.

Бухта Сан-Франциско была открыта только в 1769 году и играет в жизни города особую роль. Сан-Франциско был основан испанцами спустя всего 7 лет после открытия бухты - в 1776 году они построили форт у пролива Золотые Ворота и основали миссию, названную в честь Святого Франциска. Город начал активно расти в середине XIX века благодаря калифорнийской золотой лихорадке, и в 1848 году был переименован в Сан-Франциско. С тех пор вот уже на протяжении полутора веков сюда устремляются оптимисты, мечтатели и романтики, стремящиеся к покою и реализации каких-то своих заветных мечт, накатывая подобно волнам знаменитого тихоокеанского тумана. С давних пор бухта Сан-Франциско, соединяемая с океаном проливом Золотые Ворота, является для многих началом новой жизни. Обратите внимание, что название Золотые Ворота не случайно - когда в 1848 году в Калифорнии началась золотая лихорадка, этот пролив стал для многих воротами в новую жизнь. Кому-то не повезло, а для кого-то эти ворота и вправду стали золотыми. И сегодня через пролив Золотые ворота в бухту Сан-Франциско и один из крупнейших на Тихоокеанском побережье США порт Окленд идут тысячи судов из многих стран мира.


1. В морские прогулки по бухте Сан-Франциско отправляется множество прогулочных судов. Наш мини-круиз пройдет на этом.

2. Все утро город и залив были закрыты плотной пеленой тумана, но после полудня молочная пелена отступила. Теперь мост Золотые Ворота отлично просматривается от Рыбацкого причала города.

3. Рыбацкий причал, башня Койт и центр города остаются позади…

4. Освещаемый ярким солнцем, суровый остров Алькатрас смотрится не таким уж сумрачным и неприступным.

5. Покинув городские причалы, судно отправляется к выходу из бухты…

6. Берега пролива Золотые Ворота, соединяющего залив Сан-Франциско с океаном, соединены висячим мостом, одним из самых больших, красивых и знаменитых в мире.

7. На берегу пролива, у самого моста находится Форт Поинт, одно из самых выдающихся оборонительных сооружений, возведенных на побережье Тихого океана. Форт был построен в 1861 году с одной стороны для охраны залива Сан-Франциско от нападения, а с другой - для защиты судов, перевозивших золото, добытое в Калифорнии. Кстати, в тридцатых годах во время строительства моста Золотые Ворота форт чуть было не был снесен.

8. Направляемся под мост Золотые Ворота… Этот знаменитый висячий мост был открыт в 1937 году и вплоть до 1964 года был самым большим висячим мостом в мире. Длина центрального пролета моста составляет 1280 метров, общая длина моста - 1970 метров, высота пилонов - 230 метров. Сейчас это девятый в мире мост по длине пролета и конечно - едва ли не самый легендарный и узнаваемый!

11. Пройдя под мостом, выходим ненадолго из бухты в океан и делаем разворот. Океан возле Сан-Франциско холодный, здесь проходят холодные течения, часто дуют сильные ветра, отсюда в город приходит туман… А океанские волны длинные, и едва выйдя за пределы бухты, наш кораблик начинает прилично качать…

12. Разворачиваемся и направляемся обратно, снова проходя под мостом Золотые Ворота.

14. Золотые Ворота, как всегда окутанные пеленой тумана, остаются позади…

16. Наш кораблик направляется к острову Алькатрас, на котором с 1934 по 1963 годы находилась федеральная каторжная тюрьма строгого режима. Но об этом - отдельно…


В России (да и во многих других странах) старые военные городски обычно покидаются и со временем разрушаются. А вот в Сан-Франциско военный городок, располагавшийся на острове Treasure Island , вскоре превратится в настоящий город-сад – новое эко-поселение прямо посреди залива, в непосредственной близости от моста Золотые Ворота.




Совсем недавно мы вам рассказывали про намерения властей Гонконга превратить один из островов в устье Жемчужной реки в , в надземной части которого расположится заповедник, а в подземной – пограничный переход с Китаем. Сегодня же мы хотим вам рассказать про еще один проект эко-острова. На этот раз, в США, в заливе Сан-Франциско.



В первой половине 20-го века в мировой архитектуре была очень популярна концепция города-сада – населенного пункта, сочетающего в себе все самое лучшее как от города, так и от деревни. Но тогда появились лишь отдельные попытки реализовать эту концепцию, не всегда удачные. А уже в начале 21-го века она нашла свое применение в архитектуре т.н. «нового урбанизма», одним из примеров которой является проект эко-острова Treasure Island (в переводе – Остров Сокровищ) в черте города Сан-Франциско.



Остров Treasure Island был насыпан прямо посреди залива в 1930-х годах для военных целей. В течение нескольких десятилетий на нем располагался военный городок, который рубеже веков был оставлен армией и передан в управление гражданским властям. Те же решили превратить его в новый жилой район Сан-Францизско, поручив создание проекта архитектурной компании Conger Moss Guillard, а также группе других фирм.



И вот, после нескольких лет работы, наконец-то представлен градостроительный концепт застройки Treasure Island, подразумевающий увеличение населения этого небольшого клочка суши с нынешних 2 тысяч человек до 19 тысяч. Причем, из существующих ныне сооружений на острове останется только здание Golden Gate International Exposition, которое превратится в ратушу этого нового городского района Сан-Франциско.



Но это будет не сплошная застройка. Городские кварталы займут лишь чуть меньше половины территории Острова Сокровищ. Большая же его часть будет отведена под парки и зоны отдыха, а также, под фермерские угодья, позволяющие выращивать прямо на острове основную массу продуктов питания для его жителей.

В итоге, прямо посреди залива Сан-Франциско, в непосредственной близости от центра города появится самодостаточный город-сад, город будущего, соединяющий в себе все самое лучшее от города и деревни.

Алькатрас - это знаменитый остров, расположенный в заливе Сан-Франциско, штат Калифорния. В переводе с испанского языка Алькатрас (Alcatraz) означает «пеликан». Также остров имеет еще одно название - Скала (The Rock), которое он получил благодаря одноименному фильму Майкла Бэйя 1996 года.

Алькатрас входит в топ любимых туристами достопримечательностей этого портового города. Пожалуй, это место так притягательно благодаря своей интересной, но довольно мрачной истории. Алькатрас никогда не пустует. Путешественники со всех концов земного шара съезжаются на остров, чтобы воочию узреть место, «воспетое» во многих кинолентах, телевизионных передачах, литературе и даже музыке.

История острова

Первым в залив Сан-Франциско зашел испанец по имени Хуан Мануэль де Аяла. Произошло это в 1775 году, и тогда же им и его командой была составлена карта бухты. Один из трех островов, который сегодня имеет название Yerba Buena, получил имя La Isla de los Alcatraces. Возможно, оно означало «Остров пеликанов», однако это лишь предположение. Дело в том, что поблизости вовсе не водились птицы этого вида.

Позже, в 1828 году, географ из Англии Фредерик Бичи допустил ошибку, перенося с испанских карт названия островов. Таким образом, имя Island Alcatrazes получил соседний остров. Впоследствии решением топографической службы Береговой охраны США, название было сокращено до известного нам сегодня - Alcatraz.

«Золотая лихорадка» вызвала ряд изменений в острове. К примеру, в 1853 году на Алькатрасе был установлен маяк, а тремя годами позже - колокол, который применяли в туман. Затем возникла потребность в защите бухты. Для этого в 1850 году было начато строительство форта с более чем 110 дальнобойными орудиями.

Тюрьмы в Алькатрасе

Благодаря своему расположению остров находился в настоящей естественной изоляции. Ледяная вода, середина залива и сильные морские течения стали теми причинами, которые подтолкнули армию США посмотреть на Алькатрас с новой точки зрения. Это место было идеальным для содержания военнопленных, и с 1861 года до 1898 их количество возросло до 450 человек.

В 1934 году Министерство обороны приняло решение закрыть тюрьму - уходило слишком много средств на ее содержание.

