» » Почему н гумилев писал про африку. Гребень королевы

Почему н гумилев писал про африку. Гребень королевы

Гиперборейский золотой гребень (проба золота 1000!) Кшесинской исполнял любые желания

Из ныне живущих, эпический гребень не видел никто. Сохранилось только описание Николая Гумилёва «золотой гребень удивительной работы – на верху девушка в облегающей тунике, сидящая на спинах двух несущих её дельфинов».

Николай Гумилёв (1886-1921) - русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик, литературный критик, успел в недолгой жизни отметиться ещё и как путешественник. Манила Африка, но пока, то есть в 1904 году, Гумилёв отправился по русскому Северу. В поездке судьба щедро одарила гимназиста - восемнадцатилетний Коля на Кольском полуострове, в окрестностях города Беломорска, обнаружил высеченное в камне иероглифическое письмо. Гумилёв, который ещё только получит аттестат зрелости 30 мая 1906 года (с единственной пятёркой по логике) предположил, перед ним легендарная Каменная книга – стартовые знания о мире, источник сказаний всех народов. Иногда из-за специфического письма, напоминающего следы птиц, книга именуется Голубиной.

На плоских скалах выбиты сотни метров текста. Здесь же вырезан словарь символов. Для перевода Гумилёв воспользовался древним каменным глоссарием и знаниями специалиста по семитским языкам. В наскальной книге, найденной в районе реки Индель, повествовалось об устройстве мира, физической и духовной связи всего живого на планете, рассказывалось о доисторической цивилизации, погибшей в гражданской войне: конфликтовали вики (хранители тайны философского камня) и арии. Предводитель повстанцев Феб потерял в боях сына, дочь и жену Моб – королеву империи.

Открытие Гумилёва взбудоражило научный мир. Доклад о северной экспедиции заслушал император Николай II. Фантастическая находка подвигла царскую казну на дальнейшее финансирование исследований.

После экспертизы выяснилось, гребень из золота тысячной пробы. Лепет про несуществующую в наше время наивысшую чистоту золота, несостоятелен. Золото 1000-й пробы в повседневной жизни используется в химических опытах и изысканной кулинарии – блюдах с кусочками золотой фольги, сюда же отнесём водку, с плавающими в ней золотыми хлопьями. Но для ювелирных поделок, чистое золото слишком мягкое. Тут сложность не в выплавке высшей пробы, проблема в деформации изделий, выполненных из такого металла. Только современные японцы - коллекционеры передовых технологий, создают украшения из 24-каратного золота. А гребень, добытый в древней гробнице, при 100-процентной чистоте сплава, не гнулся и не мялся, что удивительно.

Николай II в ту пору увлекался балериной Матильдой Кшесинской. Ей (по просьбе императора) преподнёс гиперборейский гребень великий князь Сергей Михайлович. По другой версии Матильда Кшесинская сама выкупила фантастический гребень у Гумилёва. Она никогда не расставалась с золотой игрушкой, по семейной легенде гребень исполнял любые желания. «Сын Матильды Феликсовны – Владимир, проверяя силу гребня, загадал, чтобы какие-то предметы летали и они поднялись в воздух» - рассказывает правнук балерины Константин Севенард.
На многочисленных фотографиях Кшесинской демонстрируются тоненькая талия, роскошные волосы. Но нет ни одной с гиперборейским гребнем в причёске. Довольно странно.

Мормоны, знавшие о великой силе гребня, предлагали Кшесинской сначала два миллиона долларов, потом четыре. Наконец выдали балерине просто подписанный чек и предложили самой вписать любую сумму. Но Матильда Феликсовна не нашла сил расстаться с любимой вещицей. Начались угрозы, только реликвия осталась у Кшесинской, во всяком случае до марта 1917 года.

Пролетело столетие, ничего из драгоценной коллекции Кшесинской не появилось и не проявилось. Клад балерины пока не найден. Хочется верить, однажды обнаружится удивительный гребень. Хотелось бы взглянуть.

Согласно записям в дневнике балерины ее самой любимой драгоценностью были не многочисленные украшения из бриллиантов и сапфиров, а выкупленный за огромные деньги у Николая Гумилева древний золотой гребень, привезенный им из археологической экспедиции.
Гумилев нашел эту вещь в гробнице на острове в Белом море. В гробнице находился женский скелет 2,5 метрового роста. На ней было всего одно украшение – этот гребень, изумительной красоты и удивительной работы. На гребне изображена девушка, смотрящая на двух плывущих к ней дельфинов. Никто из исследователей не смог сказать к какой цивилизации принадлежала золотая находка.

Матильда Кшесинская утверждала, что приобретение этого гребня стало началом неожиданных мистических перемен в ее жизни. Так, если гребень был на ней, все ее планы всегда сбывались.

Анализ золота, из которого сделан гребень, показал большую пластичность гребня. И еще, проба золота гребня оказалась 1000! Как известно, такой пробы не существует на нашей планете!

Есть предположение, что этот гребень появится в 2017 году, т.е. ровно через сто лет после его утраты.

