» » На вальпургиеву ночь. В вальпургиеву ночь на лысую гору лучше не ходить

На вальпургиеву ночь. В вальпургиеву ночь на лысую гору лучше не ходить

Словосочетание Вальпургиева ночь вызывает страх и трепет у простого человека. Вальпургиева ночь всегда связанна с какой-то чертовщиной и разгулом ведьм. Обычному человеку невозможно понять, что творится вокруг, и является ли это реальностью. С давних времен наши предки использовали Вальпургиеву ночь для изгнания дьяволов и очищения дома от нечисти. Данный праздник ведет свою историю с древности и относится к языческим верованиям. Он имеет точную дату в календаре, которая приходится на первое мая. В ночь с тридцатого апреля на первое мая все души умерших выходят к людям и устраивают самые невероятные вещи.

Дорелигиозные празднования Вальпургиевой ночи.

Название праздника Белтайн мало кому известно в наше время, а ведь в восьмом веке он был самым желанным и долгожданным для язычников. С многих гэльских наречий название праздника переводится как май, а это значит, что пора выгонять скот на летние пастбища. Многие легенды и поверья связаны с первым мая. В этот день самое главное языческое божество – Солнце спускается с небес на землю и ему необходимо принести жертву. Это делается для того, чтобы весь год был урожайным и не лишенным высшего покровительства.

В ноябре отмечали праздник Самайн, который завершал светлую половину года, открываемую Белтайном. Оба эти дня были очень важны для язычников, потому что символизировали начало и конец благодатного летнего периода. При этом традиционные действия первого ноября и первого мая совпадали. Обязательным ритуалом считалось жжение костров, которые разводили на самых высоких местах.

Подготовка к празднику проводилась очень тщательно. За неделю до торжества все жители занимались сбором особых пород древесины, которая должна была гореть в священном огне. Два огромных костра на горе окружались глубоким рвом. Он предназначался для зрителей.

Задолго до рассвета все жители выходили из домов и, гоня перед собой животных, поднимались к огромным кострам. Они занимали свое место во рву и молча, ждали восхода. Первые лучи солнца давали старт зажжению костра и песнопению. Троекратно весь люд проходили вокруг огня, прогоняли через него стада животных и приносили в дома факела, чтобы освятить и осветить семейный очаг.

У некоторых народов была традиция садить Майский куст и украшать его. В Германии устанавливался Майский шест, возле него проводили игры и водили хороводы. Это веселое торжество было запрещено с приходом христианства, как пережиток язычества. От привычного образа жизни очень тяжело отвыкнуть, поэтому старые женщины, под страхом смерти, продолжали проводить традиционные ритуалы, прячась по густым лесам. Через какое-то время праздник забылся, а весеннее торжество превратилось в шабаш ведьм.

История возникновения Вальпургиевой ночи.

Как ни удивительно традиции празднования Вальпургиевой ночи связаны с конкретным историческим лицом. Уроженка Девоншира – Вальбурга была дочерью саксонского короля по имени Ричард. Собираясь в длительное путешествие в Святую землю, отец очень переживает за безопасность своей маленькой девочки, поэтому оставляет ее на попечение строгой аббатисы Уинборнского монастыря. В этих стенах юной Вальбурге суждено было прожить двадцать шесть лет. Затем, в составе группы миссионерок, монахиня королевских кровей отправилась в Германию. По дороге на судно налетел страшный шторм, и все путешественники впали в панику. Монахиня Вальбурга встала на колени и начала молиться, ее примеру последовали остальные, и шторм исчез так же быстро, как и появился. С тех пор моряки стали почитать ее своей покровительницей.

Пройдя долгий путь монахини и аббатисы, она прославилась своими чудесами, которые совершала с верой в Бога. Дата ее смерти двадцать пятое февраля 777 года. После ее захоронения в аббатстве затеяли ремонт и осквернили могилу святой. Душа Вальбурги пришла к новому настоятелю, и он приказал перенести останки усопшей в пещеру в Айштадте. Это произошло первого мая. Из скалы стала сочиться целительная влага, которая приносила облегчение всем страждущим. После канонизации Вальбурги ее останки развезли по храмам германии, чтобы добиться ее покровительства.

Вы можете задаться вопросом, что связывало эту святую женщину с нечистыми силами, которые выходят на свет в Вальпургиеву ночь? Есть несколько интересных и в то же время подозрительных фактов.
День ее поминовения совпадает с празднованием дохристианского торжества, посвященного приходу весны.
На фресках, изображающих святую, встречаются странные символы, которые не свойственны изображению монахини. Она изображается на фоне лип и гор, а так же с собакой и зеркалом. Все эти символы говорят о ее связи с природными или языческими верованиями, нежели с христианскими. В образе Вальбурги сплелись каноны веры и традиционных обычаев язычников.

Вальпургиева ночь в фольклорном изображении.

Вальпургиева ночь имеет свое отражение и в фольклорном и в литературном творчестве. Это событие не могло остаться незамеченным и с веками обросло множеством легенд, рассказов и небылиц. Родиной их является Германия.
Из средневековья тянется в наши дни предрассудок, что Вальпургиева ночь – это буйство ведьм, захватывающее всю Германию. Деревенские жители при этом сжигали на кострах чучела ведьм и очищали дома и поля от нечисти. Тем временем ведьмы, напротив, препятствовали началу теплого сезона и в страшных плясках и вакханалиях проводили все время до рассвета.

