс Виндис,.
За трапециевидную форму мыс также называют Коврижкой


Связывает скалу с берегом узкий песчаный перешеек. Сама же Коврижка возвышается над уровнем моря на высоту около 78 метров и в плане имеет практически идеальную круглую форму с диаметром не более 100м. Сложена она очень крепкими, темными по цвету породами — базальтами — магмой, внедрившейся снизу в осадочные породы и застывшей в них в виде вертикально стоящей колонны.

Абсолютно плоская вершина Коврижки известна тем, что на ней были найдены археологические стоянки древнего человека. Есть даже гипотезы, согласно которым это природная постройка использовалась сахалинскими аборигенами в качестве крепости.


Порой речки глубокие. Из речек достаём горе авто-туристов, но это из другой истории


Коврижка остаётся позади


Мыс Кузнецова — государственный зоологический памятник природы регионального значения, основанный в 1986 году. Название мыс получил в честь капитана 1-го ранга Д.И. Кузнецова, командовавшего первым отрядом, приплывшим на Дальний Восток в 1857 году для охраны российских границ


Мишка, живёт у местных в клетке


Кузнецовские будни


лошади здесь по 300 рублей за килограмм



Плиты моста через Кузнецовку совсем развалились. Приходится быть аккуратней


Мыс Кузнецова расположен на юго-западном побережье полуострова Крильон. Рельеф памятника представлен выровненной платообразной поверхностью и морскими обрывистыми берега ми.
С 1857 года для охраны окраин России на Дальний Восток посылались отряды судов Тихого океана. Первым отрядом командовал капитан Д.И. Кузнецов, в честь которого и был назван мыс.
На юге он оканчивается скалой, напоминающей лицо человека в профиль. В центральной части мыса на самой его оконечности стоит маяк «Кузнецова», построенный японцами в 1914 году


Раньше мыс Кузнецова и бухта назывались Сони, что в переводе с айнского означает столбчатые камни или рифы и отражает особенности данного места.
На мысе находится лежбище нерп, а также большая колония морских птиц — бакланов, чаек, чистиковых


Подводный мир мыса Кузнецова очень красив и интересен, во многом схож с островом Монероном.
Мыс представляет наибольшую ценность в орнитологическом отношении: по восточному и западному побережью проходят главные миграционные пути птиц.
На почти безлесных склонах морских террас гнездятся бакланы, сокол, чайки, кайры, ястреб.
Здесь отмечены редчайшие виды птиц, занесенные в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области: японский журавль, рогатая камышница, зеленый голубь, японский скворец, мандаринка, средняя белая цапля, японская белоглазка, красноногий погоныш, сокол сапсан, перепел японский и др.




Маяк назван по наименованию мыса Кузнецова, вблизи от которого он установлен.
До 1947 года мыс носил японское название Сони, а маяк – Сони-мисаки или Сони.


Маяк установлен в 50 м от береговой черты на высоте 72 м над уровнем моря. Грунт в основании маяка – глинистый сланец.
Впервые маяк был построен Японией в 1914 году


В 1961 году войсковая часть 72010 под руководством инженер-подполковника П.Г.Тростина произвела капитальный ремонт объеков маяка.

В фонарном сооружении был установлен отечественный светооптический аппарат марки ЭМН-500. Извещением мореплавателям от 4 октября 1961 года было объявлено об увеличении дальности видимости огня маяка до 20 миль – 37 км. Сектор освещения и характер огня сохранились.

Предпринятые попытки установить на маяке автоматические ветровые электрогенераторы для электропитания маяка положительного результата не дали из-за ненадёжности их работы в суровых условиях морского побережья при экстремальной скорости ветра.


В декабре 1979 года на маяке была введена в действие изотопная энергетическая установка марки ИЭУ-1 для питания светооптического аппарата. Её электрическая мощность не менее 70 вт, а напряжение 24 в. Она была размещена в маячно – техническом здании. В маячном аппарате был установлен лампоменятель марки ЛМ 110-500 с шестью маячными лампами марки ММ 110-500 мощностью по 500 вт.

