» » Разработка и создание маршрута по региону. Проектная работа на тему: «Разработка туристического маршрута по историческим и природным достопримечательностям Спасского района

Разработка и создание маршрута по региону. Проектная работа на тему: «Разработка туристического маршрута по историческим и природным достопримечательностям Спасского района

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена методу облегчения и улучшению процесса по разработке туристических маршрутов.

Актуальность темы состоит в том что в данное время в Кыргызстане бурно развивается туризм, связи с этим появляется необходимость в создании новых интересных туристических маршрутов способные удовлетворить потребности туристов. Для создания нового маршрута необходимо изучение новых территорий и для того чтобы этот процесс был точным и легким, используется компьютерная программа Q GIS. С помощью данной программы можно создать и редактировать карты и исследовать пространственные данные.

Задачей моей повышение туристического спроса на турфирму

Целью моей курсовой работы является разработка туристического маршрута и создание туристического информационного листа с маршрутом.

Предмет моего исследования - программа Q GIS

Объект исследования. Маршрут как фактор влияющий на туристический спрос.

ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ МАРШРУТОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ТУРОВ

маршрут тур спрос

Разработка туристического маршрута

Туристский маршрут -- путь перемещения туристов, определяющий последовательное посещение исторических и природных памятников, а также других мест, например, мест остановок на привал.

Маршрут может разрабатываться туристской фирмой или самостоятельно туристами. В случае прохождения по маршруту организованному турфирмой, участники обеспечиваются услугами проводника, экскурсионными, а также иными услугами, например.

По направлению маршруты разделяют на линейные, кольцевые, радиальные. На маршрутах туристы могут передвигаться -- пешим или конным порядком, на велосипеде, автомобиле, водными средствами передвижения. По времени проведения маршруты делятся на круглогодичные, сезонные и разовые. На маршрут может выходить группа туристов, либо один участник.

Путешествия (пребывания, поездки, туры) проводят по заранее выбранным маршрутам и они имеют определенную продолжительность и цель. туристский маршрут есть географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности трасса похода, путешествия».

Часто туристский маршрут определяют как заранее спланированную трассу передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг. Туристские маршруты - один из основных видов обслуживания, предоставляемых туристам. Туристско-экскурсионные организации заранее разрабатывают маршруты, включая в них определенный комплекс услуг (питание, проживание, экскурсии, спортивные и досуговые мероприятия и т. д.).

Маршрут есть путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок (пребываний) на маршруте

Исходной и конечной точками маршрута служат пункты начала и окончания путешествия. Началом маршрута является место оказания туристу первой туристской услуги, оговоренной в договоре, а концом маршрута - место оказания последней туристской услуги. В зависимости от перемещения по пути следования на маршруте различаются линейные, кольцевые, радиальные и комбинированные типы маршрутов.

Линейный маршрут - путь следования, начало и окончание которого происходят в разных географических пунктах пребывания. Вместе с тем, это наиболее распространенная разновидность туристского маршрута. Турист пребывает в дестинации в течение 7-10 дней и более, совершая однодневные экскурсии из места своего пребывания. После отдыха турист возвращается обратно в место постоянного проживания.

Возможен также и вариант радиальных перемещений. Радиальный маршрут - путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в котором турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия.

Кольцевой маршрут - путь следования, началои окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, например тур «Америка» (Нью-Йорк - Вашингтон - Атлантик-Сити - Филадельфия - Нью-Йорк) или тур «Золотое кольцо России» (Москва - Сергиев Посад - Ростов-Великий - Ярославль - Кострома - Иваново - Суздаль - Владимир - Москва).

Комбинированный маршрут - путь следования, который содержит все элементы линейного, кольцевого и радиального маршрутов в той или иной комбинации. К примеру, можно посетить тур «Золотое кольцо России» в комбинации с посещением не входящих в туристский маршрут старинных городов России - Смоленска, Твери, Нижнего Новгорода и других.

По сезонности действия туристские маршруты подразделяются на: круглогодичные, к которым относятся все виды маршрутов путешествий при наличии круглогодичного графика их действия сезонные, функционирующие в течение какого-либо сезона или сезонов. По продолжительности путешествия маршруты подразделяются на многодневные (отпускные) и маршруты выходного дня.

Классификация туристских маршрутов по принадлежности транспорта: на собственном транспорте - туры на транспорте, принадлежащем транспортным хозяйствам турфирм; на арендованном специализированном транспорте - туры, на транспорте, принадлежащем транспортным организациям, который турфирмы используют на правах аренды на определенный срок; туры на транспорте общего пользования - туры на пассажирском транспорте, где туристов перевозят на правах пассажиров; туры на личном транспорте туристов - специальные туры для владельцев личных автомашин, с предоставлением всех видов услуг по маршруту, кроме проезда.

По видам используемого транспорта на туристские маршруты подразделяются на теплоходные, авиационные, автобусные, железнодорожные и комбинированные маршруты:

  • Ш теплоходные маршруты - на теплоходах речных и морских пароходств. Морские: круизные - более 1 суток, экскурсионно-прогулочные - не более 24 часов. Речные: туристско-экскурсионные рейсы - более 1 суток; экскурсионно-прогулочные - не более 24 часов;
  • Ш автобусные рейсы: туристско-экскурсионные - с предоставлением проживания и питания, различного обслуживания, прогулочные - без обслуживания, может использоваться городской транспорт;
  • Ш железнодорожные туры: групповые путешествия - с использованием части мест в графиковых поездах; специальные - арендованные составы с использованием мест в вагонах, как базы размещения на данном маршруте;
  • Ш комбинированные туры- путешествия с использованием двух и более видов транспорта.

Разработка маршрутов, формирование туров и различных экскурсионных программ, предоставление основных и дополнительных услуг составляют технологию туристского обслуживания, то есть производство конкретного туристского продукта, предназначенного для удовлетворения потребности в туристской услуге.

В общем случае проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:

  • · Установление нормируемых характеристик услуги;
  • · Установление технологии процесса обслуживания туристов;
  • · Разработка технологической документации;
  • · Определение методов контроля качества;

анализ проекта;

· Представление проекта на утверждение.

Результатом проектирования туристской услуги являются технологические документы (технологические карты, правила, инструкции и т.д.).

В документации по контролю качества должны быть установлены, методы и организация контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов с целью обеспечения его соответствия запланированным характеристикам.

Разработка конкретного туристского маршрута -- сложная и многоступенчатая процедура, требующая высокой квалификации разработчиков и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Она завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.

Разработка маршрута включает в себя следующие основные этапы:

  • · Исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута;
  • · Маркетинг рынка на туристские услуги по данной
  • · трассе маршрута;
  • · Определение типа маршрута;
  • · Построение эскизной модели маршрута;
  • · Привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;
  • · Разработка схемы безопасности на маршруте;
  • · Разработка паспорта маршрута;согласование паспорта с соответствующими службами;
  • · Пробная обкатка маршрута и внесение необходимых изменений;

После разработки маршрута идет заключение договоров (контрактов) с перевозчиками. Это могут быть договоры с авиакомпаниями, железной дорогой, автотранспортным предприятием и судоходством.

В процессе разработки маршрута идет интенсивная переписка с принимающей стороной, оговариваются условия приема и обслуживания туристов, условия бронирования отелей, согласование дат заездов и времени прибытия, утверждение гидов.