Бытовало мнение, что многие травы в Вальпургиеву ночь приобретают особую целебную силу. В связи с этим, женщины, разбирающиеся в травах, выходили в леса и поля и собирали драгоценные корешки. После этого они потчевали своими отварами всех страждущих с непоколебимой верой в успех и положительный результат.
Жители средневековья свято верили во все рассказы о Вальпургиевой ночи и боялись нечистой силы. Все порядочные люди старались защитить себя и свое имущество.

Традиции Вальпургиевой ночи.

Место сборища всех ведьм – это Лысая гора, которая располагается в Германии. Именно здесь встречается элита мира ведьм. Они приходят, прилетают на метлах и вилах в сопровождении чертей, которые являются их любовниками. Правит бал здесь сам Сатана, который в образе рогатого козла восседает на самом почетном месте в центре. Каждая ведьма обязана выказать владыке свое почтение. Они по очереди подходят к возвышению и целуют повелителя. Особой благосклонностью Сатаны пользуется самая красивая ведьма, которая является заводилой и считается королевой собрания.

Выказав свое почтение Сатане под песни и пляски, все начинали рассказывать, что они наделали за истекший год и какое зло творили. Здесь же решается, что будут делать ведьмы весь следующий год, и какие подлости по отношению к роду человеческому совершат. Сатана – строгий судья, он не прощает тех, кто его ослушался и строго наказывает ударами хлыста.

Чтобы приступить к дьявольской трапезе, ведьмы зажигают многочисленные факелы. Яства на столе своеобразные. Это, в первую очередь мясо лошади, которое употребляется без соли и хлеба. Все напитки подается из рогов, копыт и черепов животных. Над горой раздаются звуки дьявольского оркестра, состоящего из кошачьих хвостов и черепов лошадей.

После обильной трапезы и возлияний, ведьмы устраивают бешеные пляски возле костра. Их кавалеры – бесы не перестают прыгать и вертеться, как на сковородке. Здесь же устраиваются развратные и похотливые оргии, в которых участвуют все, кто находится на горе. Когда Вальпургиева ночь заканчивается, на месте шабаша люди видят голые кости и следы копыт.

Вальпургиева ночь в наши дни.

Традиции предков нашли свой отклик и в наши дни. Многие народы Центральной и Северной Европы продолжают отмечать праздник весны и расцвета природы. Следуя древним традициям, люди жгут огромные костры, стараясь сделать их как можно ярче и больше. Таким образом, они разгоняют собравшихся на шабаш ведьм и очищаются сами силой огня. Весь день на площадях городов проходят концерты со студенческими выступлениями, хороводами и играми. Уже более ста лет по такой программе проводятся торжества в Вальпургиеву ночь. В разных странах, несмотря на общую концепцию праздника, существуют свои особенности его проведения. Традиции являются незыблемыми уже долгое время.

Скандинавы в Вальпургиеву ночь, так же как и другие народы, разжигают костры и проводят очистительные ритуалы. Они сжигают весь мусор, который накопился за год. В честь праздника готовится специальное блюдо – гравлакс. Аналогов ему нет в кулинарных традициях других народов. Свежая рыба – лосось предварительно выдерживается в соли с добавлением сахара и укропа.

В других странах Европы Вальпургиева ночь сопровождается взрывами петард и громкими звуками. Считается, что злые духи, испугавшись шума, убегут подальше в леса, и не будут докучать добропорядочным гражданам. Петарды доверяют взрывать мальчишкам после заката.

Вальпургиева ночь для чехов особый праздник. В этой стране сложено много легенд об этом дне и среди людей живет перед нечистой силой. Чтобы ни одна ведьма не попала в дом и не навредила людям, на порог насыпают много песка и травы. По преданию, они, прежде чем попасть в помещение, пересчитывают все, что лежит на пороге. Чем больше будет песка, тем меньше вероятности, что ведьма справится до рассвета.

Вальпургиева ночь для баварцев время хлопот. В праздник ради шутки двери снимаются с петель и переносятся в другое место, при этом их ручки мажутся пастой или сажей. А если зазеваешься, то шнурки либо украдут, либо свяжут между собой.

Вальпургиева ночь не ушла в историю, а остается действующим праздником. Уникальность торжества в том, что оно содержит в себе три направления: праздник весны, шабаш ведьм и день поминовения канонизированной святой.

Привет, дорогие читатели. По легенде, здесь каждый год весной собираются ведьмы на шабаш в честь Вальпургиевой ночи, что отражено у Гёте в «Фаусте». Это гора Брокен. Своей мрачной красотой она привлекает тысячи туристов. Хотя на деле, она оказалась совсем не мрачная, с живописной экологической тропой через лес и реку, с черничными полянами и чистейшим воздухом. У ее подножия родился известный микробиолог Роберт Кох.

Гора Брокен (Brocken) расположена на территории Германии, земле Саксония-Анхальт, в национальном парке Гарц. Гарц является важным природным объектом. Находится под охраной ЮНЕСКО.

Схема национального парка Гарц

Ехать сюда стоит минимум на день, чтобы посмотреть музей и вышку на вершине, спокойно спуститься по каменистой тропе, через лес и речку. Насладиться прогулкой, зайти в городок Ширке, где куча кафешек и ресторанчиков с традиционной едой, местными сортами пива и знаменитым шнапсом Ширкер Фойерштайн (Ширкский огненный камень).

