» » На какой высоте летит самолет. На какой высоте летает пассажирский самолет и с какой скоростью

На какой высоте летит самолет. На какой высоте летает пассажирский самолет и с какой скоростью

Всем, кто запланировал воздушное путешествие и уже приобрел билет, будет интересно узнать, на какой высоте летают пассажирские самолеты, каков рекорд скорости, высоты и продолжительности полета, а также другие занимательные факты о современной авиации.

В каких условиях проходит полет

Оптимальные высоты для пассажирской авиации давно рассчитаны и находятся в диапазоне от 9 до 12 километров. Для сравнения, высота величайшей вершины мира горы Эверест 8848 метров. Эти цифры обусловлены состоянием атмосферы: на таких высотах она достаточно разрежена и сопротивление воздуху минимальное. Так высоко не поднимаются птицы, а значит, нет вероятности столкновения с ними.

Вопреки расхожему мнению, птицы очень редко становятся причиной нарушений в двигателях воздушного средства, гораздо чаще в столкновениях они становятся жертвами от удара в корпус.

Планку высоты в 12 километров гражданские суда никогда не пересекают. Выше этой отметки атмосфера становится еще более разреженной, что грозит быстрой потерей высоты из-за острой нехватки кислорода для сгорания топлива.

Высота положения самолета над землей измеряется высотомером - прибором, который высчитывает величину в зависимости от атмосферного давления, и, по сути, является барометроманероидом. В России высота измеряется в единицах СИ - метрах, в некоторых других странах вычисляют величину в футах.

Набирают высоту пассажирские самолеты очень медленно, в это время двигатели работают на полную мощность и расход топлива максимален. Одновременно плавный подъем позволяет пассажирам легче перенести перепад давления, от которого закладывает уши. Чтобы облегчить состояние, рекомендуется несколько раз зевнуть, тогда неприятные симптомы быстро проходят.

Температура за бортом на высоте 10000 метров держится на отметке -50 °С. Такие условия способствуют эффективному охлаждению двигателей.

Кто определяет параметры полета

Всеми вопросами по координации действий пассажирских воздушных судов занимается международная организация по делам гражданской авиации. Она была основана еще в годы Второй мировой войны. Штаб-квартира ИКАО (от англ. International Civil Aviation Organization) находится в Канаде. Основная цель ее деятельности - разработка положений по повышению безопасности и эффективности пассажирских и грузовых полетов по всему миру.

Эта организация определяет высоту полета самолета над землей. Чтобы избежать столкновений в воздухе, в мире приняты следующие правила:

  • при движении авиалайнера в восточных направлениях он занимает нечетные величины - 9 или 11 километров над землей;
  • в обратном направлении, на запад, самолеты берут высоты 10 или 12 километров.

Современные авиалайнеры имеют значительные размеры, поэтому их критическое сближение чревато попаданием в чужие воздушные потоки, турбулентностью, потерей управления или столкновением.

Диапазон высот и скоростей каждого рейса определяют диспетчеры, и зависит он от многих факторов:

  • средняя скорость ветра и его порывов у поверхности земли;
  • продолжительность полета самолета;
  • общая длина маршрута;
  • характеристики воздушного судна;
  • направление движения лайнера;
  • условия погоды в воздухе и на аэродромах.

Весь полет проходит на связи и в согласовании с диспетчерами, которые «ведут» лайнер от начала и до конца рейса.

Известно, что средняя скорость движения самолета составляет 860 км/ч. А на какую максимальную скорость удавалось разогнать воздушную машину? Рекорд принадлежит американцам - в 1976 году они на сверхзвуковом самолете-разведчике преодолели отметку в 3529 км/ч.

А вот рекорд высоты полета поставил советский летчик Александр Федотов. На самолете МиГ-25 в 1977 году он сумел подняться до 37650 метров над уровнем моря. До сих пор эта высота считается максимальной, и превзойти ее никто не смог.

Самолет Ан-225 «Мрия», спроектированный для нужд советской космонавтики, установил сразу несколько непревзойденных мировых рекордов, и стал крылатым символом достижений Советского Союза. Ему принадлежат следующие рекорды:

  • максимальный вес поднятого на борт груза коммерческого типа - 247 тонн;
  • самый тяжелый транспортируемый моногруз - 187 тонн;
  • наибольшая грузоподъемность - 253 тонны.

