» » Пирамида хатшепсут. Храм царицы хатшепсут в дейр эль бахри

Пирамида хатшепсут. Храм царицы хатшепсут в дейр эль бахри

Храм Карнака – уникальный храм, самое крупное древнее религиозное сооружение в мире. В отличие от многих египетских храмов, Карнакский был построен не одним фараоном и даже не одной династией. Строительство началось в XVI веке до н.э. и продолжалось более 1300 лет. Около 30 фараонов внесли свой вклад в создание комплекса, добавив храмы, пилоны, часовни и обелиски, посвященные богам Фив.

Карнакский храм состоит из трех крупных сооружений, нескольких храмов меньшего размера, находящихся в пределах главной территории, и нескольких храмов за ее стенами.

В Карнакском музее в большом дворе есть священное озеро, на берегу которого на мраморной колонне восседает жук–скарабей, исполняющий желания. Вечерний Карнакский храм освещается и наполняется музыкой.

Координаты : 25.71960400,32.65579600

Карнакский храм

Карнакский храм - один из самых удивительных и древнейших религиозных комплексов в мире. Храм был построен в честь бога Амона-ра и его жены Мут в XVI веке до нашей эры, его возведение продолжалось в течении более чем 1000 лет.

Около 30 фараонов внесли свой вклад в развитие комплекса, достраивая новые храмы и другие объекты.благодаря чему храм занимает площадь в 80 гектаров. Несмотря на то, что с течением времени храм перенес значительные разрушения, он не стал менее величественным. Храм внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и является крупнейшим музеем под открытым небом. Комплекс включает в себя несколько храмов, статуй и "ботанический сад" - открытый двор, на стенах которого изображены растения и экзотические животные. В глубине комплекса можно увидеть огромный обелиск из красного гранита высотой в 35 метров. Также на территории находится священное озеро, с которым связано много историй и ритуалов. Кроме того, каждый вечер здесь проводится световое шоу, где можно познакомиться с историей самого древнего религиозного центра Египта.

Координаты : 25.71958500,32.65578700

Храм Нефертари

Храм Нефертари расположен к северу от знаменитого храма Рамсеса II. Данное сооружение являлось святилищем, построенным в честь царицы Нефертари, супруги фараона.

Удивительный фасад храма образован из шести колоссов, высота которых равна десяти метрам. Две фигуры изображают Нефертари, а четыре из них – царя. Царица увенчана короной, состоящей из двух рогов и перьев, между которыми расположен солнечный диск. Нефертари является воплощением покровительницы Нубии и богини неба.

Рядом с царицей расположены небольшие фигуры дочерей фараона, а около Рамсеса – сыновей. При входе в храм Рамсес протягивает цветы своей царице, изображенной в образе красивой богини Исиды. На обратной стороне ворот царь защищает свою Нефертари, поражая азиатов и нубийцев, воздает почести Хору и Амону-Ра и облагает вражеских людей данью.

Координаты : 25.73040100,32.61299400

Храм Хатхор в Кене

Храм, посвященный богине Хатхор, является одним из лучших примеров храма эпохи Позднего Египта. До наших дней сооружение дошло практически неповрежденным, потому что почти все время оно находилось под песками. Обнаружил его Огюст Мариетт в XIX веке.

Хатхор – дочь солнечного божества, которая ассоциируется у египтян с символом женственности и материнства. Даже сегодня в храм приходят поклониться богине и попросить здоровья для своих детей.

В храме можно найти много красивых астрономических изображений, что подчеркивает неразрывную связь богини с небом. У внешней стены храма изображена Клеопатра, которая сопровождает своего сына Цезариона на молитву в храм.

На территории храма во время раскопок были обнаружены останки старинной христианской базилики.

Находится храм в Кене, неподалеку от Луксора.

Координаты : 26.14311100,32.67016400

Луксорский храм

Луксорский храм - величайшее архитектурное творение древнеегипетской цивилизации, воздвигнутое в честь бога Амона, также известного как Ра.

Храм известен красотой своих рельефов, покрывающих стены его сооружений: рельефы, изображающие битву Рамсеса при Кадеше, стены процессионной колоннады при Тутанхамоне были украшены сценами праздника опет, внутренние помещения покрыты сценами эпохи Аменхотепа III.

Кстати, о празднике Опет. Его проведение было одной из главных функций храма. Во время праздника жрецы несли из Карнакского храма три священные ладьи Амона, Мут и Хонсу и совершали тайные ритуалы, посвященные празднику урожая.

Координаты : 25.69985500,32.63943000

Храм Сети I

Храм Сети Первого в Абидосе - крупнейший из сохранившихся здесь храмов. Он был построен из песчаных блоков и известняка в форме буквы L. В храме имеется 7 святилищ, тогда как в других их традиционно 1 или 3. Уникальное трехуровневое сооружение было возведено в период правления фараона Сети, однако строительство первого гипостильного зала и украшение двора завершил Рамзес Второй - его сын и преемник.

Гипостиль - зал с крупными колоннами, на стенах которого имеются барельефы с изображениями «Владыки Вечности» - Осириса. На многих рельфах сохранился их первоначальный цвет. Стены галереи Царей содержат хронологические материалы: на одной стене представлен перечень 120 древнеегипетских богов и их главных храмов, а на другой - список 76 фараонов, правивших до Сети Первого.

Огромный культурный и исторический интерес представляет художественное оформление всего храма. Особенно красивыми являются рельефы.

Координаты : 25.73261400,32.62835400

Храм Меренптаха

Заупокойный храм Мернептаха расположен в Долине Царей и практически разрушен. Когда-то здесь находился целый комплекс, продуманный до мелочей, сейчас же остались лишь статуи.

Ранее в первый двор сооружения вели ворота, открывающие вид на колоннады – по шесть колонн с каждой стороны. Левая сторона двора комплекса являлась фасадом кирпичного дворца царя. А гигантская Стела Израиля, когда-то стоявшая перед вторым пилоном, была построена в честь Меренптаха, указывая на его военную доблесть.

За данным пилоном следовал второй двор, в котором был обнаружен бюст Мернептаха от рухнувшей статуи. Из двора вел проход в залы. Храм завершался 3 святилищами с помещениями для жертвоприношений и священных предметов. Когда-то весь храмовый комплекс был отделан изразцами и золотом, его окружала огромная кирпичная стена, однако в настоящее время от былых построек практически ничего не осталось.

Координаты : 25.74644300,32.60514000

Храм Хатхор в Дендере

Древний города Дендера (по-гречески Тентирис) был одним из наиболее древних и известных городов Египта. На протяжение многих лет Дендера являлась центральным культовым центром богини Хатхор, символа любви и радости. Великолепный храм, где помимо Хатхор также поклонялись ее супругу Гору и ее юному сыну Ихи (богу музыки), признанно считается одним из лучших египетских памятников, сохранившихся до наших дней. Главные торжества в честь Хатхор всегда совпадали с крупным Новогодним праздником.

Координаты : 26.14166700,32.67027800

Храм Тота в Луксоре

Храм Тота в Луксоре – исторический памятник Египта.

Святыня была построена в 1925-1895 годах до нашей эры. Основной строительный материал – камень.

Древнеегипетский Тот был богом мудрости и образования, поэтому у подножия храма были установлены огромные его статуи.

Во время раскопок у основания храма было также найдено 4 бронзовых сундучка, высота которых - 20,5 сантиметров, ширина - 45 сантиметров, длина - 28,5 сантиметров. В них было много серебряных шариков, по большей части смятых, золотые цепи и изложницы, лазурит - необработанный или в виде цилиндрических печатей.

Координаты : 25.68000000,32.65000000

Храм Амона-Ра

Храм Амона-Ра - наиболее значительное сооружение древнеегипетского комплекса Ипет-Исут, расположенного в Карнаке и вошедшего в перечень ЮНЕСКО.

Храм имеет 10 пилонов, длина самого крупного из которых составляет 113 метров, ширина - 15 метров, а высота - порядка 45 метров. Строение занимает площадь в 30 гектаров и поражает своей грандиозностью, великолепием и гармоничностью.

Храм соединяется с такой же знаменитой Луксорской трехкилометровой легендарной аллей Сфинксов. На территории сооружения возвышаются огромные колонны, украшенные искусными барельефами с изображением богов и фараонов. Здесь можно полюбоваться сохранившимися колоссальными обелисками и статуями.