Гиперборейский гребень для балерины

А предыстория воистину царского подарка такова. В 1903 году, возвратившись из Тифлиса, в Царском Селе поселилась семья корабельного врача Степана Яковлевича Гумилева. К тому времени его сын Николаша, мальчик спокойный и склонный к одиночеству, увлекающийся зоологией, географией и историей, уже опубликовал свое первое стихотворение "Я в лес бежал из городов...". Юношеские искания смысла жизни и привели юного Гумилева на русский Север. По крайней мере, так утверждает инженер-гидротехник по образованию и президент российской Промышленной компании "Гефест", бывший спецназовец и депутат российской Госдумы, а также правнук балерины Кшесинской Константин Севенард.

В то время восемнадцатилетний юноша Николай Гумилев, под воздействием "Тайной доктрины" Елены Блаватской, а также результатов изысканий экспедиции знаменитого русского путешественника Николая Пржевальского, увлекся изучением оккультных, мистических учений.

Для того периода российской истории, начала ХХ столетия, было весьма характерным наличие в столице империи адептов различных религиозно-философских воззрений, теософских движений и всякого рода "искателей забытой мудрости". "Весь Петербург охвачен необычно сильным мистическим движением, и в настоящее время там образовался уже целый водоворот маленьких религий, культов, сект, – писал корреспондент оккультного журнала "Ребус". – Движение охватывает собою как верхние слои общества, так и нижние. В верхних слоях мы находим теософско-буддийское течение… С другой стороны, наблюдается возникновение сильного интереса к масонству и возникают вновь заглохшие было формы религиозных движений прошлого столетия". Видимо, не случайно появились в Санкт-Петербурге в окружении царской семьи и монгольский врач Петр Бадмаев, и посланник 13-го Далай-ламы бурят Агван Доржиев, и, позднее, сибирский "старец" Григорий Распутин…

И потому вполне обоснованным можно считать предположение, что на пике всеобщего интереса к религиозно-мистическим учениям захлестнувших Россию, Николай Гумилев обратил свое внимание на близкий, даже по чисто географическому расположению, Север, на Кольский полуостров, до которого из Северной Пальмиры – всего ничего… Именно земля Карелии, согласно доарийским и древнеарийским верованиям, являлась прародиной ариев – легендарного государства хеттов – Гипербореей.

В этих местах высилась гора (или скала), считавшаяся центральной точкой мира. Согласно древним свидетельствам, она имела "подножие из семи небес" на которых обитали небожители, и где царил "золотой век". В древнерусском апокрифическом повествовании, относящемся к ХIV веку, "О всей твари" рассказывалось о том, что в "Окияне стоит столп, зовется адамантин (алмаз. – Сергей Кулида). Ему же глава до небеси". "Столп в Окияне до небес" еще известен по преданиям, как Бел-горюч камень или Алатырь-камень и то, что располагался он на сказочном острове Буяне (ныне известном, как Немецкий Кузов, расположенный неподалеку города Кемь) в Белом море. Кстати, именно к этой "Скале на берегу океана" был сорок лет прикован мифический Прометей, воспетый Эсхилом. А растиражированный ныне Нострадамус писал, что "Север – это особое место для встречи иных миров".

Вследствие вековой трансформации власть хеттов-геттов и, в конечном итоге, готов распространила свое владычество от Белого до Черного моря. И, как уверяют некоторые исследователи, именно под влиянием готов-гиперборейцев возникла впоследствии империя царя Филиппа и его сына – Александра Македонского.

К тем прадавним временам относится и легенда о так называемой "Каменной" или "Голубиной", возможно, точнее – "Глубинной (давней, – Сергей Кулида) книге". Этот "фолиант" на самом деле представлял собой рунические знаки, вырезанные в скалах на берегу Белого моря, шириной до 80 метров. Но в 1962 году "канонический" текст, как уверяет упоминаемый нами Константин Севенард, был намеренно затоплен при строительстве Беломорской ГЭС.

В чем же заключается тайна этой "книги"? По мнению историков, она не только содержала изначальное ученье о мироздании, но и раскрывала загадку эликсира вечной жизни, некие прикладные технологии, способные вывести цивилизацию на новый уровень развития. А еще "Каменная книга" стала первоисточником для мифов и легенд чуть ли не всех народов мира, всех древнейших знаний и религий.

Именно этот утерянный артефакт, будто бы, и нашел в 1904 году Николай Гумилев во время своего путешествия на скалистые острова Белого моря. И после возвращения немедленно добился аудиенции у своего сановного соседа по Царскому Селу – Николая II. Как это не покажется странным, но встретиться с царем было проще простого. Питерские художники и исследователи Наталья и Владимир Евсевьевы рассказывают, что, "между прочим, царская резиденция (Александровский дворец. – Сергей Кулида) тогда была открыта для всех желающих". И потому познакомиться с императором можно было во время прогулки. "Сейчас это звучит невероятно, – говорят Евсевьевы, – но в то время руководители страны были гораздо ближе к народу". Да и дом Полубояринова, где жили Гумилевы, располагался в самом центре "российского Версаля" – на углу улиц Оранжерейной и Средней – возле самого Александровского дворца.