Водоснабжение персонала осуществляли за счёт привоза воды и сбора дождевой воды с крыш.
Последним начальником маяка в 1981 году был Луконин.

В 1981 году маяк был переведён в автоматический режим работы и персонал, постоянно обеспечивавший его работу, был снят. В том же году в новом качестве маяк не работал 5 месяцев, так как аппаратура была разбита и разграблена.

Из-за отсутствия постоянного персонала рассчитанный на его пребывание и активное участие в сохранении маячный комплекс пришёл в упадок и разрушается.

Маяк находится в ведении Гидрографической службы ТОФ.


Вдали Мыс Замирайлова Голова — длинный и узкий, соединенный с сушей вытянутой песчаной перемычкой высотой 25-29 м. В самой нижней отметке этого района находятся два водопада высотой 25 и 28 м (в 1,5 км к северу от устья реки Замирайловки)


Изначальный план выйти на лодках с мыса Кузнецова переиграли. Решили перевалить на машинах через перевал, встать на Замирайловке и уже оттуда совершить вояжи на север к мысам Кузнецова и Замирайлова Голова и на юг к Крильону


Путь через перевал


В этот же день прибыв на Замирайловку, вышли на каяках на север


дядя Саша и его Замирайлова Голова


Две живописные арки с южно стороны мыса Кузнецова. Через них отлично просматривается Замирайлова Голова



Дядя Саша. Ему 62. Снимаю шляпу и понимаю, как много ещё можно сделать, ведь мне ещё так далеко до его 62


Мыс примечателен тем, что здесь находится единственное на острове круглогодичное лежбище краснокнижных сивучей и нерп. Группы этих морских зверей видно издалека, ведут они себя довольно шумно, выныривая, издают громкие выдохи и поднимают струи брызг, наблюдать за тем, как они резвятся в воде всегда интересно


Лагерь на Замирайловке. На горизонте виден остров Рисири (Япония), со своей горой более 1700 метров в высоту. На фото не разглядеть


наблюдатель


Американский параход Луга (серия Либерти). Много лет назад сел на мель




Проходит пару часов и мы на Крильоне. Мыс Крильон – крайняя южная точка острова Сахалин.
Название было дано в честь французского военачальника Луи-Бальбес де Крильона великим французским мореплавателем Жаном-Франсуа де Лаперузом.

С севера соединён узким, но высоким и обрывистым перешейком с Крильонским полуостровом, на западе омывается Японским морем, на востоке - заливом Анива Охотского моря.
С юга - пролив Лаперуза, разделяющий острова Сахалин и Хоккайдо.


На лодке собственной постройки добрался до Крильона


На мысе работает метеостанция, здесь расположены маяк Тихоокеанского флота и войсковая часть. Недалеко от мыса находится скалистый остров Камень Опасности.


После основания на Сахалине уголовной каторги мореплавание в островных водах стало гораздо более интенсивным, что требовало неотложных мер по навигационному обеспечению. В связи с этим по Высочайшему повелению от 5 мая 1872 года была разработана обширная «Программа усиления маячной части в портах Восточного океана». Программа предполагала строительство на Сахалине сигнальных башен и маяков. Они должны были быть поставлены в местах, «небогатых характерными природными объектами».


Особое внимание в программе уделялось проливу Лаперуза, плавание в котором усложняли густые туманы, держащиеся практически всю первую половину лета, сильные течения и сулои. А находящийся в центре пролива Камень Опасности затруднял плавание до крайности, «и поэтому всякое указание для облегчения плавания по нему драгоценно и должно приниматься с благодарностью». Моряки, плававшие в водах пролива, использовали достаточно простой способ определения скалы в тумане — выставляли «слухачей», которые должны были уловить рев сивучей, облюбовавших этот небольшой клочок суши.