Помещения храма разделены на три обнесенные стенами части, посвящённые богам Амону, Монту и Мут. Первая часть содержит святилища богов Амона-Ра, Хонсу, Ипет, Птаха и фараонов Аменхотепа Второго и Рамзеса Третьего, а также «священную барку» Рамзеса Второго. Также здесь можно увидеть Белую, Красную и Алебастровую капеллы. У центрального здания находится Священное озеро, питаемое грунтовыми водами. Оно окружает храм богини Мут.

Координаты : 25.71949800,32.65533700

Храм Хатшепсут

Храм Хатшепсут – роскошный архитектурный комплекс, посвященный царице Хатшепсут, раскинулся у подножия скал Дейр эль-Бахри. Появление в череде правителей Египта женщины-фараона – весьма неординарное событие, вот почему строение и расположение храма весьма необычны.

В древности заупокойный храм царицы Хатшепсут назывался иначе – Джесер Джесеру, что переводится как "Священнейший из священных". Его строительство продолжалось в течение девяти лет.

Помимо самой Хатшепсут, комплекс в Дейр-эль-Бахри был посвящен Амону-Ра, отцу правительницы Тутмосу I, возведенному в ранг божества, а также Анубису, проводнику в загробный мир, и великой защитнице умерших Хатхор Иментет. Некогда перед храмом был разбит пышный сад, с экзотическими деревьями, кустами и небольшими бассейнами.

Уникальные рельефы храма, выполненные искусными мастерами, рассказывают об основных этапах царствования этой великой, энергичной и талантливой женщины.

Координаты : 25.73823600,32.60667900

Луксорский храм

Луксорский храм, расположенный на правом побережье Нила, представляет собой руины центрального святилища Амона-Ра. Монументальный храм, посвященный богам Амону, Хонсу и Мут, - яркий образец архитектуры 16-11 веков до нашей эры - эпохи Нового царства. Грандиозное сооружение восхитительно по своему масштабу, торжественности, гармоничности и красоте.

Храм соединен с Карнакским храмом 3-километровой аллеей Сфинксов.

Самая древняя часть святыни с залами, которые украшены надписями и монументальными барельефами, была основана во времена правления Аменхотепа Третьего. Затем царями 9-й династии был добавлен двор с колоннадой и скульптурами фараонов. Потом Рамзесом Великим был пристроен пилон, на котором изображены сцены его военных подвигов. Четыре колосса и обелиск украшают северный вход здания.

Координаты : 25.68390300,32.62844000

Руины храма Оcириса

Руины храма Осириса привлекают в Люксор туристов из многих стран. Храм находится в легендарной Долине Царей. К сожалению, от некогда великого храма остались лишь руины, но они буквально пропитаны историей Древнего Египта. Построен он был довольно давно и является исторической ценностью. Строил его фараон Сети I, который правил в промежутке с 1294г. До 1279 г. до нашей эры.

Само строение очень сложное по своей конструкции и имеет очень большое количество помещений. Сети I не закончил строительство храма, эту сложную задачу завершал его сын Рамсес II. Конструкция по своей структуре достаточно сложная, но интересная. Имелось два зала, каждый из них украшало множество колонн. В первом зале их было 24, а во втором - 36. Второй же, зал был самым таинственным: из него были проделаны проходы к семи святилищам. Каждое святилище было посвящено одному из семи богов (Осирис, Исид, Хорус, Амон, Ра-Хорахти, Птах и Ра). В конце обожествлялся сам Сети I. В часовнях находились статуя бога, священная ладья и ложная дверь. Через эту дверь проникал дух божества.

За самим храмом расположено здание, называемое Осирейон. На его стенах можно увидеть выбитые тексты из "Некрономикона" - египетской «Книги мертвых». Территорию Храма Осириса до сих пор изучают ученые и ведут на ней раскопки.

Координаты : 25.74080900,32.60187000

Храм Монту

Храм Монту - египетский храм, посвященный богу войны Монту.

Данная святыня была построена во времена Старого царства. Храм располагался в древнем городе Медамуде. Этот город был раскопан в 1925 году французским археологом Фернандо Биссоном де ла Роком. Во время раскопок были обнаружены многочисленные конструкции, а также храм.

До нашего времени сохранились лишь колонны и фрагменты стен. Храм был построен из кирпича и камня. Структура храма следующая: платформа, трибуны, канал, дромос, главные ворота, портик, зал и святилище. Был также двор для живого священного быка. Бога Монту ассоциировали с бушующим быком, поэтому бык был почитаемым животным. Также самого Монту изображали с головой быка. Подобная статуя и фигурки быков были найдены во время раскопок храма.

Координаты : 25.68001400,32.60998500

Храм царицы Хатшепсут

Храм царицы Хатшепсут находится в Египте, в Луксоре, у подножия скал Дейр эль-Бахри. Роскошный, величественный храм, построенный для упокоения души первой и единственной в истории древнего Египта женщины-фараона являл собой не только сосредоточение роскоши и изящества, но и служил хранилищем тайн, многие из которых не раскрыты по сей день.

Правление царицы пришлось на 1525-1503 гг. до нашей эры. Строить храм начали еще при жизни Хатшепсут, как было принято в то время.За 22 года ее правления в Египте сохранялся мир, велось активное строительство, была снаряжена экспедиция в далекую страну Пунт. Хорошее, спокойное время было для египтян, и они славили и почитали свою царицу в многочисленных изваяниях.

Храм поражает своим великолепием. Остановитесь, закройте глаза и представьте - от могучего Нила к храму ведет аллея Сфинксов, сам храм состоит из трех террас, на которых переливаются, играют на солнце чистейшие водоемы. А вокруг все утопает в зелени деревьев, слышно пение райских птиц, и дух захватывает от ароматов и невероятной красоты растений и цветов. Храм, казалось, был вырезан в скале, украшен статуями Хатшепсут в облике Осириса, рельефами, стены покрыты богатыми росписями, над всем этим великолепием высится, высеченная из камня, голова богини Хатхор.

Координаты : 25.72908600,32.62991000

Храмы Абидоса

Древние египтяне почитали храмы Абидоса как одну из величайших в мире святынь. Этот город считался культовым центром, посвященным Осирису, а также воротами в преисподнюю.

Центральная достопримечательность Абидоса - храм Сети I, повященный второму фараону XIX династии (1290- 1279 гг. до н.э.). Этот правитель запомнился не только как удачливый завоеватель, но и как строитель храмов, богато украшенные прекрасными скульптурами и тончайшей работы иероглифами.

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

За полторы тысячи лет до новой эры у подножия Фиванских скал развернулось строительство храма, равного которому еще не знал Древний Египет. Главной вдохновительницей этого невиданного святилища была египетская царица Хатшепсут, незадолго до этого сумевшая отстранить от власти своего мужа Тутмоса III и стать, таким образом, первой в истории Египетского царства женщиной-фараоном. Кстати, чтобы подтвердить свой статус фараона, Хатшепсут даже стала демонстративно носить искусственную бороду (символ царской мудрости), ходила с открытым торсом, как подобает представителям сильного пола, и одевалась в мужское платье.

Жрецам волей-неволей пришлось назвать царицу «женским Гором», что, должно быть, повергло в изумление всех жителей страны Нила, ибо подобное явление было фактом неслыханным для династической традиции Египта. После этой метаморфозы слово «величество» обрело совершенно иную форму, а обычаи двора были изменены таким образом, чтобы они могли подходить к правлению женщины. А уж честолюбия Хатшепсут было не занимать. Достаточно увидеть надпись на одном из обелисков царицы, смысл которой сводился к следующему: «Вы (подданные) будете возвещать ее слово, вы будете послушны ее велению. Тот, кто будет воздавать ей поклонение, будет жить, кто кощунственно будет дурно отзываться о ее величестве – умрет».

Итак, после того как партия энергичной царицы обрела могущество, а она сама стала играть ведущую роль в государстве, ею были предприняты грандиозные преобразования, в числе коих оказалось и сооружение ступенчатого храма по проекту, сделанному лучшими архитекторами того времени – фаворитом царицы Сенмутом, его преемником Инени и мастером Тутии, который делал двери из сплава золота и серебра. Особое внимание Хатшепсут уделяла планировке святилища. Она видела в нем настоящий рай Амона, чьи террасы представлялись ей «миртовыми садами чудесной страны Пунт, изначального жилища богов».

