» » Столкновение над Боденским озером: хроника трагедии. Катастрофа над Боденским озером: хроника трагедии Катастрофа в небе

Столкновение над Боденским озером: хроника трагедии. Катастрофа над Боденским озером: хроника трагедии Катастрофа в небе

12 ноября 1996 года в Индии произошло столкновение в воздухе авиалайнера Boeing 747 авиакомпании Saudi Arabian Airlines и транспортного самолета Ил-76ТД, принадлежащего Казахстану. В результате столкновения и последующего мощного взрыва погибли 349 человек. Катастрофа двух самолетов над Дели — одна из наиболее больших авиакатастроф, третья по числу жертв в истории гражданской авиации. В связи с этим мы решили рассказать о шести самых известных столкновениях пассажирских самолетов.

Столкновение над Чархи Дадри

12 ноября 1996 года над индийским городом Чархи-Дадри столкнулись два самолета, в результате чего погибли 349 человек. Это одна из самых крупных авиакатастроф в истории, в том числе первая по числу жертв в истории столкновений самолетов в воздухе и третья в истории гражданской авиации вообще. Опытный индийский диспетчер Датта руководил полетом обоих самолетов. Радист казахстанского рейса вел переговоры с диспетчером, получив все необходимые сведения и команды, в частности предупреждение о находящемся вблизи саудовском лайнере, и дал команду снизиться на эшелон 150 и поддерживать его, поскольку на эшелоне 140 был саудовский лайнер на встречном курсе. Но никаких указаний, что командир и второй пилот полностью правильно поняли это, нет. Радист спросил дистанцию до Boeing и получил ответ — 14 км. Особенностью самолетов Ил-76 является отдельное место радиста, у которого нет своего высотомера, он только ведет переговоры с землей. По непонятной причине казахстанский самолет продолжал равномерное снижение до эшелона 140, на этой же высоте в это же время находился и 747-й. В 18:41 диспетчер Датта увидел, как встретились на радаре точки, обозначающие лайнеры, что могло означать, что один из них прошел над другим, но после этого оба самолета перестали выходить на связь и пропали из зоны видимости радара. Диспетчер некоторое время пытался вызвать самолеты. Пролетавший ниже эшелоном американский военный самолет сообщил о вспышке в облаке и падающих обломках, затем о двух возгораниях на земле. Как выяснилось впоследствии, в 75 км к юго-западу от Дели оба самолета столкнулись и рухнули на землю. В живых не осталось никого. Казахстанский самолет прорезал хвостовым оперением левое крыло саудовского Boeing, находясь в момент столкновения на 3 м ниже того, а не на 300 м выше, как должно было быть. Самолеты общим весом более 500 тонн упали на землю, их части горели более четырех часов на расстоянии 8 км друг от друга.

Столкновение на Тенерифе

Самая крупная и трагическая авиакатастрофа в истории авиации произошла 27 марта 1977 года. В этот трагический день на испанском острове Тенерифе на взлетно-посадочной полосе столкнулись два Boeing 747 авиакомпаний Pan Am и KLM. В аэропорту Лос-Родеос стояли неблагоприятные погодные условия, сильный туман, видимость была не более 100 м. Неблагоприятные погодные условия, неправильная интерпретация команд авиадиспетчером, плохая слышимость во время радиосвязи между пилотами — все это и стало причинами, приведшими к авиакатастрофе.

В результате два гигантских лайнера Boeing 747 оказались на одной взлетно-посадочной полосе и двигались навстречу друг другу. Самолет авиакомпании KLM начал разгоняться и пошел на взлет. Из-за плохой видимости разглядеть лайнер, едущий навстречу, на расстоянии 700 м не представлялось возможным. В последний момент поняв, что самолеты двигаются навстречу друг друга, пилотом KLM была предпринята попытка оторвать машину от земли, но высоты оказалось недостаточно. Два самолета столкнулись фактически лоб в лоб — самолет нидерландской авиакомпании KLM вскрыл фюзеляж Boeing 747 Pan Am, образовав в нем гигантскую пробоину, а сам упал обратно на ВПП примерно в 150 м от места столкновения и загорелся.

В результате авиакатастрофы погибло 583 человека. Все 234 пассажира на борту лайнера авиакомпании KLM погибли во время пожара, 61 пассажиру Boeing авиакомпании Pan Am все же удалось выжить, в том числе капитану, второму пилоту и бортинженеру.

Столкновение над Днепродзержинском

11 августа 1979 года над украинским Днепродзержинском столкнулись два Ту-134, принадлежавшие компании «Аэрофлот». Авиакатастрофа произошла в 13 часов 35 минут на высоте 8400 м. В результате погибли все находившиеся на них 178 человек. Среди погибших оказались 17 членов узбекского футбольного клуба «Пахтакор», из-за чего трагедия получила особый резонанс.

По неизвестным причинам диспетчеры не разрешили самолету с «Пахтакором» на борту подняться на маршрут 9 или 10 тыс. м. Государственная комиссия определила, что виновными в происшедшем были два авиадиспетчера из Харькова. Впоследствии их осудили на 15 лет лишения свободы.