Однако на этом не закончилась история тюрем на острове. Великая депрессия породила новую волну преступлений, и правительство решило снова открыть Алькатрас, на этот раз в качестве федеральной тюрьмы. Теперь здесь разместились опасные преступники. Позже была произведена реконструкция, и тюрьма превратилась в абсолютно неприступное место с емкостями для слезоточивого газа в столовой и прочими способами для «укрощения» заключенных.

Интересно, что к отбыванию срока в Алькатрасе не приговаривали суды. В стены известной на весь мир тюрьмы попадали заключенные, которые успели особенно «отличиться» на своем прежнем месте. Так что миф о том, что Алькатрас был заполнен сплошь наиболее опасными преступниками, не совсем верен - здесь побывали и те, кто проявлял своенравность и непослушание. Конечно, известные и опасные преступники также успели побывать в Алькатрасе - чего стоит одно имя Аль Капоне или Пулеметного Келли.

Алькатрас сегодня

В наши дни тюрьма давно расформирована, а весь остров представляет собой музей. Попасть в него можно паромом от пирса №33 в Сан-Франциско.

Туры на Алькатрас

Время отправления: 8:45, 9:10, 9:30, 10:00, 10:30, 11:00, 11:30, 12:00, 12:30, 13:05, 13:35.

Цена тура : для взрослых - $46.35; для детей - $31.50.

Ночной тур: 3:50, 4:45.

Цена : для взрослых - $53.50; для детей - $35.05.

Не стоит упускать шанса увидеть знаменитый Алькатрас своими глазами, а потому, если Вы оказались в Сан-Франциско, посетите этот знаменитый остров. В этом городе можно увидеть много инересного, обязательно стоит посетить любимый многими Пирс 39 , некогда дом морских котиков.

Алькатрас на карте Сан-Франциско

Алькатрас - это знаменитый остров, расположенный в заливе Сан-Франциско, штат Калифорния. В переводе с испанского языка Алькатрас (Alcatraz) означает «пеликан». Также остров имеет еще одно название - Скала (The Rock), которое он получил благодаря одноименному фильму Майкла Бэйя 1996 года.

Алькатрас входит в топ любимых туристами достопримечательностей этого по..." />

Сан-Франциско начинался как город авантюристов, одержимых блеском Золотой лихорадки и возможностью мгновенного обогащения. Из небольшого поселения Йерба-Буэна он разросся до крупного современного города, который сегодня привлекает тысячи туристов.

К сожалению, все, что было построено до 1906 года, практически не сохранилось. В результате масштабного землетрясения старый Сан-Франциско перестал существовать. Зато постепенно стал появляться новый – с великолепными площадями, деловыми кварталами и огромными парками.

В городе много удивительных мест – это и Пирс 39 с колонией калифорнийских львов, обосновавшихся прямо в городской черте, и загадочный остров-тюрьма, и группа чудом уцелевших викторианских особняков. Одним словом, каждый сможет найти достопримечательность по вкусу.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

от 500 рублей/сутки

Что посмотреть и куда сходить в Сан-Франциско?

Самые интересные и красивые места для прогулок. Фотографии и краткое описание.

Главная транспортная артерия Северной Калифорнии и узнаваемый символ Сан-Франциско. Мост Золотые Ворота был открыт для движения в 1937 году. Конструкция полюбилась не только автомобилистам, пешеходам и велосипедистам. Многие кинорежиссеры снимали Золотые Ворота в своих фильмах. Грандиозные летящие пролеты красного цвета можно увидеть в фильмах «Интервью с вампиром», «Терминатор 4», «Супермен» и других. Мост был построен по проекту Д. Стросса, И. Морроу и Ч. Эллиса. Длина конструкции – 2737 метров, ширина – 27 метров.

Бывшая тюрьма на острове в заливе Сан-Франциско. Это место прославилось тем, что здесь под строжайшей охраной содержались известные и особо опасные преступники. До самого закрытия в 1963 году ни одному человеку не удалось совершить побег из Алькатраса и выжить. В 1969 году остров заняли индейские вожди, протестовавшие против правительства и считавшие, что американцы силой оккупировали их законные земли. В настоящий момент Алькатрас превращен в музей.

Исторический общественный транспорт, который начал функционировать в 1873 году. Канатный трамвай движется подобно фуникулеру по канатной дороге, то есть двигатель находится не в самом вагоне, а в депо на подстанции. Сейчас этот транспорт используется больше как туристический аттракцион, однако система способна перевозить до 7 млн. пассажиров в год. В середине XX столетия шла нешуточная борьба за сохранения исторической линии, в итоге, после нескольких реконструкций трамвай было решено оставить.

Одна из центральных площадей Сан-Франциско, расположенная в одноименном районе. Она окружена огромными торговыми центрами, бутиками, отелями, сувенирными магазинчиками, ресторанами, салонами и галереями. Жизнь здесь кипит круглые сутки и не останавливается ни на минуту. Площадь является отправной точкой для знакомства с городом, местные жители назначают здесь свидания и деловые встречи.

Живописная улица, а, точнее, 400-метровый участок автотрассы, расположенный на Русском холме. Ломбард-стрит прославилась тем, что имеет форму извилистой ленты, спускающейся к трассе под довольно крутым углом. Для автомобилей это достаточно сложный участок дороги, для туристов – интересное зрелище наподобие аттракциона. Дорожное покрытие улицы выполнено из красного кирпича, по краям высажены зеленые газоны.

Городской парк с довольно обширной территорией (площадь составляет порядка 400 Га), который начинается в центре города и заканчивается на океанском побережье. Внутри есть искусственные озера, холмы, острова, водопады, дюны, равнины, также имеется несколько музеев. В парке есть все условия для занятий спортом, прогулок, катания на велосипедах и просто спокойного отдыха. По посещаемости «Золотые ворота» уступают только Центральному парку Нью-Йорка.

Группа домов викторианской эпохи, уцелевших после землетрясения 1906 года. Достопримечательность располагается на территории элитного городского квартала Ноб-Хилл. Название «Разукрашенные леди» дома получили благодаря своей архитектуре и яркой наружной окраске, над которой поработал Б. Кардум в 1963 году. Живописные деревянные фасады зданий украшены балконами, башнями, верандами и прочими архитектурными изысками.

Туристический портовый район, который прославился обилием рыбных ресторанов, магазинов, музеев. Отсюда отправляются паромы до Алькатраса, а также проходит линия канатного трамвая. Во время Золотой лихорадки Рыбацкая пристань стала местом обитания неудачливых золотоискателей, которые стали промышлять рыбной ловлей, чтобы хоть как-то прокормиться. На территории района находится Морской исторический парк.

Пристань с большим выбором развлекательных заведений, популярное место отдыха у гостей и жителей Сан-Франциско. Главным аттракционом Пирса 39 является лежбище калифорнийских морских львов. Для животных в воде сооружены специальные деревянные платформы, на которых они отдыхают и греются на солнышке целыми стаями. Всего в районе пирса обитает порядка 1500 львов, впервые они появились в заливе в 1989 году.

Яркий и колоритный китайский квартал с традиционными красными фонариками и пагодами. Чайна-таун – это не только место проживания эмигрантов из Поднебесной, но и популярная туристическая достопримечательность. Район начал формироваться в середине XIX столетия, он стал домом для многочисленных китайских беженцев из провинции Гуандун. За более чем 150 лет истории квартал разросся и обзавелся собственной инфраструктурой.

Небольшой городской район, где проживает большое количество представителей сексуальных меньшинств. На улицах квартала повсюду развешаны радужные флаги ЛГБТ-сообщества. Местные достопримечательности посвящены истории возникновения и развития гей-движения, а также его борьбы за равноправие. Здесь есть «Музей истории ЛГБТ», знаменитый гей-клуб «Твин Пикс» со стеклянными стенами, парк «Розовый треугольник».

Строительство храма началось в 1906 году после землетрясения и продолжалось более 50 лет. Из-за сейсмической неустойчивости территории, архитектором пришлось отказаться от дополнительных элементов украшения фасада, так как они могли разрушиться во время стихийного бедствия. Интерьер собора выполнен в неоготическом стиле с многочисленными витражами, фресками и массивными воротами из бронзы.