Самый впечатляющий рекорд был поставлен в 2012 году, когда воздушный гигант поднял на высоту 10500 метров целую галерею из 500 картин. В авторах необычной галереи числились 120 художников, и эта высота стала наибольшей для мировой художественной выставки.

Рекорды дальности полета принадлежат знаменитым американским Боингам. Рекордсменом стал Boeing 747, принадлежащий австралийской авиакомпании. В 1989 году он совершил беспосадочный перелет из Лондона в Сидней, преодолев 18000 километров за более чем 20 часов. Машины этой марки выполняют наибольшее количество пассажирских и транспортных рейсов по всему миру.

Иногда поднимая глаза в небо, мы видим крошечный силуэт самолёта, летящего где-то там в высоте. Интересно, а на какой высоте летают самолеты? Стоит сразу сказать, что крейсерская скорость полёта самолёта и высота его полёта очень жёстко связаны связаны между собой. Плотность воздуха и, соответственно, его сопротивление на различных высотах — тоже различны.

Отсюда, нехитрыми математическими действиями получаем, что при скорости в 900 км/ч, оптимальной, в плане соотношения сопротивления воздуха, подъёмной силы будет высота около 9-10 тыс метров. Для «Конкорда» с его скоростью в 2500 км/ч отлично подойдёт высота в 20 тыс метров.

Военные самолёты, как правило, не залетают выше отметки 11-12 тыс метров, хотя такая возможно у них имеется, хотя для разных целей полётов военных самолётов устанавливаются свои цели, для каждой цели установлена своя высота. Лёгкие самолеты летают на высоте обычно не более 2 тыс метров, их скорость во время полёта не превышает 300 км/ч.

Грузовые самолёты летают на тех же приблизительно высотах, что и пассажирские. Высота полёта для них рассчитывается таким образом, чтобы максимально сократить расходы, впрочем ситуация схожа с гражданской авиацией.

Глядя в небо, мы можем порой заметить крошечную точку, которая двигается в определенном направлении.

Это самолет, летящий на небольшой высоте. Пассажирские лайнеры поднимаются на разную высоту от 10 до 12 км. Выше они не летают, так как в этом нет необходимости. По этой причине их конструируют с учетом данных показателей. Военные самолеты могут подниматься выше, что зависит от их назначения. Некоторые перехватчики и разведчики способны летать на высоте около 25 км.

Крейсерская скорость и высота полета воздушного лайнера связаны между собой. На разных высотах плотность и сопротивление воздуха варьируются. Самолет является конструкцией аэродинамической. Его движение происходит благодаря взаимодействию с воздухом. Чем выше поднимается лайнер, тем более разреженным будет воздух. Соответственно, сопротивление воздушного потока уменьшается. С другой стороны, при этом уменьшается и подъемная сила.

Учитывая эти аспекты, специалисты определяют оптимальную высоту полета для конкретной модели самолета. Выше 15 км самолету летать экономически невыгодно, так как в этом случае необходимы мощнейшие моторы и усложненная конструкция воздушного судна. Но для военных самолетов и 15 км не является пределом, ведь цели у них совсем другие, чем у пассажирских. Многие самолеты способны летать высоко, если это экономически оправдано. Поэтому не исключено, что в ближайшем будущем появятся новые авиалайнеры, которые будут перевозить пассажиров на высоте выше 12 км.

Если произвести простые математические подсчеты, то можно выяснить следующее: при оптимальной крейсерской скорости около 900 км/ч пассажирскому лайнеру экономически выгодно летать на высоте около 9-10 км. Если же рассматривать самолет Конкорд, который набирает скорость 2500 км/ч, то оптимальной становится высота 20 км. Отсюда можно сделать вывод, что главный фактор, влияющий на высоту полета, является экономия финансовых средств. Безопасность пассажиров и погодные условия отходят на второй план.

Грузовые крылатые машины летают на таких же высотах. Для них высоту полета рассчитывают так, чтобы по максимуму сократить издержки, как и в гражданской авиации.

Что касается легких самолетов, то они, как правило, предпочитают высоту около 2 тысяч метров. Их скорость не бывает выше 300 км/ч.