Столкновение в Бразилии

Авиакатастрофа с участием Boeing 737-800 и частным самолетом Embraer Legacy 600 произошла 29 сентября 2006 года. На борту лайнера, выполнявшего рейс из амазонского города Манаус в Рио-де-Жанейро с промежуточной посадкой в Бразилиа, находилось 154 человека — 148 пассажиров и 6 членов экипажа. Столкновение двух лайнеров произошло на высоте 11 278 м. Boeing упал в амазонские джунгли, врезавшись в землю вертикально на скорости до 500 км/ч, все пассажиры и члены экипажа погибли. Американский Embraer Legacy 600 совершил вынужденную посадку в аэропорту города Сьерра-ди-Качимбу, находившиеся на его борту пять человек не пострадали, у самолета оказалось серьезно повреждено крыло.

Столкновение над Калужской областью

23 июня 1969 года в небе над Юхновским районом Калужской области столкнулись военный Ан-12БП и гражданский Ил-14М «Аэрофлота». В результате катастрофы погибли все находившиеся в них 120 человек. Обходя мощные кучевые облака, самолеты сперва столкнулись правыми крыльями, а затем Ан-12 врезался в хвостовое оперение Ил-14. От удара у военного самолета оторвало правое крыло вместе с двигателями, после чего он перешел в штопор и понесся к земле. У пассажирского самолета оторвало правое крыло и верхнюю часть фюзеляжа, после чего он также перешел в пике. Ан-12 врезался в поле у деревни Выползово, а Ил-14 — у деревни Троица. Расстояние между упавшими самолетами составило 3800 м. В катастрофе погибли все 96 человек на борту Ан-12 и 24 на борту Ил-14. Столкновение произошло на высоте 2910-2960 м, из чего был сделан вывод, что оба экипажа нарушили установленные высоты при проходе мощных кучевых облаков.

Столкновение над Львовской областью

3 мая 1985 года в небе близ Золочева (Львовская область) произошло лобовое столкновение двух самолетов: пассажирского Ту-134А, выполнявшего рейс Таллин — Львов — Кишинев, и военно-транспортного Ан-26, летевшего из Львова в Москву. В результате столкновения погибли все 94 человека в обоих самолетах.

В тот день военный Ан-26 и пассажирский Ту-134 летели навстречу друг другу на разных высотах. Из-за другого военного самолета — Ан-24 — «тушке» не дали разрешения на снижение. Когда же Ан-24 оказался далеко позади Ту-134, авиадиспетчер допустил роковую ошибку и перепутал Ан-24 с Ан-26. Поэтому он дал команду пилотам Ту-134 на снижение. Военный самолет летел на той же высоте, что и пассажирский. Из-за облачности экипажи самолетов заметили друг друга слишком поздно и резко отвернули вправо. Но из-за малого расстояния самолеты столкнулись левыми плоскостями. Разрушаясь в воздухе, Ту-134 и Ан-26 рухнули на землю и взорвались. Все летевшие в них 94 человека (79 в Ту-134 и 15 в Ан-26) погибли.

Прошло 15 лет со дня трагедии над Боденским озером. Фильм «Последствия» вновь напомнил всему миру о поступке безутешного отца Виталия Калоева. Тогда общественность разделилась на два лагеря. Одни оправдывали его действия тяжелейшим состоянием и аффектом. Другие считали жестоким убийцей, который убил диспетчера на глазах у жены и детей. Как сейчас живет потерявший всю семью Виталий Калоев, и чем закончилась эта ужасная история? Узнаем все подробности и попробуем разобраться в этом неординарном происшествии.

Биография

Родился 15 января 1956 года в Орджоникидзе (Владикавказ). Отец был школьным учителем - преподавал осетинский язык. Мать работала воспитательницей в детском саду. Виталий был младшим в многодетной семье - всего было три брата и три сестры. Школу окончил с отличием и пошел учиться искусству архитектора. Во время учебы подрабатывал на стройке прорабом. До перестройки трудился архитектором и принимал участие в строительстве военного городка «Спутник».

В тяжелые годы после распада СССР собрал собственный строительный кооператив. С 1999 года проживал в Испании, где проектировал дома для своих соотечественников.

Семья

Виталий Калоев женился в 1991 году на Светлане Пушкиновне Гагиевой. Девушка окончила экономический факультет и успешно построила карьеру. Начав с должности простого сотрудника банка, она дослужилась до начальника отдела. 19 ноября 1991 года в семье появился первый ребенок. Мальчика назвали Константином в честь деда по отцовской линии. 7 марта 1998 года родилась Диана. Имя сестричке выбирал Костя. В школе мальчик хорошо учился и тянулся к космонавтике и палеонтологии.

Несчастливый рейс

Виталий Калоев девять месяцев не видел родных и с нетерпением ждал их прилета в Испанию. Он успешно работал в Барселоне и к прибытию семьи успел сдать проект. Светлана с детьми никак не могла купить билеты в Москве, пока не появились места на том самом самолете «Башкирских авиалиний».

Поздней ночью 2 июля 2002 года в небе над Южной Германией столкнулись два самолета: пассажирский «ТУ-154» и грузовой «Боинг-757». Погибли оба экипажа, погибли дети - 52 ребенка в возрасте от 8 до 16 лет. Почти все они были учащимися уфимской школы для особо одаренных детей. Они летели в Барселону. Путевками их наградили за успехи в учебе и блестящие результаты в школьных олимпиадах.

Столкновение

Эта катастрофа стала самой страшной трагедией в истории гражданской авиации XXI века. Столкновение самолётов произошло в небе над Германией, поэтому следствие проводилось немецкой прокуратурой и федеральным бюро по расследованию авиапроисшествий. Потребовалось два года, чтобы установить причину катастрофы. Для немцев главными были два вопроса - каким образом произошло опасное сближение двух самолетов и почему система предупреждения столкновений не смогла предотвратить катастрофу?