Сооружение располагается на берегу искусственного озера. Оно не является дворцом в прямом смысле, конструкция представляет собой открытую арочную колоннаду из белого камня, окруженную живописным парком. На самом деле, Дворец изящных искусств – это более прочная копия экспоната выставки 1915 года, который назывался «Башня самоцветов». Конструкция так полюбилась жителям Сан-Франциско, что они назвали ее дворцом и решили сохранить для города.

Самый крупный музей на Западном побережье Соединенных Штатов и второй по популярности во всей стране. Здесь выставляются работы современных художников, творивших в XX-XXI столетиях. Среди экспонатов есть работы Поллока, Клее, Матисса, Сааринена, Уорхолла и других именитых мастеров. Галерея открылась в 1935 году, в 1995 году для нее было выстроено оригинальное современное здание по проекту М. Ботта.

Интерактивная экспозиция, основанная физиком - экспериментатором Ф. Оппенгеймером в 1969 году. Некоторые посетители называют его «музеем безумного ученого». Сам Оппенгеймер не мог занимать академические должности после обвинения его в антиамериканской деятельности. Он устроился на должность учителя естествознания в средней школе. В это время он совершал множество экспериментов по исследованию свойств среды и материалов, которые и стали заготовками для будущего музея.

Экспозиция располагается на территории парка «Золотые ворота». Ее основателем выступил М. де Янг – журналист местного агентства новостей. В выставочных залах размещается коллекция предметов и произведений искусства, принадлежащих к периоду XVII – XXI вв. – картины, одежда, мебель и прочее. В основном, экспонаты были собраны на территории Северной и Южной Америки, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Музей естественной истории, который одновременно является серьезной научной организацией. Академия была образована в середине XIX столетия. Коллектив занимается просветительской работой, организацией выставок и проводит научные изыскания в различных областях, куда входят морская ботаника, ихтиология, орнитология, палеонтология, антропология и другие дисциплины.

Экспозиция размещается в здании, ранее принадлежавшем Публичной библиотеке. В музее представлены экспонаты, привезенных из различных частей Азиатского региона. Также при галерее открыт магазин, где можно приобрести ювелирные украшения, китайский фарфор, шелк и различные антикварные предметы. По территории музея проводятся бесплатные экскурсии в сопровождении гида.

Музей открылся для посещения в 2009 году благодаря усилиям дочери известного мультипликатора. Здание располагается на территории парка Пресидио. Здесь собрана коллекция личных вещей У. Диснея, его эскизы и наброски, макеты и другие экспонаты. Одна из стен сооружения, где расположилась выставка, выполнена из стекла. Благодаря этому можно любоваться живописными видами залива Сан-Франциско.

Музей, расположенный под открытым небом в заливе. В него входит несколько объектов: библиотека, сам музей, пристань и центр для посетителей. Экспозиция посвящена истории судостроения и мореплавания, а также некоторым событиям военно-морской истории США. На пристани можно посмотреть на исторические суда XIX-XX столетий. В музейной библиотеке хранятся старинные документы – чертежи, архивы и карты.

Здание городской мэрии 1915 года, выстроенное в изящном архитектурном стиле бозар по проекту А. Брауна-младшего. Сооружение венчает монументальный купол, в интерьере преобладает мраморная отделка, в коридорах установлены статуи мэров Сан-Франциско. Для туристов организованы экскурсии по Сити-Холл, либо внутрь можно пройти самостоятельно – в рабочие дни вход бесплатный.

Самый крупный рынок Сан-Франциско, пользующийся большой популярностью среди туристов. Торговые площади располагаются в здании паромного вокзала, которое находится в центральной части Сан-Франциско. Помимо магазинчиков с большим выбором напитков и качественных продуктов, на рынке есть кафе, прилавки с готовой едой и отделения с продукцией местных ферм.

Небоскреб-пирамида, самое высокое здание в Сан-Франциско. Строительство сооружения было завершено в 1970-е гг. В высоту башня достигает 260 метров, в ней помещается 48 этажей, где размещаются офисы и различные торговые помещения. Ежедневно сюда приходит на работу 1,5 тысячи человек. Туристы не могут подняться на вершину башни, так как для свободного посещения открыт только первый этаж.

Сооружение располагается на вершине Телеграфного холма. Башня является архитектурным памятником непростого периода в истории США – Великой депрессии (1930-е годы). Внутри стены постройки расписаны фресками, демонстрирующими актуальные темы тех лет: экономические трудности, безработица, социальный протест. Есть даже рисунки, на которых изображена симпатия к коммунистическим идеям.

Торговый центр и развлекательный комплекс, расположенный в центральной части Сан-Франциско. Интерьер здания выполнен в несколько помпезном для подобного места стиле, многие конструкции украшены позолотой и отделаны мрамором. Внутри ТРЦ размещается более 170 магазинов высшей ценовой категории и несколько дорогих ресторанов. Уэстфилд был открыт в 1988 году.

Бейсбольный стадион, который находится в одном из пригородов Сан-Франциско. Это важный спортивный объект и популярная туристическая достопримечательность. Арена является домашней для команды «San Francisco Giants» (член главной бейсбольной лиги США). AT&T-парк способен принимать не только матчи, он также прекрасно подходит для проведения концертов, фестивалей и других масштабных общественных мероприятий.

Сад в традиционном японском стиле, расположенный в пределах городского парка «Золотые ворота». В 1894 году он был временным экспонатом Всемирной выставки, но потом превратился в постоянный сад. О сквере долгое время заботился садовник-эмигрант из Японии М. Хагивара. Благодаря его трудам, посетители могут любоваться живописными аллеями, пагодами, ручьями, цветущей сакурой, арочными мостиками и каменными статуями.

Холм со смотровой площадкой, откуда открывается захватывающий панорамный вид на город. На склонах находится природный парк. Лучше всего приезжать на площадку перед закатом. В это время солнечные лучи заливают Сан-Франциско золотым светом и яркие блики играют в водах залива. По мнению многих туристов, ни одна смотровая площадка небоскреба не может сравниться с Твин Пикс.

Пляж на берегу Тихого океана, расположенный в западной крайней части парка «Золотые ворота». Вдоль пляжа тянется автомобильная дорога «Great Highway». Вода в этом месте достаточно прохладная, а летом могут быть туманы при температуре всего 9°С. Лучше посещать пляж в конце осени или ранней весной. Оушен-Бич является наиболее привлекательным для серфинга, но зачастую здесь возникают опасные течения.

Небольшой пляж протяженностью 800 метров, расположенный в северо-западной части Сан-Франциско. Он прекрасно подходит для пеших прогулок, барбекю или солнечных ванн, но вода слишком холодная для купания. С пляжа отлично просматривается мост Золотые ворота в обрамлении живописных прибрежных холмов. Бейкер-Бич достаточно популярен среди нудистов, специально для них отведена северная сторона пляжа.