Памятник местному Schierker Feuerstain. Напиток настоян на травах. Крепкий.

Климат и необычные явления

Брокен — самая высокая точка Гарца — 1141,1 м.

Есть у этой горы также другие названия: Блоксберг, Брокесберг или Брохельсберг.

Климат здесь суров. Почти круглый год гору окутывает густой туман, зимой температура воздуха может опускаться до -28°C. Такие погодные условия похожи на климат Исландии с очень коротким летом и длинной зимой.

Более того, здесь, на горе, наблюдается очень интересный оптический эффект. Вокруг человека может появляться радужный ореол. Это, так называемый, брокенский спектр, который был описан Иоанном Зильбершлагом.

Вальпургиева ночь

По легенде на Брокен слетались ведьмы, дабы устроить шабаш с жертвоприношениями, вызовом Князя Тьмы и огромными столбами адского пламени.

Мрачный лес

Довольно мрачные куски леса встречаются и на экологической тропе, по которой идёт спуск к городку Ширке.

Вальпургиева ночь - это главный шабаш ведьм, а также один из важнейших языческих праздников, посвященных плодородию. Это праздник, почтить который вниманием обязана каждая уважающая себя ведьма.

Немцы обожают традиции, к тому же это – повод собрать туристов, повеселиться и заработать. Так что эту ночь здесь любят и ежегодно отмечают.

Ведьмы присутствуют везде — местный колорит.

По сути, праздник является аналогом американского Хэллоуина. Люди, наряженные всевозможной нечистью, поднимаются на вершину горы, которая называется Хексенплатц. И там веселятся до упада.

Ну а заканчивается все это масштабным огненным шоу, которое символизирует победу над злыми духами, очищение окрестностей города от нечисти.

Конечно, и без Вальпургиевой ночи здесь есть, что посмотреть. Например, посетить музей. И даже полетать на метле. Но мы не будем раскрывать всех секретов. Пусть это останется для вас небольшой интригой.

Исторические факты

Гора получила довольно широкую популярность в XV веке. В последующие века ей интересовались самые разные люди, сообщества и общества.

Через неё лежала королевская дорога, по которой путешествовали короли и кайзеры. Необычные природные условия и явления привлекали сюда исследователей.

Главные изменения на горе Брокен

И сейчас есть прогулочные тропы, которые так и называются «Дорога ведьм», ведущая к Хексентанцплатц (танцпол на Хексене) и дорога Кайзера и королей». Вдоль королевской тропы расположены площадки, с которых открываются великолепные природные виды.

Саксония-Анхальт. Вид с горы Брокен

Брокен приковывала внимание не только исследователей, — путешественники издавна облюбовали это местечко.

К примеру, сюда неоднократно поднимался Гёте. Большим поклонником этого места был и другой немецкий поэт Генрих Гейне.

Памятник великому немецкому поэту Хайнриху Хайне (Генрих Гейне)

В XIX столетии здесь располагался генеральный штаб Пруссии. Во время разделения Германии правительство страны по достоинству оценило выгодное расположение горы. И здесь была построена база Министерства государственной безопасности ГДР или Штази.

На вершине горы Брокен

На горе базировались и советские радиоразведчики.

Сейчас Брокен – туристическое место с гостиницей, телевышкой, метеорологической станцией, ресторанами и станцией железной дороги.

Дизельный локомотив и поезд в Брокен

В здании, ранее принадлежавшем Штази, находится музей. Его экспозиция посвящена природе Гарца, истории телевидения ГДР а также границе ГДР и ФРГ, которая здесь пролегала.

Здесь проходила граница между Восточной и Западной Германией.

Наверху горы ветер, льнущая к земле трава и множество мелких камней, создающих впечатление, что здесь кто-то основательно порезвился.

На горе множество камней разного размера. Кто их раскидал?

В самой высшей точке, на высоте 1141,1 м стоит главный камень.

Самая высокая точка горы

А вокруг него плиты с названиями городов, указывающие направление, в котором находится город и расстояние от камня до города.

Вот дружная группа. То ли греется, то ли заклинание произносит.

Весёлая группа туристов

Лесная тропа на Ширке

С вершины открываются просторы Саксонии — леса, невысокие горы и прогулочные тропы.

Перекрёсток прогулочных троп на горе Брокен


Начало спуска с горы

Кажется, что здесь легко заблудиться.

Куда пойдём: в Ильзенбург или Ширке?

Но это только кажется. На каждом повороте с немецкой точностью выставлены подробные указатели с направлением, указывающим ближайшие населённые пункты, тропы, какие они.

Мы выбрали направление на Ширке, а в симпатичный городок Ильзенбург поехали на машине на следующий день.

Подробные указатели

Мы решили идти в Ширке. Сначала шли вдвоём, остальные люди с горы как-то незаметно разошлись по тропинкам. Потом вышли на асфальтированную дорогу. По ней можно на автомобиле добраться до Брокен.

Машины встречались редко, а вот народ отдыхал, как мог. Кто шёл налегке, кто с рюкзачками, кто со скандинавскими палками, кто на велосипедах.

Скандинавская ходьба. Кстати, идти по асфальту не слишком-то удобно. Трасса так себе.


Велосипедистам раздолье. Особенно приятно ехать с горы.