Воздушное пространство подразумевает разделение на эшелоны или воздушные коридоры, по которым двигаются самолеты. Движение идет так, чтобы расстояние между воздушными судами в момент сближения составляло не менее 10 км это боковое эшелонирование. В зоне аэропортов предусмотрены одни эшелоны, а на дальних маршрутах другие.

Какая максимальная высота?

Последний рекорд высоты полета самолета — 37650 м. Он был поставлен на МиГ-25 31 августа 1977 года летчиком-испытателем А. Федотовым. Но следует понимать, что такие рекорды — это не горизонтальный полет. На более низких высотах, где еще достаточна тяга двигателя и подъемная сила, самолет переводят в набор высоты с ускорением, и максимальная высота достигается уже по инерции. А максимальная высота горизонтального полета — чуть меньше 26000 метров, и установили этот рекорд Роберт Хилт и Ларри Эллиот.

Самый высотный из регулярно эксплуатирующихся пассажирских лайнеров — ТУ-154. Его потолок, то есть максимальная высота полёта, достигает 12 км. Все остальные пассажирские лайнеры имеют меньший практический потолок. Возможность совершать длительные перелёты на максимально возможной высоте очень важна для экономии топлива и повышения скорости перелёта — чем выше высота полёта, тем ниже сопротивление воздуха.

Поэтому ТУ-154 вдобавок ещё и самый скоростной из находящихся сейчас в регулярной эксплуатации коммерческих авиалайнеров.

На какой высоте летают частные самолеты?

Частный самолет может выполнять рейс на высоте до 13 700 м, большинство самолетов выполняют рейсы на высоте 12 500 м. Обычно это выше, чем рейсы самолетов авиалиний регулярных перевозок, что позволяет выбирать более прямые маршруты.
Пилот частного самолета выбирает оптимальную высоту в зависимости от расстояния, которое необходимо преодолеть.
Для оценки от расстояния в милях отнимают ноль, чтобы узнать оптимальную высоту полета в тысячах футов. Например, если нужно пролететь 100 миль, уберите последний ноль, а затем умножьте на 1000, и Вы получите оптимальную высоту полета: 10 000 футов.

Почему самолеты летают на большой высоте?

Во первых самолёт летит на такой большой высоте прежде всего потому, что на высоте 9-11 км воздух сильно разряжен,и двигатели не встречают такого сопротивления воздуха. По этой причине сгорает в разы меньше топлива. Ну а о других причинах полёта на большой высоте можно догадаться и самому. Во вторых-почему они летают, и каким образом поднимаются в воздух, они же железные? Глупый вопрос человека,который не знаком с простейшими законами физики и аэродинамики крыла самолёта.Изучайте, что такое подъёмная сила, что создаёт подъёмную силу? Что такое движущая сила и неизменная масса объекта? В инете хорошо об этом рассказано. Аэродинамика крыла самолёта. Если бы кто то хотя бы это прочёл, то не задавал бы глупых вопросов. Масса самолёта не имеет никакого значения. Или он маленький одноместный, или это А-380, вмещающий до 600 человек, и весящий не одну сотню тонн. Крылья создают так называемую воздушную подушку. По всему крылу располагаются мельчайшие ворсинки, если можно так назвать,воздуха. Они окутывают крыло равномерно и по всей площади. Это называется.Самолёт поэтому никогда не упадёт,если работают двигатели.Двигатели создают движущую силу, площадь крыла создаёт подъёмную силу. Поэтому не задолго до посадки с помощью закрылков площадь крыла увеличивается, так как скорость уменьшается. Увеличив площадь крыла, самолёт относительно при невысокой скорости более устойчив в воздухе. И так же закрылки убираются через несколько минут после взлёта, что бы уменьшить тормозящий эффект при наборе скорости и высоты. Несоблюдение этих манипуляций может окончится печально, что в истории авиации бывало. Неправильное управление закрылками, и предкрылками.