Комиссия установила, что столкновение самолетов стало следствием ошибки диспетчера компании «Скайгайд», противоречий в инструкциях международной организации гражданской авиации и правилах работы системы предупреждения столкновений. А также из-за неверных действий экипажа «ТУ-154». Дальнейшее расследование доказало несостоятельность обвинений в адрес российских летчиков, и вина за столкновение с них будет снята. Однако судьба другого россиянина, суд над которым состоялся в конце октября 2005 года, уже ясна. лишила его семьи и веры в справедливость.

При самом поверхностном взгляде на выводы комиссии видно, что результаты расследования крайне противоречивы. Если в момент катастрофы пилоты следовали указаниям диспетчера, то виноват диспетчер. Если в критической ситуации летчики действовали вопреки указаниям с земли, значит виноваты сами летчики, а диспетчер тут совершенно ни при чем. Этот странный факт так и остался бы незамеченным, если бы не одно драматическое происшествие в маленьком швейцарском городке Клотен.

Убийство Петера Нильсена

24 февраля 2004 года в пригороде Цюриха Клотене на пороге собственного дома был зверски убит некий Петер Нильсен. Убийца нанес жертве многочисленные удары холодным оружием, которое позднее обнаружили недалеко от места происшествия. Им оказался сувенирный нож стоимостью 54 Соседка убитого показала, что какой-то незнакомец за несколько минут до происшествия спрашивал у нее на плохом немецком языке, где проживает Петер Нильсен.

По горячим следам был составлен фоторобот подозреваемого. Однако свидетелей преступления найти не удалось. Это было странно, потому что Клотен представляет собой небольшую деревню, в которой дома стоят на расстоянии нескольких метров друг от друга. Улицы, подходы и подъезды видны из окон, как на ладони, а вся жизнь протекает на виду у соседей. Версию об ограблении швейцарские полицейские сразу отбросили. Преступник или преступники ничего в доме не тронули. Для чего тогда нужно было лишать жизни простого жителя швейцарской деревушки?

Установление личности убийцы

Ответ пришел в тот момент, когда стало понятно, что Петер Нильсен и есть тот самый диспетчер, чьи ошибочные команды привели к столкновению двух самолетов. Уже на следующий день полиция арестовывает российского гражданина Виталия Константиновича Калоева. Согласно данным швейцарского следствия, обвиняемый накануне вечером направился к дому диспетчера и имел разговор с соседкой. Мужчина позвонил в дверь, и когда хозяин дома вышел, то попытался с ним поговорить. Затем произошла ссора, и Калоев первый достал нож. Виталий Калоев убил диспетчера, нанеся ему 12 ножевых ранений. Изначально первым подозреваемым стал другой россиянин - Владимир Савчук. Он тоже потерял всю семью в авиакатастрофе, но имел железное алиби. В день убийства он находился в России.

Причины и мотивы

Мотивом преступления, по мнению швейцарских правоохранительных органов, могла стать личная месть россиянина. В Калоев потерял всю свою семью - жену и двоих детей. Но своей вины в убийстве диспетчера он не признал. Из материалов следствия. «Я постучал, назвал себя и жестом показал, чтобы меня пригласили в дом. Он не захотел меня приглашать и принял вызывающий вид. Я промолчал, достал из кармана фотографию моих мертвых детей и протянул ему, сказав, чтобы он посмотрел». Что было после этого, Калоев не помнит. На допросе он заявил: «Я не помню, что на самом деле произошло. Но когда я вижу доказательства, то думаю, что это я убил мистера Нильсена». Швейцарская прокуратура посчитала эти слова россиянина официальным признанием своей вины. Однако часть фактов вызывает больше вопросов, чем ответов. Почему Калоев ехал убивать диспетчера, прихватив с собой неудобный перочинный нож? Почему Нильсен ждал, пока убийца вытащит оружие и раскроет его, вместо того, чтобы скрыться в доме?

Трагедия Виталия Калоева

Россиянин в числе первых прибыл на место крушения самолета и рвался обследовать место аварии вместе со спасателями. Узнав, что этим рейсом летела вся его семья, ему дали разрешение пройти на оцепленную территорию. Он долго бродил между обломков самолета, пытаясь найти жену и детей. Наконец в трех километрах от места падения он нашел бусы младшей дочери, а затем и саму Диану. Чуть позже он же обнаружил тело своего сына. Позднее выяснилось, что мальчик упал прямо рядом с перекрестком, мимо которого проезжал Виталий, но он не узнал в нем своего ребенка. Свидетели и видеосъемка служили лучшим доказательством невыносимого горя мужчины: он задыхался в рыданиях и буквально не владел собой в эти страшные дни. Он до последних часов не покидал место авиакатастрофы. Виталий Калоев не просто потерял свою семью - он потерял свою жизнь.

Поддержка и помощь

Калоев отлично помнит все моменты нахождения на месте трагедии. Он вспоминает, как сначала его не хотели допускать до поисков, но потом ситуация изменилась. Волонтеры и полиция просто не выдерживали нахождения на этой территории. Люди падали в обморок, и их отстраняли. Когда он обнаружил место падения своей Дианы, то стал трогать землю, пытаясь понять, здесь осталась душа его ребёнка или уже ушла на небо. Пальцами он нащупал бусинки и спросил у немецкой женщины, можно ли поставить памятник Диане на этом месте? Мгновенно начался сбор средств и позднее архитектор поставил на этом месте памятник всем жертвам катастрофы. Он представляет собой разорванную нитку бус.