Были и такие, кто отправился в Ширке на повозке, запряженной лошадьми. Животные похожи на особый вид саксонских лошадей, которых впрягали в свои обозы первые поселенцы Саксонии. Сейчас немцы восстанавливают поголовье этих традиционных животных.

Саксонская повозка возит туристов в Ширке.

Через некоторое время появилось ответвление вправо – на экологическую тропу.

Кусочек эко тропы


Место для отдыха на тропе. Есть скамейки, столики, чтобы перекусить и туалеты.

Досчатый настил и камни – это тропинка, ведущая через лес вниз.

Тоже кусочек эко тропы.

Очень много детей, семей, особенно пап, которые что-то рассказывают и объясняют своим детям.

Папа вывез детей на природу.

Все, идущие рядом или навстречу люди, здороваются. Мы сначала не поняли, решили, что человек обознался, но к счастью быстро догадались, что к чему. Достаточно улыбнуться и сказать «морген».

Когда светит солнце, то даже мрачный лес похож на сказочную картинку.

По дороге встречаются стенды с описанием пород деревьев местности и их возрастом, есть и информация для детей.

Рассказы для детей написаны на белой «таблетке».

Периодически мы наталкивались на такие столбики с вороном. Внутри маленькие рассказы для детей.

И, наконец, у реки мы обнаружили полянки черники. Видимо её нельзя есть, т.к. это – экологическая тропа. Но мы не удержались.

Ширке

Спуск занял что-то коло часа или полутора часов. Дорога вывела в маленький городок Ширке.

Каменный мост через речку и дорога на Ширке.


Дорога идёт вдоль этой маленькой спокойной речки.

Здесь есть старинные здания и церковь из камня, встречается традиционный фахверк. Много ресторанчиков и кафе с традиционной едой, местным пивом и шнапсом.

Здание с элементами Фахверка


Дом каменный, но и здесь присутствует традиционный декор.


О! А вот и наша повозка с Брокен!

Гордость Саксонии – шнапс Schierker Feuerstain. Крепкий и вкусный.

В Ширке много домиков с вывесками «сдаётся». Туристы любят эти места. Летом можно гулять по лесу и заниматься скандинавской ходьбой, зимой кататься на лыжах со склонов.


Вид на Ширке от городской церкви.


Современные дома. Довольно много квартир сдаётся.

Место очень понравилось. Не зря мы заприметили его ещё в первую поездку по Германии, но решили зимой в Гарц не ехать. Оставили на лето)

Сколько стоит поезд на Брокен

  • Цена билета в одну сторону стоит 25 евро. В обе стороны 38 евро.
  • Цена детского билета (от 6 до 11 лет) в одну сторону — 13 евро. В обе стороны - 19 евро.

Из какого бы города вы не отправились на гору Брокен (Вернигероде, Кведлинбург, Нордхаузен), стоимость билета будет одинакова.

Еще можно купить билеты на официальном сайте компании:

  • в одну сторону — 24 евро
  • в обе стороны — 37 евро.
  • детский — 12 евро в одну сторону. 18,50 евро в обе стороны.

Но в этом случае нужно будет заплатить комиссию в 1,5 евро.

Бюджетный и интересный вариант до горы Брокен и обратно

Можно выбрать наш вариант:

  1. Мы купили билет в одну сторону до горы Брокен за 25 евро.
  2. Обратно с горы мы спустились по экологической тропе до Ширке (примерно 1,5-3 часа прогулки). В Ширке мы пообедали в уютном ресторанчике, прогулялись по городку и сели на автобус №257 до Вернигероде.

Автобус ходит каждые 30-40 минут. Время в пути 20-25 минут. Стоимость билета на автобус примерно 3-4 евро с человека.

Из Ширке еще ходит автобус №325.

Добраться до Брокен можно поездом из Вернигероде, Кведлинбурга или Нордхаузена. Об этом дальше.

Лучше всего выезжать утром. Тогда вагоны почти пустые, а значит, вы сможете спокойно поснимать пейзажи из окна.

Поезд хоть и выглядит просто, но продуман: есть спуск для колясок. Люди с ограниченной подвижностью тоже могут путешествовать.

Кроме того, утром вы сможете увидеть гору в тумане. Без него во всей красе — ближе к вечеру.

Если хотите избежать толп туристов, лучше всего отправляться сюда в конце сентября – начале октября.

Еще один плюс к копилке утренних путешествий – возможность припарковать автомобиль на стоянке рядом со станцией. Если вы едете на машине.

Еще один очень важный момент! На горе холодно и ветрено, мы замёрзли. Берите тёплый свитер и обязательно ветровку. Уши тоже стоит прикрыть.

Мечта сбылась — мы на Брокен.

Как добраться

Удобно добираться из Вернигероде. Так сделали мы. Из Кведлинбурга и Хальберштадта. От Гослара до горы вообще 18 км.

Прямых беспересадочных рейсов до Брокен много. Можно поехать через Ширке. Вся дорога на прямом поезде из Вернигероде займет у вас 1 час 40 минут.

Мы воспользовались поездом. Этот дизельный локомотив – своего рода легенда.

Дорога поезда проходит по живописным местам, прямо через лес.

Его любят, в Вернигероде возле депо есть даже смотровая площадка. И на ней кто-нибудь да стоит, — любуется стальными конями.