Путешествия с помощью готовых турпакетов - опыт, который может быстро надоесть. После нескольких поездок отели, рестораны и пляжи будут казаться одинаковыми. Гораздо больше впечатлений подарит самостоятельно разработанный туристический маршрут. Тем более именно так вы можете открыть для себя истинную красоту родного края, а также увидеть настоящую жизнь в других интересных местах нашей планеты.

Вам понадобятся:

Интернет;
- карты;
- маршрутная книжка.

Определитесь с направлением маршрута и целями путешествия. Один и тот же путь вы можете преодолеть пешком или различными видами транспорта. Начав продумывать маршрут, принимайте в расчет свои финансовые и временные ресурсы, а также впечатления, которые хотели бы получить в итоге. Начните с определения места старта и финальной точки. Далее наметьте основные географические точки, которые хотели бы захватить. Если собираетесь путешествовать на автомобиле или пешком, воспользуйтесь подробной картой, с помощью которой вы можете выбрать оптимальный путь.

Обратитесь к интернету. Самые интересные маршруты наверняка уже подробно описаны туристическими компаниями или пройдены другими туристами. Прочитайте их впечатления на специализированных форумах, задайте вопросы о трудностях и негативных моментах. Так вы сможете скорректировать этапы предстоящего пути, а также немного видоизменить его географию. Целесообразно выложить разработанный маршрут на форумах самостоятельных путешественников, и тогда бывалые туристы прокомментируют его и дадут полезные советы.

Постарайтесь найти оптимальное ценовое предложение по гостевым домам или базам отдыха, отелям, перелетам, кафе, ресторанам. Заходите на их сайты и бронируйте напрямую. За счет этого можно значительно сэкономить, если разрабатывать маршрут самостоятельно.

Соберите из разных источников и подготовьте для себя информацию о всех достопримечательностях и интересных местах района, в который собирайтесь поехать. Найдите статьи об истории и культуре коренных народностей, легенды и мифы тех мест, которые планируете посетить. Уточните особенности национальной кухни. Можно подготовить печатный материал, сделав свой собственный «путеводитель» по выбранному маршруту.

Все это добавит массу незабываемых ощущений и впечатлений вашему отдыху, да и сам процесс подготовки к путешествию уже будет захватывающим.

Не забудьте получить разрешительные документы, если в своем путешествии хотите посетить приграничные районы.

Если вы увлекаетесь активным туризмом и планируете путешествие по родному краю, целесообразно согласовать ваш поход в маршрутно-квалификационной комиссии (МКК), МЧС. Такая процедура обязательна, если вы собираетесь в экстремальную или очень сложную поездку. Предоставьте в МКК картографический материал, маршрутную книжку, а также подтверждения того, что в вашей группе есть опытные туристы. Данная организация оценит ваши силы, поможет с планированием, предупредит об опасных местах, заповедных зонах, технике безопасности. Главное преимущество подобного шага состоит в том, что представители МКК будут контролировать ваше прохождение маршрута. При любом несчастном случае они направят на поиски или помощь вашей команде сотрудников МЧС.

Последовательность формирования тура регламентирует ГОСТ Р 50681-94 « Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование тутистской услуги». Проектирование тура предполагает следующие этапы:

  • · установление нормируемых характеристик тура;
  • · установление технологии процесса обслуживания туристов;
  • · разработка технологической документации;
  • · определение методов контроля качества;
  • · анализ проекта.

Формирование тура

Процесс формирования тура для последующей его продажи на рынке является своего производственной функцией туроператора. Этапы формирования тура:

  • 1) разрабатывается замысел тура, определяется его целевая направленность с ориентацией на определенного потребителя, выбирается сезон, направление по странам и примерное наполнение основного комплекса услуг (применяется метод мозгового штурма, наблюдение).
  • 2) фирма проводит анализ и изучение возможностей ее реализации на практике; анализ и исследование проводятся по нескольким направлениям: соответствие идеи тура потребительским ожиданиям, изучение возможного рынка, оценка конкурирующих туров других турпредприятий, выявление возможности поиска и отбора партнеров и поставщиков туруслуг для реализации идеи тура;
  • 3) поиск и отбор поставщиков - для их поиска фирма использует различные справочники, Интернет-ресурсы и другие средства коммуникации;
  • 4) формирование основного и дополнительного комплекса услуг, включаемых в тур - действия по комплектации тура из услуг партнеров или поставщиков на основе их реального предложения. На данном этапе образуется основа тура, т.е. целевое назначение тура, разработка туристского маршрута, планирование услуг проживания, питания, транспортировки, медицинского страхования, программу тура и т.д.
  • 5) экспериментальная проверка тура - заключительный этап его формирования, на котором практически готовый турпродукт подлежит своему опробованию (фирма использует рекламный тур, предназначенный для ознакомления с новым турпродуктом представителям СМИ и других авторитетных личностей; study tour- его цель состоит в формировании представления о качестве тура, его достоинствах и недостатках для самих сотрудников фирмы, которые в последствие будут участвовать в реализации тура).

Продвижение тура

Продвижение турпродукта - комплекс мер, направленных на его реализацию, включающий рекламу, участие в специализированных выставках, ярмарках, организацию информационных центров, создание каталогов, буклетов, и др.

В рамках практического задания я рассмотрела разработку туристического маршрута Рязань - Москва - Израиль - Москва - Рязань.

Клиентам мы можем предложить зимние, летние, весенние и осенние туры - на выбор. Семейным парам с детьми можно предоставить скидки. Если трое детей до пяти лет, двоим детям 25% скидки, третий ребёнок бесплатно.

Продолжительность тура 10, 15, 20 дней по выбору.

Мы предлагаем клиентам:

  • 1. Индивидуальные туры в Израиль круглый год с отдыхом на курортах Неталия и Эйлат.
  • 2. Туры с лечением на Мёртвом море.
  • 3. Туры паломников в Иерусалим.

Израиль - специфическая страна с особым туристическим статусом. Это государство располагается на Ближнем Востоке, протянувшись вдоль берега Средиземного моря, доставая южной границей до красного моря. Территория - 21тыс. кв. км с населением 5,5 млн. человек, 86% которого составляют евреи, остальные - арабы и палестинцы.

Столица Израиля - Тель-Авив, фактически Иерусалим. Язык - иврит, но, учитывая мощные эмигрантские волны из России, здесь нетрудно услышать русский язык. Денежная единица - шекель, $1=2,8 шекеля. Срок оформления визы - 20-25 дней. Религия - иудаизм. Глава государства - президент. Главные туристические центры - Нетания, Нахария, Тель-Авив (Средиземное море), Мёртвое море, Иерусалим и Эйлат (Красное море).

Туристический сервис, конечно, ничем не отличается от европейского, но поездка в Израиль всегда связана с историей, религией. Путешествие в Израиль - это путешествие к истокам христианства, на землю библейских истин, где на Ваших глазах оживают страницы Священного Писания. По этой земле ходили Иисус Христос и его апостолы, Александр Македонский, и царь Навуходоносор и Ирод. Израиль - это Вифаиен и Назарет, Иерусалим и Иерихои, и четыре моря - Средиземное, Красное, Мёртвое и Галилейское. Более 2-х миллионов туристов ежегодно приезжают не только отдохнуть или поправить здоровье на израильских здравницах, но и поклонится общечеловеческим святыням, прикоснуться к Великой истории. Природа очень разнообразна: пустыни, тропические леса, горные ущелья и болотистые низины; коралловые рифы и очень солёная вода Мёртвого моря. Отдых в Израиле - это современные отели и возможность увидеть Голгофу, Стену Плача, Храм Рождества Христова и гору Синай.