Сан-Франциско
Наше путешествие началось со штата Калифорния с города Сан-Франциско. Несмотря на прохладную и сырую погоду, что в общем-то здесь необычно для февраля, город сразу понравился, поэтому я немного хочу рассказать о нем. Возможно, это пригодится тем, кто последует нашему примеру.
Город основали испанцы в 1776 г. Благодаря золотой лихорадке в Калифорнии в 1848 г. город начал бурно расти. После землетрясения и пожара в 1906 г. он был разрушен и практически заново построен.
Мы забронировали отель в районе рядом с Рыбацкой Верфью (Fisherman’s Wharf), здесь ранее была рыболовецкая верфь на берегу Залива Сан-Франциско (San Francisco Bay). Добраться из аэропорта до отеля несложно с помощью такси (50-55 долларов). Место расположения отеля очень удобное во всех отношениях: он находится рядом с набережной и морскими пирсами на заливе, где круглые сутки жизнь бьет ключом, всегда многолюдно, много ресторанчиков, магазинов, развлечений и пр.
У нас было 2 дня на ознакомление с городом. Первый день мы решили провести по своей программе, а на второй договорились об экскурсии с русскоязычным гидом. Следует отметить, что кроме желания посмотреть город, у нас не было уверенности, что багаж не застрянет где-нибудь при перелете, ведь пришлось лететь издалека, зимой, из мест со сложными погодными условиями. Опасения оправдались: мой чемодан пришел только в середине второго дня. А представляете, что бы я делал в двухнедельном морском круизе без своих вещей?! В аэропорту, пообещав найти багаж, мне дали только зубные принадлежности и ночную рубашку…
Как пишут в справочниках, Сан-Франциско является мировым туристическим центром, он известен своими летними холодными туманами, крутыми холмами и сочетанием викторианской и современной архитектуры.
Одной из достопримечательностей Сан-Франциско считается кабельный или канатный трамвай. Так как его разворотное кольцо находилось совсем близко от нашего отеля, мы решили начать знакомство с городом с поездки на этом трамвае в центр - даунтаун. Сам кабельный трамвай используется в Сан-Франциско примерно 140 лет. Под дорогой между рельсами проходит тянущий канат-трос, за который с помощью специального устройства и цепляется трамвай. Город расположен на холмах, и кони в прежние времена не справлялись с перевозками пассажиров, в результате трамвай победил в конкуренции с конкой. Сейчас, конечно, это не основной вид транспорта в городе, он возит, в основном, таких как мы - туристов. Правилами было разрешено ездить и на подножках, чтобы перевозить больше пассажиров; эти правила никто не отменял. Но мы ехали с кольца и устроились совершенно безопасно. На встречных трамваях мы видели висящих на подножках людей, где еще такое возможно! Ничто не мешало фотографировать (скорость трамвая небольшая, не более 20 км/ч), а крутые спуски и подъемы, уходящие вниз в сторону моря улицы, вызывали восторг и удивление.
Город сразу очень понравился: люди дружелюбные, город красивый, на холмах; ходить пешком тяжело, но полезно для здоровья, полных людей меньше, чем обычно видишь в Америке. Возможно, это мне так показалось, или они пешком не ходят.
После поездки в трамвае мы решили пройтись по городу, стараясь держать направление в сторону Рыбацкой Верфи, т. е. нашего отеля. Прошлись по Маркет Стрит – центральной улице города, немного посмотрели на небоскребы делового центра, погуляли, выпили кофе и осмотрели выставку местных художников на центральной площади Юнион (Union Square).
Еще одной достопримечательностью Сан-Франциско считается Чайнатаун или Китайский район. Этот район стал основным местом поселения китайских иммигрантов, прибывавших в США в 19 веке через Тихий океан. Большинство китайцев в то время работало на крупные компании, нуждавшиеся в дешёвой рабочей силе, например, на строительстве железных дорог. Население района было преимущественно мужское из-за действующих иммиграцинонных ограничений. Женщин китайцы привозили нелегально, их приковывали к кроватям в подземных бункерах-борделях (кто-то, по-видимому, на них хорошо зарабатывал).
Землетрясение 1906 года практически полностью уничтожило Чайнатаун, было много жертв, а эти несчастные женщины так и остались под землей. Несмотря на бурные дискуссии о переносе Чайнатауна в другую часть города, район был восстановлен на своём прежнем месте. Всего китайцы сейчас составляют около пятой части населения Сан-Франциско.
После Чайнатауна мы прошлись по итальянскому району с множеством кафе, ресторанчиков и пр. Интересно, что на всех фонарных столбах этого района нарисован итальянский флаг. Спустившись по Коламбус Авеню, немного отдохнув и перекусив, мы отправились обследовать ближайшие окрестности Рыбацкой Верфи. Набережная Залива Сан-Франциско находилась в нескольких минутах ходьбы от нашего отеля. По улице вдоль моря расположены торговые ряды и рестораны. Сан-Франциско считается одной из столиц крабов, их где-то рядом в заливе ловят и во всех ресторанах подают в разнообразном виде.
Здесь ходят все виды транспорта: трамвай, автобус, канатный трамвай, о котором я подробно уже писал, я даже видел велорикшу. Не представляю, как они забираются на горки, ведь здесь есть уклоны около 30 градусов!
Сан-Франциско Бэй считается крупнейшим заливом в Америке. С набережной виден остров Алькатрас, знаменитый своей тюрьмой. В ней сидели известные преступники, такие как Аль Капоне, теперь там музей, который включен в список основных достопримечательностей города. Нам популярность тюрьмы не понятна, но американцы такое любят. Мне рассказывали, что на острове есть сувенирный магазин, и какой-то бывший преступник, отсидев свой положенный срок, выпустил книгу о своем заключении (кто-то, вероятно, ему помог написать). Теперь он продает книгу в музейном магазине сувениров со своим автографом, говорят, там очередь к нему. Тюрьма была действительно не совсем обычная: очень строгая, надзиратели сидели безвыездно на острове 3 года, чтоб их не могли подкупить. Вода даже летом здесь в заливе ледяная (7-8 градусов), по периметру плавали акулы (между натянутой сеткой и островом). Считалось, что убежать оттуда невозможно. Но известен случай пропажи трех заключенных, до сих пор не известно остались ли они живы. За информацию о них предлагали миллион долларов, но до сих пор так никто и не заявил.
Одной из целей нашей вечерней прогулки было посещение знаменитого Пирса №39. Оказалось, что это целый небольшой город на сваях: с магазинами, ресторанами и барами, каруселью, аттракционами и пр. Там же внизу находится лежбище доброй сотни морских львов, некоторые их называют котиками. Они здесь отдыхают уже много лет, впервые появились после того разрушительного землетрясения в начале прошлого века. Их никто не трогает, не кормят, они плавают и охотятся свободно в заливе, а сюда приплывают полежать и отдохнуть. Для этого им построили специальные площадки.
Достопримечательностью района Рыбацкой Верфи также является историческая пекарня Боудин (Boudin Bakery), где пекут французские булочки (и не только) с 1849 года. В пекарне есть небольшое кафе, есть музей, где проводят экскурсии и обучают желающих премудростям хлебопечения. Мы случайно познакомились и поболтали со стоящей за прилавком русскоязычной девушкой, перекусили в кафе и посмотрели булки в форме различных животных, например, крокодила натурального размера.
На следующий день у нас состоялась запланированная экскурсия с русскоговорящим гидом Еленой. Точно в назначенное время она прибыла к нашей гостинице на своем минивэне, в котором уже сидело четверо туристов. Настроение было подпорчено, ведь нам не повезло с погодой, с самого утра шел дождь и почти весь день он не переставал. Говорят, что до этого не было дождей больше месяца. А ведь климат в городе обычно мягкий, очень здоровый, воздух хорош для астматиков и сердечников. И зимой цветут цветы, растут посаженные пальмы. Лето тоже не жаркое, средние температуры зимой и летом отличаются не очень сильно.
Экскурсия началась с поездки под дождем на Остров Сокровищ (Treasure Island) по Бэй Мосту (Bay Bridge), соединяющему Сан-Франциско с г. Оклендом. В этом городе находится крупный грузовой морской порт. Мост огромный, двухъярусный, его общая длина более 7 км, высота опор 160 м. На остров мы ехали по нижней дороге, обратно по верхней. Мы посмотрели с острова через пелену дождя на город и сам мост, помахали рукой проплывающему морскому льву (котику) и поехали еще раз посмотреть колонию таких же его друзей на пирс №39. Как ни странно, но и под дождем эти звери чувствовали себя прекрасно. После пирса мы проехали по самым известным местам города, по дантауну, по самой извилистой и крутой улице в мире – Ломбард Стрит. Невозможно не обратить внимание на бомжей, которые обитают в центре, они спят и сидят со своими пожитками в самых людных местах, все они зарегистрированы, получают какие-то пособия, ведут себя тихо, хотя многие предпочитают спать на улице, а не в ночлежках для бездомных. Полиция их не трогает, потому что общественный порядок не нарушают.
Покрутив по даунтауну, мы проехали через район Кастро, где проживают преимущественно сексуальные меньшинства. Видели даже церковь, где они венчаются. Очень впечатлил вид на Сан-Франциско со смотровой площадки высотой 330 м над уровнем моря, куда нас завезли в соответствии с программой экскурсии. Я там сделал много фото с панорамой города и залива с высоты птичьего полета.
По дороге на Голдэн Гэйт Бридж мы заехали в самый большой городской парк – Golden Gate Park. Сразу обратили внимание на буйство зелени, множество цветов, простор и спокойствие, а ведь он расположен почти в центре города. Там есть несколько искусственных озер. Я обратил внимание на канадских гусей, уток, лысух и др. птиц, вот куда они прилетают с Канады зимовать...
С большим интересом посмотрели из окна автомобиля на район Ричмонд, где традиционно жили русские, сейчас молодежь встала на ноги и переехала жить в более престижные районы, а на их место пришли китайцы. Многие люди старшего возраста остались здесь. Во-первых, привыкли тут жить, во-вторых, здесь хорошо развит общественный транспорт, и это удобно. Поехать в гости к детям - не проблема. Улица, точнее бульвар, носит название Geary Blvd, но русские часто зовут ее Гирибасовской.
Ни одна из экскурсий по городу не обходится без посещения главной его достопримечательности – Моста Золотые Ворота, Golden Gate Bridge. Он перекинут через выход из залива в океан - пролив Золотые Ворота. Мост - уникальное инженерное сооружение, построен в 1933-1937 годах, его длина более 2,7 км, между опорами рекордная длина – 1280 м, высота опор более 220 м, а над водой проезжая часть нависает более чем на 67 м, что позволяет пропускать все существующие сегодня в мире корабли. Рядом можно увидеть почти метрового диаметра фрагмент троса-ванты, на котором мост подвешен; более 2700 металлических стержней в одной трубе. Выставленный на берегу кусочек весит 8 тонн.
Мост Золотые Ворота также печально известен, как самое популярное в мире место самоубийств. За семь десятилетий существования моста более 1200 человек покончили с жизнью, бросившись с него в воду. Калифорнийская патрульная служба за год снимает с моста около 70 человек, собирающихся покончить собой. Экскурсовод рассказывала, что она сама трижды видела толпу зевак и полицейского, уговаривающего человека по ту сторону перил, не прыгать.
Проехав мост, мы остановились в небольшом красивом городке Саусалито. Здесь мы пообедали в небольшом кафе, погуляли по городу, посетили несколько художественных и др. галлерей и отправились дальше.
Двигаясь по извилистым горным дорогам, мы прибыли в Государственный национальный заповедник Мьюир Вудс – Muir Woods National Monument. Это лес в 19 км к Северу от Сан-Франциско и назван в честь активного борца за сохранение окружающей среды Джона Мьюира.
Заповедник Мюир Вудс расположен в ущелье у побережья Тихого океана. Здесь растут самые высокие деревья на Земле - Coast Redwood, по-русски секвойи. Их листья-иголки способны забирать влагу из воздуха, что необходимо для таких высоких деревьев (они могут достигать высоты 120-130 м), ведь их корневая система не способна поднять достаточно воды на высоту более 100 м.
Секвойя вечнозеленая - самое высокое живое существо в мире. Она может расти только в зоне прибрежных калифорнийских туманов. Многим деревьям более 1000 лет. Деревья в заповеднике иногда обжигают для их развития, ведь секвойя не боится пожаров, практически не горит, но для поддержания имунной системы ей это необходимо. Секвойя 150 миллионов лет назад произрастала повсеместно, теперь сохранилась только здесь. Дерево очень ценное, почти не гниет, красивого красноватого цвета, прочное, поэтому всегда вырубалось очень активно.
Создатель парка Уильям Кент, крупный бизнесмен и член Конгресса США, решил сохранить хоть часть этих уникальных деревьев, купил эти земли и подарил их Федеральному правительству, т.е. государству. Президент Теодор Рузвельт в 1908 году дал лесу статус Национального Заповедника, а законы, подписанные Президентом по Конституции, уже никто не мог и не сможет изменить.
Несмотря на непрерывно моросящий дождь, мокрые ноги, трудности с фотографированием из-за слабого освещения, настроение у нас было на высоте. Ощущения, которые мы испытали в этом лесу, незабываемы. Я вспомнил одно из высказываний нашего знакомого, что этот лес для него всегда был и будет лучшим местом на Земле. Мне даже показалось, что я оздоровился во время этой, примерно двухчасовой прогулки. Не случайно, каждый год здесь бывает более 1 миллиона посетителей.