Поразительно, но, выслушав доклад восемнадцатилетнего юноши, самодержец Российский распорядился немедля выделить из казны определенные средства для продолжения изысканий. Экспедиция под руководством Гумилева снова отправляется на Север – на острова Кузовского архипелага. Следуя информации, почерпнутой из расшифрованной им "Каменной книги", юный исследователь приступает к поискам легендарных свидетельств давней эпохи, гробницы "королевы Моб". "Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду на острове, который носит название Русский Кузов, к сожалению, пирамида оказалась пустой и мы уже собирались закончить работу на острове, когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, разобрать небольшую пирамиду, которая находилась метрах в десяти от первой, – докладывал государю Гумилев. – Там, к моей неимоверной радости оказались плотно подогнанные друг к другу камни. Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение, сделанное в форме склепа. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, на основании чего я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного единственного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов". К слову, необходимо отметить, что найденное ювелирное изделие было изготовлено из золота 1000-й пробы, которое, согласно переводу Гумилевым "Голубиной книги", изготовлялось в империи "прародителей-виков" с помощью философского камня.

Существует мнение, что, следуя "настойчивой просьбе" государя, Николай Гумилев продал найденный им артефакт, названный им "Гиперборейским гребнем", великому князю Сергею Михайловичу, который в то время был уже фактическим супругом Матильды Кшесинской. А тот, в свою очередь, от имени Николая II, преподнес его балерине…

Г умилев был увлеченным путешественником. Но где именно он бывал? Вспоминаем вместе с Софьей Багдасаровой .

Николай Гумилев

Николай Гумилев на жирафе. Рисунок Николая Радлова. 1910-е. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Николай Гумилев в военной форме с женой Анной Ахматовой и сыном Львом

Париж (Франция)

Во французской столице Гумилев жил в юности, там он сочинил и первые свои стихи. Сюда он повезет в медовый месяц Ахматову . В последний раз Гумилев оказался в Париже в 1917 году и служил в качестве адъютанта при комиссаре Временного правительства. Жизнь эмигрантом не устраивает его, и 10 апреля 1918 года Гумилев уезжает на родину - это оказывается роковым решением и последним его путешествием.

Стамбул (тогда - Османская империя, теперь - Турецкая Республика)

В свое первое путешествие 22-летний Гумилев отправился в 1908 году вопреки воле отца на сэкономленные в счет своего содержания деньги. На пароходе он отплыл из Одессы и добрался до Стамбула - ключевого перевалочного пункта. В последующие годы он еще не раз проплывал через этот порт.

Афины (тогда - Греческое королевство, теперь - Греческая Республика)

В Афинах молодой Гумилев был во время своего первого, пробного путешествия, осмотрел Акрополь и читал Гомера. В общем, вел себя как приличный турист. Родители ничего не знали: его друзья из Парижа каждые 10 дней аккуратно отправляли им заранее заготовленные письма.

Каир и Александрия (тогда - Хедиват Египет, затем Султанат Египет, теперь - Арабская Республика Египет)

В 1908 году Гумилев впервые увидел Каир - и район Аль-Эзбекия, о котором он будет вспоминать потом с тоской («Как странно - ровно десять лет прошло / С тех пор, как я увидел Эзбекие...» ). Он искупался в Ниле, ночевал в трюме парохода с пилигримами, был арестован за поездку «зайцем» - в общем, наслаждался жизнью.

Бейрут (тогда - Османская империя, теперь - Республика Ливан)

Ливанский порт был перевалочным пунктом для тех, кто следовал в Африку через Суэцкий канал.

Джибути (тогда - Французский Берег Сомали, теперь - Республика Джибути)

В этом африканском порту, стоящем на землях между Эфиопией и Сомали, Гумилев был в обоих своих абиссинских путешествиях, первое из которых случилось в 1909 году, второе - тремя годами позднее. Как он с восторгом писал в дороге Валерию Брюсову: «Здесь уже есть всё - до львов и слонов включительно, солнце палит немилосердно, негры голые. Настоящая Африка. Пишу стихи, но мало. Глупею по мере того, как чернею, а чернею я с каждым часом. Но впечатлений масса» .

Девочка-сомалийка в нарядном костюме во время праздника Fantasie в Сомали. Фотография Николая Гумилева, Николая Сверчкова. 1913. Кунсткамера

Толпа и отряд сомалей, идущих к губернаторскому дворцу во время праздника в Сомали. Фотография Николая Гумилева, Николая Сверчкова. 1913. Кунсткамера

Два знатных абиссинца; сзади - раб племени шангалей. Фотография Николая Гумилева, Николая Сверчкова. 1913. Кунсткамера

Харар (совр. Харэр, тогда - Абиссиния, Эфиопская империя, теперь - Федеративная Демократическая Республика Эфиопия)

Крупный эфиопский исламский город, где Гумилев побывал несколько раз. Его второе абиссинское путешествие (1913 год) состоялось по инициативе петербургского Музея этнографии (Кунсткамеры) , куда он потом целую неделю сдавал свои трофеи и фотографии. В этом путешествии его сопровождал племянник Николай Сверчков («Коля-маленький»). Там Гумилев подружился с местным губернатором - будущим императором Эфиопии Хайле Селассие I.