Нетания - главный курорт Израиля, город в часе езды от Тель-Авива и Иерусалима. Город бриллиантов и спорта и 11км песчаных пляжей, весёлая ночная жизнь и отличная кухня.

Также Эйлат - великолепный курорт, зона свободной торговли, международный центр подводных видов спорта. Эйлат - это город царя Соломона и царицы Савской, расположенной в живописной гавани с белыми песками кораллового моря. 359 солнечных дней в году. Мы можем предложить клиентам проживание в отелях «Ройял Биг» 5* deluxe, «Кинг Соломон», холидей инн 5-ти звездные, «Орхид», «Патио», «Нью Кейсар», «Американа», «Риф» - все 4-х звездные, «Ред. рок», «Эдомит» - все 3-х звездные.

Рассмотрим тур с проживанием в 5-ти звездном отеле Иерусалима.

Дорога из Рязани до Москвы (ж/д, автобус, автомобиль), вылет из аэропорта Москвы.

По способу передвижения тур представляет собой комбинированный маршрут, включающий в себя на воздушном судне и автобусный маршрут с познавательными и развлекательными моментами. Из Иерусалима автобусный маршрут до гостиницы. Проживание в 5* отеле.

Предусмотрено коллективное посещение различных достопримечательностей, таких как солнечный пляж или ультрасовременный город, археологические раскопки или религиозные памятники. Посещение ярких восточных рынков с народными традициями, правительственными и судебными учреждениями; посещение медицинских и культурных центров. Продолжительность тура составляет 15 дней.

Основные организованные экскурсии:

  • 1. День первый: посещение музея «Яд Вашен» - Менориака катастрофы и геройства. Этот музей расположен на Холме памяти западу от горы Герцль. Имеется зал памяти и библиотека; посещение музея истории Иерусалима «Башня Давида».
  • 2. День второй: экскурсии по достопримечательностям - «Стена Плача», «Гора Скопус», «Киесет», «Верховный суд».
  • 3. Дни третий и четвёртый: посещение достопримечательностей «Туннели Западной стены и Храма Гроба Господня».
  • 4. Пятый день: «Купол скалы», «Мечеть Аль-Акса».
  • 5. Шестой и седьмой дни: посещение «Библейского зоопарка имени семьи Тиш» - это место для отдыха; и Археологического музея «Офеля».
  • 6. Восьмой день: посещение ботанического сада в Гиват Ране и Ринской площади.
  • 7. Девятый и десятый дни: поход на «Израильскую башню» - остатки сторожевой башни с воротами времён Первого храма. Также шествие по дороге называемой «Крёстный путь», дорога, по которой, согласно преданию, прошёл Иисус к месту казни.
  • 8. Одиннадцатый и двенадцатый дни: интересная прогулка по крепостным стенам «Старого города», посещение выставки копий культовых инструментов и рисунков эпохи храма.
  • 9. День тринадцатый: «Машина времени» - прогулка по различным периодам истории города с помощью самых современных механизмов; а так же посещение «Центра Зальмана Шазара» - научно культурного центра, где собраны материалы по еврейской истории.
  • 10. Четырнадцатый день: посещение «гробницы Царя Давида» и «Горницы тайной Вечери».

В вечернее время гости Иерусалима могут принять участие в фольклорных вечерах с хоровым пением и народными танцами. Также предусмотрено посещение ресторанов, кафе по индивидуальному выбору.

Виды основных услуг, предоставляемых клиентам:

  • Ш с аэропорта встреча автобусом до гостиницы;
  • Ш прибытие, размещение в двухместных номерах 5-ти звездном отеля. Имеются все удобства в номере, спутниковая связь, балкон, видна город. Предусмотрено 3-х разовое питание, завтрак в номере, обед и ужин в ресторане отеля.
  • Ш предоставляется трансфер - автобус с мягкими сиденьями, медицинская страховка.

Дополнительные услуги: посещение вечерних развлекательных программ, дискотек, концертов, магазинов, ресторанов и театров, прокат автомобилей, почта и телефон. Также в распоряжении имеются банки и обмен валюты.

В стоимость путёвки входит:

  • Ш трансфер;
  • Ш проживание в гостинице;
  • Ш питание (цена зависит от выбора туристом полного пансиона или полупансиона);
  • Ш экскурсионная программа;
  • Ш медицинская страховка.

Отдельно оплачивается дорога Рязань - Москва и Москва-Иерусалим, и обратно. Авиа-перелёт не входит в стоимость путёвки. Также отдельно оплачиваются дополнительные услуги для желающих. Полная стоимость путёвки с проживанием в 5-ти звездном отеле Иерусалима, за 15 суток, составляет на одного человека: 4000$.

Данный тур является познавательно-развлекательным и интересным. Но для тех, кто желает подлечиться, поправить своё здоровье лучше отдать предпочтение отдыху на Мёртвом море.

Разработка туристского маршрута

Качество туристского путешествия зависит от множества факторов, и одним из существенных является логичность маршрута. Этот географический фактор влияет на популярность, полезность, эффективность и безопасность туристского путешествия. Практика туризма показывает, что существуют маршруты логичные и нелогичные, и вторых гораздо больше. Для составления логичных маршрутов требуется не только максимум региональной информации, но и опыт, талант и вдохновение разработчика. Рассмотрим элементы логики маршрутов на примере эталонных (классифицированных) путешествий в спортивном туризме, принимая во внимание то, что ни логика составления маршрута, ни сами эталонные маршруты не получили должного анализа в научной литературе.

Понятие «эталонный туристский маршрут» появилось в пределах спортивного туризма в Советском Союзе в 60-70-х гг. ХХ в. и способствовало развитию отечественного туризма. Разработка и утверждение эталонных маршрутов в сочетании со строгой системой оценки категорийности путешествий стали основой самоорганизации спортивного туризма и фактором его высокого уровня безопасности.

Будучи в основном самодеятельным, спортивный туризм в СССР отличался популярностью и массовостью, что явилось следствием, в частности, его самоорганизующегося характера. Были найдены оптимальные формы, позволившие этой деятельности быстро и устойчиво развиваться. Эти организационные находки появились благодаря коллективному опыту и большой практике туристских путешествий. Такой методической находкой являлись эталонные (классифицированные) маршруты. Уже в те годы ощущалась необходимость теоретического обоснования этого понятия, разработки методических принципов построения маршрутов, оценки оптимальности системы эталонных маршрутов в различных регионах. Тем не менее, научные подходы к этим вопросам до сих пор не разработаны. Учитывая полезность эталонных маршрутов для развития советского спортивного туризма, можно предположить их целесообразность в нынешнее время, когда резко меняются цели туризма, его система организации, географические направления туристских потоков.