В океане на Большой Принцессе
После напряженных и насыщенных впечатлениями дней в Сан-Франциско мы, наконец, ступили на палубу нашего (на 15 дней) корабля. Менее чем через час после прибытия на пирс, мы уже находились в своей каюте, а еще через пару часов принесли и наши чемоданы. Как обычно, перед отплытием всех пассажиров корабля собрали и провели инструктаж: куда идти и как пользоваться спасательными жилетами в случае сигнала тревоги.
Наш корабль назывался Grand Princess, он действительно огромен, хотя я представлял принцессу изящной и хрупкой. Таких Принцесс у компании (я видел список), кажется, штук 15: есть Золотая, Сапфировая, Бриллиантовая, Солнечная и другие Принцессы. Они отличаются только первым словом и разным водоизмещением. Наша принцесса оказалась крупной, но не самой большой. Водоизмещение, для тех кто понимает, что это важнейшая характеристика корабля, 109 тыс. тонн. Длина - около 250 м. На борту находилось 2600 пассажиров и 1300 членов команды, включая обслуживающий персонал.
До первой остановки на Гавайях корабль плыл 4 суток, я волновался, что это плавание будет скучным и утомительным. Но оказалось, что нет. Можно вести разнообразную жизнь и найти всегда что-либо интересное для себя. Каждый день здесь предлагались десятки мероприятий на любой вкус. Как обычно, в круизах живешь как при коммунизме - все включено. Ешь сколько и что хочешь, я уже смирился, что придется прибавить в весе. Много развлечений, в т.ч. разнообразных шоу. Ежедневно показывают и по местному ТВ и на большом экране кинофильмы. Когда корабль в океане, можно послушать лекции на разные темы. Например, в первый же день плавания мы с утра сходили на лекцию про столицу Гавайев г. Гонолулу, жена побывала на лекции-аукционе в картинной галерее. Послушали музыкальный концерт - играл струнный квартет. Две скрипки, виола (альт) и виолончель. Уровень исполнения высокий, играли, в основном, серьезную музыку - Моцарт, Бах, Дворжак… Я к ним потом подошел, узнал, что они с Украины, поблагодарил за концерт, сказал, что сразу понял, что они из бывшего СССР (ведь совсем не улыбаются). Они сказали, что трудно играть, шумно, видно очень серьезно относятся к работе. Может в первый раз на таком контракте, еще не привыкли.
Украинцев и русских работает на корабле много: и официанты, и танцоры, и музыканты. Я разговаривал с официантами - многие из Днепропетровска, есть из Ялты, был парень из Молдовы, многие с инязовским образованием, говорят по английски хорошо. Конечно, у них работа напряженнее, чем у музыкантов и танцоров: вставать в 5 утра, поздно ложиться. Зато танцорам надо всегда быть в форме. Я часто встречал на прогулочной дорожке, где можно даже бегать, одну из танцовщиц, ей надо было худеть. Уборщики - мужчины-филлипинцы. Русскоговорящих пассажиров было немного, в основном это бывшие советские граждане. Вообще, здесь был контингент специфический, пожалуй, это был круиз пенсионеров. Детей почти не было. Мне кажется, средний возраст пассажиров был лет 60 - 70. Были совсем древние старушки и старички, в основном они путешествуют парами. Очень много инвалидов на колясках, я с грустью подумал о наших пенсионерах и инвалидах. За что они боролись и горбатились всю жизнь!?
На корабле кормят, как на убой, вкусно и много. В ресторане можно заказать любое количество блюд. Выбор большой, платить не надо. Обслуживание на самом высоком уровне. Обед, я напомню, - это по нашему ужин, у нас был во вторую смену в 19.45 по корабельному времени. Корабль все время движется и пересекает часовые пояса. На Гавайях время на 2 ч отличается от времени в Сан-Франциско и на 13 ч от Москвы. Наш столик был в ресторане с названием Боттичелли, с нами за столом сидела пара из Техаса, примерно нашего возраста. Они всегда путешествуют на Принцессах, считают, что здесь сервис наилучший.
С утра до утра на корабле различные развлечения: лекции, представления, кино, шоу, ночные дискотеки и пр. Каждый вечер мы ходили на музыкальные шоу. Интересно отметить, что программа учитывает интересы публики, ведь в основном это пенсионеры, поэтому много американской музыки 60-х годов, которая стала уже классикой. Народ пожилой, но активный, подпевают, шумно реагируют.
Наш корабль должен был сделать остановки на 4-х главных Гавайских островах. Мы понимали, что там времени будет явно недостаточно для ознакомления, хотя на первый раз и это неплохо. Узнали, например, что есть в этом архипелаге остров, редко посещаемый туристами. Там нет ни отелей, ни автомобилей, ни электрических сетей, там говорят только по-гавайски, даже ночевать туристам нельзя, мы туда не поплывем.
Чтоб лучше подготовиться, мы не пропускали лекций натуралиста Шахана про Гавайские острова. Ежедневно посещали лекции по географии Гавайев, по истории островов, про животный и растительный мир. Оказалось, что на Гавайях почти нет диких животных, только крысы (приплыли с кораблями) и мангусты. Они охотятся в разное время суток и не мешают другу другу. Нет здесь и змей. Зато много кур, которые живут независимо от человека. Есть мнение, что Гавайи – тропический рай на Земле, я и подумал, почему бы и нет, раз тебе никто не угрожает.
Были и другие общеобразовательные лекции, например, про цунами, про землетрясения, про науку и систему образования, про Вторую мировую войну в Тихом океане, о цифровой фотографии и др. Такие я старался не пропускать. Учитывая возраст пассажиров, было много лекций на тему здоровья, омоложения, правильного питания, похудения и пр. Я туда не ходил, а жена иногда их посещала.
На третий день пути люди заметили кита, это был первый кит в путешествии, но снять я его не успел. Он же показался из под воды на одну-две секунды. На лекции про животных натуралист пообещал вернуть деньги за круиз тем, кто китов не увидит. Мне бы уже не вернули, ведь я кита увидел, а то что не успел снять - это моя проблема. Зато позже я их увидел десятки и некоторых сфотографировал.
За время плавания (дни в море) капитан корабля дважды приглашал всех на балы - вечера с шампанским. По такому случаю положено красиво, нарядно одеваться, и уже во второй половине дня все чаще попадались люди во фраках, в длинных нарядных платьях и бриллиантах. Мы тоже приготовились и успели занять хорошие места в центре корабля. Шампанского подавали сколько угодно, мы, конечно, немного выпили, кажется, на двоих 8 фужеров. В центре стоял красивый фонтан-пирамида из фужеров для шампанского. Капитан открыл вечер и желающие могли сфотографироваться, поливая на вершину пирамиды шампанское из очередной бутылки.

