» » В защиту самолетов, или почему не надо бояться летать. Аэрофобия или как не бояться летать на самолетах? Стоит ли бояться летать

В защиту самолетов, или почему не надо бояться летать. Аэрофобия или как не бояться летать на самолетах? Стоит ли бояться летать

«Боюсь летать на самолёте, что делать?» - этот вопрос себе задают 30% жителей Земли. 10% из них страдают реальной аэрофобией, из-за чего не путешествуют в отпуск за границу, не навещают родственников, передвигаются исключительно наземными видами транспорта.

Конечно, дискомфорт перед или во время полета в той или иной мере испытывает каждый. Но реальная аэрофобия - сложное психическое отклонение, которое лечится на приеме у психотерапевта и редко развивается вне комплекта других фобий. Умеренный страх перед полетом, особенно если вам предстоит первое воздушное путешествие, можно преодолеть собственными силами. Выясняем, как это сделать с помощью простых и работающих уловок.


И для начала определим пару простых деталей, что делать, если вы боитесь летать на самолете. Первое и основное правило - не использовать в качестве успокоительного.

Сухой воздух и пониженное давление на борту, подкрепленные стаканчиком виски, мгновенно опьянят и усилят волнение, а уже к концу полета наступит похмельный синдром.

Поэтому постарайтесь обойтись леденцами во время приземления и посадки, съесть или выпить воды, поскольку кофе тоже способен взбудоражить и без того возбужденную нервную систему. А теперь переходим к основной части.

Уловка № 1: перед полетом читайте статистику


Пока вы едете в поезде, в небе летят около 5000 самолетов

Наверняка вы слышали, что самолет считается самым безопасным видом транспорта: каждую секунду в среднем в небе находятся 5000 (!) тысяч машин.

Ежегодно по воздуху путешествуют 5 миллиардов (!) человек, а среднегодовое число жертв авиакатастроф колеблется в районе 300-400. То есть погибает 1 из 12 миллионов.

А теперь, если вы ищите совет, что делать, если боитесь летать на самолете, вспомните цифру пострадавших во всевозможных ДТП. Счет идет на десятки тысяч.

Совет: если вы будете летать каждый день, чтобы стать жертвой авиакатастрофы, вам понадобится 21 000 лет.

Уловка № 2: правильно изучайте матчасть


Перед каждым вылетом самолеты тщательно проверяют

Ключевое слово - правильно. Купив билеты, не начинайте сразу же гуглить статистику авиакатастроф с участием воздушного судна, на котором вам предстоит лететь. Эти попытки закончатся бессонницей, вегетососудистой дистонией, и пропавшими деньгами.

Лучше почитайте полезные успокаивающие факты:

  1. Все системы в самолете имеют 2-3 дубля.
  2. У каждого лайнера 2 двигателя: если откажет один, судно может спокойно лететь на втором минимум 2 часа, в то время, как риск, что откажут одновременно оба, приравнивается к двум сотням лет его непрерывной эксплуатации.
  3. У воздушных машин большой технический ресурс, перед каждым рейсом они проходят тщательную проверку. Не стоит бояться летать на самолетах, которым 15 или 20 лет, будь то «Люфтганза» или «Эйр Нигерия» - все воздушные компании обязательно сертифицируются в соответствии с мировыми стандартами.
  4. Каждый случай авиакатастрофы - стечение обстоятельств, которые тщательно изучаются для их предотвращения в будущем.
  5. Каждый год количество аварий, несмотря на их тиражирование телевидением, уменьшается на 15%.

Уловка № 3: боюсь летать на самолете, что делать? Готовьтесь заранее


Приезжайте в аэропорт заранее, чтобы дать себе время освоиться

Минимизируйте количество стрессовых ситуаций: выберите правильный рейс. Кому-то удобнее лететь в ночное время, кто-то предпочитает дневные перелеты. Подумайте, что для вас более комфортно. Во время покупки билета не забывайте учитывать разницу во времени.

Перед полетом пройдите онлайн-регистрацию, чтобы не подвергать себя дополнительным волнениям. В ночь перед путешествием постарайтесь как можно меньше - так выше шанс, что вы уснете на борту, и полет пройдет легко.