Эталонный маршрут является формой качественной оценки сложности туристского путешествия. В спортивном туризме применяются многочисленные критерии определения степени трудности преодоления естественных препятствий, в том числе и количественные. С помощью количественных критериев формируется оценка сложности пещер, горных перевалов или путей восхождений на вершины. При этом даже на этапе оценки сложности преодоления отдельных объектов (горных перевалов, речных порогов) интегральным показателем является балльный показатель категорий трудности препятствия (1А, 1Б, 2А, 2Б и т.д.), т.е. не только количественный критерий, но еще и качественный. Если же необходимо решить задачу оценки сложности не отдельного препятствия, а всего туристского маршрута, то без качественной формы оценки не обойтись. Такой качественной оценкой фактически выступает метод соотнесения данного маршрута с Эталонный маршрут - предпосылка безопасности туристского путешествия. Спортивный туризм для обеспечения безопасности путешествий использует принцип постепенного нарастания сложности в процессе приобретения человеком туристского опыта. Для этого туристские маршруты оцениваются категориями сложности по видам спортивного туризма, а каждая категория предполагает определенный набор туристских препятствий. Тем не менее, по каждому туристскому району СНГ для разных категорий сложности разработаны эталонные маршруты, которые рекомендуются для путешествий и с которыми соотносятся иные маршруты для оценки сложности последних. В связи с этим эталонный маршрут участвует в формировании системы безопасности в туризме.

Эталонные маршруты являлись основой построения системы спортивного туризма в СССР, а сейчас выполняют эту роль в России. Кроме того, использование метода эталонных маршрутов помогает в формировании системы координации деятельности общественных туристских организаций. Такие маршруты представляют основу регулирования самодеятельного туризма и информирования его участников.

Эталонные маршруты концентрируют многолетний коллективный опыт и талант путешественников. Разработкой, прохождением эталонных и других маршрутов, определением категории трудности и классифицированием горных перевалов в районах России и республик СНГ начиная с тридцатых годов прошлого столетия и по настоящее время занимались многие известные спортивные туристы, в том числе и профессиональные географы. Невозможно упомянуть всех, кто причастен к этой огромной работе. Большой вклад в изучение туристских возможностей Кавказа внесли В.В. Арсенин, К.Э. Ахмедханов, Б.М. Бероев, Н.Д. Бондарев, Ю.В. Гранильщиков, Е.П. Титкова, Н.Р. Элбакян; Памиро-Алая - А.Л. Гарцевич, Л.А. Максимов; Памира - С.И. Алимов, В.М. Абалаков, Н.Н. Волков, Н.П. Горбунов, И.Г. Дорофеев, Д.М. Затуловский, В.Ю. Попчиковский; Тянь-Шаня - С.Я. Волков, Б.Г. Карпов, Н.В. Малых; Джунгарского Алатау - В.Н. Вуколов, В.С. Тихонов; Алтая - М.В. Тронов, С.Р. Громов, В.А. Поляков, А.Ф. Харченко; Тывы - Ю.П. Селиверстов; Забайкалья - В.С. Преображенский, Ю.А. Штюрмер, Урала - А.О. Кеммерих, С.А, Торопов, Р.Б. Рубель.

Одним из центральных понятий в туризме является понятие «маршрут». Категория «маршрут» обладает и общеупотребительным, и географическим, и туристским смыслом. В общепринятом значении маршрут - это путь с заранее заданной траекторией. Отметим, что эта категория имеет пространственный, а не временной оттенок. В этой связи понятие маршрута часто имеет географическое или даже астрономическое содержание, если его траектория выходит за пределы географической оболочки.

Маршрут - одно из сущностных понятий в сфере туризма, поскольку туризм по своей сути - это маршрут. От других видов деятельности туризм отличается именно маршрутным характером, который выражает его отраслевую технологию и образ деятельности. Рассмотрим топологические особенности туристского маршрута.

Туристские маршруты отличаются по конфигурации, т.е. форме «нитки», линии пути. Можно выделить четыре основных типа маршрутов. Три первые из них - элементарные, четвертый - составной.

Линейный маршрут - это маршрут, который начинается в одном пункте и заканчивается в другом. Туристы при этом на протяжении всего маршрута не повторят пройденный путь.

Кольцевой маршрут - маршрут, имеющий кольцевую форму, который начинается и заканчивается в одной точке. При этом туристы так же, как и в первом случае, постоянно следуют новым для себя путем.

Радиальный маршрут - это маршрут «туда и обратно». Он начинается и заканчивается в одной и той же точке. Туристы возвращаются к пункту начала маршрута тем же путем, что и двигались вперед.

Комбинированный маршрут как модель туристского путешествия употребляется чаще всего. Обычно основная линия такого маршрута линейная, иногда кольцевая, а от главной линии маршрута в стороны организуются радиальные выходы, которые могут быть двух видов: кольцевые и линейные. Радиальные выходы организуются с целью посещения каких-либо интересных туристских объектов или препятствий, которые находятся в стороне от линии основного маршрута.

Туристский маршрут является понятием социально-экономической географии, поскольку в составе и в организации туристского маршрута соединяются следующие разнохарактерные компоненты системы:группылюдей, туристские препятствия, экскурсионные объекты, транспортные пути и средства, объекты туристской инфраструктуры и многое другое. Понятие «туристский маршрут» тесно связано с такими понятиями отечественной и зарубежной географии, как «территориальная рекреационная система», «дестинация» и «туристский район».

Эталонные (классифицированные) маршруты были приняты туристскими общественными и спортивными организациями в Советском Союзе, а сейчас применяются по районам СНГ и разным видам туризма. Их можно проанализировать на предмет логичности маршрута. Далеко не все предлагаемые маршруты логичны. Маршрут, принципы составления которого невыразительны, является слабо популярным или вообще невостребованным.

Примером непопулярного эталонного маршрута может являться рекомендовавшийся во многих официальных справочниках пешеходный (лыжный) маршрут III категории сложности (далее - к.с.) на Северном Урале (пос. Кытлым - г. Конжаковский Камень - г. Денежкин Камань -с. Всеволодо-Благодатское). При внешней привлекательности (соединение в одном путешествии двух интересных отдельных горных массивов) маршрут оказался «неблагодарным» в связи с большим расстоянием между двумя горными областями, которое следует преодолеть по закрытым пространствам буреломной увалистой тайги. При составлении маршрута победил формальный подход (необходимое количество естественных препятствий и километров). Здесь не просматривается идея, тактическое решение и логика. Примером логичного и популярного эталонного маршрута можно считать пешеходный маршрут III к.с. по Восточному Саяну (пос. Аршан - перевал Аршанский - р. Китой - р. Шумак - пер. Шумакский - пос. Нилова Пустынь).

Именно логика маршрута является наиболее сложной задачей его организации, где требуются широкие географические и туристско-тактические знания и способности к творчеству. Все наиболее известные географические экспедиции и путешествия, удачные туристские походы и мероприятия отличались «маршрутной идеей», ясной логикой проекта маршрута.

Отметим, что логические аспекты разработки маршрутов, стратегия и тактика его составления исключительно редко рассматриваются в научной, да и в прикладной литературе. Тем не менее, есть публикации, авторы которых очень тонко чувствуют эти аспекты. Примером такой оригинальной работы по составлению и организации туристского маршрута является статья Б. Б. Родомана «Искусство путешествий».

Спортивный туристский маршрут его конфигурация выстраивается первоначально мысленно, сообразно главной идее, т.е. должен обладать логикой построения, которая определяет его маршрутную линию, особенности организации и проведения путешествия. В составлении маршрута путешествия может быть заложена различная логика. Ниже последовательно приведены возможные подходы к логике построения маршрута.