Брокен на карте

Будьте бодры и здоровы) А мы готовы помогать вам путешествовать и дальше. До скорых встреч.

С языческих времен наши предки боялись и ждали эту ночь больше всего, они верили, что в Вальпургиеву ночь происходит разгул нечисти, чертовщины, а ведьмы летят на большой шабаш к Лысой горе. Поэтому наши прародители использовали Вальпургиеву ночь для изгнания дьяволов и очищения дома от нечистой силы и жгли большие костры.

История возникновения Вальпургиевой ночи

О возникновении самой «нечистой» ночи ходят несколько версий. Первая, самая противоречивая, связана с конкретным лицом - святой Вальпургией - Вальбургией Хайденхаймской. Родилась она около 710 года в семье короля Западной Саксонии Ричарда. В 11 лет ушла в монастырь. Затем, в составе группы миссионерок, монахиня королевских кровей отправилась в Германию. Однажды корабль, на котором плыла Вальпургия, попал в шторм. Она бросилась на колени и стала молиться. Ураган прекратился, и море успокоилось. Благодаря этому чуду Вальпургия стала покровительницей моряков.

Еще одно чудо случилось после ее смерти в 777 году. Ее похоронили в аббатстве, в котором после затеяли ремонт и осквернили могилу святой. Душа Вальбурги пришла к настоятелю, и он приказал перенести останки усопшей в пещеру в Айштадте. Это произошло 1 мая. Вскоре из скалы стала сочиться живительное масло. После этого Вальпургию удостоили лика святой.

Вы можете задаться вопросом, что связывало святую женщину с нечистыми силами? Есть несколько интересных и в то же время подозрительных фактов. День ее поминовения совпадает с празднованием дохристианского торжества, посвященного приходу весны. На фресках, изображающих святую, встречаются странные символы, которые не свойственны изображению монахини. Она изображается на фоне лип и гор, а также с собакой и зеркалом. Все эти символы говорят о ее связи с природными или языческими верованиями, нежели с христианскими.

Дохристианские празднования Вальпургиевой ночи

Название праздника Белтайн мало кому известно в наше время, а ведь в 8 веке он был самым желанным и долгожданным для язычников. С многих гэльских наречий название праздника переводится как май, а это значит, что пора выгонять скот на летние пастбища. В этот день самое главное языческое божество – Солнце спускается с небес на землю и ему необходимо принести жертву. Это делается для того, чтобы весь год был урожайным.

Обязательным ритуалом считалось жжение костров, которые разводили на самых высоких местах. Два огромных костра на горе окружались глубоким рвом. Он предназначался для зрителей. Они занимали свое место во рву и ждали зажжение костра и песнопения. Троекратно весь люд проходили вокруг огня, прогоняли через него стада животных и приносили в дома факела, чтобы освятить и осветить семейный очаг.

Традиции Вальпургиевой ночи

Правит бал здесь сам Сатана, который в образе рогатого козла восседает на самом почетном месте в центре. Каждая ведьма обязана выказать владыке свое почтение. Они по очереди подходят к возвышению и целуют повелителя. Особой благосклонностью Сатаны пользуется самая красивая ведьма, которая является заводилой и считается королевой собрания.

Выказав свое почтение Сатане под песни и пляски, все начинали рассказывать, что они наделали за истекший год и какое зло творили. Здесь же решается, что будут делать ведьмы весь следующий год, и какие подлости по отношению к роду человеческому совершат. Сатана – строгий судья, он не прощает тех, кто его ослушался и строго наказывает ударами хлыста. Чтобы приступить к дьявольской трапезе, ведьмы зажигают факелы.

Яства на столе своеобразные. Это, в первую очередь мясо лошади, которое употребляется без соли и хлеба. Все напитки подается из рогов, копыт и черепов животных. Над горой раздаются звуки дьявольского оркестра, состоящего из кошачьих хвостов и черепов лошадей. После обильной трапезы и возлияний, ведьмы устраивают бешеные пляски возле костра. Их кавалеры – бесы не перестают прыгать и вертеться, как на сковородке. Здесь же устраиваются развратные и похотливые оргии, в которых участвуют все, кто находится на горе.

Когда Вальпургиева ночь заканчивается, по легендам, на месте шабаша люди видят голые кости и следы копыт.

Вальпургиева ночь в наши дни

Традиции предков нашли свой отклик и в наши дни. Многие народы Центральной и Северной Европы продолжают отмечать праздник весны и расцвета природы. Следуя древним традициям, люди жгут огромные костры. Таким образом, они разгоняют собравшихся на шабаш ведьм и очищаются сами силой огня. Весь день на площадях городов проходят концерты со студенческими выступлениями, хороводами и играми. Уже более ста лет по такой программе проводятся торжества в Вальпургиеву ночь.

Скандинавы в Вальпургиеву ночь, так же как и другие народы, разжигают костры и проводят очистительные ритуалы. Они сжигают весь мусор, который накопился за год. В честь праздника готовится специальное блюдо – гравлакс. Аналогов ему нет свежая рыба - лосось - предварительно выдерживается в соли с добавлением сахара и укропа (так делали в Вальпургиеву ночь древние люди, только закапывали ее в песок и ели после зажжения костра).