Совет: приобретая билет, забронируйте место. Самые комфортные места для тех, кто боится перелетов, - в передней части и у крыльев. У Airbus А 320 это 8-15 ряды, у Boeing 737-800 - 12-18.

Уловка № 4: боюсь летать на самолете, что делать? Доверьтесь экипажу


Берите пример с экипажа

Советы пилотов и бортпроводников можно заранее посмотреть в youtube (в том числе в конце этой статьи), но наибольший терапевтический эффект на вас должен оказать уверенный и приветливый вид команды.

Представьте себе, эти люди находятся на борту самолетов большую часть своей жизни. Едва ли они посвятили бы себя высоте, если бы ими руководил страх попасть в воздушную яму или, хуже того, авиакатастрофу.

И они тоже хотят вернуться домой живыми и невредимыми, чтобы обнять родных и близких. Некоторые авиакомпании позволяют зайти в кабину пилота и познакомиться, чтобы его вид внушил вам доверие.

Но, честно признаться, нам такие прецеденты пока не встречались. На всякий случай, поинтересуйтесь у стюардессы.

Уловка № 5: развлекайтесь!


Найдите себе собеседника

Всеми доступными способами. Слушайте , читайте книги, найдите собеседника. В общем, делайте все, что поможет абстрагироваться от чувства опасности.

Лучшим способом побороть страх полета, находясь на борту, психологи считают аудиокниги - в отличие от песен, слушая текст, вам придется концентрировать внимание, чтобы понять, о чем идет речь.

Уловка № 6: выбирайте подходящую одежду

Во время полета важно чувствовать себя комфортно - не надевайте галстуки, узкие брюки и пиджаки, откажитесь от синтетических тканей и неудобной обуви.

Кроссовки, свободный джемпер, не сковывающий движений, и джинсы - идеальный вариант.

Совет: если вам предстоит длительный перелет, не забудьте захватить дорожную подушку для шеи.

Уловка № 7: поддерживайте жидкостный баланс


Вместо спиртного и лекарств пейте воду

«Боюсь летать на самолете, что делать, какие лекарства выпить, чтобы притупить чувства ?» - этот вопрос один из наиболее популярных на форумах аэрофобов.

Отвечаем: никакие, поскольку таблетка (даже две) валерианы едва ли поможет. Серьезные же седативные и снотворные препараты можно принимать исключительно по назначению врача, поскольку неизвестно, как проявятся на высоте побочные эффекты.

А вот достаточное количество жидкости не повредит: на борту очень сухой воздух. Пейте простую негазированную воду или натуральные соки. И не забудьте захватить крем для рук.

Уловка №8: используйте полезные мобильные приложения

Таких специально для аэрофобов придумано немало. Просто скачайте одно из множества на смартфон и во время пребывания на борту вы сможете наблюдать за углом крена, скоростью и высотой, перегрузкой при турбулентности.

А еще почерпнете массу полезной технической информации: как самолет держится в воздухе, как погода влияет на безопасность полетов, как устроено воздушное судно, сколько кораблей находятся в полете в конкретный момент и т. д. Существуют даже специальные аудиотренинги, которые можно слушать на борту.

Уловка № 9: подготовьтесь к турбулентности


Не бойтесь турбулентности

Каждый самолет периодически попадает в зону турбулентности. И это естественно, однако за всю историю авиации конкретно от турбулентности погибло не более 50 человек, и то, когда на голову падали чемоданы или пассажир оказывался не пристегнутым.

Колебание самолета в воздухе вызывают вихревые потоки ветра. Как правило, обычная «болтанка» ничем не грозит, а предупреждение пилота в 9 случаях из 10 лишь формальность.

Совет: некоторые авиакомпании возвращают пассажирам деньги, если те в последний момент отказываются от перелета из-за аэрофобии. Для этого они должны предоставить медицинскую справку о состоянии здоровья.