Храм поднимался из долины тремя террасами до уровня возвышенного двора, примыкавшего к высоким желтым скалам, где высекалось имя и изображение божества. На второй террасе располагалась обширная колоннада, которую можно было увидеть с дальнего расстояния. Все три террасы, или ярусы, соединялись широкими пандусами. Размеренный ритм многократно повторенных светлых колонн особенно подчеркивался на фоне темных скал. Но особое значение придавала Хатшепсут миртовым деревьям, которые следовало высадить на всех просторных террасах. Такие деревья росли только в южной стране Пунт, славившейся богатством, роскошью, экзотическими животными и растениями. Туда и отправила царица экспедицию во главе с приближенным казначеем Нехси, в сундуках которой должны были храниться дары благословенной страны.

Не считая множества меновых товаров, флот из пяти судов вез большую каменную статую царицы, которую предполагалось воздвигнуть в Пунте. Благополучно достигнув одной из южных границ Египта, экспедиция прибыла к месту назначения, где была дружелюбно принята вождем страны и его приближенными. После того как послы вручили им подарки, корабли загрузились щедрыми дарами. Как свидетельствует летопись, среди них были «груды миртовой смолы, свежие миртовые деревья, черное дерево, чистая слоновая кость, ладан, павианы, мартышки и шкуры пантер. Никогда и ничего подобного не привозилось ни одному царю, жившему на севере».

Обозрев привезенные дары, царица тут же принесла часть их в жертву Амону. Огромные груды мирры и внушительные кольца менового золота были тщательно взвешены и употреблены по назначению. Собрав всех своих фаворитов, Хатшепсут напомнила им про оракул Амона, который повелел ей «устроить для него Пунт в его доме и в его саду», и сообщила, что исполнила высочайшее повеление, которое было ей явлено в минуты божественного откровения.

Для всех главных исполнителей нашлось свое место в рельефах на стенах храма. Сенмуту было даже позволено изобразить себя на одной из стел храма молящимся о царице – честь необычайная!

Ступенчатый храм, выстроенный Хатшепсут, надо полагать, не только во славу Амона, представлял собой, по сути, новое явление как в архитектуре, так и в расположении царской гробницы и храма при ней. Дело в том, что к началу Нового царства, которое открыли правления деда Хатшепсут Яхмоса I и ее отца Тутмоса I, фараоны уже понимали, что никакие предосторожности не спасают усыпальницу от разграбления; вот почему к этому времени египетские правители практически перестали сооружать всякие пирамиды – как большие, так и малые. Именно в целях безопасности еще Тутмос I отделил гробницу от стоявшей перед ней молельни, чтобы держать место погребения царя в тайне. Как свидетельствует летопись, тот же архитектор Инени говорил, что он один наблюдал за высеканием пещерной гробницы его величества, так что «никто не видел и не слышал». По новому расположению усыпальница по-прежнему находилась позади молельни (храма), который продолжал оставаться на востоке от гробницы. Но теперь оба места были разделены скалами. Кстати говоря, долина, которая ныне известна как Долина Царей, за несколько сотен лет заполнилась богатейшими усыпальницами преемников Тутмоса и продолжала оставаться кладбищем не только для царей XVIII, но и XIX и XX династий. В ней было высечено более сорока гробниц фиванских царей.

Расположенное террасами святилище Хатшепсут было, следовательно, ее погребальным храмом, посвященным также и отцу царицы, Тутмосу I. Сама же гробница правительницы была высечена в пустынной долине. С ее восточной стороны сразу позади расположенного храма на скалу круто спускается проход, оканчивающийся рядом покоев, в одном из которых находился саркофаг самой царицы, а в другом – саркофаг Тутмоса I. Впрочем, все эти предосторожности не помогли сохранению царских святынь. Оба саркофага были расхищены еще в древности, и археологи, открывшие их уже в новые времена, не обнаружили никаких останков двух фараонов.

И еще одна уникальная примета ступенчатого храма Хатшепсут. Это великолепные белоснежные колонны, поднимающиеся над нижним ярусом. Зрителей, которые видят их издали, несомненно, поразит удивительное чувство пропорций и естественное расположение этих архитектурных деталей. Кстати, архитектура колоннады храма полностью противоречит утверждению, согласно которому искусством расположения внешних колонн впервые овладели греки, а египтяне умели достигать их гармонии только внутри здания. Общая конфигурация храма свидетельствует и о поразительном умении строителей соединять величие природы с рукотворным материалом.

Кроме колоннады ступенчатого храма, сохранившейся до наших дней, можно увидеть и знаменитые обелиски Хатшепсут – игольчатые стелы, стремительно вознесенные к небу. Царица выбрала для них не совсем обычное место, а именно – зал Карнакского храма возле Фив, где некогда ее муж, Тутмос III, был провозглашен фараоном «по повелению Амона». Эти обелиски, высеченные из цельных каменных глыб, были покрыты драгоценными металлами (над чем потрудился архитектор Тутии) и по тем временам считались величайшими сооружениями, которые когда-либо воздвигались в Египте. Царица с гордостью описывала их красоту: «Вершины обелисков сотворены из лучшего сплава золота и серебра… Их лучи затопляют Обе Страны, когда солнце восходит между ними, поднимаясь на горизонте неба». Высота обелисков достигала сорока метров, а вес каждого из них составлял около трехсот пятидесяти тонн.

Легендарная женщина-фараон правила страной больше двадцати лет, после чего погибла при невыясненных обстоятельствах. Власть снова перешла в руки ее мужа, Тутмоса III. Восстановив себя в правах, царь сполна рассчитался за былые обиды, отнесясь к памяти покойной супруги совсем уж по-варварски. Имя Хатшепсут было стерто со всех стен ступенчатого храма, уничтожены изображения и рельефы, повествующие о деяниях царицы. Та же участь постигла и приближенных царицы, в том числе архитекторов Сенмута, Инени, Тутии и визиря Ханусенеба, чьи имена украшали гробницы и обелиски.

В какой-то мере Тутмоса III можно понять. Прирожденный воин, мечтавший покорить мятежные азиатские племена и добыть славу Египту, он, будучи отстраненным от управления страной, вынужден был заниматься таким, по его мнению, ребячеством, как воскурение фимиама перед Амоном, или сооружением святилищ в честь властительной супруги. Впрочем, все свои воинственные планы Тутмос III вполне реализовал после того, как снова занял трон.

И все же, как ни старался мстительный супруг, память о Хатшепсут он стереть так и не смог. Свидетельство тому – ступенчатый храм и обелиски, которые, несмотря на обезображенный вид, до сих пор поражают своим величием, неземной красотой и смелостью воплощения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

13. Библейский храм Соломона и храм Святой Софии в Стамбуле При совмещении библейской и европейской истории, царь Соломон накладывается на византийского императора Юстиниана I, якобы VI века. Он «восстанавливает» знаменитый храм Святой Софии в Царь-Граде. Совмещаются Храм

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде и храм Соломона в Иерусалиме Большой храм Софии, Малый храм Софии и храм Святой ИриныСтоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии, во-первых, не самый древний в городе, а во-вторых, его правильнее было бы называть Большим

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Загадки царицы Хатшепсут

автора Носовский Глеб Владимирович

3. Большой храм святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

6.4. Опала неукротимой царицы и колебания правителя, желающего и в то же время не желающего ее казни Могущественный царедворец против опальной царицы Напомним, что «античная» Мессалина проиграла в борьбе против Клавдия. Влиятельный царедворец Нарцисс, вставший на ее пути,

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри За полторы тысячи лет до новой эры у подножия Фиванских скал развернулось строительство храма, равного которому еще не знал Древний Египет. Главной вдохновительницей этого невиданного святилища была египетская царица Хатшепсут,

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри Пожалуй, самый известный памятник эпохи Хатшепсут - ее поминальный храм в Дейр эль-Бахри, на западном берегу Нила, напротив Фив; многие считают этот храм прекраснейшим сооружением Древнего Египта. На основе ниспадающего каскада утесов

Из книги Хатшепсут, Нефертити, Клеопатра – царицы Древнего Египта автора Басовская Наталия Ивановна

Наталия Басовская Хатшепсут, Нефертити, Клеопатра – царицы Древнего Египта * * *Древний Египет – одна из древнейших человеческих цивилизаций. Ее неугасимый свет очень важен для мировой истории. Египетские пирамиды – это своего рода послание ушедшего мира, адресованное

автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку

Из книги Герои русского броненосного флота автора Шигин Владимир Виленович

Бой с «Перваз?Бахри» Отделившись от эскадры контр?адмирала Новосильского, «Владимир» под флагом начальника штаба Черноморского флота, описав дугу по Черному морю, взял курс на встречу с эскадрой Нахимова. 5 ноября с рассветом «Владимир» подошел на вид Анатолийского

автора Мюррей Маргарет

Из книги Египетские храмы. Жилища таинственных богов автора Мюррей Маргарет

Древний Египет. Время правления XVIII династии фараонов. По приказу фараона Тутмоса III яростно сбиваются надписи со стен, уничтожаются все свидетельства и упоминания правления фараона Хатшепсут. Но почему? Потому что это женщина, провозгласившая себя фараоном, носящая мужскую одежду и накладную бороду. Это было немыслимо, но это произошло. И она правила на протяжении 23 лет. И весьма успешно. С её именем связано много новшеств, событий, и, конечно же, много великолепных архитектурных памятников. Величественные знаменитые обелиски, потрясающей красоты храм в Дэйр эль-Бахри, ряд строений в Карнаке. По истине, невероятная женщина, которая смогла добиться успеха, несмотря ни на что!