Для чехов это особый праздник. В этой стране сложено много легенд об этом дне и среди людей живет боязнь перед нечистой силой. Чтобы ни одна ведьма не попала в дом и не навредила людям, на порог насыпают много песка и травы. По преданию, они, прежде чем попасть в помещение, пересчитывают все, что лежит на пороге. Чем больше будет песка, тем меньше вероятности, что ведьма справится до рассвета. Вальпургиева ночь для баварцев время хлопот.

Запреты

Считается, что в этот день нельзя приносить в дом сирень, особенно, где есть больной человек. Считается, что сирень дурманит больного запахом и зовет в другой мир. Осторожность нужно соблюдать в словах и поступках.

Считается, что поминовение нечисти, бранные слова, активная жестикуляция, раздражительность и агрессия также делают человека игрушкой в руках злых сил. Нельзя надевать в эту ночь одеяние, которое было на вас во время какого-нибудь конфликта или события.

Считается, что такая одежда сохраняет негативную энергию, привлекает духов. Также стоит забыть про черный цвет.

Каждая ведьма является на празднество вместе с своим любовником-чертом. Сам владыка демонских сил - Сатана, в обра­зе козла с чёрным человеческим лицом, важно и торжественно восседает на высо­ком стуле или на большом каменном столе посредине собрания. Все присутствую­щие на сходке заявляют перед ним свою покорность коленопреклонением и цело­ванием. Сатана с особенной благосклонностью обращается к одной ведьме, которая в кругу чародеек играет первенствующую роль и в которой нетрудно узнать их ко­ролеву (hexenkönigin). Слетаясь из разных стран и областей, нечистые духи и ведь­мы докладывают, что сделали они злого, и сговариваются на новые козни; когда са­тана недоволен чьими проделками, он наказует виновных ударами. Затем, при све­те факелов, возжженных от пламени, которое горит между рогами большого козла, приступают к пиршеству: с жадностью пожирают лошадиное мясо и другие яства, без хлеба и соли, а приготовленные напитки пьют из коровьих копыт и лошадиных черепов. По окончании трапезы начинается бешеная пляска, под звуки необыкно­венной музыки. Музыкант сидит на дереве; вместо волынки или скрипки он де­ржит лошадиную голову, а дудкою или смычком ему служит то простая палка, то кошачий хвост. Ведьмы, схватываясь с бесами за руки, с диким весельем и бес­стыдными жестами прыгают, вертятся и водят хороводы. На следующее утро на местах их плясок бывают видны на траве круги, как бы протоптанные коровьими и козьими ногами.

- Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу

Поверье это, отражённое также Гёте в трагедии «Фауст », сложилось около конца VIII века , вероятно, таким же образом, как возникла и распространилась вера в колдуний и ведьм вообще: так как 1-е мая с особой торжественностью праздновалось язычниками , то старые женщины и вообще все те, кто не мог сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства , несмотря на строгий запрет, продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом, то есть песнями и плясками, встретить 1-е мая. Обстановка (костры , дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах. Джон Колер упоминает эти празднования в 1603 году , далее в том же XVII веке, но уже во второй половине, встречается упоминание у Иоганна Преториуса .

Согласно поверьям, такие же сборища ведьм бывают на Рождест­венские ночи , накануне великого поста (нем. fastnacht ), на Светлой неделе , на вешний Юрьев день (у восточных славян), 1 мая (у немцев), и на Иванову ночь .

Традиции у европейских народов

У итальянцев в последний вечер апреля или 1 мая компании деревенских юношей ходят от дома к дому. Они носят зелёную ветвь (итал. majo, maggio ), украшенную цветными лентами и свежими цветами, поют песню, в которой возвещают о приходе весны, и просят подношений. Кое-где в один из майских вечеров парни кладут зелёную ветвь у входа в дом своей милой. Это является формой предложения. Если девушка согласна выйти за него замуж, она берёт эту ветвь в дом. В противном случае выбрасывает её на дорогу. В Сицилии все от мала до велика 1 мая идут на луга. Там они собирают цветы (жёлтые ромашки) и делают из них букеты, венки и гирлянды. Затем направляются к часовням, где высказывают свои заветные желания. Сицилийцы считают, что эти ромашки должны принести счастье и здоровье.

У словаков и чехов в ночь перед первым маем юноши ставят деревца - «май» (словацк. maj ). Это высокое хвойное дерево (пихта или ель), очищенная от коры, с оставленной наверху кроной. Верхушку дерева украшают разноцветными лентами, платками, калачиками. Ниже кроны подвешивают широкий венок из весенних цветов. В каждом селе ставится несколько таких деревцев, самое высокое из них - на главной деревенской площади. Кроме того, каждый юноша ставит деревце (обычно берёзку) перед домом своей девушки. Под маем на главной площади устраивалась первая молодёжная «музы́ка» на открытом воздухе. Парни с небольшим деревцем ходили по домам с колядками и приглашали девушек на танцы. За это приглашение девушки должны были одаривать юношей .

У лужичан к первому мая приурочен обычай установления майского деревом и поверья, связанные с верой в ведьм. Накануне 1 мая юноши рубили в лесу высокую сосну или ель, приносили ночью в село, очищали ствол, оставляя зелёной верхушку, и затем украшали венком, цветными лентами, деревянным крестом и до восхода водружали на центральной площади. Утром под этим деревом устраивался праздник с танцами. Лужичане верили, что под 1 мая ведьмы слетаются на свой шабаш и в это время они особенно опасны. Для защиты применялись разные меры: рисовали кресты на дверях, клали метлу на пороге, вешали зелёные ветки, били камнями по металлу, окуривали хлев; старались не оставлять вне дома молоко и домашнюю утварь. Был обычай «жечь ведьм» (khodojty palić ): парни с горящими мётлами в руках бежали в поле, бросали мётлы в воздух.