Логика пересечения (рис. 5) подходит, например, для отдаленных и труднодоступных географических районов, где внутри района нет транспортных путей. Для того чтобы подробно изучить этот район, его нужно пересечь насквозь, потому что пути подъезда имеются только с одной его стороны, а пути выезда есть только с другой стороны. При этом иногда приходится пересекать не только туристский район (район концентрации наиболее интересных туристских объектов), но и географический район, который обычно намного больше. Например, пересечение Памира, Тибета или какого-либо значительного острова, где транспортные пути, как правило, имеются только по окраинам или берегам острова. В таких местах можно, конечно, осуществлять и более короткие радиальные выходы - от подъездных путей в глубь района, но полного знакомства с этим районом такие маршруты не дадут.

Логика нанизывания (соединения, траверса) свойственна не самым протяженным маршрутам, обычно в пределах одного туристского района, где одним линейным маршрутом можно соединить несколько объектов туристского интереса. Логика нанизывания не подразумевает обязательно, что нитка основного маршрута пройдет именно траверсом через интересующие туристов вершины - достаточно, что она подойдет к ним максимально близко, откуда уже можно будет совершить короткий радиальный выход. Логика нанизывания позволяет посмотреть наиболее интересные туристские объекты в данном районе, при этом маршрут по конфигурации может быть кольцевым или линейным, имеющим очень извилистую линию.

Логика посещения (восхождения) подразумевает наличие одного (нескольких рядом расположенных) крупного и наиболее интересного туристского объекта, пещеры или горной вершины, ради которых и осуществляют туристы свое путешествие. Конфигурация таких маршрутов будет, как правило, радиальной, а логика такого маршрута состоит в подходе к объекту интереса и возвращению к путям подъезда. Характерным примером такого маршрута будет путешествие на плато Мань-Пупу-Нер на Северном Урале, куда можно добраться только с одной стороны. Соответственно и конфигурация маршрута будет радиальной, а цель - именно посещение уникального ландшафта Мань-Пупу-Нера.

Логика прохождения (преодоления) (рис.8.). Маршруты с такой целью чаще встречаются в таких техничных видах туризма, как горный и водный. Здесь смысл маршрута заключается в преодолении каких-либо конкретных сложных естественных препятствий (горных перевалов или речных порогов), и данный маршрут строится таким образом, чтобы пройти именно через них, заключается в подходе к ним, преодолении препятствия и далее выходе с маршрута.

Логика «великой тропы» путешественников пройти полностью протяженных, линейно вытянутых природных зон, побережий.

Известны примеры организации такой тропы в разных странах (Большая Аппалачская тропа, Большая Уральская тропа, Большая Саянская тропа). При этом сама вытянутая форма географического района задает направление маршрута и стимулирует желание человека если не ногами, то с использованием какого-то транспорта или хотя бы мысленно пройти его вдоль. Примеров таким образом построенных маршрутов достаточно. Было много путешественников, которые прошли полностью вдоль всех Уральских гор, от степных Мугоджар до побережья Северного Ледовитого океана. Одним из наиболее массовых известных путешествий была экспедиция «Большой Урал, 91» под руководством Н. Рундквиста (Екатеринбург). Подобной логикой - «великой тропы» руководствовался известный российский путешественник Г. Травин: он собирался полностью пройти вдоль границы Советского Союза. Начал он свою экспедицию в 1929 г. В течение нескольких лет путешествовал на велосипеде вдоль границы СССР, включая и арктическое побережье.

В 80-е гг. прошлого века была проведена российская экспедиция «Великой Северной тропой» на собачьих упряжках, которая проходила по побережью Северного Ледовитого океана от Чукотки до Мурманска под руководством С. Соловьева (Екатеринбург).

Логика направления. Это может быть направление на сторону горизонта. Путешественники, например, ставят цель двигаться на восток или преимущественно на восток.

Данная логика присутствует обычно в довольно крупных путешествиях. Например, стремление путешественников прошлых столетий достичь максимально высокой широты в Северном или Южном полушарии при движении строго на север или на юг. Сюда также относится

и стремление достичь Северного или Южного полюса Земли. В современных менее крупных спортивных путешествиях тоже иногда присутствует логика направления. Например, при путешествиях в труднодоступных районах, подъезды и подходы к которым возможны только с одной стороны. Так, при путешествии по плато Путорана туристы стремятся максимально далеко продвинуться на восток, потому что подъезды к данной территории возможны только с запада, в связи с чем восточные части плато менее исследованы, а значит, и более интересны. Часто такую же цель - как можно дальше уйти на север - преследуют и туристы, путешествующие по Заполярному Уралу, подходы к которому наиболее удобны с юга, от железной дороги Сейда -Лабытнанги.

Логика исторического пути. Такие типы маршрутов в последнее время встречается довольно часто.

Многие туристские группы планируют свои путешествия не столько со спортивной целью, сколько с познавательной. При этом возможны крупные экспедиции, например движение по Великому Шелковому пути или плавание путем Христофора Колумба или Магеллана. Возможны и менее грандиозные - путем Ермака или маршрутом «Из варяг в греки». Возможны совсем небольшие - пройти пешком тропой инков или проехать на велосипеде по заброшенной Бабиновской дороге в Пермском крае и Свердловской области от Соликамска до Верхотурья. Причем в этом случае туристам важнее максимально точно повторить линию старинного тракта, маршрута путешественников древности, а не найти сложный или более простой путь, осуществить маршрут по наиболее красивым местам.

Логика исследования (экспедиции). Полевое исследование (экспедиция) отличается от туристского путешествия целями и логикой построения маршрута.

Логика обучения (альплагеря). Это маршрут от одного базового лагеря к различным объектам, например на горные вершины, при котором происходит нарастание сложности радиальных маршрутов. Часто такая логика используется именно с целью обучения горным путешествиям под руководством инструктора посредством тренировок в преодолении переправ через реки, скальных, ледовых участков, а затем и сложных восхождений на вершины.

Наиболее совершенным вариантом нитки маршрута является тот, который спланирован на основе нескольких факторов, где прослеживается логика построения маршрута с позиции многих аспектов. Именно таким образом желательно формировать систему эталонных маршрутов в туристских районах.

Современное расширение активных форм и видов туризма приводит к похожему использованию территории, помимо спортивного туризма, такими новыми смежными видами деятельности, как активный (приключенческий) туризм, экстремальный туризм, экологический туризм и др. В этой связи появляется необходимость разработки научных географических основ применения эталонного подхода в туризме. Возможности применения такого подхода к маршрутам за пределами спортивного туризма возрастают. Появляются новые задачи маршрутного эталонирования в туризме, продиктованные необходимостью обеспечения полноценного отдыха и оздоровления людей, удовлетворения их потребности в познании территорий при соблюдении условий безопасности.

Одной из задач является разработка абстрактной модели эталонного маршрута. Показанная модель может подходить практически для любого туристского района, особенно для таких видов туризма, как пешеходный, горный и лыжный.

При яркой индивидуальности каждого туристского маршрута можно выделить их типичные свойства и составить их общую конфигурационную модель. Туристский маршрут, как правило, начинается от какого-либо транспортного узла, куда добираются дально-магистральными средствами транспорта - поездами или самолетами. Этот транспортный узел (пункт подъезда) находится обычно в пределах географического района, в котором будет проходить путешествие. Из транспортного узла туристы обычно автотранспортом доезжают до пункта входа в район, который расположен уже в пределах непосредственно туристского района. Здесь начинается активная часть маршрута.