Сомнительное лечение

После задержания Калоева поместили в психиатрическую больницу. За все время пребывания там Виталия не было ни одной независимой экспертизы, которая объективно оценила бы состояние россиянина и методы его лечения. Целый год он провел в клинике. Что за это время стало с его памятью? Ясно одно - даже после многих месяцев лечения, Калоев Виталий Константинович так и не взял на себя ответственность за гибель диспетчера Нильсена. По версии следствия, россиянин хотел отомстить за смерть жены и двоих детей. Это серьезный мотив. Но почему же тогда Калоев тянул с местью почти полтора года, ведь имя диспетчера он узнал в первые дни после катастрофы?

Приговор

26 октября 2005 года история Виталия Калоева вновь появилась на страницах всех печатных изданий. Россиянина приговорили к восьми годам лишения свободы. Мировая общественность снова вспомнила те страшные дни и трагедию над Боденским озером. Сами жители Швейцарии не ожидали такого сурового приговора. В тюрьму к россиянину пачками приходили письма, в которых люди выражали свою поддержку и желали ему скорейшего освобождения. С некоторыми людьми он вел переписку, в частности с одной швейцарской женщиной. Она слала ему открытки и подбадривала все эти два года. Дети ее подруги рисовали ему картинки. На родине в Осетии народ негодовал и требовал пересмотра дела. На одних только косвенных уликах и без признания Калоева лишили свободы на целых восемь лет.

Освобождение

Швейцарские власти не стали препятствовать освобождению россиянина после двух лет заключения. За примерное поведение он был отпущен на свободу и вернулся домой. В Северной Осетии его встречали как национального героя. Первый делом мужчина поехал на кладбище, где долго плакал у могилы жены и детей. Годы не смогли стереть из его памяти и сердца всю боль и обиду. Теперь он мог спокойно рассказать о том, что ему пришлось перенести за те полтора года. Ему не нужна была денежная компенсация. Все, что он хотел, - услышать слова извинения от самой компании. Не добившись от них и слова раскаяния, он отправился домой к диспетчеру. Но тот повел себя нахально и выбил из его рук фотографии мертвых детей. Дальнейшие события он не помнит, но даже если его руки действительно в крови, то сделал он это отнюдь не ради забавы. Судьба Виталия Калоева была очень тяжелой, и он сполна заплатил за это преступление.

Другая жизнь

Вернувшись домой, Калоев получил должность заместителя министра архитектуры и строительной политики республики. Он живо принимал участие во многих общественных мероприятиях. Все, кто знал и общался с Виталием, характеризуют его, как доброго и отзывчивого человека. Никогда не пройдет мимо чужого горя. Во время войны в Южной Осетии он был замечен в рядах ополченцев, но подтверждать эту информацию никто не стал.

Многих интересует, где проживает Виталий Калоев и что с ним сейчас происходит. На данный момент в его жизни произошли благоприятные перемены. В 2014 году Виталий Калоев женился второй раз. Его супругой стала добрая, порядочная женщина. Он не разглашает подробности своей семейной жизни. Известно только, что он по-прежнему живет в том же доме, где проживала его прежняя семья. В свой юбилей (60 лет) он получил медаль «Во славу Осетии». На все вопросы о его поступке и семье Нильсена он отвечает так: «Его дети растут здоровые, жизнерадостные, жена его радуется своим детям, родители его радуются своим внукам. А мне кому радоваться?». Каждый сам для себя решает, насколько сильна вина Виталия Калоева перед другой семьей.

Прошло уже больше 13 лет с той памятной даты, когда в небе над Германией столкнулись два авиалайнера - российский пассажирский ТУ-154М и бельгийский грузовой «Боинг-757». Жертвами этой страшной катастрофы стал 71 человек, большинство из которых - дети.

События, предшествующие полету

В ту роковую ночь с 1 на 2 июля 2002 года, когда произошла катастрофа над Боденским озером, на борту российского пассажирского самолета ТУ-154, принадлежавшего компании «Башкирские авиалинии», находились 67 пассажиров, в числе которых 52 ребенка и 12 членов экипажа. Основную часть составляли талантливые школьники из Башкирии, которые летели в Испанию на отдых. Путевки были предоставлены Комитетом по делам ЮНЕСКО республики как поощрение за высокие показатели в учебе. И действительно, в этой группе все дети были как на подбор: художники, поэты, спортсмены.

Как выяснилось позже, уфимские школьники вообще не должны были оказаться в небе в ту злополучную ночь. Просто по ошибке сопровождавших их взрослых, которые привезли группу башкирских детей в аэропорт Шереметьево, вместо того чтобы доставить их в Домодедово, они накануне опоздали на свой самолет, летевший в Барселону.

Череда случайностей

Практически все дети, отправляющиеся на отдых за границу, были выходцами из семей высокопоставленных родителей. К примеру, 15-летняя Лейсан Гимаева была дочерью главы администрации президента Башкирской республики. Если бы это были дети из обычных семей, то они просто вернулись бы обратно домой, пусть и расстроенные, но живые, и над Боденским озером не случилась бы.