Возведение маяка на мысе Крильон было поручено начальнику Гидрографической части портов Восточного океана капитану В.З.Казаринову. Строительство началось 13 мая 1883 года. Работы, в которых принимали участие 30 ссыльнокаторжных, продолжались 35 дней. Были поставлены деревянная башня высотой 8,5 метра, дом для смотрителя, казарма, баня. Осветительный аппарат с посеребренными отражателями был оснащен 15 аргантовыми лампами. Для производства туманных сигналов на маяке были установлены двухфунтовая сигнальная пушка и 20-пудовый колокол. 24 июня было проведено пробное освещение маяка: при хорошей погоде огонь был виден за 15 миль.

Пролив Лаперуза. На заднем фоне мыс Крильон.
Справо налево: Придорожная Татьяна, Яковлев Александр, Павликов Александр, Пасюков Максим


23 сентября 2017.
Граница России — священна и неприкосновенна.
Россия имеет самые протяженные границы в мире - более 60 тысяч километров и граничит с 18 странами.


Ежедневно на охрану госграницы выходит более 11 тысяч пограннарядов, десятки пограничных кораблей, катеров и вертолетов.
Мыс Крильон — самая южная точка острова Сахалин


ты пацак ты пацак и он пацак а я чатланин


уходим с мыса на Медвежку. Там нас ждёт крепость Сиронуси.


Василевский Александр

Крильонское городище — крепостное сооружение (110х110 м, общей площадью более 12 тыс. кв. м) с высокими валами и рвом по периметру глубиной до 3 м. Эта крепость известна ученым уже около 200 лет, она описана в японской и отечественной литературе. В начале XX века на Сахалине сохранялось три таких крепости (еще по одному располагались у села Пугачево и в городской черте Александровск-Сахалинского), ныне же сохранилось только одно из них — Крильонское. «Как показывают наши исследования, Крильон был местом встречи народов континента и аборигенов островного мира еще в XIII веке н. э., то есть во времена монгольского нашествия в Евразии. Нам удалось выяснить, что крепость была построена по всем правилам фортификации. Она была построена людьми, которые хорошо знали и геометрию, и архитектуру, и военное дело. Это особенно видно по структуре вала, он был насыпан особым образом, с использованием фашин (плетенные стены), трамбовки и полностью повторяет такие же валы в Приморье и Северном Китае», — отметил А. Василевский. По следам углей ученые выяснили, что крепость горела, а затем строилась заново. Предположительно, это могло происходить в ходе восстаний местных народов. Данные о таких восстаниях есть в китайских исторических хрониках.




Это был хороший поход.


Коврижка

На Юг /Рем Д/
Мой огонь не потух, он внутри.
С ним во тьму иду, полный им.
Туда вперёд стоит, где грозный вид.
Мне потянутся худые, больные кроны if.


Всем удачи! Берегите себя, ходите в походы и наслаждайтесь движением вперёд!