Источники: elhow.ru, aviarate.ru, www.bolshoyvopros.ru, www.privatefly.ru, www.woman.ru

Это интересно

Критский бык

После этого подвига не оставалось больше на материке диких зверей и свирепых чудовищ: всех истребил Ге­ракл. Но Эврисфей …

Эрешкигаль и Нергали — боги подземного царства

В представлении древних, Вселенная делилась на три части: верхнюю - небо, где обитали боги и небесные …

Атлантида – исчезнувшая цивилизация

В том, что Атлантида существовала в той или иной форме, сомнений сегодня практически нет. Но какой была Атлантида …

Профилактика для здоровья глаз

На сегодняшний день многие люди хотят иметь хорошее и качественное зрение, но к сожалению не многим это дано …

Хорошая такая, задушевная мелодия. Но дело, вобщем-то, сейчас не в ней. А вспомнил я ее потому, что когда думал о теме новой статьи, в голове проскочила ассоциация с интересными словами из текста этой песни: «Есть одна у лётчика мечта – высота, высота.»

Вот эти-то слова меня, можно сказать, и зацепили. Сайт существует уже больше года, пишутся статьи, говорили мы о скорости полета уже неоднократно, low pass даже вспомнили, а о таком (любому понятно) важнейшем параметре, как высота полета самолета почему-то забыли.

Вернее не забыли, а забыл, потому что вопрос «почему» должен, конечно, адресовываться ко мне. Вот не знаю… Упустил из виду и все…. Однако сейчас мы этот пробел быстренько восполним.

Не знаю, что там за мечта у летчика из песни на самом деле, но без высоты полета не бывает. Как известно, «рожденный летать ползать не может» (помните летчика Крошкина из фильма «Беспокойное хозяйство», переиначившего знаменитую фразу горьковской «Песни о соколе»?).

Итак, высота полета самолета, и как ее измеряют… Ну, что такое высота в данном случае, я думаю, не вопрос.

Любой скажет, что это расстояние по вертикали от летящего самолета до точки на земной поверхности, выбранной за нулевую (точку отсчета). Некоторый вопрос заключается в том, что это за точка.

Сам принцип измерения высоты с развитием авиации совершенствовался (что естественно), и сейчас способов измерения существует несколько. Когда-то давно в морском деле существовал такой измерительный инструмент, как лот. По сути дела простая веревка с грузом на конце, по длине которой можно было судить о глубине места (нечто схожее с высотой). Лот уже давно превратился в эхолот.

Понятно, что для воздушных путешествий веревка, как измерительный инструмент, так сказать, малоприемлема. Однако способ измерения, возникший на заре развития авиации (история которой гораздо короче истории морского флота), существует и по сей день. Этот способ барометрический.

Основан он на естественном явлении падения атмосферного давления с высотой. Падает оно в соответствии с условным распределением давления, температуры и плотности воздуха в атмосфере. Это распределение называется Международной стандартной атмосферой (МСА или ISA в английском).

Остается только, учитывая закономерности этого явления, отобразить его визуально, то есть, например, в виде указательной стрелки, перемещающейся по шкале, проградуированной в единицах высоты (метры или футы), и готов прибор, показывающий высоту полета самолета - высотомер. Второе его название – альтиметр (в латинском altus – высоко), используемое чаще за рубежом, а у нас почему-то считающееся устаревшим.

В принципе высотомер был готов еще в 1843 году, когда французский ученый Люсьен Види (Lucien Vidie) изобрел всем известный барометр-анероид. Тогда, конечно, вряд ли кто задумывался о его применении в авиации.

Но когда самолеты начали летать, как говорится, в полную силу, он оказался как нельзя кстати. Ведь ртутный барометр (имеющий еще более почтенный возраст) с собой в кабину не возьмешь.

Он хоть и более точен, но, понятно, для летательного аппарата (за исключением, быть может, воздушного шара) громоздок и неудобен. А вот компактный и чувствительный анероид вполне подходит, несмотря на определенные ошибки в измерениях.

Ошибок на самом деле хватает, как впрочем у любого аналогового прибора. Есть инструментальные из-за несовершенства изготовления прибора, есть аэродинамические из-за неточности измерения давления, особенно на высоте, есть и методические из-за того, что прибор не может, естественно, находясь на высоте в полете, учитывать изменения давления у земли, а также изменение температуры у земли, которая влияет (и ощутимо) на величину давления. Однако все эти ошибки уже давно научились учитывать.