Но влиятельные родители школьников решили послать за ними в Москву один из воздушных судов, принадлежащих «Башкирским авиалиниям», который затем должен был чартерным рейсом № 2937 доставить их в Испанию. Экипаж самолета возглавлял Александр Гросс, который до этого уже летал в Барселону несколько раз и хорошо знал маршрут.

И вот очередная случайность - после того как дети сели в самолет, оказалось, что остается еще несколько свободных мест. Тут же было решено реализовать эти лишние билеты. Их было всего семь. Четыре из них достались семье Шисловских из Беларуси, которые также опоздали на свой самолет, и три - Светлане Калоевой из Северной Осетии, летевшей с двумя детьми (старшим сыном Костей и 4-летней Дианой) к мужу Виталию, который работал в Испании по контракту. После того как произошла катастрофа над Боденским озером, даже имена этих случайных пассажиров стали известны не сразу.

Перед катастрофой

В ту июльскую ночь оба самолета находились в небе над Германией, но, несмотря на это, руководство воздушным движением на тот период было передано швейцарской компании «Скайгайд», расположенной в Цюрихе. В этом центре, как и обычно по ночам, оставались работать только три человека: два диспетчера и ассистентка. Однако почти перед самым столкновением один из дежуривших ушел на перерыв, и за пультом остался только Питер Нильсен, который был вынужден следить одновременно за двумя терминалами. Когда диспетчер заметил, что два самолета, находящихся в одном и том же эшелоне 36 тыс. футов, начали сближаться, оставались уже считаные секунды до катастрофы. Столкновение над Боденским озером было почти что неизбежным.

Несоответствие команд

Курсы воздушных суден, летевших навстречу друг другу, должны были неминуемо пересечься. Диспетчер попытался исправить положение и подал команду экипажу российского лайнера на снижение. Надо сказать, что к этому времени пилоты ТУ-154 уже заметили другое судно, приближающееся к ним с левой стороны. Они были готовы к выполнению маневра, который бы позволил самолетам благополучно разойтись.

Сразу же после команды диспетчера в кабине российских пилотов ожила автоматическая система, предупреждающая об опасных сближениях (TCAS), которая проинформировала о том, что необходимо срочно набрать высоту. А в это же время на борту «Боинга» была получена такая же инструкция от идентичной системы, но только на снижение. Второй пилот самолета ТУ-154 обратил внимание остальных членов экипажа на несоответствие команд диспетчера и TCAS, но ему ответили, что будут выполнять приказ, поступивший с земли. Именно поэтому никто так и не подтвердил полученного от диспетчера распоряжения, хотя судно и начало снижаться. Спустя всего несколько секунд команда с земли повторилась. На этот раз ее немедленно подтвердили.

Роковая ошибка

Как позже покажет следствие, столкновение над Боденским озером произошло из-за несвоевременно поданной команды, прозвучавшей из уст диспетчера компании «Скайгайд» Питера Нильсена. По ошибке он сообщил экипажу российского самолета неверную информацию о другом лайнере, который якобы находится справа от них.

Впоследствии расшифровка данных показала, что пилоты оказались введенными в заблуждение таким сообщением и, по-видимому, решили, что рядом летит еще один самолет, которого система TCAS по какой-то причине не обнаружила. Остается непонятным, почему ни один из пилотов не проинформировал об этом противоречии в командах дежурного диспетчера.

Одновременно с российским самолетом снижался и «Боинг-757», экипаж которого выполнял инструкцию TCAS. Об этом маневре они немедленно сообщили на землю, но диспетчер Питер Нильсен его не расслышал, так как на связь вышло другое судно на иной частоте.

В последние мгновения перед катастрофой оба экипажа как могли, пытались предотвратить опасное сближение, отклонив штурвалы до упора, но, как известно, все усилия были тщетными. Самолет Ту-154М столкнулся с «Боингом-757» почти что под прямым углом. Самолет, принадлежащий транспортной компании DHL, своим вертикальным стабилизатором нанес мощнейший удар по фюзеляжу российского лайнера, отчего он развалился прямо в воздухе. Его обломки упали в окрестностях немецкого городка Юберлингена, близ Боденского озера (земля Баден-Вюртемберг). Боинг, в свою очередь, лишившись стабилизатора и потеряв управление, разбился. Ужасная катастрофа над Боденским озером унесла жизни членов экипажа обоих самолетов и всех пассажиров, летевших на Ту-154.

Расследование случившегося

По результатам авиакатастрофы было произведено следствие, которым занималась специально созданная комиссия при немецком Федеральном ведомстве (BFU). Ее выводы были опубликованы спустя два года. В отчете комиссии значились две причины, по которым произошло столкновение:

  1. Авиадиспетчер вовремя не смог обеспечить надлежащее эшелонирование между двумя воздушными лайнерами. Инструкция по снижению была передана пилотам экипажа Ту-154 поздно.
  2. Экипаж российского самолета продолжал снижаться, несмотря на рекомендации TCAS набрать высоту.

Выводы экспертов

В отчете также были отмечены многочисленные ошибки, допущенные руководством центра в Цюрихе и Так, владельцы швейцарской компании «Скайгайд» в течение многих лет допускали такой порядок работы авиадиспетчеров, при котором управлять воздушным движением мог всего лишь один человек, тогда как его напарник в это время отдыхал. (2002 год) ясно дала понять, что такого количества персонала было явно недостаточно. К тому же оборудование, которое должно было подсказывать диспетчеру о возможном сближении авиалайнеров, в ту ночь отключили по причине проведения технического обслуживания.