Подход к основной части путешествия происходит обычно по дорогам или тропам. На маршруте препятствия, которые выбраны для преодоления, всегда начинаются (по крайней мере, так рекомендуется) с более простых, которые располагаются на подходах к основной части маршрута, где сконцентрированы объекты туристского интереса.

Как правило, простые препятствия в горном путешествии - это несложные перевалы, переправы, каньоны, вершины или траверсы. После нескольких более менее простых препятствий, когда туристы уже втягиваются в походный ритм и у них происходит некоторая акклиматизация к высокогорным условиям среды (или другим, отличающимся от привычных), они входят в район концентрации туристских объектов, ради которых обычно и осуществляется путешествие в данном туристском районе.

Посещение такого наиболее интересного для туристов места может быть осуществлено как в линейном непрерывном маршруте, так и при совершении кольцевых радиальных выходов. Здесь встречаются уже более сложные препятствия, - может быть, даже максимально сложные в техническом и физическом плане. Осуществить знакомство с ареалом концентрации туристских объектов лучше ближе ко второй половине путешествия, когда туристы уже достаточно акклиматизировались, вошли в свою максимальную физическую и техническую форму.

В середине маршрута довольно часто есть точка, где пересекаются маршруты многих туристских групп, путешествующих в данном туристском районе. Обычно это красивое место с хорошим обзором, с условиями, удобными для стоянки большого количества туристов, где могут формироваться элементы туристской инфраструктуры (базы, избы, вертолетные площадки). В таких местах туристские группы часто оставляют запасы продуктов и часть снаряжения и отсюда совершают кольцевые и линейные радиальные выходы.

Ближе к концу путешествия, когда группа уже хорошо акклиматизировалась и еще достаточно физических и моральных сил, туристы совершают линейный радиальный выход для преодоления какого-либо основного (ключевого) препятствия, обычно более сложного по физическим показателям. После этого они, как правило, проходят еще одно сложное препятствие (но уже не максимальной сложности для данного маршрута), которое отделяет туристов от уже довольно простых путей выхода из туристского района.

После этого последнего сложного препятствия начинается не сложный ни в физическом, ни в техническом плане выход из туристского района - обычно по тропам и дорогам, который завершается или в каком-либо населенном пункте, или в месте, куда подходит дорога, пригодная для проезда автотранспорта. Отсюда туристы выезжают из данного туристского района на рейсовом или на нанятом автотранспорте к транспортному узлу (пункту выезда), который расположен уже за пределами туристского района, но обычно находится еще в пределах данного географического района. Затем туристы дально-магистральными средствами транспорта (поездами или самолетами) возвращаются домой.

Примеров соответствия такой абстрактной модели спортивного туристского маршрута можно привести множество практически по всем туристским районам. Мы проиллюстрируем данную модель маршрутом спортивного путешествия по Катунскому хребту на Алтае.

Географическим районом данного маршрута является Алтай, пунктом подъезда, транспортным узлом, куда добираются дально-магистральными средствами транспорта, выступает город Бийск. Из него туристы уже добираются рейсовым или нанятым автотранспортом до туристского района - Катунского хребта.

Пунктом входа непосредственно на активную часть маршрута, до которого можно добраться на автотранспорте, является поселок Тюнгур. Дальше по дороге и тропе идет подход к основной части маршрута, где сконцентрированы объекты туристского интереса, через несложные перевалы (Казуяк - некатегорийный перевал, Кара-Тюрек - перевал 1А категории трудности). Основная часть путешествия по Катунскому хребту может осуществляться в разных его частях в зависимости от того, какие из них более интересны конкретной группе туристов.

Это могут быть прохождения перевалов в бассейне реки Аккем или в бассейне реки Кучерла -в кольцевом радиальном выходе; а могут и в районе истока реки Катунь (но тогда в этом случае это уже будет непрерывный линейный маршрут). Место пересечения маршрутов многих туристских групп - это или озеро Аккемское, или озеро Кучерлинское, или ледник Братьев Троновых, откуда обычно совершаются восхождения на гору Белуха.

После путешествия по ареалу концентрации объектов туристского интереса туристы иногда совершают радиальный выход для восхождения на гору Белуху - высшую вершину Алтая. Далее маршрут проходит через сложный перевал (чаще всего это перевал Делоне - 2А-2Б категории трудности, или перевал Буревестник - 2А категории трудности) и начинается выход к долине реки Катунь по одному из ее правых притоков, по тропам.

Пунктом выхода является один из поселков на Катуни, чаще всего поселок Тюнгур, который являлся и пунктом входа. Далее туристы выезжают автотранспортом к транспортному узлу -Бийску.

Авторы считают, что представленная абстрактная модель активного туристского маршрута является не надуманной, а выражает сложившийся в многолетней практике подход к осуществлению спортивных путешествий. Модель представляется оптимальной - она опробована многими поколениями туристов по разным видам туризма и в различных районах.

Эталонные туристские маршруты фактически являются районо-образующими потоками и в этой связи могут служить критериями туристского районирования территории. Сеть маршрутов, ее иерархия может лежать в основе туристской топологии региона и формировать мозаику туристских районов.

Эталонные туристские маршруты выполняют связующие, организующие роли в территориальных рекреационных системах, учение о которых разрабатывалось выдающимися географами, являющимися также специалистами и в спортивном туризме, и является наиболее научно оформленным и состоявшимся . Такие маршруты фиксируют и увязывают основные структурные элементы территориальных рекреационных систем, особенно в периферийных и горных областях.

Использование понятия «эталонный туристский маршрут» невозможно без изучения многих социально-экономических вопросов, например вопросов нынешней инфраструктурной обеспеченности эталонных маршрутов, соответствия свободного времени и доходов современного человека его «маршрутным» потребностям и возможностям, соответствия конкретных траекторий пространственно-временного поведения людей линиям эталонных маршрутов и т.д.

В заключение отметим, что отечественный туризм имеет особенную историю, традиции и специфику, опираться на которые целесообразно при современном планировании и управлении туристскими процессами в регионах. Самодеятельный туризм являлся в СССР особенно удачной формой туризма, обеспечивая возможности занятия этой деятельностью большой доли населения.

Разработка маршрута туристского похода

и составление плана похода.

Рассматриваемые на занятии вопросы.

    Методика разработки маршрута рекреационно-оздоровительного похода.

    Методика разработки маршрута спортивного похода.

    Составление плана похода.

В рамках данного занятия мы будем вести речь о методических основах разработки маршрута и плана рекреационно-оздоровительных и спортивных походов. Ряд понятий, определений, необходимых для изложения данной темы уже встречался Вам в лекции, посвященной сущности туристских походов. Тем самым, нам вряд ли удастся избегнуть некоторых повторений. Пусть Вас это не пугает, как известно, повторение – мать учения.

      Методика разработки маршрута рекреационно-оздоровительного похода.

Итак, зададим себе вопрос. Как же туристы разрабатывают маршрут своих походов? Если маршрут похода в желаемом районе не описан в литературе, если Вас не ведут по известным только им дорогам гиды-проводники туристских организаций или Ваш «безумный» преподаватель, то остается одно – разработать и пройти маршрут самостоятельно. И начинать следует, разумеется, с выбора района проведения путешествия.