У хорватов и словенцев в некоторых местностях накануне 1 мая устраивались ритуальные шествия детей и молодёжи. Празднично одетые группы детей и девушек обходили дома с добрыми пожеланиями и получали за это подарки.

Изображения в культуре

В литературе

  • «Сон в Вальпургиеву ночь» в «Фаусте» В. Гёте .
  • Сцены в романе «Мастер и Маргарита » М. Булгакова .
  • Роман «Вальпургиева ночь» Густава Майринка .
  • События рассказа Г. Ф. Лавкрафта «Сны в ведьмином доме » происходят незадолго до Вальпургиевой ночи и связаны с ней непосредственно.
  • Покушения на Мерлина, героя Хроник Амбера (Пятикнижие Мерлина), систематически происходят перед Вальпургиевой ночью.
  • В книге «Маленькая Баба-Яга » писателя Отфрида Пройслера упоминается Вальпургиева ночь на протяжении всей книги. Маленькую ведьму не пускают на праздник Вальпургиевой ночи, так как она ещё не доросла «для танцев».
  • Пьеса в пяти актах «Вальпургиева ночь, или „Шаги командора“» Венедикта Ерофеева .
  • 23-я глава манги Unbreakable Machine Doll носит название «Вальпургиева ночь».
В музыке
  • 5 часть Фантастической симфонии Гектора Берлиоза под названием «Сон в ночь шабаша».
  • Балет «Вальпургиева ночь» -

Правильным местом для празднования Вальпургиевой ночи является, естественно, Лысая гора - т.е холм с голой верхушкой. В Германии любители сверхъестественного в начале мая прислушиваются к новостям из небольшого городка, где собираются те, кто называет себя настоящими ведьмами. Они готовятся к Вальпургиевой ночи. В городе Санкт-Андреасверг у подножья легендарной горы Брокен живут двести ведьм.
    В году на Вальпургиеву ночь под 1 мая они показывают свое истинное лицо: нос крючком, в бородавках, всклокоченные волосы. По этим приметам, как уверяют местные жители, можно безошибочно узнать настоящую ведьму. К шабашу готовятся во многих домах и прямо на рыночной площади, и даже в детском саду.
    С языческих времен люда верили, что вызывать ураганные ветры, ливни, наводнения, чуму и прочие напасти, но также и лечить людей и домашний скот, уберегать от дурного глаза умеют только женщины. Мужчины ни в чем таком сверхъестественном замечены не были. Но может быть вся наука местных ведьм - это просто хорошее знание окрестных гор и лесов. Например, если в Вальпургиеву ночь вершина Броккен окутана облаками - жди хорошего урожая. Это хорошо знают местные крестьяне. Ведьмы горы Броккен славились во всей Европе своими знаниями и особо неукротимым нравом. По народным поверьям, сюда прилетала нечисть со всей Европы, чтобы обменяться опытом.


    Брокен - самая высокая точка Гарца (горная система), высотой 1 141,1 м. На Брокене царят экстремальные погодные условия. Его вершина находится выше границы существования деревьев. Климат на Брокене соответствует климату Исландии. Лета короткие, зимы длинные.

    * Туман 306 дней в году
    * покрыт снегом 100 дней в году
    * температуры ниже нуля - 85 дней в году
    * минимальная температура зимой -28 °C
    * средняя годовая температура -2,9 °C
    * максимальная скорость ветра 263 км/ч

Гора часто покрыта туманами и облаками, нагоняемыми почти беспрерывным здесь движением воздуха. Эти воздушные явления с давних пор занимали народную фантазию: создался целый ряд приуроченных к горе легенд (шабаш ведьм в Вальпургиева ночь и др.), а разным отдельным скалам были даны прозвища "Hexenbrunnen" («Колодец ведьмы»), "Hexenaltar" («ведьмин алтарь») и т. п.
    Эта гора упоминается в «Фаусте» Гёте, в путевых записках Ганса-Христиана Андерсена, в дневниках Гейне. И в сотнях устных рассказах о проделках ведьм, что, уютно устроившись у камина, так любят рассказывать по вечерам местные дедушки внукам и внучкам.
    Броккен для немцев - это то, что для нас тридесятое государство, царство Гороха, Берендея и земли Кащея Бессмертного.
Дорога вверх и впрямь непроста. Гигантскую лестницу составляют неряшливо накиданные валуны, кое-где вмёртвую сплетённые корнями тёмных, насупленных елей. Солнечный свет гуляет здесь только поверху - внизу же всё застыло в вечном сумраке. Даже бойкий ручей, вырывший себе глубокую ложбину, журчит вовсе не весело, а скорее озабоченно, суетливо: словно стремится побыстрее убраться из этих мест. Здесь, среди зелёного сумрака, гораздо охотнее верится в сказки, донесённые до нас стараниями братьев Гримм и Вильгельмом Гауфом. «Чёрный лес» немецких преданий не является вымыслом - его можно увидеть воочию.
    Чем выше поднимается тропа, тем больше вокруг корявого сухостоя. Словно и вправду ведьмы, барражировали вокруг вершины, иссушая всё вокруг своим вредоносным колдовством.
Поворот за поворотом - и лес сходит на нет. Всё больше попадается сухостоя, вдруг мелькнёт на обочине страшное свидетельство войны - деревянный могильный крестик какого-то офицера.