Уловка № 10: обратитесь за профессиональной помощью


Посетите курсы, которые ведут сами пилоты

Если побороть боязнь высоты самостоятельно не получается, обратитесь за помощью к психологу. Но помните, что одна беседа не сможет в корне изменить ситуацию, и вам понадобится курс терапии.

Опытные специалисты используют виртуальные тренажеры, позволяющие привыкнуть к перелетам, находясь на земле, - ощущение реальности создается при помощи специально оборудованного помещения и компьютеров. Нередко такие курсы ведут бывшие пилоты и стюардессы.

Совет: тем, кто тяжело переносит перелеты, лучше выбирать место у окна и чаще смотреть в иллюминатор. Так у вас сложится ощущение, что вы контролируете происходящее.

Когда лайнер взмывает в небо, человека объяснимо охватывают тревожные чувства, поскольку он вырван из привычной среды обитания. Особенно усиливается этот страх, если полет проходит в первый раз.


Не лишайте себя удовольствия воздушных путешествий

Трагизма ситуации добавляют печальные сводки новостей и искусственное накручивание себя: «Все летают, а разобьюсь, конечно же, именно я».

На протяжении долгого времени являлся излюбленным местом отдыха для Россиян. Однако в 2015 году ситуация резко изменилась. После крушения авиалайнера российской авиакомпании «Когалымавиа», причиной которого явился террористический акт, авиасообщение между Россией и Египтом было приостановлено.

Несмотря на заверения египетской стороны о том, что все требования по безопасности в аэропортах выполнены, российские власти не торопились давать разрешения на полеты отечественным авиакомпаниям, периодически обнадеживая россиян разрешением этого вопроса в течение всего 2017 года.

Первый, но решительный шаг был сделан незадолго до наступления 2019 года. Между и Киром было подписано соглашение о возобновлении полетов в начале февраля (позже правда старт полетов был сдвинут на апрель). Эта новость дала надежду многим россиянам, желающим провести отпуск на берегу красного моря, а также вновь всколыхнула вопрос о том, безопасно ли отдыхать в Египте и стоит ли туда лететь в 2019 году. Попробуем разобраться.


Геополитическая ситуация

Египетские власти не раз заверяли, что опасности для иностранных туристов в стране нет. Учитывая, что львиная доля отдыхающих отправляются в курортные зоны или , где отели расположены на обособленной территории, тщательно охраняемой и имеющей ограничения по ее посещению, можно предположить, что там вряд ли встретится вооруженный бандит.
Это мнение подкрепляется и многочисленными сообщениями на различных форумах, оставленных россиянами, постоянно проживающими в Египте , или бывающими там по работе. Все они дружно утверждают, что более безопасного места, чем Египет не найти.

Однако, не стоит забывать, что основным фактором запрета туристического потока между нашими странами стали недостаточные меры и контроль безопасности в аэровокзалах страны, через которые на отдых прибывали российские туристы.
Основные вопросы касались аэропортов Каира, Шарм-эль-Шейха и Хургады .

Но, отвлекаясь от геополитической ситуации и предполагая, что Египет был выбран в качестве туристического маршрута, обсудим основные правила безопасности, которые стоит соблюдать, отдыхая в стране сфинкса и пирамид.

Безопасность во время экскурсий

Важно. Не рекомендуется отправляться на знакомство с историческим наследием Египта в одиночку. Индивидуальная поездка по египетским дорогам может быть опасной, а некоторые трассы вообще закрыты для индивидуального автотранспорта.

При выборе и заказе экскурсий не стоит экономить и заказывать культурную программу у местных жителей. Предпочтительнее выбрать для этих целей российских туроператоров, предоставляющие определенные атрибуты и гарантии безопасности.

Санитарная обстановка и медицинская помощь в стране

Самое главное требование в этом вопросе, касается воды, которую турист пьет и в которой плавает.

В качестве питьевой воды необходимо употреблять только бутилированную воду. Вода из под крана для этих целей непригодна.

Плавать в Египте стоит исключительно в морской в воде, тем более что Средиземное и Красное моря как нельзя лучше располагают к этому. От купания в речной воде стоит воздержаться. Нил – это одна из самых загрязненных рек в мире. Желание окунуться в него может закончиться различными кожными и не только болезнями.