Большой Остров (Big Island or Hawaii)
После четырех дней пути через Тихий океан, рано утром мы подошли к Большому Острову. В целом, Гавайские острова - это архипелаг, цепь из двадцати четырёх островов вулканического происхождения. Эти острова и есть пятидесятый штат США. Большой остров (Big Island) - один из восьми основных островов архипелага. Он самый большой из островов США, его площадь более 10 тыс. кв. км. Благодаря активным вулканам, периодически извергающим раскаленную лаву, Большой остров до сих пор продолжает расти. Так, например, начиная с 1983 по 2002 год, потоки лавы увеличили остров на 220 га. Главным городом острова является город Хило (Hilo), где проживает 40 тыс. жителей.
Капитан Джеймс Кук был первый европеец, прибывший на Гавайи (1778 г.), тогда он назвал их Сэндвичевыми островами по имени графа, изобретателя сэндвича - бутерброда с булкой с двух сторон. В первый раз Кука встретили на этом острове хорошо, но когда он прибыл сюда в третий раз, островитяне его здесь убили и, говорят, съели.
Мы выбрали автобусную экскурсию, как нам показалось, дающую максимальное представление о Большом Острове за один день. В 8.15 утра мы отправились в путь, нам попался очень веселый водитель автобуса, он же гид. После каждого своего предложения он заразительно смеялся, хотя нам это смешным не казалось, вероятно, из-за плохого знания английского. Я понял, что гавайцы веселый народ.
Гавайи называют Островом Цветов, здесь действительно поражает разнообразие экзотических растений: орхидеи, плюмерии, хибискусы и др. Мы заметили, что вдоль дороги встречались ярко цветущие деревья, как нам сказали, они дикорастущие, но они очень украшают остров. Возле дорог растут бананы, папайи и другие фрукты. Дороги хорошие, можно быстро ездить. Хочется все же отметить, что красивые дома встречались редко, часто видны ржавые металлические крыши, ведь здесь тепло и дождливо. На многих крышах стоят солнечные батареи, электричество дорогое. Топливо для энергосистем надо доставлять по морю. Бензин, я заметил, тоже дороже на 10-20%, чем на материке. Имеются проблемы с чистой водой, люди в домах собирают дождевую воду в специальные емкости, потом очищают с помощью фильтров. Я вспомнил об этом, когда в одном из туристических центров около обычного водопроводного крана увидел табличку – дождевая вода.
Здесь случаются извержения вулканов, землетрясения, ураганы, цунами. Самое разрушительное цунами было с высотой волны 18 м. Это я к тому, что вряд ли местные жители сами считают это место раем, как думает большинство жителей северных районов Америки и Европы.
Первое место, которое мы посетили, было у фермы с названием Мауна Лоа, где выращивают и перерабатывают орехи Макадамия. Плантации ореховых деревьев растянулись на километры. Орех очень твердый, на фабрике есть специальные станки для их обработки. Фабрика в тот день была закрыта (выходной), и я посмотрел на линию обработки через окна. Линия длинная, но она меня не сильно впечатлила, похоже этому оборудованию не один десяток лет. Здесь же есть магазинчик сувениров, где можно купить и попробовать эти орехи в разнообразных упаковках. Можно приобрести ореховое масло. Говорят эти орехи и масло очень полезные, хоть и не дешевые. Макадамия считается самым дорогим орехом в мире.
Нам понравился небольшой ботанический сад при этой ферме, где много красивых тропических цветов. Впервые я там потрогал сахарный тростник. Он был высотой больше 3 метров, но на самом деле на острове его уже не культивируют. Это стало экономически невыгодным, выгоднее выращивать орехи, папайю, кофе и ананасы.
Следующая остановка автобуса была у Радужного водопада. Говорят, что обычно около него висит радуга, но нам, наверное, не повезло, хоть и день был солнечный. Радугу мы так и не увидели, но водопад и заросли тропического леса нам понравились.
Покружив по окрестностям и полюбовавшись природой, побывав на пляже с черным песком, мы двинулись в сторону Национального вулканического парка, по пути заехав в сад орхидей. Такого моря орхидей разнообразных расцветок, формы, размеров одновременно нам никогда не приходилось видеть, их были сотни. И все разные. При желании можно было купить любую, но на корабль приносить живые растения не разрешалось. Поэтому туристы приобретали тут же в магазинчике сувениры: бусы, веночки, заколки из искусственных цветов.
Главной достопримечательностью острова считаются вулканы. Национальный парк Гавайские вулканы основан в 1916 году, площадь парка составляет более тысячи квадратных километров. Главным здесь является вулкан Килауэа, один из самых активных вулканов, действующих сейчас на Земле. Последнее его крупное извержение произошло в 1983 году, и оно до сих пор продолжается в вялотекущем режиме. В непосредственной близости от Килауэа расположен пока неактивный огромный вулкан Мауна Лоа, достигающий высоты 4170 м над уровнем моря.
Вулкан Килауэла имеет кратер, равный 4,5 км в диаметре. На краю кратера находится музей и центр наблюдений за вулканом. Подходить близко к кратеру и посмотреть в него нам не разрешили, т.к. интенсивно выделялись сернистые газы. А хотелось посмотреть, ведь по легенде на вулкане Килауэа проживает богиня вулканов Пеле. Ранее гавайцы приносили дары этой огненной богине, бросая их прямо в кратер.
В парке вулканов на склонах кратеров можно увидеть настоящие джунгли, удивляют своми размерами гигантские древовидные папоротники. Идешь по тропинке и кажется, что из чащи вот-вот выскочит зубастый динозавр.
Одной из главных причин выбора нами этой экскурсии был интерес к обещанному путешествию по лавовой трубе. Во время извержения вулкана лава стекает с вершины вниз и постепенно остывает с внешней стороны, как бы, образуется корка. Горячая лава продолжает еще течь под коркой и после окончания извержения. Когда вытекают внутренние расплавленные потоки, образуются трубки и полости. Лавовые трубки могут достигать 15 метров в ширину и находиться на глубине до 15 метров под поверхностью. При этом длина лавовых трубок может быть очень большой и достигать нескольких километров. У вулкана Мауна Лоа одна из лавовых трубок, образовавшихся во время извержения 1859 года, выходит в океан в 50 км от места извержения. Нам удалось пройти по ней пару сотен метров в оборудованном лестницами доступном месте. Стены гладкие, почти черные, какие-то закрученные. Сыро, местами капает вода. Долго мы там не находились, показалось, что почувствовали дыхание преисподней.