Данный раздел отчета написан по материалам архивных документов и литературным источникам. Тема эта велика, поэтому является краткой хронологией событий и фактов, данная тема требует серьезного научного подхода, поэтому может рассматриваться как конспект-план будущих исследований этого направления.
...Долгое время территория полуострова представляла из себя перешеек между Сахалином и Хоккайдо, т.е. являлся частью огромного Сахалино-Хоккайдского полуострова. В результате потеплений и похолоданий, вызванных ледниковыми эпохами, он не раз менял свои очертания, пока 12 тыс. лет тому назад не отделился от Хоккайдо окончательно. Именно на это время приходится обрыв "обсидиановых троп" - путей, по которым осуществлялась миграция древнейших охотников за обсидианом, сырьем для изготовления орудий труда и охоты.
Период палеолита для Крильона практически не описан, не найдено также и поселений, относящихся к этому периоду.
Самой древней, известной археологам стоянкой, является стоянка возрастом 5 тыс. лет на м.Кузнецова. Данная стоянка относится к так называемой Южно-Сахалинской культуре. Обитатели этой культуры жили, как правило, в землянках четурехугольной формы, использовали для изготовления орудий труда и охоты местные породы камня-яшмоиды, кремнистые породы, о чем говорят находки на этих стоянках. Как правило, стоянки того времени располагаются на высоких террасах, так как уровень моря в то время был достаточно высок. Стоянки эти также располагались в устье рек таких как, например, Горбуша, Могучи, Найча и др.
Постепенно формировалось хозяйство древних племен. Наряду с собирательством и охотой племена по береговой линии занимались также морским собирательством и охотой на морского зверя. Естественно, развивались и традиции рыболовства. Полуостров несомненно необходимо считать зоной контакта между древними племенами Сахалина и Хоккайдо, при котором происходило смешивание традиций охоты и рыбной ловли. Культура охотников, рыболовов и морских охотников сформировалась окончательно к середине I тысячелетия до н.э. и достигла своего расцвета к V веку н.э. Именно к этому периоду относятся многочисленные стоянки по берегам и устьям рек полуострова. Жители этого времени широко использовали защитные свойства местности, примером этого может служить стоянка на м.Замирайлова Голова или естественная крепость на м.Виндис.
Расселение айнов происходило в несколько этапов с Хоккайдо в направлении юг-север. Древние племена нивхов и орочей напротив расселялись с севера на юг. Обмен и торговля естественно обогащали связи этих народов, но нередки были и вражда за территории охоты и рыбной ловли. В начале тысячелетия на Крильон начинают проникать изделия из металла. Находясь на переферии, тем не менее жители Сахалина ощущали на себе воздействие наиболее сильных соседей, имевших к тому времени государственный строй. Такие государства, как Бохай, Золотая империя, Империя Юань и Минь, расширяя свои границы на восток, естественно, натыкались на остров. Наиболее ощутимым было вторжение 1286-1368 годов манжурских племен, именно в то время были построены многочисленные поселения по Сахалину. Поселения крепостного типа, так называемые крепости - часи на Крильоне видимо относятся именно к этому периоду. На Крильонском полуостровеих известно на настоящий момент две. Это Сирануси на м.Крильон и Тисия на м.Анастасии. Товары из Китая транзитом проходили через эти пункты в древнюю Японию. В период XV-XVIII вв. последняя миграционная волна хоккайдских айнов, теснимая японцами, хлынула на южный Сахалин. Это вызвало вражду с сахалинскими родами айнов, нивхов, ороков. Именно на это время приходится плаванье европейцев к берегам Сахалина и Курильских островов.
Экспедицией голландца М.Г.Фриза полуостров Крильон был принят за продолжение Хоккайдо, виной этой ошибки был туман частый для этого времени года. Ошибка просуществовала почти 100 лет, пока в 1787 году французский мореплаватель Ж.Ф.Лаперуз во время своей экспедиции, не открыл пролив, названный в честь его самого и не описал западный берег Сахалина. Наткнувшись на севере на мели и посчитав остров полуостровом, он спустился на юг и встал на якорную стоянку близь м.Майделя. Во время этой стоянки он принимал у себя на борту жителей Крильонского полуострова, пополнял запасы пресной воды да отрядил на берег немногочисленную группу исследователей, которые забрались на г.Крильон и осмотрели окрестности. На юге Сахалина появились французские названия, сохранившиеся до настоящего времени - Монерон, Крильон, Де Лангль. Последний этап истории можно рассматривать как этап противоборства между Японией и Россией. Двигаясь с юга на север и с севера на юг, расширяя границы своих государств, Япония и Россия столкнулись окончательно и бесповоротно в начале XIX века. Строительство военных постов и временных рыболовецких станов со стороны японцев породили естественную вражду, при которой местные жители оказались третьей стороной между молотом и наковальней. Крильон долгое время находился ввиду своей географической близости под влиянием Японии, пока окончательно вся территория Сахалина не стала принадлежать России, однако это не мешало японцам производить лов рыбы в непосредственной близости от берегов, приставать к берегу, производя там ремонтные работы. Кроме немногочисленных поселений на севере полуострова, как по западному, так и по восточному берегу полуостров был необитаем в холодное время года, при потеплении возобновлялась рыбная ловля со стороны японских бранконьеров. Так продолжалось вплоть до руссок-японской войны 1904-1905гг.