    А Лысая гора на вершине и впрямь лысая - её макушка словно застелена песком и щебнем, подступы заросли жёсткой травой. Есть версия, что всю горючую растительность ещё в древние времена извела на корню нечисть, собиравшаяся на шабаши.

В середине ХХ века нечисти, правда, пришлось для своих делишек выбирать иное место. На Броккене была построена советская военная база, занимавшаяся (судя по уцелевшим останкам) то ли радиоразведкой, то ли космическими станциями слежения. Русские обнесли тонзуру горы сплошным железобетонным забором, всех туристов, по старинке сунувшихся на Броккен, отправляли домой, а ведьм, видимо, сбивали.


    Благодаря новым веяниям, открывшим путь всяческой камарильи, забор снесли, практично устроив на расчищенном русскими солдатами месте, «окружную дорогу». В бывших казармах теперь располагается гостиница «Приют ведьмы». В солдатской столовой - кафе. В командном центре - музей. В последнем можно покататься на виртуальной метле, наблюдая за своим полётом на большом цветном экране. Для особо любознательных устроена специальная экспозиция с подробным описанием способа приготовления мази для колдовских полётов. Белладонна, сушёные лягушки-пауки-кузнечики и всякие прочие гадости разложены по специальным стеллажикам для подробного ознакомления. Сам рецепт изложен рядом - в фотокопиях из старинных средневековых трактатов. Для граждан, имеющих проблемы со средневековой латынью, дан и перевод. Странно, что при немецкой предприимчивости, местные господа не озаботились продавать и саму готовую мазь - среди забивших полки мелких сувениров, открыток, карт местности и познавательной литературы - пара аптекарских склянок была бы не лишней.

Но есть лысая гора и ближе - под Киевом.

ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ"Из логова змиева, из города Киева
ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠя взял не жену, а колдунью"...


    Вообще-то "лысых гор" на территории ареала обитания славянских ведуний полно. На Руси издревле места, связанные с волшебством, колдовством, как правило, отличались необычностью: "ведьмин круг" из грибов на поляне, скрученные колосья в поле, "облысевший" холм. И все же именно Лысая гора под Киевом для русских и украинцев всегда была местом шабаша ведьм, синонимом места, где всегда таится и творится волшебство...
    Существует древняя легенда: раньше верили, что землю опоясывает змея, кусающая сама себя за хвост. Место, где она себя кусает, расположено как раз над Киевом, что дает городу далеко идущие мистические возможности, а само место называется Лысой горой.
    Это место является культовым для всех славянских ведьм. В том, что здесь многие века творились всяческие поганые дела, сомневаться не приходится. Так археологами на Лысой горе была обнаружена яма с сожженными церковными книгами. Поблизости было найдено несколько обезглавленных петушиных скелетов, так называемых "мертвых пивней", которых темнокудрые бестии используют при жертвоприношении.
    До сих пор Лысая гора сохранила свой первозданный вид, то есть на ней полностью отсутствуют какие бы-то ни было приметы цивилизации, включая осветительные фонари.

Мистические истории на Замковой горе случаются часто. Еще бы - как и все легендарные места, эта гора имеет внушительную историю.


    По легендам именно в XIV в., во времена польского владычества, стоял в Киеве деревянный замок польских магнатов, то ли наместника киевского, то ли одновременно и великого инквизитора литовского. Вот у этого проклятого замка и жгли киевских ведьм, что-то около 1500 особей прекрасного пола всех возрастов. Впрочем, случались и колдуны. Ведь именно к этому времени и галицийские восточнославянские евреи возвращались на прежде им родные места, везя за собой семьи-кагалы с красавицами дочерьми, на которых, как и на молодых славянок, армянок, гречанок, татарок и зарились шляхтичи сластолюбцы. Вводя в жизнь Киева феодальное право, они посягали на честь киевских красавиц, чьи отцы были вольны умереть, отстаивая честь своих дочерей на острозаточенном колу
Так долго не могло продолжаться. Страшная эпоха в несколько десятилетий кончилась поджогом польско-литовского замка, который выгорел дотла, не оставив по себе ни единого завоевателя. Польский гарнизон добила лютовавшая в ту пору чума. Она же выкосила и многонациональный Киев всего за несколько лет его население сократилось с 80 тыс. человек до 10 тыс. чел. Так уж выходит, что магические места на Земле часто связаны именно с деятельностью людей и близостью городов. Человеческая энергетика подпитывает эти местечки, а сама история снабжает их подходящими фактами.


    Отношение к Лысой горе у народа двойственное. Словосочетанием "лысая гора" переводится название Голгофа. Как известно, согласно Евангелию, Христос был распят на Голгофе.

Но там же традиционно проводятся шабаши и оргии с участием легендарного украинского Вия и прочей всякой нечисти, как правило. Как правило, там обязательно бывают ведьмы, мавки, черти, братья-потерчата, летуницы. Обычно контингент отличается прямо-таки христианской добротой, но и задорным нравом. Обсуждается план общения с простыми смертными, обмениваются нужной и необходимой информацией. На рассвете, заслышав вопли петуха, разлетаются.