Оаху и Гонолулу (Oahu & Honolulu)
На остров Оаху в порт Гонолулу корабль пришел рано утром, отплытие было назначено на поздний вечер, так что у нас был день, чтобы познакомиться с городом. Уже издалека с корабля было видно, что это большой современный город. Гонолулу – столица 50-го американского штата (штатом США он стал в 1959 г.). Город расположен на третьем по размеру острове Гавайского архипелага, хотя на острове проживает более 70% населения штата: около 950 тыс. жителей. Средняя температура зимой 22-25С, самые жаркие месяцы август-сентябрь - около 30С. Поэтому многие туристы предпочитают сюда ездить зимой.
Первыми на островах появились полинезийцы, пик их переселений происходил в 1200 году. Они долгое время жили почти в изоляции, что сказалось на их развитии и культуре.
Наш корабль стал рядом с самым известным в городе сооружением - Рыночной башней Алоха (Aloha Tower Marketplace). Башню построили в 1926 г. и до 60-х годов она оставалась самой высокой в городе. Слово Алоха знают все, кто побывал на Гавайях, оно означает и приветствие, и прощание, и добрые пожелания.
Так как в нашем распоряжении был только один день, мы решили его потратить на знакомство с городом и его окрестностями, а также побывать на пляже. Были, конечно, и другие варианты, например, проплыть на подводной лодке, где кроме богатой морской жизни можно на глубине около 40 м увидеть затонувшие корабли и самолет. Те, кто интересуется историей, могут побывать в Мемориальном комплексе Аризона и на военной базе Перл Харбор, где в 1941 японцы неожиданно напали и уничтожили американский флот, базирующийся на острове. Также одним из привлекающих туристов мест на острове является Полинезийский культурный центр, где можно увидеть разнообразные шоу в национальном стиле. К известным достопримечательностям на острове также относятся пляжи Вайкики, залив Ханаума, дворец Иолани, кратер Бриллиантовая голова, гиганский аквариум с более чем 2000 видов морских рыб и животных.
Мы все же ограничились автобусными экскурсиями “Hop-On & Hop-Off”, т. е. зашел-вышел. Это двухэтажные и одноэтажные автобусы, из здесь называют Trolley, они периодически курсируют по своим маршрутам и можно выходить-заходить на любой остановке. Красная автобусная линия начинается прямо от причала и Башни Алоха и проходит по историческим местам, по ходу водитель, он же гид, рассказывает об увиденном. Автобус проезжает Чайнатаун, мимо единственного дворца на территории США - резиденции гавайских королей, носящей поэтическое название Иолани (Дворец Небесной птицы). Автобус проходит через ряд торговых центров и вдоль знаменитого городского пляжа-Ваикики (Waikiki). Ваикики означает "струящаяся свежая вода", здесь много ключей, ручьёв и болот, отделяющих Ваикики от остального острова.
В районе Ваикики можно пересесть на автобус Зеленой линии (Green Line), которая проходит мимо зоопарка, гигантского аквариума, затем вдоль Юго-восточного побережья, делает обзорные остановки возле и внутри кратера давно потухшего вулкана Брилиантовая Голова (Diamond Head), проезжает через окраины и пригороды Гонолулу. Со стороны побережья можно забраться на смотровую площадку этого вулкана, откуда, говорят, открываются уникальные виды, но это требует времени и хорошей физической подготовки. Проезжая по этой линии через город, мы с удивлением увидели огромное здание, выглядевшее как после жестокой бомбардировки. Оказалось, это местная киностудия. Остров являлся местом съёмок известных фильмов, таких как "Остаться в живых", "Перл-Харбор" и ряда других.
Третья линия Pink Line – Розовая, проходит по ряду торговых улиц, шикарных отелей в окрестности района Ваикики. Все три автобусные линии пересекаются, что позволяет периодически их сменять для лучшего ознакомления с городом.
К сожалению, невозможно словами рассказать и даже перечислить все то, что мы увидели.
Естественно, мы не могли не побывать на пляже. Мы сошли с автобуса у Ваикики пляжа, где рядом находится Старбакс Кафе, т.е. где можно воспользоваться бесплатным интернетом. Выпили там кофе, проверили почту и отправили некоторые заметки о путешествии своим друзьям. Но моя жена рвалась поскорее на пляж, и мы перешли через дорогу туда. Пляжная зона отделена от океана дамбой, теплая вода, песчаное дно, поэтому здесь идеальное место для купания детей, для взрослых, по нашему мнению, не хватает глубины. Можно поплыть за дамбу в океан, но там много рифов и волны, плавать не безопасно. По песку было невозможно идти босиком, настолько он сильно разогревается на солнце. Вдоль побережья памятники известным людям Гавайев, на другой стороне улицы много магазинов и др. Одна из наиболее известных статуй – скульптура Дьюку Каханамоку (Duke Kahanamoku) – отцу современного серфинга. Он был мировым рекордсменом, трехкратным чемпионом и дважды серебряным призером олимпийских игр по плаванию (1912 и 1924 гг.). Позже он стал известным актером, бизнесменом и политическим деятелем. Но основное свое внимание он всегда уделял развитию спорта. Обращает на себя внимание памятник принцу Кухио (Prince Kuhio), наследнику трона, который после свержения монархии стал известным политическим деятелем и даже представлял Гавайи в Конгрессе США.
Чтобы вернуться на корабль, мы опять воспользовались автобусной Красной линией, которая прошла через старую часть города мимо правительственных зданий, Капитолия, через район, где рос и учился президент Барак Обама. Вечером мы еще вышли прогуляться в окрестностях Рыночной башни Алоха, где можно было приобрести сувениры на память.