Что касается телефонов, то они тоже не работали. Именно из-за этого Питер Нильсен не смог в нужный момент дозвониться в аэропорт, находящийся в Фридрихсхафене (небольшой городок, расположенный к северу от Боденского озера), для того чтобы передать тамошним диспетчерам ведение прибывающего с задержкой самолета, за которым швейцарец следит по второму терминалу. Кроме того, по причине отсутствия телефонной связи дежурные в Карлсруэ, намного раньше заметившие опасное сближение в воздухе, не имели возможности предупредить Нильсена о надвигающейся катастрофе.

Также комиссия, которая расследовала столкновение над Боденским озером, отметила, что документы ICAO, регулирующие применение TCAS и находящиеся у экипажа самолета Ту-154, были отчасти противоречивыми и неполными. Дело в том, что, с одной стороны, инструкция к системе содержала строгий запрет на выполнение маневров, не соответствующих подсказкам TCAS, а с другой - она считалась вспомогательной, создавая, таким образом, впечатление, что команды диспетчера являются приоритетными. Из этого можно сделать единственно правильный вывод: если бы не череда нелепых случайностей и роковых ошибок, то авиакатастрофа над Боденским озером (2002 год) была бы попросту невозможна.

Итоги

С падением самолетов не закончилась. Несчастные родственники хоронили своих детей, а некоторые семьи после этого распались, не выдержав такого горя. Много жизней унесла с собой катастрофа над Боденским озером. Список погибших изначально содержал фамилии 19 взрослых и 52 детей. Но 24 февраля 2004 года к нему добавилось еще одно имя - Питера Нильсена, того самого диспетчера компании «Скайгайд», допустившего ряд ошибок, приведших к такой масштабной трагедии. Он был убит Виталием Калоевым, жена и дети которого летели тем злосчастным рейсом № 2937. Суд по этому делу длился почти год. В конце октября 2005 года Калоева признали виновным в убийстве и приговорили к 8 годам тюрьмы. Учитывая обстоятельства дела и тяжелое психическое состояние обвиняемого, суд уменьшил срок до 5 лет и 3 месяцев.

Близ немецкого города Юберлинген, в районе Боденского озера, установлен необычный памятник, напоминающий о трагедии более чем 10-летней давности. Он выполнен в виде разорванного колье, чьи жемчужины разлетелись по всей траектории падения обломков двух авиалайнеров.

Характер

Столкновение двух самолётов

Причина

Ошибка пилота и авиадиспетчера

Место

Около города Юберлинген ,

Координаты

47.778333 , 9.173889

Погибшие Раненые Воздушное судно Модель Авиакомпания Пункт назначения Рейс Бортовой номер Пассажиры Экипаж Погибшие Раненые Выживших Второе воздушное судно Модель Авиакомпания Пункт вылета Пункт назначения Рейс Бортовой номер Пассажиры Экипаж Погибшие Раненые Выживших

Компьютерная модуляция катастрофы

Столкновение над Боденским озером - авиационное происшествие произошедшее 1 июля 2002 года когда самолёт Ту-154М , выполнявший рейс 2937 «Башкирских авиалиний» , столкнулся в воздухе с Боингом-757 , рейс DHL 611 . Столкновение произошло недалеко от города Юберлинген , около Боденского озера (). Катастрофа унесла жизни всех, кто находился на борту обоих самолетов (71 человек, в том числе 52 ребёнка).

Предшествующие события

Ту-154М «Башкирских авиалиний», бортовой № RA-85816, следовал по маршруту Москва - Барселона . На его борту находилось 12 членов экипажа и 57 пассажиров, в их числе 52 ребёнка, летевших на отдых в Испанию . Эта поездка была организована Комитетом по делам ЮНЕСКО Башкирии как поощрение за хорошую учёбу .

Накануне эта группа опоздала на свой рейс. «Башкирские авиалинии» по просьбе туристических фирм, занимающихся поездкой, срочно организовали дополнительный рейс . Сесть на него предлагалось и другим опоздавшим пассажирам, всего на рейс было продано 8 билетов .

Руководство Скайгайд в течение нескольких лет мирилось с тем, что в ночное время только один диспетчер управлял воздушным движением, когда его напарник отдыхал, и не обеспечило достаточное количество персонала, чтобы изменить эту практику. В дополнение к этому, в ночь столкновения оборудование, подсказывающее диспетчеру о возникновении опасности сближения самолётов, было отключено для проведения технического обслуживания. Были также отключены телефоны. Из-за этого Нильсен в критический момент не смог договориться с аэропортом Фридрихсхафена , чтобы они занялись прибывающим с задержкой самолётом, за которым он следил по другому терминалу. По этой же причине диспетчеры в Карлсруэ , видевшие опасное сближение самолётов, не смогли предупредить об этом Нильсена.

Комиссия отметила также, что документы ИКАО, регламентирующие применение TCAS и, как следствие, документы, которыми руководствовался экипаж Ту-154, были неполными и частично противоречивыми. Хотя, с одной стороны, в них содержался прямой запрет выполнения маневров, противоречащих подсказкам TCAS, с другой стороны, эта система была названа вспомогательной, что могло создать впечатление, что инструкции диспетчера имеют приоритет.

До этой катастрофы произошло несколько опасных сближений из-за того, что экипаж одного самолёта следовал подсказкам TCAS, а экипаж другого совершал маневры вопреки им. Тем не менее, необходимые разъяснения были опубликованы только после катастрофы.