Абиссинская церковь и строящаяся колоколня в Хараре. Фото Н. Гумилева, Н. Сверчкова. 1913. Кунсткамера

Вид города Харара с веранды. Фото Н. Гумилева, Н. Сверчкова. 1913. Кунсткамера

Девочка-хараритка, продающая на базаре в Хараре. Фото Н. Гумилева, Н. Сверчкова. 1913. Кунсткамера

Аддис-Абеба (тогда - Абиссиния, Эфиопская империя, теперь - Федеративная Демократическая Республика Эфиопия)

Оба раза Гумилев брал в Хараре мулов и проводников и шел в путь караванной тропой отрогами Черчерских гор, на высоте 2,5 тысячи метров над уровнем моря. Путешествие в глубь страны было тяжелым. Из его дневника: «Идем по равнине; дичи масса, убили шакала. Остановились после трех часов хода, потому что галласы зарезали двух быков на кладбище и пригласили нас есть. Вечером ходили на охоту: убили громадную птицу, видели оленей. У меня лихорадка и почки. Пить нечего».

Вообще, документальных (а не поэтических) сведений о путешествиях Гумилева мало. Георгию Иванову, по его словам, он рассказывал: «Путешествовать по Африке отвратительно. Жара. Негры не хотят слушаться, падают на землю и кричат: «Калас» («Дальше не иду»). Надо их поднимать плеткой. Злишься так, что сводит челюсти» .

Группа галласов племени гураге. Фотография Николая Гумилева, Николая Сверчкова. 1913. Кунсткамера

Мальчик-галлас из племени аруси эфиопского народа оромо. Фотография Николая Гумилева, Николая Сверчкова. 1913. Кунсткамера

Старик галлас с посохом шейха (этот посох имеют право носить только галласы, бывшие на поклонении на могиле галлаского святого Шейх-Гусейна). Фотография Николая Гумилева, Николая Сверчкова. 1913. Кунсткамера

Владиславов (совр. Кудиркос-Науместис, тогда - граница с Пруссией, теперь - Литовская Республика)

На Первую мировую войну Гумилев отправился добровольцем. Поскольку он умел ездить верхом, он попал в кавалерию - сначала в уланы, а затем в гусары. В рядах русской армии он прошел по тем землям, которые раньше видел из окна поезда, направляясь в Европу. Боевое крещение Гумилева, воспетое им в стихотворении «Наступление» («Та страна, что могла быть раем...»), произошло на российско-германской границе. Затем он повоюет на других территориях Центральной Европы.

Лондон (тогда - Британская империя, ныне - Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)

В 1917 году Гумилев, уже георгиевский кавалер, решает перевестись на южный, Салоникский фронт. Для этого ему надо было присоединиться к Русскому экспедиционному корпусу во Франции. Из России он отправился туда кружным путем - так к списку стран присоединяются Швеция, Норвегия и Англия. В британской столице Гумилев задержался на целый месяц, познакомился с Олдосом Хаксли, Гилбертом Честертоном, Уильямом Батлером Йейтсом.

Честертон в своих воспоминаниях об этом «русском в военной форме» писал: «Он был аристократом, землевладельцем, офицером одного из блестящих полков царской армии - человеком, принадлежавшим во всех отношениях к старому режиму. Но было в нем и нечто такое, без чего нельзя стать большевиком, - нечто, что я замечал во всех русских, каких мне приходилось встречать. Скажу только, что, когда он вышел в дверь, мне показалось, что он вполне мог удалиться и через окно. Он не коммунист, но утопист, причем утопия его намного безумнее любого коммунизма. Его практическое предложение состояло в том, что только поэтов следует допускать к управлению миром. Я был польщен его любезностью, когда он назначил меня, как собрата-поэта, абсолютным и самодержавным правителем Англии. Подобным образом д"Аннунцио был возведен на итальянский, а Анатоль Франс - на французский престол» .

Из Лондона Гумилев отправился в Париж. Круг замкнулся.

Николай Гумилёв в Африке

Николай Гумилев неоднократно бывал в Африке. Первый раз его путешествие было организовано еще в 1909 году, когда вместе с академиком Радловым он едет в Абиссинию. Полученные впечатления послужили основой для поэм "Мик" и "Абиссинские песни". Через год Н. С. Гумилев, вернувшись из свадебного путешествия, проведенного вместе с А. Горенко, предпринимает вторую поездку в Африку. 30 ноября Толстой, Кузмин и Потемкин проводили Гумилева в Одессу, откуда он пароходом отправлял в Африку.

Во время путешествия писал письма и открытки из Порт-Саида, Джедды, Каира, Джибути родителям А. Горенко, приятелям по "Аполлону" - Зноско-Боровскому, Ауслендеру, Потемкину, Кузмину. Две от-крытки Брюсову. В Одессу приехал 1 декабря. Из Одессы морем: Варна -3 декабря, Константинополь -5 декабря, Александрия - 8-9 декабря, Каир -12 декабря. В пути написал "Письмо о русской поэзии" и отправил его в "Аполлон". Порт-Саид-16 декабря, Джедда-19-20 декабря, Джибути - 22-23 декабря. Из Джибути 24 декабря выехал на мулах в Харар. В дороге охотился на зверей, а также брал их любопытные иллюстрации у местных жителей.

Из дневника Лукницкого (без даты):
Из Африки в 1910 году привез два бокала из рога носорога, подаренных ему. Из Аддис-Абебы делал большие экскурсии... Раз за-блудился в лесу (ашкеры остановились в палатке, а он отошел от них и потерял дорогу). Остановился на берегу Нигера (?). На противоположном берегу увидел стадо бегемотов - купались. Услыхал выстрелы ашкеров.