Мыс Крильон являлся весьма опасным местом для судов, перевозивших различные грузы в Корсаковский пост. В частности, 17 мая 1887 года близь м.Сирануси потерпел кораблекрушение пароход Добровольного флота "Кострома", следующий из Корсаковского поста в Дуэ. Судно в связи с неточностями морских карт наскочило на камни и затонуло 23 мая. В связи с этим в 1888 году на Крильон была выслана топографическая партия под руководством С.А.Варягина в составе 22 человек. Были определены геодезические координаты мысов Сони (Кузнецова), Тиссия (Анастасии) и Крильона, уточнена береговая линия и промерены глубины в пролив Лаперуза. В память о гибели "Костромы" на берегу была построена небольшая часовня из обломков парохода, ликом Николая Угодника и надписью "Кострома 1887 мая 17". В 1893 году затонувшая "Кострома" была куплена за 2000 долларов одной из японских фирм и к 1895 г. была вывезена в Японию.
Естественно, возникла необходимость строительства на м.Крильон маяка для безопасности движения кораблей. Астрономический пункт на м.Крильон был определен еще в 1867 году лейтенантом Старицким, а в 1883 году 23 апреля было начато строительство маяка на м.Крильон. Работы по строительству маяка длились 35 дней тридцатью ссыльно-каторжными. За это время была построена деревянная башня высотой 8,5 м, дом для смотрителя, огород и все это было обнесено забором. Кроме этого был построен пороховой погреб и проложена дорога до берега. Строителем маяка был капитан В.З.Казаринов. Маяк был оснащен осветительным аппаратом с 15 аргоновыми лампами и отражателем, кроме того был поставлен 20-пудовый колокол и двухфунтовая пушка. Свет маяка был виден на расстоянии 15 миль. 30 июня 1883 года маяк был освящен епископом из Корсаковского поста Мартимианом, специально прибывшим из Благовещенска.
В 1885 году ссыльно-каторжными, специально завезенными на мыс, была построена 12-метровая вышка для того, чтобы установить ее на Камне Опасности.
Пароход "Тунгуз", прибывший для помощи в установке этой башни, не справился с этой работой, поэтому башню разобрали и увезли в Императорскую Гавань в Приморье, где и установили ее на входе в гавань.
Самым тревожным временем конца XIX века для жителей Крильонского маяка был 1885 год, когда из Корсаковского поста сбежало 40 ссыльно-каторжных. Большая их часть восточным берегом добралась до Крильонского маяка, где разграбила продовольственный склад, захватила лодки и морем бежала в Японию, где представившись немецкими матросами, потерпевшими кораблекрушение, были изоблечены и отправлены назад на Сахалин. По сути дела, Крильонский маяк, являясь единственным населенным пунктом на крайнем юго-западе представлял для беглых каторжан довольно привлекательную мишень. В сентябре 1885 года другая группа каторжан сбежала с Корсаковского поста, убила близь м.Вентосу старшего надзирателя и его помощника (в память об этом злодейском поступке мыс и переименовали в Канабеева).
7 августа 1894 года началась строительство капитального здания на м.Крильон для маяка. Строительство велось десятниками Шипулиным и Яковлевым при помощи 25 корейских рабочих. Кирпич красного цвета завозили из Японии, орегонскую сосну из Америки. Маяк должен был быть оборудован осветительным прибором фирмы "Барбье ет Бернад". К 1 августа 1896 года все работы были закончены. Здание было построено и совмещено с жилыми помещениями, установлена новая сирена для подачи сигналов в туманную погоду, новый колокол весом 488 кг. Таким он и остался до настоящего времени за исключением того, что жилые помещения превращены в хозяйственные, колокол в 1980 году снят и находится в в/ч 13148 в г.Корсаков, вместо него на маяке находится резервный колокол японского производства с маяка на м.Весло, что на Кунашире.
22 сентября 1895 года Крильонский маяк посетил адмирал С.О.Макаров, где была установлена рейка с делениями - фугшток для измерения колебаний водных масс в проливе Лаперуза. Еще ранее этого в 1893 году рядом с маяком была построена метеостанция 2 разряда 1 класса. В конце 1896 года с маяка Крильон наблюдалось полное солнечное затмение специально присланной для этого экспедицией под руководством генерал-майора Э.В.Майделя.