Убийство диспетчера

Памятник жертвам авиакатастрофы и Питеру Нильсену в офисе "Skyguide"

Авиадиспетчер, управлявший столкнувшимися самолётами, был убит на пороге своего дома 24 февраля 2004 года . По подозрению в убийстве был арестован Виталий Калоев , потерявший в катастрофе жену и двоих детей. Калоев заявил, что он показал Нильсену фотографии детей и хотел, чтобы Нильсен извинился перед ним за то, что произошло. Нильсен ударил по руке Калоева, выбив фотографии. По словам Виталия Калоева, он не помнит, что произошло после этого . 26 октября 2005 года он был признан виновным в убийстве и приговорён к восьми годам заключения .

Судебный процесс по делу Скайгайд

В мае 2006 года начался судебный процесс по обвинениям в адрес восьми сотрудников компании . Окончательное решение было вынесено в сентябре 2007 года. Четверо менеджеров Скайгайд были признаны виновными в непредумышленном убийстве. Трое из них были приговорены к условному заключению, один - к штрафу. Четверо других обвиняемых оправданы .

Память о погибших

Памятник «Die zerrissene Perlenkette»

На месте авиакатастрофы близ города Юберлинген установлен памятник «Die zerrissene Perlenkette» («Разорванная жемчужная нить»).

Свежий опрос банка UBS , что люди продолжают с недоверием относиться к автоматизированным системам управления. В частности, речь о самолетах: 54% опрошенных заявили, что не хотели бы оказаться в лайнере, который способен полностью выполнить рейс без участия пилота. При этом статистика однозначно свидетельствует о том, что опасаться нужно не электроники, а человека: Boeing провел исследование и установил , что причиной 80% авиакрушений становится человеческий фактор. Особенно можно выделить столкновения в воздухе: как правило, ответственность за эти катастрофы ложится именно на людей, а не на технику. Onliner.by вспомнил самые известные и крупные столкновения самолетов.

В 2001 году чуть не произошла катастрофа, которая с легкостью могла побить мрачный рекорд крушения на Тенерифе: в небе над Японией чудом разминулись Boeing 747 и DC-10. В них летело в общей сложности 677 человек. Команды диспетчеров и системы предотвращения столкновений TCAS были противоречащими друг другу. Людям крупно повезло: один из пилотов заметил летящий на него самолет и буквально в последнюю секунду успел нырнуть под DC-10. Из-за резкого маневра Boeing 747 пассажиры получили травмы, но все остались живы. Через полтора года станет ясно, что выводы из инцидента никто не сделал: система, которая призвана обеспечивать дополнительную безопасность, станет косвенным виновником катастрофы.

Ошибка в приоритете

1 июля 2002 года Ту-154 вылетел из Москвы в солнечную Барселону с 69 людьми на борту, из которых 52 были детьми, получившими путевки на отдых в качестве поощрения за успехи в учебе. Примерно в то же время грузовой Boeing 757 с двумя пилотами заправился в Бергамо и отправился в Брюссель, а немецкий диспетчер Петер Нильсен остался в одиночестве (его коллега ушел на перерыв). Нильсену приходилось следить за большим количеством лайнеров, бегая между терминалами. Вдобавок работало не все оборудование.

Траектории Boeing 757 и Ту-154 пересекались практически под прямым углом. Оба лайнера были на высоте около десяти с половиной километров. Диспетчер поздно заметил опасное сближение самолетов, но в тот момент ситуацию еще можно было легко исправить. Нильсен дал команду Ту-154 снизиться, и экипаж тут же начал выполнять ее. Практически сразу же после этого был подан сигнал системы TCAS. Она посчитала, что Ту-154 нужно набрать высоту, а Boeing 757 - снизиться. Проблема в том, что Нильсен дал российскому самолету противоположную команду, и пилоты запутались. По какой-то причине летчики не сообщили диспетчеру об этой неувязке.

Мнения экипажа разделились: второй пилот был уверен, что нужно следовать инструкции TCAS, но командир принял команду диспетчера и продолжил снижение. Одновременно с этим экипаж Boeing послушался TCAS, которая рекомендовала снизиться грузовому самолету. Экипаж Boeing 757 доложил диспетчеру о снижении, но это не помогло: Нильсен отвлекся на переговоры с другим самолетом. Спустя минуту после первого сигнала TCAS Boeing 757 хвостом врезается в бок Ту-154, разрезая лайнер пополам. В катастрофе никто не выжил, погиб 71 человек.

Среди причин крушения Boeing 757 и Ту-154 указывались действия экипажа российского лайнера вопреки рекомендациям TCAS и ошибки в работе диспетчера. Через два года после инцидента появилась еще одна жертва этих событий - Петер Нильсен. Его убил мужчина, который потерял в катастрофе жену и двоих детей. В 2008 году он вышел из тюрьмы досрочно за примерное поведение. Систему TCAS доработали - теперь, если один самолет игнорирует рекомендации, советы для второго борта могут быть изменены во избежание столкновения.

Стажер-диспетчер разбил два самолета

Возможно, столкновение двух Ту-134 и было бы замято, как нередко происходило в СССР, однако одно обстоятельство послужило причиной предания крушения особой огласке: в нем погибло 17 участников футбольного клуба «Пахтакор». Узбекская команда летела в Минск, где должна была сыграть с нашим «Динамо». Один Ту-134 принадлежал «Аэрофлоту» и относился к Белорусскому управлению гражданской авиации (БУГА). Второй аналогичный лайнер летел в Кишинев.