Но чтоб рассказ о Хатшепсут стал более полным и понятным следует немного вернуться назад во времени, чтоб лучше понять то, в какой непростой период правила царица и что оказало на неё влияние.

Храм Хатшепсут в Дэйр эль-Бахри

Период между Средним и Новым царством выдался крайне тяжёлым. Египет был захвачен гиксосами. Это привело не только к политическому, но и экономическому упадку. Страна снова начала разваливаться на отдельные номы. На искусство не оставалось сил, в этот период всё приходит к обезличиванию и потери индивидуальности. Всё, что было достигнуто Сенусертом III и Аменемхетом III теряется в прошлом. На сцену выходят старые безликие каноны. Всему причиной стало отсутствие средств. Не на что было больше сооружать памятники архитектуры и содержать художественные мастерские. Поэтому и знания, и навыки постепенно были утеряны. Гиксоские цари приняли традиции египтян и сохранили их культуру, но всё же их работы очень сильно отличаются от египетских. Оккупация продлилась около 200 лет. Освобождение от гиксосов началось в Фивах. И ничто не могло остановить египтян в борьбе за свои земли и свободу. И после неудач, гибели фараонов на полях сражения, египтяне полностью освободили долину Нила и даже, преследуя врагов уже за пределами своей родины, вторглись в Сирию.

После освобождения, именно в Фивах начало возрождаться искусство, при правлении XVII династии фараонов. И в этот период были внесены кое-какие изменения. В оружейном искусстве добавилось кое-что от гиксосов, также с развитием торговли пришли новые веяния из Сирии и Крита. В других районах, которые не так тесно столкнулись с гиксосами или торговлей с другими странами, продолжаются старые традиции в полной мере. Но всё, что касается монументальной архитектуры, продолжало традиции Древнего царства, это был показатель преемственности новой династии к предыдущей.

И один из самых интересных периодов в истории Египта начинается с завершением побед над гиксосами под предводительством Яхмеса I. Страна достигает просто невероятной мощи. После взятия столицы гиксосов – Авариса, начинаются походы на Азию. Яхмес I сражался в Сирии, его сын Аменхотеп I дошёл до Евфрата, а Тутмос I уже считает Евфрат своей северной границей. И немного забегая вперед — походы Тутмоса III надолго закрепили роль Египта как мировой державы. И на этой волне появляются летописи и автобиографии великих деятелей. Одним из самых известных летописцев анналов был Джануни, сопровождавший Тутмоса III во всех его военных походах. Он делал очень яркие описания всех побед.

Изменения в Египте коснулись также и религиозного взгляда. Новое политическое положение Египта требовало и одного общегосударственного основного бога, которым и стал фиванский бог Амон. Ведь именно Фивы выступили за объединение страны, были столицей победителей. Чтоб придать Амону ореол древности его слили с солнечным богом Ра. Богу был придан облик фараона. Так появился «царь всех богов» — Амон Ра. Именно в этот период и начинается самое активное строительство в Древнем Египте – строительство Карнакского храма, о котором я уже писала отдельно. Самым видным и талантливым архитектором был Инени, с него начинается взлёт архитектуры и появление целой школы талантливых зодчих. Сам же Инени строил при пяти фараонах. При Тутмосе I Инени был назначен главным архитектором в Карнаке.

Святилище Хатшепсут в Карнаке

После правления Тутмоса I, на царском троне оказывается женщина-фараон Хатшепсут, дочь Тутмоса I. Ещё при его жизни Хатшепсут была отдана замуж за своего единокровного брата Тутмоса II.

Рождение Хатшепсут.

Царицу Яхмос, мать Хатшепсут, ведут к месту родов

Но он был очень слабым и болезненным, поэтому умер рано, оставив Хатшепсут с двумя дочерьми. Она, конечно же, была царских кровей и, будь мужчиной, заняла бы трон. Но она женщина и это было недопустимо. А у Тутмоса II был ещё сын от наложницы не царского рода, и был единственным мальчиком из всех возможных наследников. Его ещё ребенком обручили с единокровной сестрой и объявили фараоном, но регентом была назначена Хатшепсут.

Хатшепсут и Тутмос III

Такая практика часто встречалась в царских семьях на протяжении веков и во многих странах. И счёт времени вёлся от начала правления Тутмоса III и на всех изображениях он показан как фараон, а позади него изображали Хатшепсут с атрибутами простой царицы. Но добившись расположения и почитания жрецов, любви народа, благодаря мудрому правлению, Хатшепсут самостоятельно восходит на престол.

Хатшепсут. Рисунок.

Но не все жрецы её поддержали в этом и считали, что она захватила престол. Но количество приверженцев было высоко, как среди тех, кто служил ещё её отцу, так и среди более молодых. И это помогло царице стать истинным фараоном Египта. Хатшепсут стала изображаться как полноправный и единоличный фараон, правда в мужском облике. Эта история о женщине, способной изменить законодательство и правление нескольких десятков династий. О женщине, смело заявившей право на престол, и способной не только стать одной из первых женщин-фараонов, но и сумевшей добиться немалых успехов, особенно на поприще строительства. Ведь именно при Хатшепсут были возведены прекраснейшие обелиски невероятных размеров, массовые изменения в Карнакском храме.

Обелиск Хатшепсут в Карнаке

Ну и, конечно же, один из самых великолепных храмов Древнего Египта – заупокойный храм Хатшепсут в Долине Царей.

Заупокойный храм Хатшепсут

Эта женщина заслуживает восхищения даже спустя 35 веков. Она сделала невероятное, даже по сегодняшним меркам. Отстоять право на трон в мире, где это было неслыханно, и продержаться до своих самых последних дней.

Начнём с обелисков. Их высота превышала высоту обелисков, построенных её отцом, и равнялась 30,7 м. Все работы по изготовлению и установке заняли около 7 месяцев. Надпись на обелиске гласит: «Сделала их как памятник её отцу Амону, владыке Фив, главе Карнака, воздвигнув ему два великих обелиска из вечного южного гранита с верхушками из лучшего всех стран электра, которые видны на обоих берегах Нила. Их лучи затопляют Египет, когда солнце восходит между ними, когда оно поднимается на небесном горизонте». Обелиски были установлены в северной части одного из залов Карнакского храма, который пришлось разобрать. Но, думаю, Хатшепсут сделала это с удовольствием, ведь когда-то именно в этом зале часть придворных выбрала единственным преемником престола — Тутмоса III. Тогда как сама Хатшепсут была и по линии отца и по линии матери законной царицей.

Обелиски Хатшепсут. Фото взяты с сайта «Проект Исиды»

Упавший обелиск

С памятниками, построенными при Хатшепсут, связаны имена нескольких зодчих – Хапусенеба, Сенмута, Пуимра, Аменхотепа и Тхути. Пуимра и Аменхотеп руководили изготовлением и установкой обелисков в храме Амон Ра. Хапусенеб, видимо, был уже преклонных годов, когда к власти пришла Хатшепсут. Он был из знатного жреческого рода и поэтому был выбран на должность верховного жреца и главного зодчего. Он возглавлял строительство всех самых важных памятников во времена раннего правления царицы. В дальнейшем все выдающиеся памятники связаны с именем Сенмута, самого близкого человека Хатшепсут. Он, несмотря на незнатное происхождение, добился невероятных высот и стал одним из самых влиятельных людей Египта. Сенмут занимался воспитанием царицы – наследницы Нефрура, был хранителем печати, начальником дворца, сокровищницы, дома Амона, житниц Амона, «всех работ Амона» и «всех работ царя».