Перед поездкой в Египет , обязательно оформите страховку и тщательно изучите все ее пункты.
Надо отметить, что Египетская медицина не отличается качеством и технологиями. Но наличие страховки, как минимум обезопасит туриста от излишних, не всегда честных, растрат на лечение и лекарства.

Желательно перед поездкой проконсультироваться о лечащего врача о необходимости какой-либо вакцинации в преддверии поездки.

Солнце, песок и обезвоживание

Жаркий климат Египта с высокой солнечной активностью часто приводит к солнечным ожогам и обезвоживанию.

Для предупреждения нехватки воды в организме, нужно соблюдать питьевой режим, всегда иметь при себе запас питьевой воды.

От солнечных ожогов тело убережет правильно подобранная одежда с длинными рукавами и закрытым воротом. На открытые участки тела необходимо наносить солнцезащитный крем, не забывая его периодически обновлять.

При поездках по пустыням, надо помнить, что защита лица и особенно глаз от пустынных ветров обязательна. Для этого подойдут специальные защитные очки и платки-арафатки.

Красное море: прекрасное и опасное

Подводный мир красного моря привлекает любителей снорклинга и дайвинга своим разнообразием и буйством красок. Но не стоит забывать, что за внешней яркостью и экзотичностью ежей, мурен, скатов, морских змей и рыб может таиться и большая опасность.

Есть два правила, которые помогут обезопаситься от морских обитателей:

  • обязательное ношение специальных резиновых тапочек даже в случае простой прогулки по кромке воды,
  • при плавании, занятии снорклингом или дайвингом трогать ежей, медуз и прочих обитателей красного моря нельзя.

Соблюдение этих несложных правил сделают отдых в Египте безопасным.

Однако возвращаясь к общей геополитической ситуации, хотелось бы отметить, что после того, как направление поездки выбрано, рекомендуется связаться с МИД России и уточнить о безопасности в выбранном районе отдыха. В случае наличия данных о нестабильной ситуации в планируемом месте отдыха от поездки стоит воздержаться. Тем более, что в такой ситуации туроператоры, как правило, идут навстречу туристу и готовы перенести даты поездки или ее направление.

Спойлер: страна хороша в любое время года, главное - правильно выбрать место отдыха.

Сезон и несезон во Вьетнаме

Посмотрите на карту Вьетнама - страна вытянута с Севера на Юг. Благодаря этой особенности климат в разных городах отличается. Здесь три основные климатические зоны - Север, Юг, Центр.

  1. Курорты Севера: Ханой, Халонг Бей, Остров Таунчау, Дошон, Шамшон.
  2. Курорты Центра: Хойан, Дананг, Хюэ, Куа Дай, Ан Банг, острова Ку Лао Чам, Нячанг.
  3. Курорты Юга: Далат, Фантьет, Муйне, Вунгтау, остров Фукуок, Доклет, остров Кундао.

В Северном Вьетнаме тропический муссонный климат с сильным влиянием влажной материковой Азии. Здесь 4 привычных времени года - осень, зима, весна, лето. Дожди начинаются в середине апреля, но до конца мая не доставляют проблем. Август-октябрь - самые влажные месяцы. Здесь хорошо отдыхать в июне-июле. Температура воздуха поднимается до +30, но бывает и прохладно - благодаря соседству с высокими горами в Китае.

В Центральном Вьетнаме можно отдыхать с мая по октябрь. В эти месяцы здесь довольно сухо и солнечно. Дожди начинаются только в ноябре-декабре, идут до февраля. Море зимой неспокойное, плавать довольно опасно.

На Юге страны все не так: здесь два ярко выраженных сезона - влажный и сухой. В апреле дожди еще не так сильны, так что смело планируйте отпуск. Но уже в мае начинаются ураганные ливни и бури, которые усиливаются до сентября. К концу ноября дожди заканчиваются. Самый влажный месяц в Южном Вьетнаме - сентябрь, самый жаркий - апрель. Температура воздуха всегда на уровне +30 градусов, похолоданий не бывает вообще. Отдыхать здесь лучше зимой.