По каким критериям туристы выбирают район проведения оздоровительного похода?

Выбор района похода проводится на основе анализа топографических карт, схем и иных информационных документов, содержащих сведения об экскурсионных объектах в районе похода, природных памятниках, туристских объектах и т.д. При выборе района проведения любого похода следует, прежде всего, учитывать поставленные перед ним цели и задачи. Соответственно, для рекреационно-оздоровительных походов выбирается район, который позволит наилучшим образом выполнить задачи оздоровления и полноценного отдыха участников в природной среде . С рекреационными задачами могут успешно сочетаться и познавательные задачи – расширение кругозора участников, их знаний географии и природы родного края, культурно-исторического наследия предков, традиционного уклада жизни местного населения и т.д., т.е. все, что мы называем «краеведением».

С этой точки зрения наиболее оптимальными районами для проведения рекреационного похода являются территории, имеющие наибольший рекреационный потенциал. Туристским потенциалом какого-либо объекта (или территории) именуется совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ (Дроздов, 2005). Территории, обладающие выраженным рекреационным потенциалом, – это не загрязненные хозяйственной деятельностью территории, содержащие значительные по площади лесные массивы (светлые сосновые боры, широколиственные леса); живописные ландшафты, с хорошо выраженным рельефом и обзорными точками; гидрографические объекты (реки и озера, пригодные для купания и отдыха). Это и есть вышеуказанная совокупность рекреационных ресурсов и рекреационно-познавательных объектов , необходимая для формирования туристского продукта. Само присутствие в таких районах несет человеку огромный заряд энергии и, если поход сопровождается экологической, краеведческой экскурсией, он дает новые знания туристам о своем крае. Таким образом, мы можем сформулировать первый и наиболее существенный критерий для выбора района проведения похода.

    Наличие в районе похода необходимых рекреационных ресурсов и интересных для туристов целевых рекреационно-познавательных объектов посещения.

Рекреационно-оздоровительный поход предусматривает обязательные, но ограниченные и рассчитанные с учетом пола, возраста участников похода, их состояния здоровья физические нагрузки . Движение участников по маршруту не должно вести к их чрезмерному физическому, психическому утомлению. Напротив, окончание «ходового» дня должно вызывать у них чувство легкой приятной усталости и удовлетворения от выполненной физической работы. Следовательно, район рекреационного похода должен быть «удобным» для достижения целей рекреации. К нему должны вести удобные пути подъезда и отъезда туристской группы (железнодорожные, автомобильные); он должен содержать выбор удобных, не утомительных для движения пешком, на велосипеде, лесных или полевых дорог и троп. Это одно из условий, необходимых для формирования рекреационного туристского продукта, и мы готовы сформулировать следующий критерий выбора района похода.

    В районе похода должны иметься удобные пункты начала и окончания путешествия , достаточно широкая сеть удобных для движения лесных и полевых дорог, просек; троп (путей достижения потенциальных ключевых объектов маршрута и мест туристских стоянок).

Желательно, чтобы район похода предоставлял и иные возможности для наилучшего отдыха участников похода. С точки зрения охраны окружающей среды и максимального комфорта для участников оздоровительного похода преимуществом обладает район похода, который содержит оборудованные места для ночлега и отдыха туристов. Тем более что такие туристские лагеря устраивают обычно в наиболее живописных, пригодных для целей рекреации местах с наличием источников чистой воды. Отсюда – следующий критерий выбора района похода.

    Наличие в районе специально оборудованных или пригодных для оборудования силами группы мест для ночлега и отдыха туристов и достаточного числа источников чистой воды для организации питания.

Наконец, при выборе района рекреационного путешествия немаловажным фактором является объем свободного времени, которым обладают участники, их потенциальные материальные (финансовые) затраты. Оздоровительные походы – это чаще всего походы выходного дня (действенное и не дорогое средство восстановления сил после трудовой недели). Поэтому район такого похода стараются выбрать поближе к месту жительства, сократив время и материальные траты на проезд (это очередное условие для успешной подготовки и реализации туристского похода). Итак – последний, из выделяемых нами критериев выбора района похода.

    Близость района к месту постоянного проживания участников, минимум финансовых вложений для его достижения.

Критерии выбора района похода диктуются, в том числе, мотивами, пожеланиями, устремлениями туристов (субъективным фактором). Следовательно, их может быть гораздо больше, чем выше упомянутых. Мы лишь надеемся, что изложили наиболее существенные из них и для лучшего восприятия представляем совокупность критериев выбора района похода на Рис. 1. Следует сказать, что указанным выше критериям для выбора района проведения рекреационных походов лучше всего соответствуют охраняемые природные территории с возможностью проведения туристских мероприятий (национальные парки). Именно там развитие туристской деятельности является такой же важной задачей, как и сохранение природных рекреационных ресурсов. На территориях национальных парков проложены маркированные маршруты рекреационных походов, имеются вызывающие интерес познавательные объекты с возможностью проведения экскурсий квалифицированными специалистами, оборудованные туристские биваки и места обеденных привалов и т.д.

После выбора района похода, по имеющемуся картографическому материалу и иной информации, туристы разрабатывают конкретный маршрут похода (нитку маршрута).

Что означает понятие «нитка маршрута»? Нитка маршрута, разработанная по топографической карте района похода, представляет собою следующую последовательность ориентиров: пункт старта, опорные ориентиры дневных переходов, места туристских биваков и пункт финиша. В случае маркированных маршрутов (например, маркированных маршрутов экологических походов, экскурсионных экологических троп) нитка маршрута не только нанесена на карту, но так или иначе обозначена (маркирована) на местности.

Какую творческую работу (по содержанию) следует выполнить при разработке нитки маршрута оздоровительного похода? При разработке маршрута вновь главными факторами, которые принимаются во внимание, являются цели похода (в данном случае цели оздоровления, отдыха, познания). Готовый маршрут должен способствовать наиболее эффективному их достижению, без лишних физических, организационных, финансовых затрат. При разработке маршрута рекреационного похода выполняется следующая творческая работа с топографической картой и иными информационными материалами.

    Определяется необходимая протяженность маршрута и продолжительность похода (с учетом состава группы, намеченных целей похода).

    Из всех присутствующих в районе похода, выбираются конкретные целевые рекреационно-познавательные объекты посещения.

    Определяются конкретные удобные для достижения намеченных рекреационно-познавательных объектов посещения пункты приезда (пункты начала маршрута) и пункты отъезда группы с маршрута.

    Определяются места организации биваков и больших привалов, которые должны в максимальной степени удовлетворять задачам безопасности, отдыха и оздоровления участников, а так же выполнению экскурсионно-познавательных задач.

    Определяется тактическая схема маршрута (линейная, кольцевая, с участками радиального движения).

    Определяются пути достижения намеченных главных рекреационно-познавательных объектов и пунктов организации обеденных привалов и биваков (трасса движения группы).

    Маршрут, вследствие выше указанных действий, разбивается на отдельные, посильные для участников, дневные переходы определенной протяженности.

    На дневных переходах намечаются опорные ориентиры для точного движения по маршруту (точечные, линейные, площадные).

Кратко поясним указанные выше действия.