Сенмут с дочерью Хатшепсут

Сенмут с дочерью Хатшепсут

Есть предположение, что Сенмут с Хатшепсут были любовниками. Сенмут сам в следующих словах характеризует своё положение: «Я был величайшим из великих во всей стране. Я был хранителем тайн царя во всех его дворцах, частным советником по правую руку владыки; постоянный в милости и один имеющий аудиенции, любящий правду, беспристрастный, тот, кого слушали судьи и чьё молчание было красноречиво. Я был тот, на чьи речения полагался его господин, чьим советом удовлетворялась госпожа Обеих Земель, и сердце супруги бога было полно. Я был вельможа, которому внимали, ибо я передавал слово царя свите. Я был тот, чьи шаги знали во дворце, истинный советник правителя, входящий в любви и выходящий в милости, радующий сердце владыки ежедневно. Я был полезен царю, верен богу и беспорочен перед народом. Я был тот, кому был поручен разлив, чтобы я мог руководить Нилом; кому были доверены дела Обеих Земель. Всё, что приносили Юг и Север, было под моей печатью, труд всех стран был в моём ведении. Я имел доступ ко всем писаниям пророков и не было ничего от начала времени, чего бы я не знал».

Изображение Сенмута

Сенмут пользовался огромной властью, поэтому имел очень хорошие возможности для воплощения всех своих творческих замыслов. В Египте существовала такая практика – зодчий возводил свою статую возле построенных им объектов. Отсюда мы можем судить о том, что было построено Сенмутом.

К сожалению, многие постройки Сенмута до нас не дошли и мы не можем судить о них в полной мере. Но зато до нас дошло одно из величайших творений Древнего Египта – заупокойный храм Хатшепсут в Дэйр эль-Бахри, который так и кричит о гениальности зодчего, сотворившего его. И с другой стороны заставляет сожалеть о том, что до нас не дошли другие произведения этого талантливого архитектора.

Реконструкция храма

Реконструкция комплекса храмов. Храм Хатшепсут, Ментухотепа II и Тутмоса III

Хатшепсут очень много строила в Карнаке, но позднее Тутмос III уничтожал все её надписи или заменял их именами своего отца Тутмоса II, который вообще был абсолютно безликий.

Изображение в Карнакском храме. Амон — Ра коронует Хатшепсут

Также в Карнаке Тутмос III построил храм Амону так, чтобы полностью закрыть постройки Хатшепсут. С пилонов он стёр все её имена и всё стало выглядеть так, что это построил его отец. Но, несмотря на все его старания, мир всё же знает о великой женщине – фараоне Хатшепсут.

Уничтоженные Тутмосом III рельефы Хатшепсут

Изображения Тутмоса II, отца Тутмоса III

Имя Тутмоса II в храме Хатшепсут.

Важное место в архитектуре Нового царства играли заупокойные храмы. Серьёзным изменением стал отрыв храма от самой гробницы. Храмы строились на границе пустыни и плодородной земли, а сами гробницы в ущельях скал. Из сохранившихся таких храмов известны храм Аменхотепа I и царицы Нефертири. К югу от него стоял храм – молельня, от которого шла дорога в Дэйр эль-Бахри, к заупокойному храму Хатшепсут. Южнее стояли храмы Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутмоса IV и Аменхотепа III. Таким образом, заупокойные храмы восемнадцатой династии располагались с севера на юг в том порядке, в котором правили и жили фараоны.

Справа на фотографии расположен храм Хатшепсут

Слева комплекс заупокойных храмов

Дорога от храма Хатшепсут

Инени не зря считается великим архитектором, ведь именно ему принадлежит идея новой планировки царских погребений. О постройке царской усыпальницы он рассказывает в автобиографической надписи: «Я один наблюдал за тем, как высекали скальную гробницу его величества и никто не видел, и никто не слышал… Я бодрствовал в поисках того, что превосходно. Это была такая работа, которую предки не делали». Скорее всего, это относится к строительству храма Аменхотепа I. Но хотя храмы и получили новый внешний облик, планировка осталась прежней, ведь это было необходимо для проведения ритуалов и помещения должны были соответствовать им. Вначале скальные гробницы были небольшие и их оформляли скромно. Но постепенно размеры увеличивались, удлинялись коридоры, залы становились больше, количество подсобных помещений также увеличилось. Развивалось и архитектурное оформление. От размеров стало зависеть количество колонн и их расположение. И вот в гробнице Хатшепсут уже присутствуют 3 колонны в погребальном зале и одна в помещении перед погребальным залом.

Заупокойные храмы постепенно стали монументальными сооружениями с длинными аллеями сфинксов, массивными пилонами и стоявшими перед ними статуями фараонов. Но из-за того, что многое не сохранилось или дошло до нас в уже плохом состоянии мы не можем детально проанализировать все. Особенно расстраивает не сохранившийся храм Аменхотепа III. Судя по его останкам это было великолепное сооружение. От него сохранились сфинксы, располагавшиеся на аллеи, и колоссальные царские статуи, некогда стоявшие перед пилоном, а теперь, одиноко возвышающиеся среди равнины.

Статуи Аменхотепа III, известные как колоссы Мемнона

Но, конечно же, из всего что сохранилось, выделяется храм Хатшепсут. Этот храм имел особый замысел. Он построен рядом с прославленным святилищем Ментухотепа II, причём и построен он был по его образцу. Ментухотеп особо чтился у египтян, ведь именно с него началась фиванская династия фараонов, его храм был родовым святилищем.

Храм Хатшепсут. Рядом разрушенный храм Ментухотепа II.

И вот рядом с таким местом и возводит свой храм Хатшепсут, подчёркивая этим свою принадлежность к династии и право занимать престол Египта, некогда завоеванный Ментухотепом. Это было укрепление своего положения на престоле, куда вход женщинам был недоступен. И это было настолько необычно для Древнего Египта, что известный исследователь Жан-Франсуа Шампольон, первый человек, расшифровавший египетскую письменность, был сбит с толку. В храме Хатшепсут он видел два имени рядом — Тутмос III и Хатшепсут. Изображались они вдвоём как мужчины — в мужской одежде, с бородой и с атрибутами власти фараона. Но главная загвоздка была в том, что всё, что касалось фараона Хатшепсут, было написано в женском роде. Шампольон был растерян и не мог понять в чём тут дело. Изображают мужчину, а пишут как о женщине. И только позднее археологи, благодаря исследованиям, выяснили, что это была женщина-фараон. Она осмелилась претендовать на трон. Ведь из всех детей, только она пережила отца. Поэтому храм, который она возвела, говорил всем вокруг о её величие и власти. О том, что она достойный преемник своего отца Тутмоса I.

Храм также стал самым большим среди всех храмов, построенных до него. Хатшепсут возвела его высоко в горах и с молельней, находящейся в долине, его соединяла длинная дорога. Вдоль этой дороги располагались сфинксы с головой Хатшепсут.

Сфинкс Хатшепсут

Южную стену большого двора перед храмом украшали пилястры с чередующимися изображениями сокола в двойной короне и урея. Ниже были высечены имена Хатшепсут и схематические изображения фасада дворца. Западную сторону двора занимал портик с двумя рядами колонн – по двадцать две в каждом. Колонны первого ряда спереди были украшены так же, как и пилястры южной стены. С внутренней же стороны колонны имели восемь граней, подобно протодорическим колоннам второго ряда. Над архитравом шёл карниз с балюстрадой и стоками для воды.

Протодорические колонны

С юга и севера портик украшали статуи Хатшепсут в образе бога Осириса и достигали 8 метров в высоту.

На стенах портика были различные раскрашенные рельефы. Египтяне изображали, как привозили обелиски и подносили их богу Амону, как приводили пленников из Нубии, парад воинов и различные культовые сцены. На стенах с другой стороны была уже сама Хатшепсут в образе сфинкса, побеждающая врагов и приносящая жертвы Амону. Портик посередине делится большой монументальной лестницей, которая ведет на первую террасу храма. По обеим сторонам лестницы росли деревья, рядом были пруды с зарослями папируса. От самых ворот и до лестницы через каждые 10 метров стояли по два сфинкса. Фигуры львов на боковых стенах как бы сторожили вход. Второй двор, на нижней террасе с северной стороны, был не закончен. Там так и осталась не завершённая колоннада. С западной стороны двор замыкался портиком с двумя рядами четырёхгранных колонн, разделенных лестницей, ведущей на вторую террасу. Здесь стены украшены самыми известными рельефами – коронацией Хатшепсут, её рождение матерью Яхмес от самого Амона. В южной части экспедиция в Пунт, откуда были привезены благовония и экзотические животные.