За воздушным пространством около Днепродзержинска наблюдали диспетчеры из Харькова. Ответственным за напряженный сектор поставили молодого стажера, которому вместо начальника смены, как того требовали правила, помогал другой диспетчер. Белорусский борт только вылетел из Донецка и набирал высоту. Молдавский Ту-134 двигался на высоте 8400 метров, экипаж несколько раз запрашивал разрешение на подъем до 9600 метров, но стажер все время отказывал из-за возможного сближения с другим самолетом.

Диспетчер, обращаясь к белорусскому самолету, произнес: В ответ последовала фраза: «Понял, 8400». В центре управления полетами это отчего-то не вызвало подозрений.

Летевший в Минск Ту-134 добрался до эшелона 7200 метров и получил команду подниматься на 8400. Экипаж сообщил, что пролетел радиомаяк Днепропетровска только что, но на самом деле он был уже в 13 километрах от него. Диспетчер установил неверные отметки о прохождении лайнером контрольных точек. Теперь два Ту-134 летели на одной высоте, и пути их должны были пересечься. Но белорусскому лайнеру не разрешили подняться выше: на эшелоне 9000 летел Ил-62.

Приставленный к стажеру диспетчер заметил проблему и немедленно дал команду Ил-62 подняться до 9600 метров, а белорусскому Ту-134 - занять высоту 9000 метров. Экипаж Ил-62 расположился на нужной высоте, а вот с Ту-134 вышла проблема: в эфир ворвался еще один самолет. Диспетчер, обращаясь к белорусскому самолету, произнес: «735-й, а вы 9 займите. Над Днепродзержинском 8400 пересекающийся». В ответ последовала фраза: «Понял, 8400». В центре управления полетами это отчего-то не вызвало подозрений.

Из-за того что автор последней фразы не сообщил свой позывной, в комиссии по расследованию причин крушения засомневались, с какого борта на самом деле прозвучала реплика: с Ил-62 или Ту-134. Согласно официальному заключению, фразу произнесли с борта Ил-62, а на белорусском самолете якобы никак не отреагировали на команду диспетчера. Однако этот вывод кажется странным по ряду причин. Во-первых, за пару секунд до «Понял, 8400» экипаж Ил-62 подтвердил подъем на эшелон 9600 и действительно его занял. Во-вторых, слышно, что реплики «9600, 676-й» (с Ил-62) и «Понял, 8400» сказаны разными голосами. Таким образом, велика вероятность, что фразу произнесли все же с Ту-134. Экипаж мог услышать только начало и конец сообщения диспетчера, подумав, что им говорят оставаться на эшелоне.

Как бы то ни было, Ту-134 продолжил полет на высоте 8400 метров и правым крылом разрезал кабину молдавского близнеца. Летевший в Минск лайнер пострадал от удара меньше, но повреждения все равно оказались слишком серьезными. В катастрофе никто не выжил, жертвами стали 178 человек. Виновными признали стажера и диспетчера, которого поставили для помощи новичку. Они получили тюремные сроки. По некоторым данным, стажер впоследствии совершил суицид, однако достоверного подтверждения этому нет.

Трудности перевода

Крупнейшее по количеству жертв столкновение в воздухе произошло в Индии. На борту Ил-76 казахстанских авиалиний было 39 человек, а в Boeing 747 находилось 289 пассажиров и 23 члена экипажа. Boeing вылетел из Международного аэропорта имени Индиры Ганди и набирал высоту, а Ил-76 снижался. Взлет и посадка в аэропорту осуществлялись по одному воздушному коридору. За обоими бортами следил один диспетчер, который развел самолеты по разным эшелонам. Между ними должно было быть 300 метров. Однако Ил-76 не остался на своей высоте, а продолжил снижаться прямо навстречу Boeing 747. В момент столкновения он оказался даже ниже лайнера Saudi Arabian Airlines. Погибли все 349 человек из обоих самолетов.

Обычно при столкновении самолетов подозрение первым делом падает на диспетчера. Но комиссия быстро установила, что его вины нет: диспетчер не создавал опасных ситуаций и направил самолеты по безопасным для них маршрутам. Больше всего вопросов возникло к действиям членов экипажа Ил-76, которых и признали виновными в катастрофе. Согласно официальным выводам, причинами происшествия стали слабое знание английского языка экипажем Ил-76 и, как следствие, неправильная интерпретация команд диспетчера, а также низкие профессиональные навыки. Предполагается, что названная диспетчером высота, на которой летел Boeing 747, была принята казахстанским самолетом за нужный для них эшелон.

Часто столкновения в воздухе оказываются фатальными для обоих участников инцидента. Но в 2006 году был зафиксирован редкий случай. Маленький Embraer Legacy 600 врезался в Boeing 737, на борту которого находилось 154 человека. Самолеты столкнулись кончиками крыльев в небе над Бразилией. Повреждения Boeing были серьезнее - он начал вращаться и рухнул на землю, никто не выжил. Отмечается, что передатчик на Embraer был отключен, а система TCAS не сообщила об опасном сближении с Boeing. Embraer сумел совершить экстренную посадку, все семь человек не пострадали. Этот экземпляр Legacy 600 отремонтировали, и он до сих пор в эксплуатации.