Из письма Вяч. Иванову:
Многоуважаемый и дорогой Вячеслав Иванович, до последней минуты я надеялся получить Вашу телеграмму или хоть письмо, в, увы, нет ни того, ни другого. Я прекрасно доехал до Джибути и завтра еду дальше. Постараюсь попасть в Аддис-Абебу, устраивая по дороге эскапады. Здесь уже настоящая Африка. Жара, голые негры, ручные обезьяны. Я совсем утешен и чувствую себя прекрасно. Приветствую отсюда Академию Стиха. Сейчас пойду купаться, благо акулы здесь редки".

Обратный путь из Африки был таким: из Джибути Гумилев выехал 7 января. В начале февраля заехал на два дня в Киев к Анне Горенко и затем - сразу же в Петербург. 6 февраля неожиданно умер отец Гумилева. 16 апреля 1910 года в местком издательстве "Скоршюн" вышла книга стихов Гумилева "Жемчуга", с посвящением В. Я. Брюсову.

Во время путешествий по Африке Гумилев часто в своих стихах описывал интересные живописные места, мимо которых он проезжал, животных, которых ему доводилось видеть:

Видишь, мчатся обезьяны
С диким криком на лианы,
Что свисают низко, низко,
Слышишь шорох моих ног?
Это значит - близко, близко
От твоей лесной поляны
Разъяренный носорог...

В 1912 году Николай Гумилев по рекомендации профессора Ж. предоставляет свои работы по Африке Академии Наук. Вскоре назначается путешествие (уже третье) поэта. Весной 1913 года по представлению академика В. Радлова был командирован Академией наук в качестве начальника африканской экспедиции на Сомалийский полуостров для изучения неисследованных племен галла, харраритов и других, и для составления коллекций предметов восточно-африканского быта по маршруту: Джибути - Джиме-Дауа - Харар - Шейх-Гуссейн - Гинир. Экспедиция в Африку Гумилева была первой снаряженной Музеем антропологии и этнографии экспедицией за все время его существования..."

Гумилев признавался: "...у меня есть мечта, живущая при всей трудности ее выполнения. Пройти юга на север Данакильскую пустыню, лежащую между Абиссинией и Красным морем, исследовать нижнее течение реки Гаваша, узнать рассеянные там неизвестные загадочные племена..." Но этот маршрут Академия Наук признала слишком дорогим, и был выбран такой: "Отправиться в порт Джибути в Баб-эль-Мандебском проливе, оттуда по железной дороге к Харару, потом, составив караван, на юг в область, лежащую между Сомалийским полуостровом и озерами Рудольфа, Маргариты, Звай; захватить возможно больший район исследования... К себе в помощники Н. Гумилев выбрал своего родственника Н. Л. Сверчкова. Отъезд был запланирован на апрель 1913 года.

"7 апреля мы выехали из Петербурга, 9 утром были в Одессе". Из Одессы со своим спутником 10 числа вышли на пароходе Добровольного флота "Тамбов" в море. По пути в порт Джибути встретились такие города как Константинополь, к сожалению, где была холера, Стамбул, Джидуа, где свирепствовала чума. Гумилев и Сверчков проплывали по Суэцкому каналу, а все в том же Константинополе к ним присоединился турецкий консул, ехавший в Харар.

За время своего путешествия Гумилев никогда не расставался со своим портфелем.

Прибыв в Джибути, нашему герою предстояло пробыть там три дня в ожидании поезда в Дире-Дауа. Но в связи с сильным ливнем размыло пути, и поэтому пришлось остановиться на полпути, на станции Айша. Сделать дорогу обещали лишь через восемь дней, и все пассажиры отправились обратно. Только Гумилев, Сверчков и турецкий консул с помощью дрезин, а затем и ремонтного поезда добрались до Дире-Дауа в скором времени, правда, нажив при этом волдыри и ожоги. Снарядив караван, Гумилев с товарищем отправились в Харар. Там поэт встретил своих знакомых, благодаря которым смог дешево и всего лишь в три дня купить несколько мулов, что по городским меркам, достаточно быстро. Дальше их путь лежал к озерам Маргариты и Рудольфа, но, к сожалению, им помешали некоторые трудности. Раньше, путешествуя по Абиссинии, необходимо было иметь при себе пропуск, а у Гумилева по некоторым причинам его не было. Даже телеграмма в Джибути и знакомый турецкий консул не помогли Гумилеву. В связи с этими обстоятельствами поэт отправился обратно в Дире-Дауа. Именно там Н. Гумилев собирал этнографические коллекции, порой, не боясь спросить у прохожих, что на них надето. Н. Сверчков в это время интересовался насекомыми в долине реки.

Уже в конце сентября Николай Степанович Гумилев передавал Музею антропологии и этнографии, доставленные из Африки фотографии и предметы жизни народов "черного" материка. Потом поэт вспоминал об этом событии в своем стихотворении:

Есть Музей этнографии в городе этом,
Над широкой, как Нил, многоводной Невой,
В час, когда я устану быть только поэтом,
Ничего не найду я желанней его...

Я хожу туда трогать дикарские вещи,
Что когда-то я сам издалека привез...