Портики храма

Настенные рельефы храма Хатшепсут

Жертвенные животные

Поход Хатшепсут в Пунт


Хнум и Хекат ведут беременную царицу Яхмос, мать Хатшепсут, к месту родов

По обеим сторонам портика нижней террасы были устроены молельни богу Анубису и богине Хатор. Правая молельня, высеченная в скале, состояла из зала с 12 каннелированными колоннами, за которым находилось святилище Анубиса. Больших размеров было святилище Хатор. В первом зале были 32 колонны с капителями в виде головы Хатор. За этим залом находился маленький зал с двумя колоннами, из которого боковые двери вели в ниши, а средняя дверь в святилище из двух помещений.

Святилище Анубиса

Святилище Хатор. Вид сверху.

Святилище Хатор

Очень интересно была оформлена лестница. Внизу перил были кобры, хвосты которых извивались вверх по перилам. На спине каждой змеи сидел сокол. Это был тандем богов северного Египта кобры Буто и бога северного Египта сокола Бехудти, что символизировало единство всей страны. Перед лестницей находились сфинксы из красного асуанского гранита.

Сокол Бехудти

Планировка верхней террасы была более сложной. Вся эта часть храма предназначалась для совершения главных обрядов, и поэтому она была доступна только для узкого круга лиц. Этим объясняется и своеобразное оформление портика террасы, перед которым стояли осирические статуи Хатшепсут. Эти статуи 5,5 метров видны даже издалека. Основная часть террасы обнесена со всех сторон колоннадой, и вход в неё осуществлялся через массивную гранитную дверь. С южной и северной стороны к террасе примыкают молельни. Одна из южных молелен посвящена культу отца Хатшепсут, Тутмоса I. В других молельнях были изображения процессий жрецов, находился жертвенник, по которому надо было подниматься по ступеням.

Пилон храма

Пилон храма

В глубине центральной террасы было вырублено 10 больших и 8 малых ниш. В больших стояли осирические статуи царицы, высотой 3,35 м. Маленькие ниши закрывались дверцами, а на их стенах изображали Хатшепсут перед жертвенным столом. Посредине стены находилась главная молельня, в которой находилась мраморная статуя Хатшепсут.

Вход в святилище. На стенах ниши с осирическими статуями Хатшепсут

Вход в святилище

Таким образом, храм Хатшепсут представлял собой грандиозный по масштабам и великолепно декорированный памятник, поражающий строгостью и геометричностью линий и форм. Решение фасадов было построено по чередованию горизонталей террас с вертикалями колоннад. Наклонные плоскости лестниц, прекрасно связывают эти горизонтальные и вертикальные линии в одно целое, а если учесть, что дорога плавно перетекает в лестницу, то создаётся впечатление подъёма ввысь. И весь монументальный памятник выглядит лёгким и стройным.

Несмотря на схожесть храмов Хатшепсут и Ментухотепа II они имеют существенные различия. Им присуща геометричность и строгость линий, но храм Хатшепсут более разнообразен и обладают пышной декоративностью.

План храма Хатшепсут. Слева план всего храмового комплекса в Дэйр эль-Бахри

План храма Хатшепсут

Разрез храма Хатшепсут

И ярким отличием являются скульптуры, которых насчитывается свыше 200. В самом храме было, по меньшей мере, 22 сфинкса, 40 осирических статуй и 28 статуй, изображавших царицу сидящей или коленопреклонённой. И ещё около 120 сфинксов украшали дворы и дорогу. Во времена 18 династии роль скульптуры очень сильно возрастает.

Статуя Хатшепсут

Начальник сокровищницы и начальник царских мастерских Хатшепсут, руководивший работами в храме Дэйр эль-Бахри, в надписи на заупокойной стене своей гробницы рассказывает о храме. Он пишет, что «Внешние двери храма были сделаны из чёрной меди с инкрустациями из электра, а все внутренние – из настоящего кедра с бронзовыми деталями . Пол, по словам Тхути, во всяком случае, в одной из частей храма, был из золота и серебра, и красота его была подобна горизонту неба».

Орнаменты в изобилии украшали храм. Над карнизами дверей и ниш чаще всего были в виде чередующихся символов Осириса и Исиды, или в виде своеобразных «тайных» ребусных изображений имени Хатшепсут. В молельне Хатор на рельефах были изображены львы. Их пёстрые полосатые гривы, сделанные в виде условных концентрических кругов на плечах очень показательны для орнаментов храма Хатшепсут. Впоследствии вся эта пышность и декоративность активно развивалась последующими династиями фараонов.

Храм в Дэйр эль-Бахри был самым важным в годы царствования Хатшепсут. И внимание Сенмута было обращено именно на него. И он даже рискнул изобразить себя на одной из стен храма. Но эти изображения всегда располагались так, чтоб потом оказываться скрытыми за дверьми. Очевидно, что они не предназначались для всеобщего обозрения. И Сенмут сделал ещё более дерзкий поступок – раскопки обнаружили тайную гробницу, которую Сенмут изготовил себе под первым двором храма. Причём уже давно была известна гробница Сенмута и поэтому находка второй гробницы, да ещё и в храме Хатшепсут стала неожиданностью для исследователей. По форме эта гробница приближается к царским усыпальницам. Поэтому Сенмут выделяется из всей знати и вельмож. Особенно показательна надпись в первом зале гробницы, сделанная крупными иероглифами по самой центральной части потолка по всей его длине: «Да живёт Гор, далее следует полная титулатура Хатшепсут, царь Верхнего и Нижнего Египта, любимый Амоном, живущий и хранитель печати, начальник дома Амона Сенмут, зачатый Рамесом и рождённый Хатнефрет». Постройка такой полуцарской гробницы и подобная надпись была необычайно смелым поступком. И есть версия, что это и стало причиной гибели Сенмута. Тайная гробница Сенмута осталась незаконченной, и никаких следов погребений нет, ни в ней, ни в официальной гробнице. Такова история создателя храма в Дэйр эль-Бахри, великолепного зодчего и фаворита Хатшепсут, Сенмута.

Рисунок художника Михаила Потапова

Впоследствии умирает и дочь Хатшепсут, наследница престола, Нефрура.

Храм Хатшепсут недолго сохранял свой прекрасный вид. После смерти царицы к власти пришёл Тутмос III, и не сразу, а через несколько лет правлений приказал уничтожить все статуи Хатшепсут, препятствовавшей его самостоятельному правлению.

Хатшепсут. Рисунок Михаила Потапова

Тутмос III. Рисунок Михаила Потапова

Тутмос III. Один из величайших фараонов-воинов Древнего Египта.

Многочисленные скульптуры храма были разбиты на куски и зарыты поблизости, где они были обнаружены раскопками.

Разбитая статуя Хатшепсут

Исследования мумии Хатшепсут показали, что она умерла от болезней в возрасте 40-50 лет.

Храм царицы Хатшепсут расположен у самого подножия скал Дейр эль-Бахри. Комплекс храм царицы Хатшепсут значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.

Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут была сводной сестрой и великой царской супругой Тутмоса II. Этот царь правил около 7 лет, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от младшей супруги Исиды. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут была назначена регентом маленького правителя. Однако она была слишком горда, чтобы управлять от чьего-либо имени - вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта. 15 лет правления Хатшепсут были одной из самых ярких страниц истории XVIII династии. От имени Хатшепсут велись победоносные военные кампании в Азии и Нубии, на 9-ом году ее правления была осуществлена знаменитая экспедиция в Пунт (местонахождение, как впрочем, и точное название этой экзотической страны, до сих пор неизвестны. Возможно, Пунт находился на северном побережье Сомали). В память об этих событиях царица возводила великолепные памятники, лишь некоторые из которых сохранились до нашего времени.