Что такое тропические ливни?

Когда говорят о дождях, мы представляем серую унылую осень, грязь и теплые шарфы. Но тропические ливни Вьетнама - это совсем не то же, что и российские дожди. Поток воды льется с неба, и зонты совсем не помогают. Ливни могут сопровождаться разрушительными ураганами и тайфунами. Лить целые сутки или всего 15 минут в день. Никогда не угадаешь, что будет через пару дней.


Температура воздуха в это время - около 30 градусов и выше. Погода непредсказуемая: с утра светит солнце, к обеду идут дожди, а вечером снова может быть солнечно. Смотреть прогноз - неблагодарное занятие. Максимум можно довериться синоптикам на пару дней вперед. В сезон дождей не стоит рассчитывать на ежедневные походы на пляж. Нужно заранее придумать занятие на случай затяжных ливней.

Вьетнам в ноябре - куда лучше лететь?

На Севере страны к последнему месяцу осени устанавливается отличная солнечная погода с редкими дождями. Температура воздуха становится близкой к зимней - снижается до 22 градусов. Купаться на курортах Севера в это время уже холодно. В столице страны Ханое все еще непредсказуемая погода: возможны тайфуны и осадки, если их нет - то солнечные дни с редкими дождями.

На Центральных курортах - самый пик дождливости с температурой воздуха не ниже 25 градусов, а воды - около 26 градусов. Такая погода характерна и для Нячанга, который расположен на границе Юга и Центра. Многие туристы летают на курорт в это время, загорают и купаются. Стоимость путевок в это время ниже, чем обычно.

На Юге страны в ноябре - самая комфортная погода. На суше и в море +28 градусов. Начинается сезон на курорте Фукуок, так что в ноябре смело бронируйте путевки на остров. Цены еще не достигли апогея, зато установилась прекрасная погода с +30 градусами и очень редкими дождями.


Пляжи острова Фукуок

Что делать во Вьетнаме в несезон?

1. Научиться серфингу. Когда море слишком бушует и купаться в нем опасно - самое время покорять волны. С октября по декабрь лучше всего приезжать с доской в Муйне. Если серфа нет, но есть желание научиться - вам выдадут снаряжение напрокат и научат ловить волны в одном из серфинг-центров побережья. Боитесь не справиться со стихией? Поезжайте на Вунгтау - там небольшие волны, подходящие для начинающих. Лучше заниматься с профессиональным инструктором - на пляжах Вунгтау нет спасателей.


2. Заняться дайвингом. Во Вьетнаме он очень дешевый и неплохо организованный. В Южно-Китайском море водятся разноцветные рыбки, растут красивые кораллы, плавают черепахи и осьминоги. Лучшее место для дайвинга - остров Фукуок с жемчужными раковинами. Кундао с древними затонувшими кораблями, и Нячанг с живописной бухтой. Чтобы поплавать в сезон дождей, придется перебраться на соседний курорт, где погода сухая. Хорошее время для дайвинга в Нячанге - с февраля по октябрь. Для острова Фукуок - ноябрь-май.

3. Съездить на экскурсию в Далат. «Вьетнамская Швейцария» Далат - идеальный вариант поездки, пока в море купаться нельзя. Город находится далеко от побережья. Здесь красивые водопады, тихие озера, огромные кофейные плантации. Можно посмотреть на древние пагоды и покататься на слоне.


4. Сходить в СПА. В 30 минутах езды от города Нячанг расположен оздоровительный комплекс «Минеральный источник Тхап Ба». Он находится на берегу реки Кай. Вы скинете пару-тройку лет благодаря омолаживающим грязевым ваннам и бассейнам с минеральной водой.

5. Посмотреть на рыб в огромном аквариуме. Три Нгуен - хороший вариант, чтобы переждать непогоду в Нячанге. Он всего в 5 км от курорта. Внешний вид аквариума напоминает затонувший корабль. Внутри - хищные рыбы, черепахи, разноцветный планктон и креветки, которые плавают вокруг вас, пока вы идете по тоннелю. В аквариуме свободно циркулирует морская вода, поэтому обитатели чувствуют себя, как дома. Несколько раз в день здесь проходит шоу с участием морских котиков.