Север – это особое место для встречи иных миров.
Нострадамус

Хорошо известно, что история карельского побережья Белого моря уходит своими корнями в седую, а отчасти и мифологическую древность. Таков, к примеру, карельский город Кемь. Происхождение самого названия загадочно. Название «Кемь», по мнению многих ученых, образовано древним термином кем, хем – «большая река», который предположительно имеет индоевропейское происхождение и распространен на обширной части Евразии от реки Кемийоки на севере Финляндии до Улуг-Хем (Енисей) и других на Туве. Но с учетом того, что единственные индоевропейцы, поселившиеся здесь и постоянно упоминавшиеся в исторических хрониках – славяне, то получается, что загадочный народ, давший название реке, жил здесь еще до прихода финно-угров. Как тут не вспомнить, что именно в этих краях, по мнению некоторых историков, и находилась античная Гиперборея. Более того, известно, что древние египтяне сами себя называли народ Кеми, и это позволяет некоторым исследователям склоняться к мысли, что между старейшими обитателями беломорского побережья и древнейшим населением северной Африки существует прямая связь. Это кажется фантастикой, но как тут не вспомнить, что петроглифы («каменная летопись») в Карелии почти идентичны тем, что находят в горах Скандинавии, а также напоминают по технике исполнения древние изображения Алтая и Кавказа.

Архипелаг Кузова, включающий в себя шестнадцать островов, наиболее крупными из которых являются Русский и Немецкий Кузова, расположен на водном пути из города Кемь на Соловки.

Он удивляет своей природой, но главное – знаменит древними стоянками, лабиринтами, культовыми комплексами, а также обилием священных камней – сейдов. Здесь обнаружено около восьмисот разнообразных сложений из камня, по площади занимающих 2% всей территории архипелага. Так, например, уникальный культовый комплекс на вершине острова Олешин по своим конструктивным особенностям не имеет аналогов в Северной Европе.

На тех же Кузовах можно познакомиться с остатками каменной обсерватории, а также встретить иные материальные свидетельства древних оккультных практик. По словам члена Русского географического общества Владимира Василенко, высоко в скалах высечено изображение одноглазого бога Одина, под которым находится старинный жертвенный камень, огромный валун с отверстием посередине и стоком для крови.

Но еще большая загадка Кузовов – огромный, высеченный из гранита каменный трон, обнаруженный одной из научных экспедиций Российского Географического общества, к которому прямо от берега вели истертые ступени. Кто на нем сидел и для чего он служил – загадка. С помощью системы рычагов участники экспедиции поставили многотонный камень в вертикальное положение, после чего тщательно изучили его поверхность. На спинке трона исследователи обнаружили знаки, напоминающие древнеегипетскую символику. Что это, случайное совпадение? Или очередное упоминание о гиперборейском прошлом Карелии?

Судя по всему, прав был выдающийся интеллектуал ХХ века философ Рене Генон, утверждавший, что «древнеегипетская культура была лишь отражением истинной культуры – нордической, гиперборейской».

Ведь интерес западных и российских оккультистов к Белому морю устойчив. Считается, что именно в этих краях есть некие «энергетические поля», сохранились памятники древних цивилизаций, и вообще, это благодатный край для эзотериков. Возможно даже, в здешних местах в свое время побывал никто иной, как Адольф Гитлер, по официальным данным никогда не бывавший на территории России.

Дело в том, что в ходе одной из экспедиций на острова Кузова исследователи натолкнулись на природный грот, внутри которого обнаружили остатки немецкого военного обмундирования. Между тем известно, что побережье Белого моря никогда не было оккупировано, и хотя немцы в Карелии были, но захватчики так и не добрались до Кеми, а тем более до Соловков или Кузовов. Возможно, они были здесь тайно. Но зачем?

Известно, что Гитлер был оккультистом. Специально обученные отряды СС рыскали по всему миру в поисках артефактов, которые могли бы дать фюреру власть над миром. Кузова же издревле считались таинственным местом, к тому же здесь, по некоторым данным, находится один из сохранившихся жертвенников Одина, верховного бога германских племен, к которому Гитлер был весьма неравнодушен. Известно также, что фюрер бывал в оккупированной Норвегии, откуда до Кузовов совсем близко. Советские ВМФ неоднократно пеленговали личную подводную лодку Гитлера в водах Баренцева моря – то есть до Белого моря и вовсе было рукой подать. Удержался бы в этой ситуации бесноватый оккультист от поездки на остров своего кумира? Этот вопрос пока без ответа, но косвенные признаки позволяют сделать вывод, что или сам Гитлер, или его ближайшие подручные здесь все-таки побывали. Другое дело, что на пользу им этот визит не пошел. Острова Русского Севера плохо годятся для того, чтобы подпитывать энергией захватчиков.

Однако, главная загадка архипелага в другом. Но сначала немного истории.