Начало ХХ века ознаменовалось началом русско-японской войны в 1904 году. Команда Крильонского маяка была усилена до 15 человек вместо 8. Телеграфная линия от маяка Крильон до Корсаковского поста была построена 30 сентября 1904 года несмотря на то, что вопрос о ее строительстве поднимался еще в 1893 году. Но толку от этой линии было мало в связи с тем, что команда маяка имела быть обыкновение находиться в состоянии алкогольного опьянения вместе со смотрителем маяка, практически обязанности смотрителя выполняла его 12-летняя дочь, занимаясь складами и довольствием команды.
25 апреля на Крильон прибыл подпоручик Петр Мордвинов во главе отряда из 40 дружинников и 1 унтер-офицера. Этим отрядом был произведен ремонт телеграфной линии на участке м.Крильон - р.Урюм, а также уничтожение японских рыбных промыслов и кунгасов. Отрядом была уничтожена пиратская база на о.Монерон, потоплено и уничтожено большое количество кунгасов и шхун. Поиски отряда японцами не увенчались успехом, они постоянно ускользали от неприятеля, начало боевых действий на Сахалине совпало с возвращением на мыс отряда дружинников и за 2 дня ими была подготовлена оборона маяка.
Однако 26 июня к маяку подошел десантный отряд японцев, состоящий из крейсеров "Сума", "Чиода" и 4 миноносцев. Видя огромное преимущество японцев перед отрядом, Мордвиновым была была отдана команда отступить в полном составе, оставив маяк. На майке остался смотритель П.Демьянцевич и матрос Буров, последний пытался сжечь маяк но смотритель из-за своей трусости помешал ему сделать это из-за боязни быть наказанным за это японцами. Оба попали в плен к неприятелю. Отряд подпоручика же совершив 7-дневный переход, за время которого 8 человек отстали (из 54 человек), воссоединился с отрядом штабс-капитана Даирского в с.Петропавловское, продержавшись в лесах полтора месяца и 17 августа был полностью уничтожен японцами в верховьях р.Найбы. Таким был конец Крильонского отряда под командованием подпоручика Петра Мордвинова.
Период 1905-0945 гг. на полуострове Крильон ознаменован появлением первых постоянных поселений. Основной тип расселения на полуострове схож на японскую систему расселения на Хоккайдо. В устьях крупных рек, как правило, располагалось крупное по величине селение, вглубь полуострова по долине реки уходила дорога с цепочкой хуторов. Основным занятием местного населения, состоящего в основном из переселенцев из Японии, оставалось рыболовство, однако к нему уже примешивалась на севере лесозаготовка (восточный берег) и добыча угля (западный берег). Кроме того, население активно занималось огородничеством. За этот период на полуострове было создано не менее 50 населенных пунктов, большинство из которых являлось хуторами.
Крупные в масштабах полуострова поселения существовали по обеим побережьям, имели почтовые отделения, школы, магазины. Сразу после захвата Южного Сахалина японцы начали пробивать на юг по восточному берегу дорогу на Крильонский маяк. Сам же маяк был отремонтирован, рядом с ним была построена метеостанция весьма оригинальной постройки здание с водозабором дождевой воды. Данная метеостанция начала свою работу в июле 1909 года. В 1914 году был построен маячный комплекс на м.Сони (Кузнецова). На восточном побережье полуострова, видимо в то же время, были построены 2 башни в Кириллово и на м.Анастасии.
В августе 1945 года на м.Крильон дислоцировался 2 батальон 25 пехотного полка. Советские десантники, высадившиеся для освобождения юго-западной оконечности Сахалина, встретили яростное сопротивление со стороны батальона. К сожалению, имена воинов-десантников неизвестны, как и их количество, покоящееся в братской могиле на самой южной точке Сахалина.
По окончании войны маяк был отремонтирован и введен в эксплуатацию. С 1945 по 1947гг. была произведена репатриация населения с полуострова Крильон. В 1947 году японские географические названия были заменены на русские. Русские поселенцы заселили полуостров, поселившись в тех же самых селениях. Японские хутора были разграблены и превращены я охотничьи домики, часть из них сгорела, постепенно все это приходило в упадок, разрушаясь и разваливаясь. Центральные поселения сохранились дольше, но и они постановлениями были закрыты в 1962, 1964, 1965, 1978, 1982гг. Дольше всех "продержались" самые крупные поселения Атласово, Перепутье, Хвостово. На настоящий момент на полуострове существует та же картина, что и 100 лет назад, на мысе Крильон функционирует маяк и метеостанция, дислоцированы военная и пограничная части. По всему восточному и западному берегу во время путины разбросаны рыболовные станы, к осени свертывающие свою работу. По западному берегу на юг от Шебунино находятся 2 пограничных заставы "Перепутье" и "Крайняя", занятые не столько охраной границы, сколько выживанием, по восточному берегу к югу от Кириллово находится одна на м.Анастасии, положение которой самое тяжелое в связи с изолированностью.
Восточный берег и водораздел Южно-Камышового хребта являются границами заказника областного значения "Полуостров Крильон". Угодья долин рек Ульяновка, Кура, Найча, Урюм как и прежде 100 лет назад используются для выпаса скота только теперь не Корсаковского поста, а для Таранайского совхоза. Перспективы открываются мягко говоря грустные…