Что мы вкладываем в понятие целевых рекреационно-познавательных объектов на маршруте похода? В районе похода, пользуясь картой и иными источниками информации, необходимо определить один или несколько целевых рекреационно-познавательных объектов. Это объекты маршрута наиболее интересные туристам для посещения; удовлетворяющие их познавательные запросы, способствующие их полноценной рекреации в природных условиях («изюминки» будущего маршрута). Такими объектами могут являться: локальные участки района с живописными ландшафтами, озера или группы озер, маркированные экологические экскурсионные тропы, сельские музеи народного творчества, ремесел и т.д. Например, характерными целевыми объектами маршрутов по Беларуси являются озеро Нарочь, озеро Свитязь, территория ландшафтного заказника «Голубые озера», Мирский замок и т.д. В таком пункте маршрута Вы можете запланировать полудневку, или дневку с проведением экскурсии, и запасом времени для осмотра намеченных достопримечательностей.

Какова оптимальная протяженность оздоровительного пешеходного и лыжного маршрутов (дневных переходов)? На маршруте похода намечаются наиболее удобные и подходящие пункты для обеденных привалов и организации полевых лагерей для ночлегов (биваков). Определив в районе похода пункты биваков, Вы автоматически разобьете нитку маршрута на ряд дневных переходов. Надо учитывать, что протяженность и продолжительность таких переходов должна диктоваться конкретным составом участников похода (их возрастом, состоянием здоровья). Мы уже отмечали выше, что дневные переходы должны быть посильными для участников и не вызывать у них чрезмерного физического и психического утомления. Объем и интенсивность проделанной участниками работы на маршруте должны соответствовать нормам физической рекреации. Дневные переходы планируются с учетом постепенного возрастания физических и эмоциональных нагрузок на участников. Обычные для оздоровительных походов параметры протяженности маршрута указаны в таблице 1.

Таблица 1.

Количественные параметры рекреационно-оздоровительных лыжных и пеших походов.

Как определить места на маршруте для организации биваков и больших привалов? Биваки и пункты больших обеденных привалов необходимо намечать в местах безопасных и с наличием чистой, пригодной для приготовления горячего питания воды . В условиях Беларуси, лучше привалы и биваки располагать в лесной зоне, для приготовления пищи на костре, и организации вечернего отдыха у костра. При этом надо постараться выбрать места биваков не просто пригодные, но и потенциально наиболее подходящие для полноценного отдыха . Это может быть озеро с возможностью рыбалки и купания летом; живописный высокий брег реки, место, пригодное для проведения развлекательных соревнований и пр. Удобно, чтобы места обеденных привалов, биваков были намечены рядом с запланированными для посещения экскурсионными или рекреационными объектами. Если поход проходит по территории национального парка, или иным известным рекреационным территориям пункты отдыха туристов могут быть специально оборудованы и обозначены на туристской карте (как и историко-культурные памятники и экскурсионные объекты). При разработке маршрута лыжного похода, можно не «привязывать» места биваков к отмеченным на карте источникам воды (вода «под ногами» в любом месте). Для организации туристских лагерей, в данном случае на карте следует найти лесные массивы. Здесь туристам обеспечена защита от ветра и дрова для организации ночлега в зимних условиях (в том числе и для эксплуатации туристской разборной печки). В Беларуси наиболее хороши для организации зимнего бивака и отдыха хвойные леса (ищите на карте лесные массивы с соответствующими пояснительными знаками).

Какие разновидности тактических схем применяются при построении маршрута туристского похода? Исходя из расположения в выбранном районе целевых рекреационных объектов и удобных пунктов старта и финиша похода, туристы определяют оптимальную тактическую схему построения маршрута: линейную, кольцевую, комбинированную (с включением кольцевых участков и участков радиального движения). Здесь трудно дать какие либо особенные рекомендации. Это сугубо Ваше творчество. Главное, чтобы выбранная тактическая схема наиболее удовлетворяла решению поставленных рекреационных задач на маршруте. Понятно, что линейный маршрут (линейная тактическая схема) не предполагает проложения прямой линии движения на карте, а кольцевой – проложения линии движения по окружности в их геометрическом смысле. Линейный маршрут не замкнут, он имеет различные, удаленные друг от друга, пункты старта и финиша . В случае кольцевого (замкнутого) маршрута – предполагается единый пункт старта и финиша . В рекреационно-познавательных походах часто используется комбинированная схема маршрута с включением кольцевых участков на линейном в целом маршруте или участков радиального движения. Радиальные выходы осуществляются от мест бивака или привала к целевым объектам с последующим возвращением в исходный пункт по тому же пути . Применение радиального движения на маршруте позволяет туристам эффективно провести осмотр достопримечательностей, полнее насладится уникальными природными объектами (они не обременены походным грузом, не связаны узкими временными рамками).

Как выбрать оптимальный путь (трассу) движения к местам расположения биваков и целевым объектам на маршруте? На основе анализа картографической и иной информации намечаются конкретные пути движения к экскурсионным, рекреационным объектам и местам биваков. По карте намечаются лесные, полевые (но не шоссейные, автомобильные!) дороги, идущие в нужных направлениях, иные линейные ориентиры для движения (просеки, берега рек и т.д.). В пешеходном походе предпочтение следует отдать отмеченным на топографической карте, удобным для движения туристов лесным или полевым дорогам, тропам (если они известны руководителю или описаны в специальных материалах). Напротив, следует ограничить протяженность переходов по просекам и бездорожью. Преодоление препятствий – не цель оздоровительного похода. Впрочем, в данном случае у нас нет «жестких» рекомендаций: многое зависит от состава конкретной группы и пожеланий участников. Таким образом, на карте определяется конкретная линия движения для каждого дневного перехода. Важно, чтобы эта линия пролегала по территориям, содержащим рекреационные ресурсы района.

Что такое опорные ориентиры дневных переходов? В пределах каждого дневного перехода следует наметить ряд опорных ориентиров для движения. Данные ориентиры понадобятся в целях уверенного ориентирования и соблюдения намеченной нитки маршрута. Если на маршруте Вы встречаете ряд известных, ожидаемых Вами опорных ориентиров, то, соответственно, Вы уверены в том, что Вы не сбились с намеченной линии движения. В качестве опорных ориентиров маршрута служат различные ориентиры местности: точечные (перекрестки дорог, отдельные здания, мосты и пр.); линейные (дороги и просеки, используемые для движения или пересекаемые во время движения, берега рек, границы между лесными массивами и полями и т.д.); площадные (населенные пункты, озера, небольшие лесные массивы).

Похода . Разработка маршрута похода (нитки маршрута ). Комплектование походной группы и... спортивные туристские походы являются, за редким исключением, самодеятельными туристскими мероприятиями. Маршрут похода составляется самими...

  • Поход выходного дня как способ рекреации после рабочей недели

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт

    Мероприятия. Выбор района похода . Разработка маршрута похода (нитки маршрута ). Комплектование походной группы... туристских походах , основные задачи туристской подготовки, туристские походы , многодневные походы , гигиеническое обеспечение туристских ...

  • Технология обеспечения безопасности на трекинговых маршрутах

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт

    ... Разработка маршрута походов выходного дня и многодневных оздоровительных и спортивных походов . Основные факторы, учитываемые при разработке маршрута спортивных... Все объективные факторы риска на маршруте туристских походов мы можем подразделить, согласно их...

  •