По древнеарийским и доарийским представлениям, неизменной принадлежностью прародины ариев Гипербореи (куда относят и нынешнюю территорию Карелии) являлась гора или скала, которая считалась центральной точкой мира. Она имела «подножие из семи небес», где пребывали небожители и царил «золотой век». В древнерусских апокрифических текстах вселенская гора называлась «столпом в Окияне до небес» или бел-горюч камнем или Алатырь-камнем, что располагался на острове Буяне. В апокрифе ХIV века «О всей твари» можно прочитать: «В Окияне стоит столп, зовется адамантин (адамант – алмаз. В конечном счете это – коррелят льда). Ему же глава до небеси». Именно в этом «райском» времени и месте берет свое начало легенда о таинственной «Каменной книге». В «Каменной книге» якобы говорится и о горе Мера, которая находилась на древнем Севере и представляла собой плато с отвесными скалами, и об острове Буяне, где автор «Каменной книги» бог Фэб под Алатырь-камнем спрятал источник колоссальной магической силы. Островом Буян в «Каменной книге» назван остров, в настоящее время известный, как Немецкий Кузов, находящийся в Белом море недалеко от нынешнего карельского города Кемь. На этом острове, если доверять текстам «Каменной книги», находился дворцовый комплекс и могилы детей Фэба, причем дочь Фэба звали Иа или Ио.

С этой точки зрения очень любопытен классический древнегреческий миф о скиталице Ио, пересказанный в трагедии Эсхила «Прометей прикованный». Напомним, что к Ио воспылал страстью Зевс-громовержец и, чтобы скрыть ее от ревнивой супруги Геры, обратил в белую корову. Но Гера разгадала уловку, завладела коровой и велела стеречь ее тысячеглазому Аргусу, сыну Геи-Земли. По поручению Зевса, Гермес убил Аргуса и освободил Ио. Тогда Гера натравила на бедную девушку гигантского овода, убегая от которого Ио достигла северной оконечности земли и очутилась в окутанной мраком стране скифов и киммерийцев, где на берегу океана был прикован к скале Прометей. Он рассказал Ио о ее великой судьбе, о том, что она станет родоначальницей великих племен и героев. После этого он отправил ее через территории северных народов к Кавказу, затем к названным в ее честь Босфору («Коровий брод») и Ионическому морю и, наконец, в Африку на побережье Нила, то есть практически по пути миграции древних народов, основавших все средиземноморские и переднеазиатские цивилизации.

В русской мифологии Фэб перекликается прежде всего с древнеславянским божеством Велесом, или Волосом. Российский историк Александр Николаевич Афанасьев считал его божеством туч, облаков, небесных стад. В «Слове о полку Игореве» Боян назван Велесовым внуком, что как бы указывает на сравнимость Велеса с греческим Аполлоном (Фэбом), кроме того, именно этого бога славянского пантеона древние источники связывают с «Голубиной книгой».

Советская наука считала «Голубиную книгу» (это второе название «Каменной книги») народным переложением Библии. В «Житии Авраамия Смоленского», написанного в ХIII-м веке, рассказывается про то, как этот русский подвижник читал и переписывал многие «глубинныя книги», за что был изгнан из монастыря и предан церковному суду. Ведь, недаром, заветная книга именуется «голубиной», то есть «глубинной» (что означает одновременно и «древняя» и «мудрая»). Хранителями и исполнителями знаменитого «духовного стиха» были калики перехожие, носители информации «дописьменной и неграмотной» Руси. Есть версия, что вся христианская проблематика покоится на некоем ином - нехристианском - фундаменте, неизбежно уводящем в неизведанные глубины человеческой предыстории, общеиндоевропейской и доиндоевропейской идеологии, морали, философии и протонауки. Именно данное обстоятельство позволило Николаю Ивановичу Надеждину (1804-1856 гг.) - одному из пионеров изучения русского традиционного мировоззрения - назвать «Голубиную книгу» ярчайшим примером древнейшей космогонической культуры, своего рода квинтэссенцией народной мудрости, содержащей в себе ответы на вопросы, «смело посягающие на то, что, по нынешнему распределению знания, относится к высшим умозрительным задачам - природоведения вообще, и в частности – землеведения».

«Каменная книга» содержала изначальное учение или знание о мире и стала первоисточником для мифов и легенд практически всех народов мира. О «Каменной книге» ходили легенды. Немногим довелось видеть ее. А те, кто видел, ни за что не хотели показывать к ней дорогу. Но постигнуть тайну этого легендарного памятника пытались многие.

В начале своего творческого пути замечательный художник и философ Николай Рерих создал картину «Голубиная книга», где в обобщенно-символической форме попытался воссоздать образ вселенской книги, упавшей с небес и включавшей в себя всю мудрость мира.

«Каменную книгу» видел величайший русский поэт Серебряного века - Николай Гумилев, путешествовавший по русскому Северу в 1904-м году. Император Николай II, принявший у себя поэта с докладом об этом уникальном открытии, не только отнесся к находке чрезвычайно серьезно, но и выделил средства из казны на дальнейшие исследования. Основываясь на информации, взятой из «Каменной книги», Николай Гумилев организует экспедицию на острова Кузовского архипелага в Белом море, где находит древние захоронения и золотой гребень, уникальный по чистоте металла. Этот гребень получил название «Гиперборейский» и был утрачен вместе с другими сокровищами, принадлежавшими знаменитой балерине Матильде Ксешинской. А подарил ей этот гребень сам император.

Вот как описывал сам Гумилев эту находку: «Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду на острове, который носит название Русский Кузов, к сожалению, пирамида оказалась пустой и мы уже собирались закончить работу на острове, когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, разобрать небольшую пирамиду, которая находилась метрах в десяти от первой. Там, к моей неимоверной радости оказались плотно подогнанные друг к другу камни. Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение, сделанное в форме склепа. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, на основании чего я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного единственного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов».