Насколько была необычна женщина-фараон, настолько же необычен ее заупокойный комплекс, и, прежде всего, его расположение и архитектура. Прежде всего, Джесер джесеру, "священнейший из священных" - так Хатшепсут назвала свой храм, - находится в большом отдалении от построек других правителей, в самой глуби фиванского некрополя. Тем не менее, Хатшепсут не нарушала установленных традиций, - на самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портики - и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами - наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.


Вход в храм - со стороны портика Пунта храма Хатшепсут

Такие конструкция и расположение постройки были вовсе не случайны: менее чем в 100 метрах от комплекса Хатшепсут находится схожий храм, возведенный правителем XI династии Ментухотепом Небхепетра. Этот царь считался родоначальником фиванских царей, и Хатшепсут таким образом демонстрировала преемственность своего правления и доказывала законность своих претензий на египетский престол.

Хатхорические колонны

Распределение рельефов на стенах храма во многом отражает мироощущение древних египтян. Так, на стенах южной части нижнего портика изображена доставка обелисков, высекавшихся в Верхнем Египте и предназначавшихся для храмового комплекса Амона в Карнаке. На стенах северного портика расположены сцены, действие которых происходит в тростниковых зарослях, ассоциировавшихся с Нижним Египтом. Идея единства Обеих земель встречается еще раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этих лестниц украшены изображениями гигантской кобры, хвост которой поднимался вверх по верхней части перил. Над головой змеи, олицетворявшей покровительницу Нижнего Египта - богиню Уаджет, расположено изображение Хора Бехдетского, божества Верхнего Египта.

Храм Хатшепсут: рельеф нижней террасы с изображением воинов

Если рельефы первого яруса храма посвящены объединенным египетским землям, то композиции второй террасы повествуют о правителе, от которого зависли стабильность и процветание этих территорий. Главным сюжетом рельефов северного портика была божественная теогамия - история божественного рождения Хатшепсут, шаг за шагом воссозданная на этих стенах. По легенде, великий фиванский бог Амон принял облик земного отца Хатшепсут, Тутмоса I, и вошел в покои ее матери Яхмес. Пока царская супруга носила под сердцем будущую правительницу, боги наделяли Хатшепсут всеми качествами, необходимыми для фараона; завершает эту композицию сцена божественного рождения правительницы.


Справа от пандуса находится так называемый портик Рождения. Его рельефы и надписи повествуют о зачатии и рождении Хатшепсут.


Хнум и Хекат ведут беременную царицу Яхмос, мать Хатшепсут, к месту родов


В родильном покое бог Хнум лепит на гончарном круге саму Хатшепсут и ее ка. При рождении Хатшепсут присутствуют бог Бэс и богиня-лягушка Хекет; богини нянчат ребенка, а Тот записывает подробности правления царицы.

Этот сюжет, как все в египетском искусстве, не случаен. Отстранив от правления Тутмоса III и получив неограниченную политическую власть, Хатшепсут так и не смогла избавиться от вопроса о законности своего восхождения на египетский престол. Именно поэтому в памятниках этой царицы о ее божественном происхождении и изначальной избранности для той роли, которую она играла. И хотя Хатшепсут доказала законность своей власти и на деле подтвердила свою способность управлять государством, она не смогла перешагнуть барьер вековой традиции, согласно которой править Египтом мог лишь мужчина. Это проявилось, прежде всего, в иконографии Хатшепсут, непременно изображавшей себя в мужском облачении и с церемониальной подвесной бородкой. Так, каждая из колонн портиков была дополнена осирическим пилястром - колоссальной статуей царицы в образе Осириса, в белом одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых она держала царские скипетры, и длинной подвесной бородкой.

Ладья Хатшеспут. Древний Египет. XVIII династия. XV в. до н.э. Оригинал: рельеф из храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.


Изображение лодок изобилует интересными техническими деталями. Это речные гребные суда.


Морские парусники

Композиция южного портика второго яруса повествует о знаменитой экспедиции в Пунт. Согласно официальным хроникам, снаряженная Хатшепсут экспедиция была настолько представительна, что местные жители, увидев мощь египетского флота и войска, сразу признали себя вассалами Египта. На рельефах храма в Дейр эль-Бахри представлены все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, которыми так славилась эта страна. Здесь же представлены знаменитые царь и царица Пунта, приносящие дары Хатшепсут, включавшие драгоценные породы деревьев, благовония, притирания, шкуры животных, золото и невольников.


Египетские корабли во время экспедиции в Пунт


Вещи с корабля грузятся на лодки для доставки на берег


Обитатели страны Пунт жили в свайных постройках с крышами конической формы и при входе пользовались приставными лестницами. Хижины подобного типа и сейчас можно увидеть в некоторых районах Восточной Африки.


Белые и желтые квадратные блоки - копии рельефов, перевезенных в Каирский музей


Царь страны Пунт Пареху с царицей Ати принимают египетское посольство. Царица представлена патологически полной, что говорит о ее слоновьей болезни (хотя возможно, что она из племени готтентотов). Этот рельеф сейчас находится в Каирском музее.


Капитан египетской экспедиции в сопровождении солдат передает правителям страны Пунт товары из Египта.


Деревья «антиу» вместе с корнями поместили в корзины и несут на корабль


Общий вид простенка с рельефами


Шествие, демонстрирующее изобилие вывозимых из Пунта товаров


Драгоценные деревья заносят на борт корабля


Корабли подняли паруса и отправляются в обратный путь на родину

По сторонам от портиков расположены святилища Анубиса и Хатхор. Анубис был властелином некрополей, а территория самого Дейр эль-Бахри была издавна посвящена Хатхор, почитание которой давало людям надежду на обновление жизненных сил и возрождение после смерти. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скалы. Колонны святилища Хатхор завершены хатхорическими капителями, выполненными в виде лица этой богини, а на стенах святилища изображена сидящая фигура Тутмоса II, руку которого лижет корова - священное животное Хатхор.

По обе стороны второй террасы находятся святилища проводника в загробный мир Анубиса и богини любви Хатхор, представляющие собой небольшие залы с 12 колоннами, из которых можно было попасть вглубь скалы, во внутренние помещения.


Храм Анубиса украшен гипостильным залом с 12-ю 16-гранными колоннами и астрономическим потолком


Юго-западная стена. Изображение Хатшепсут, помещенной между Нехбет(?) и Ра-Хорахти, целенаправленно уничтожено.


Северо-западная стена. Жертвоприношения Амону.


Северо-западная стена. Жертвоприношения Анубису.


Северо-восточная стена. Тутмос III приносит дары Сокару.

Верхняя часть храма царицы Хатшепсут посвящена богам, даровавшим жизнь и египетской земле, и ее правителю. Вокруг по сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Божественного солнца Ра и родителей Хатшепсут - Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположена святая святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма Дейр эль-Бахри.


Стены по периметру вестибюля и гипостильного зала декорированы сценами празднеств в честь богини и сценами жертвоприношений Хатхор, предстающей на своей лодке в форме коровы. Хатхор в образе коровы лижет руку царицы.


Традиционный орнамент: «... вся жизнь, стабильность и власть... вся жизнь, стабильность и власть...»

Раз в год это святилище Амона становилось центром Прекрасного праздника Долины, во время которого священный образ Амона покидал стены карнакского святилища и отправлялся в заупокойные храмы фиванского некрополя. Рельефы, повествующие об этом празднике, занимают большую часть стен двора верхней террасы храма Хатшепсут. Зачастую росписи частных фиванских гробниц также связаны с этим торжеством, во время которого фиванцы приходили к своим умершим родственникам, приносили им в жертву цветы, вино, хлеба и фрукты и проводили целый день в гостях у предков, празднуя прибытие Амона-Ра на западный берег реки. Обойдя все царские храмы, ладья с божественной статуей торжественно вносилась в Джесер джесеру и проводила там ночь, чтобы утром вернуться на восточный берег реки в Карнак. Изображения на стенах святилища храма Хатшепсут показывают ладью, "плывущую" по "золотому озеру", то есть стоящую на особом священном постаменте, выполненном из чистого золота. Вокруг этого постамента располагались четыре емкости, символизировавшие четыре стороны света, наполненные ночным молоком священных коров. Факелы, размещенные вокруг ладьи, горели всю ночь; на заре их гасили в молоке.