Кауаи (Kaua"i)
Третьим островом нашего путешествия был Кауваи (Kaua’I). Это самый древний (ему 6 миллионов лет) и самый северный остров в цепи Гавайских островов. Его население около 60 тыс. жителей, т.е. меньше, чем на других крупных Гавайских островах. Иногда его называют остров-сад, он очень зеленый, много цветов, те кто хочет уединения и покоя, стремятся сюда на отдых. Традиционно многие приезжают сюда провести свадебную церемонию и/или медовый месяц.
Король Гавайев Камехамеха никогда не завоевывал этот остров и король Каумуалии без войн добился автономии своей страны. Здесь бывали и русские, впервые они появились в 1804 г. с экспедицией Крузенштерна и Лисянского. Немного позже представитель Российско-Американской компании весьма предприимчивый доктор Георг Шеффер - российский подданный, лечил короля и членов королевской семьи, поэтому приобрел здесь большой авторитет. Под руководством Шеффера с помощью островитян был построен Форт Святой Елизаветы и еще две крепости. Первоначально здесь собирались основать русскую колонию. Был даже период, когда король острова, опасаяся войны с гавайским королем, готов был присоединить остров к России, однако уже летом 1817 года Кауаи был оставлен русскими под давлением гавайцев и американцев. Официальные лица Российской империи (время царствования Александра I) не проявили интереса ко столь далеким землям. В настоящее время Елизаветинская крепость является историческим парком, где сохранились лишь руины.
В центре острова находится гора Ваиалеали (Mt. Waialeale) с огромным вулканом, который и породил остров. Остров знаменит Ваимеа Каньоном (Waimea Canyon), Марк Твен назвал его Тихоокеанским Гранд Каньоном. Наша дочь, побывавшая здесь ранее, видела его с высоты из вертолета и была поражена его красотой и величием. Именно она порекомендовала нам его посмотреть. Вертолетные экскурсии, несмотря на высокую цену, уже были раскуплены. Поэтому мы приобрели автобусную экскурсию и рано утром отправились в путь.
После двух часов пути с небольшими остановками мы приехали на вершину горы к обзорной площадке Ваимея каньона, однако наши планы полюбоваться каньоном не осуществились, шел дождь. Тут мы узнали, что здесь находится самое мокрое место на Земле, в год выпадает 450 дюймов осадков (больше 1 м). Тем не менее, мы прошли на обзорную площадку, каньон был в тумане, практически ничего нельзя было рассмотреть. Представляю как обидно было тем, кто купил вертолетную экскурсию.
Спустившись с горы, мы поехали вдоль океана и остановились в южной части острова у Spouting Horn (Извергающий Мыс). Здесь периодически вверх метров на 10-15 взлетают струи воды, похожие на гейзеры. Но, как я понял, их природа обусловлена мощными океанскими волнами и трещинами-каналами в прибрежной лаве. Раньше гавайцы считали, что эти шумные водяные выбросы были злым ревом Богини-Ящерицы Каикапу (Kaikapu).
Погода улучшилась, даже солнце выглянуло. Открывался прекрасный вид на скалистый океанский берег. Кругом по-хозяйски расхаживали куры и петухи. Это не домашняя птица, здесь им естественного корма хватает, а природных врагов почти нет, в отличие от других островов архипелага на Кауаи не водятся даже мангусты. Кур здесь тысячи, их можно встретить в любой точке острова.
Как обычно, после 4-х часов экскурсии нас завезли на ланч в небольшой уютный ресторанчик недалеко от пляжа Пойпи Бич. У нас не было времени, чтобы сходить на пляж, хотя именно он считается главной жемчужиной на острове. Это место очень популярно у туристов. Вокруг ресторанчика в изобилии растут цветы, и было приятно погулять в оставшееся от обеда время. Здесь я нашел и кафе Старбакс с интернетом, проверил почту, было приятно почитать письма друзей на далеком острове.
Немного отъехав от солнечного Пойпи Бич, мы опять оказались под дождем. Следующая остановка была на реке Ваилуа (Wailua River), по ней была запланирована экскурсия и культурная программа на лодках. К счастью, лодка была большая с крышей, поэтому дождь нам не мешал.
Мы двигались вверх по реке, любовались рекой, пейзажами, группа местных музыкантов исполняла гавайскую музыку, песни; девушки в национальных платьях танцевали и обучали гавайским танцам желающих. Некоторое представление о гавайской музыке и девушках можно получить из моих фото на музыкальном слайд-шоу:

Лодка привезла нас к Парку Ферн Гротто (Fern Grotto), где мы прошли по узкой дорожке среди непроходимых джунглей к небольшому водопаду и гроту-пещере. Там на небольшой деревянной площадке нам было показано музыкальное представление “Гавайские свадебные песни”. Моросящий дождь не мешал исполнителям, зрители же старались прятаться под зонтами.
Так как снежных гор и ледников на Гавайях нет, мощность водопадов зависит от дождей. Видно в этот день в данном месте их было мало, водопад не впечатлил. Экскурсовод сказал, что самые большие дожди здесь весной, а в марте-апреле они идут не переставая.
Вокруг было много диковинных тропических растений, встречались и дикие бананы. Бананы здесь везде растут, их местные жители раньше срывали зелеными и готовили, как мы картошку. Из-за уникальности природы на острове проходили съемки ряда фильмов, например, “Парк Юрского периода” -"Jurassic park" и “Индиана Джонс”.
На обратном пути автобус сделал короткую остановку у относительно небольшого каньона и живописных водопадов Opaekaa Falls. Эти водопады очень красивые, и мы немного ими полюбовались.
Конечно одного дня совсем недостаточно, чтобы увидеть все, что нас интересовало. Но лучше увидеть хоть раз, чем ни разу. Хотелось бы, конечно, побыть здесь подольше.
Завтра нас ждет следующий остров Гавайев - Мауи, там обещают хорошую погоду (хотя здесь тоже обещали), снова запланировали автобусную экскурсию, поедем смотреть гигантский кратер.

Энсенада (Ensenada, Mexico)
После трех суток плавания обратно, насыщенных шоу и другими развлечениями (меня больше интересовали образовательные лекции), мы ненадолго остановились в Мексиканском порту Энсенада. Этот город-порт стал расти и развиваться после того, как мексиканские города Сан-Франциско и Сан-Диего в результате войны с Америкой в 1848 г. отошли от Мексики к американцам. Теперь Энсенадо наиболее важный порт северной Мексики. Иногда его зовут Золушкой Тихого океана, он становится все более популярным местом для туристов, здесь много отелей, казино и прочих развлечений. Тем более, что от границы с США здесь расстояние немногим более 100 км. Есть популярные у серфингистов пляжи.
Горы, город, океан поражают своей красотой уже при подходе к берегу. Сюда приплывают зимовать серые киты из Аляски, а весной они уходят обратно. Есть где-то поблизости уникальный гейзер, но нам даже не предложили туда экскурсию – было мало времени. Зато предлагались экскурсии по виноделию. Этот регион знаменит своими виноградниками и винами. Климатические условия близки к Средиземноморским.
Оказалось, что в Энсенаде сосредоточены основные научные силы страны, количество ученых здесь максимальное в стране на душу населения. Развиты многие области науки, такие как биотехнология, медицина, физика, астрономия и др. Бывали здесь и русские, в конце 19 века русские беженцы - молокане здесь основали город Гуадалупе, они занимались выращиванием олив и винограда. В 20 веке они в основном перебрались в Калифорнию. Ежегодно в августе в начале сезона сбора винограда в долине Гуадалупе и в городе Энсенада пышно отмечается праздник винного урожая. Это событие привлекает сюда людей со всего мира. В этом регионе производится 90% всех мексиканских вин.
Наш корабль прибыл в порт в 4 часа дня, отплывал он в 7.30, что не давало возможности долгих путешествий по городу. Времени было достаточно лишь для беглого ознакомления с несколькими центральными улицами, тем более, что в 6 ч уже темнело. От корабля до центра города ходят автобусы, тебя довезут за 5-10 минут. Население составляет около полумиллиона человек, весь центр, это сплошные торговые ряды, рассчитанные на гостей.
Бросилось в глаза, что в местах скопления туристов много бедных людей, они просят купить какие-то бусы, браслеты и др. побрякушки. Дети бегают с пластиковыми стаканчиками и клянчат деньги. Женщины сидят с маленькими и даже грудными детьми и тоже протягивают стаканчики. Сначала это поражает, потом привыкаешь. Торговцы зазывают в магазины, предлагают разные товары и услуги, в том числе "жриц любви".
После прогулки мы были рады снова очутиться в привычной обстановке на корабле. Жена сказала: “Как замечательно, что впереди еще 36 часов незабываемого рая на корабле! Повсюду (даже в бассейнах) звучит живая музыка, идут концерты и различные шоу, ярмарки-продажи, лотереи, казино, аукционы с бесплатным шампанским. И, конечно, праздничный деликатесный ужин с лобстерами и шоу официантов с тортиками со свечами, и прощальный бал с шампанским и другими напитками от капитана, с прекрасным оркестром, играми, танцами, аттракционами до самого утра…Настоящий праздник!” Но, если хочется, можно спокойно лежать у себя в каюте и смотреть, как корабль плывет, слушать море и писать эти путевые заметки - ведь это тоже так здорово!
Через сутки ранним утром мы прибываем в конечный пункт нашего путешествия в Сан-Франциско. До полуночи надо сложить свои вещи и выставить чемоданы в коридор, чтобы получить их при сходе на берег в порту. Приближался конец нашего замечательного путешествия. Как хорошо было в нем!