Сама «Каменная книга» - это иероглифы, вырезанные на скалах по берегам Белого моря Фэбом, свидетельствующие о знаниях древнейших цивилизаций. Отрезок скал с этими иероглифами - до 80-ти метров шириной, но в 1962-м году этот участок был затоплен при строительстве Беломорской ГЭС

В историческом исследовании последней точки не бывает. И главные открытия, как всегда – впереди!

Продолжаем разговор о драгоценностях Матильды Кшесинской. Из ныне живущих, эпический гребень не видел никто. Сохранилось только описание Николая Гумилёва «золотой гребень удивительной работы – на верху девушка в облегающей тунике, сидящая на спинах двух несущих её дельфинов».

Николай Гумилёв (1886-1921) — русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик, литературный критик, успел в недолгой жизни отметиться ещё и как путешественник. Манила Африка, но пока, то есть в 1904 году, Гумилёв отправился по русскому Северу. В гимназию тогда поступали в десять-одиннадцать лет и оканчивали годам к двадцати. Взрослый человек, а по сути, восемнадцатилетний гимназист Коля на Кольском полуострове, в окрестностях города Беломорска, обнаружил высеченное в камне иероглифическое письмо. Гумилёв, который ещё только получит аттестат зрелости 30 мая 1906 года (с единственной пятёркой по логике) предположил, перед ним легендарная Каменная книга – стартовые знания о мире, источник сказаний всех народов. Иногда из-за специфического письма, напоминающего следы птиц, книга именуется Голубиной.

На плоских скалах выбиты сотни метров текста. Здесь же вырезан словарь символов. Для перевода Гумилёв воспользовался древним каменным глоссарием и знаниями специалиста по семитским языкам. В наскальной книге, найденной в районе реки Индель, повествовалось об устройстве мира, физической и духовной связи всего живого на планете, рассказывалось о доисторической цивилизации, погибшей в гражданской войне: конфликтовали вики (хранители тайны философского камня) и арии. Предводитель повстанцев Феб потерял в боях сына, дочь и жену Моб – королеву империи.

Открытие Гумилёва взбудоражило научный мир. Доклад о северной экспедиции заслушал император Николай II. Фантастическая находка подвигла царскую казну на дальнейшее финансирование исследований.

Курган Куль-Оба, золотая височная подвеска

Тексты Каменной книги привели следующую экспедицию Гумилёва на Кузовской архипелаг, известный как легендарный остров Буян. Расшифровав тексты, Николай Степанович определил место захоронения детей Феба — на острове Немецкий кузов, а могила Моб — на противоположном Русском кузове.

На острове Русский кузов взломали каменную пирамиду, оказавшуюся пустой. Николай Степанович, не рассчитывая на успех, попросил рабочих разобрать пирамидку метрах в десяти. Только на следующий день рабочим удалось вскрыть очень плотно пригнанные камни и обнаружить захоронение более древнее, чем эпоха скандинавских викингов. Игра стоила свеч: в гробнице лежал женский скелет, на черепе — золотой гребень, сражающий изящностью. Удивительный артефакт приписали гиперборейской цивилизации.

Гребень «Русалки»

После экспертизы выяснилось, гребень из золота тысячной пробы. Лепет про несуществующую в наше время наивысшую чистоту золота, несостоятелен. Золото 1000-й пробы в повседневной жизни используется в химических опытах и изысканной кулинарии – блюдах с кусочками золотой фольги, сюда же отнесём водку, с плавающими в ней золотыми хлопьями. Но для ювелирных поделок, чистое золото слишком мягкое. И сложность не в выплавке высшей пробы, проблема в деформации изделий, выполненных из такого металла. Лишь современные японцы — коллекционеры передовых технологий, создают украшения из 24-каратного золота. А гребень, добытый в древней гробнице, при 100-процентной чистоте сплава, не гнулся и не мялся.

Николай II в ту пору увлекался балериной Матильдой Кшесинской. Ей (по просьбе императора) преподнёс гиперборейский гребень великий князь Сергей Михайлович. По другой версии Матильда Кшесинская сама выкупила фантастический гребень у Гумилёва. Она никогда не расставалась с золотой игрушкой, по семейной легенде гребень исполнял любые желания. «Сын Матильды Феликсовны – Владимир, проверяя силу гребня, загадал, чтобы какие-то предметы летали и они поднялись в воздух» — рассказывает правнук балерины Константин Севенард.

На многочисленных фотографиях Кшесинской демонстрируются тоненькая талия, роскошные волосы. Но нет ни одной, с гиперборейским гребнем в причёске. Довольно странно.

Мормоны, знавшие о великой силе гребня, предлагали Кшесинской сначала два миллиона долларов, потом четыре. Наконец выдали балерине подписанный чек и предложили самой вписать любую сумму. Только Матильда Феликсовна не нашла сил расстаться с любимой вещицей. Начались угрозы, но реликвия осталась у Кшесинской, во всяком случае до марта 1917 года.

Золотой гребень «Павлины», XVIII век

Константин Севенард организовал экспедицию на беломорский Кузовский архипелаг летом 2005 года, туда, где в 1904 году Николай Гумилёв нашёл уникальный гребень. Остров Немецкий кузов сохранил насыпи искусственного происхождения, здесь обнаружились два ряда деланной гранитной кладки из глыб размером 0,5-1,5 метра.