Святилище храма символизировало утробу Хатхор, предвечной матери, проведя ночь в которой, солнечное божество возрождалось обновленным, омытое животворящим молоком, принявшим в себя его ночное свечение, которое символическим образом обозначал свет факелов. Посетив Хатхор, великую владычицу Запада, солнечный бог-творец получал новые магические силы для того, чтобы продолжить свое ежедневное циклическое странствие по орбите. Прекрасный праздник Долины был той отправной точкой ежегодного жизненного цикла, в которой солнечный бог переживал символическую смерть, чтобы утром вновь родится омоложенным, полным сил для борьбы с хаосом и силами зла.


Северо-восточная стена: лодки и парад солдат царицы в честь богини Хатхор


Хатшепсут приносит богатые дары Амону


Тот и Сешат внимательно следят за взвешиванием и учетом доставленных богатств. Здесь и горы мирры, и живые мирровые деревья в кадках.

Хатшепсут не жалела средств на возведение этого храма, который она строила "из любви к отцу своему Амону". Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута, фаворита царицы и воспитателя ее дочери Нефрура. Сохранилось несколько статуй этого архитектора, представленного вместе со своей воспитанницей. Изображения Сененмута встречаются и в Дейр эль-Бахри, однако, по всей видимости, их появление было тайным: расположенные около дверных проемов, они всякий раз оказывалась скрытыми открытой дверью. Кроме того, территории первой террасы храма Сененмут начал строительство своей гробницы, чтобы и после смерти оставаться как можно ближе к построенному им храму. Тем не менее, эта священная территория принадлежала Амону и Хатшепсут, и это посягательство священную землю, а возможно и другие причины, вызвало опалу Хатшепсут. Гробница зодчего, в которой было тщательно уничтожены все его имена, так и не была закончена.


Большинство изображений Хатшепсут уничтожено Тутмосом III. За спиной полустертой Хатшепсут осталась лишь небольшая фигура, вероятно это ка царицы.

После смерти Хатшепсут египетский престол вновь вернулся к Тутмосу III. Стоит ли говорить, как он ненавидел свою мачеху, лишившую его царства на 15 лет? По приказу царя были переписаны все официальные хроники, имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников; все деяния и памятники царицы стали отныне приписываться преемнику Хатшепсут.


Тутмос III перед священной баркой

Ассоциируется не только с его отличными пляжами и курортами Красного моря, но и знакомством, с великой историей этой страны, ее пирамидами, храмами и древними городами. Сегодня мы расскажем вам об удивительной достопримечательности Египта - Храме царицы Хатшепсут.

Храмовый комплекс Хатшепсут находится у подножия высоких скал Дейр эль-Бахри. Но это место необычно не только тем, что отличается от прочих египетских храмов, а тем, что он посвящен женщине-фараону – владыке Египта. Стоит немного рассказать об этой исключительной аристократке древности, чтобы понять, что могло подвигнуть ее на столь амбициозный проект. Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса Первого от царицы Яхмес, а также сводной сестрой и супругой фараона Тутмоса Второго. Муж ее правил недолго – примерно, семь лет, но отказаться от власти в пользу царского наследника Тутмоса Третьего - сына фараона от его младшей жены – Исиды, гордая и властолюбивая женщина, познавшая прелесть власти, не смогла. Кроме того, наследник был еще очень мал, поэтому Хатшепсут провозгласила себя его регентом. Но так как не хотела делить власть, вскоре, назвалась единственной и полноправной владычицей всего Египта. Царица Хатшепсут правила пятнадцать лет, эти годы были очень яркими в истории Египта, женщина смогла показать себя талантливым правителем, военачальником: было несколько победоносных военных кампаний в Азии, Нубии, осуществлена экспедиция в Пунт. Чтобы увековечить великие моменты своего правления, Хатшепсут решила возвести громадный заупокойный храм в свою честь, чтобы его здания, памятники и стелы, напоминали о ней через века.

В те далекие времена, было в порядке веще, возводить заупокойные храмовые комплексы, еще при жизни их будущего владельца. Строительство своего храма, царица Хатшепсут, доверила архитектору Сенмуту. Место было выбрано в Дейр эль-Бахри, рядом с храмом Ментухотепа Первого, который был родоначальником восемнадцатой династии египетских фараонов. Этот выбор места был символичен: таком образом, Хатшепсут подчеркивала личное право на египетский трон.

По окончанию строительных работ храм Хатшепсут в Египте, превзошел все известные на тот период сооружения по всем параметрам: размерам, архитектуре, украшению. Согласно установленных традиций по возведению заупокойных комплексов, храм стоял на границе пустыни и орошаемых земель, к нему вела процессионная дорога, длиною в тридцать семь метров, которую по обеим сторонам охраняли сфинксы из песчаника, раскрашенные яркими красками, они имели головы Хатшепсут, в образе бога Осириса. Перед храмом разбили сад из деревьев и кустарников, вырыли два священных озера, имевшие «Т-образную» форму. Храм был венцом инженерной мысли древних египтян: его вырубили в известняковой скальной породе, он имел три огромные террасы, расположенные одна выше другой. На каждой террасе был открытый двор и крытые помещения с колоннами, портики которых уходили в толщу скалы.

Ярусы храма соединяли пандусами - наклонные дороги, заменявшие лестницы. В давние времена на террасах росли цветы, деревья и были пруды. Самую нижнюю ступень ограждала стена, украшенная соколами. В конце этой террасы были размещены львиные фигуры и статуи царицы Хатшепсут. Тут же были выбиты изображения военных парадов и строительных работ тех времен. Второй ярус в Храме Хатшепсут в своих рельефах повествует о жизни этой царицы: об организованной ей экспедицией в страну Пунт, находящуюся в восточных африканских поселениях. Лестницу украшают фигуры кобр, на спинах которых сидят соколы, это символичные изображения: кобра – символ Верхнего Египта, сокол – Нижнего Египта, а все вместе - единство государства Египет, под властью фараонов. Тут также имеются сфинксы. Верхний ярус был местом проведения священных ритуалов. Вход в святилище Хатшепсут в те давние времена, украшал портик со статуями царицы, они были настолько огромны, что их видели с проплывающих по Нилу кораблей. Сразу за входом находилась сложнейшая сеть скальных подземных залов, богато украшенных золотом, серебром. Тут опять стояли статуи Хатшепсут, в образе бога Осириса. В храме царицы Хатшепсут было две сотни статуй, из них, сто сорок - сфинксы. Храмовые скульптуры представляли царицу в трех ипостасях: как фараона, как Осириса и как сфинкса. Огромное внимание древних ваятелей уделялось точному воспроизведению черт лица и образа царицы, благодаря этому, в наше время был точно воссоздан ее облик.

К огромному сожалению, красоте и великолепию Храма Хатшепсут существовать пришлось недолго. К власти пришел истинный наследник – Тутмос Третий, и приказал уничтожить все напоминания об фараонше-узурпаторше. В храме Хатшепсут все скульптуры разрушили и закопали неподалеку. По царскому приказу переписали официальные хроники, чтобы уничтожить имя царицы, его заменили на имена Тутмоса Третьего и его предшественников, все дела и постройки царицы тоже были приписаны ее преемнику. Несмотря на разрушения, храм остался важным культовым центром страны, на его террасах хоронили представителей знатных семейств жрецов Амона. В период властвования греков и римлян в храмовом святилище у скал Дейр эль-Бахри, с образами Амона вырезали изображения мудрецов и целителей тех времен - Имхотепа и Аменхотепа. Сюда стекались паломники за исцелением от болезней: они верили в святость этого места. По сей день, на стенах храма видны старинные надписи – просьбы об исцелении от болезней, избавлении от страданий. Во времена раннего христианства, храм Хатшепсут был коптской церковью, но затем пришел в упадок, и стал руинами.

Прошло много столетий, когда кропотливый труд археологов, позволил точно восстановить картину былого великолепия и величия погребального храма Хатшепсут, провести его восстановление, реставрацию и представить для знакомства туристам и почитателям египетских древностей. Все началось с изучения руин Эдуардом Навиллем в 1891 году. Поначалу, он даже и представить не мог, что храм Хатшепсут удастся восстановить, так как огромное количество фрагментов скульптур и рельефов были утрачены и вывезены за пределы страны. Но, в 1961 году польскими реставраторами было принято решение, начать восстановление погребального комплекса: они год за годом, собирали утраченное, по крупицам складывали все в единую картину. Благодаря их стараниям, храм снова обрел третью террасу, откуда на путешественников гордо взирают пилястры царицы Хатшепсут. Но реставрационные работы не закончены, впереди еще достаточно работы. Тем не менее, туристы могут посетить храм Хатшепсут в Египте в любое время.