Если спросите наше мнение, мы - ЗА отдых во Вьетнаме в несезон. Главное понимать, чем вы рискуете: в сезон дождей можно несколько дней отпуска потерять, зато увидеть настоящий тропический ливень. Главное - не забывайте пить воду! Из-за повышенной влажности пить совсем не хочется, поэтому есть риск обезвоживания.

Недавно я провел опрос в сообществе в социальной сети Вконтакте, вопрос звучал следующим образом: "А вы боитесь летать на самолетах?" и можно было выбрать несколько вариантов ответа из предложенных. В опросе приняло участие более полутора тысяч человек. Самым популярным ответом, к моему удивлению, стал: "Я люблю летать", который набрал 25 процентов голосов, вторым по-популярности оказался "Да боюсь, но летаю" с 23 процентами. Остальные голоса распределились следующим образом:
"Никогда не летал(а)" - 21 процент,
"Отношусь спокойно, как к любому транспорту" - 16 процентов,
"Нет, не боюсь" - 10 процентов,
"Да боюсь, поэтому не летаю совсем" - 5 процентов.

Как видно из этого опроса больше четверти опрошенных, старше 18 лет, бояться летать на самолетах и 5 процентов не летают совсем из-за этого страха. Попробуем отбросить эмоциональную составляющую полетов на самолетах и обратиться к чистой статистике, возможно такое подход позволит некоторым читателям изменить свое отношение перелетам.

2012-ый год стал самым безопасным в истории мировой авиации. За прошедший год самолеты гражданской авиации перевезли более 5 миллиардов! человек при этом за весь год произошло 23 авиакатастрофы и погибло 475 человек, причем подавляющее большинство в странах третьего мира (с точки зрения авиационной безопасности, Россия относится к стране третьего мира). В развитых странах не произошло ни одной авиакатастрофы, в которых погибли люди и это при том, что основной мировой авиационный траффик как раз приходится на развитые страны. Самолеты уже давно стали одним из самых безопасных видов транспорта, а статистика этого года только укрепила это утверждение. И даже в случае авиакатастрофы, вероятность выжить составляет 25 процентов. Несмотря на жизнеутверждающую статистику многие люди до сих пор бояться летать на самолетах.

Ну а теперь добавим ложку дегтя в бочку меда и посмотрим на статистику авиапроисшествий в России:
"В первом полугодии 2012 года с воздушными судами коммерческой авиации в России 3 авиационных происшествия (1 катастрофа, в которой погибло 33 человека и 2 аварии), 403 инцидента, 7 чрезвычайных происшествий и 53 повреждения воздушных судов на земле" - .
В том числе:
- 13 угроз столкновений в воздухе (одно из них - занятие чужого эшелона при попытке скрыть отказ двигателя на самолете Боинг–747 в районе Новосибирска);
- 6 выкатываний за пределы ВВП (из них несколько связаны с регулярным отказом механизмов передней стойки шасси Боинга–737 из–за протекающего переднего туалета);
- 194 отказа систем воздушного судна (из них 19 инцидентов, связанных с разгерметизацией самолетов А–320, Боинг–737/757, CL–600, RRJ–95B);
- 50 отказов двигателей;
- 2 полета на обледеневшем судне (катастрофа в Тюмени и нашумевшая в интернете съемка аэрофлотовского борта из салона).

Статистика авиационных происшествий в России не радует и мы сильно отстаем в этом плане от других развитых стран, во многом из-за этого я чувствую тревогу, когда приходится летать в России или российскими авиалиниями и это не смотря на то, что в принципе, я очень люблю летать.

Не знаю, что я сделал больше этим постом, напугал вас или убедил в безопасности авиа перелетов, надеюсь, что второе. Мне жаль людей, которые из-за аэрофобии ограничивают себя в перемещениях, ведь путешествия - это то, о чем мы будем вспоминать по прошествии многих лет и то, что мы будем рассказывать родным и друзьям.

PS: Не забывайте подписываться на мой блог по адресу -