http:/www.sakhalin.ru/rover


9 мая 1952 года на базе 41, 42, 43 радиотехнических постов сформирован 39 радиотехнический полк. Полк формировал бывший командир 116 отдельного радиотехнического батальона майор Варламов Дмитрий Федосеевич
В 1953 году в ноябре месяце 39 полк Воздушного Наблюдения, Оповещения и Связи был полностью сформирован согласно штату с дислокацией подразделений в различных населённых пунктах Сахалина, одним из которых был - мыс Крильон
Годовой праздник 39 РТП установлен в ознаменование дня формирования - 9 мая

В 1957 году на основании директивы штаба войск ПВО страны 39 радиотехнический полк ПВО с 1 августа 1957 года переведён на новые штаты, в том числе и 212 ОРЛР (мыс Крильон) в составе одной РЛС П-20, одной РЛС П-10, одной РЛС П-8с. 1960 год - 212 ОРЛР с местом дислокации мыс Крильон в составе одной РЛС П-30, одной РЛС п-12 и нештатной РЛС П-10.
1961 год - в 212 ОРЛР (мыс Крильон): РЛС П-30, П-12, П-10, П-14 и ПРВ-10.
С 1958 года 212 ОРЛР (мыс Крильон) стала отмечаться командованием 39 полка, как одно из лучших подразделений в полку, по результатам всесторонней проверки.
В 1959 году - лучшее подразделение полка: 212 ОРЛР (Крильон) - расчёт П-10, начальник РЛС - лейтенант Грисюк, расчёты РЛС П-20 сержантов Иванюта, Луценко.
В 1962 году - отличные отделения: РЛР Крильон - 4 отделение.
В 1964 году - по боевой и политической подготовке заняла I место РЛР Крильон - командир роты капитан Рудченко М.А., замполит лейтенант Коринский В.Ф. Роте вручено переходящее Красное Знамя.

С 1975 года рота Крильон стала называться рота Атласово.

В 2000 году - по итогам боевой подготовки, РЛР Крильон заняла II место - командир роты капитан Алисов
В 2001 году - по итогам боевой подготовки, РЛР Крильон заняла III место - командир роты капитан Алисов
В 2002 году - по итогам первого периода, РЛР Крильон заняла III место - командир роты капитан Низяев
В 2003 году - по итогам боевой подготовки, РЛР Крильон заняла III место - командир роты капитан Низяев
В 2006 году - по итогам боевой подготовки, РЛР Крильон заняла II место - командир роты майор Трибунский
В 2007 году - по итогам зимнего периода, РЛР Крильон заняла II место - командир роты майор Трибунский