Высотомер - это есть, по сути своей, барометр-анероид. Атмосферное давление подводится к его герметичному корпусу от ПВД (приемник воздушных давлений), а в самом приборе чувствительная анероидная коробка, деформируясь, реагирует на его изменения, передавая эту свою реакцию через специальную кинематическую систему (ее еще называют передаточно-множительный механизм) на указательную стрелку, двигающуюся по шкале, что и видит экипаж в кабине летательного аппарата.

Схема высотомера ВД-20.

Все барометрические высотомеры (как наши, так и зарубежные) имеют принципиально одинаковую конструкцию, но разных вариаций хватает в зависимости от типа воздушного судна, порядка использования и дополнительных функций.

Первые высотомеры, использовавшиеся на старых самолетах оказались не очень-то удобны для визуального использования. Их лицевая панель была очень похожа на современные автомобильные спидометры. Стрелка была одна с пределом измерения от 0 до 1000. Причем полный круг она не описывала (как стрелка скорости у автомобильного спидометра).

А под этой стрелкой находились окошки с цифрами в них, в точности, как у автомобильного одометра, только показывали они, естественно, не пройденное расстояние, а тысячи футов (метров) высоты. То есть летчик по стрелке определял десятки и сотни метров высоты, а по цифровым окошкам тысячи.

Обычные барометрические указатели высоты полета самолета (высотомеры) все двухстрелочные (встречаются и трехстрелочные). Их циферблат похож на циферблат часов, только количество цифровых секторов не двенадцать, а десять. Длинная стрелка (минутная) делает один оборот при изменении высоты на 1000 м, при этом короткая (часовая) перемещается только на один цифровой сектор.

То есть малая стрелка отсчитывает километры высоты (то есть, по сути дела, полную высоту), а большая – метры, причем эти стрелки могут работать как на одной шкале, так и каждая на своей.

Высотомер ВД-10.

Пределы измерения у приборов могут быть различны. Например, высотомеры ВД-10, ВД-17 измеряют высоты до 10-ти тысяч метров и устанавливаются в основном на самолеты, максимальная высота полета которых не очень велика. А такие, как например ВД-20 (стоит на ТУ-134, ТУ-154), ВД-28 (стоит на МИГ-29), ВДИ-30 (стоит на МИГ-23) имеют пределы измерения большие, соответствующие цифрам в их наименовании. То есть 20, 28 и 30 км высоты соответственно. Буквы во всех их названиях означают «высотомер двухстрелочный».

Высотомер ВД-28.

Высотомер ВД-28.

Бывают и однострелочные, когда в наличии только одна, большая стрелка, но тогда на циферблате обязательно есть окошко в котором полная высота представлена цифрами (подобно вышеописанным старым высотомерам, но в более удобном виде). Таков, например, высотомер УВИД-15(Ф). Буква Ф означает «футовый». Это связано с тем, что высота в России и некоторых других странах из меряется в метрах, а во стальном мире в футах (1 фут равен 0,3048 м). Поэтому и приборы могут быт градуированы в метрах или в футах.

Или вот еще один высотомер, не наш, западный. Марки не знаю, но это и неважно. Важно другое. На нем, как вы видите аж три окошка с цифрами.

Альтиметр с окошками Колсманна.

Окошки эти (точнее два нижних) называют окнами Колсманна по имени американского изобретателя Пауля Колсманна (Paul Kolsmann, эмигрировал в Америку из Германии в 1923 году), занимавшегося авиационными приборами. Он-то как раз эти окна и придумал. Для чего?

На самом деле – это очень важная вещь в деле контроля высоты полета самолета, и на каждом высотомере есть как минимум одно окно Колсманна. Кроме того все эти приборы имеют специальную кремальеру, кинематически связанную со шкалой, которая видна в этом окне. Шкала эта подвижна и на ней нанесены цифры, представляющие собой величину атмосферного давления.

Это давление может быть представлено на приборах в различных единицах измерения. В России используются миллиметры ртутного столба, в Америке и Канаде та же величина в дюймах (inch-ах, один дюйм (inch) равен 2,54 см), в Европе и других странах – в гектопаскалях (или миллибарах, что то же самое).

В том «западном» высотомере это давление показано для удобства сразу в двух окошках (Колсманна). В левом в гектопаскалях, в правом в дюймах.

Для любого измерительного прибора, чтобы он осуществлял свои функции, требуется наличие нуля, точки отсчета. Для высотомера, соответственно, тоже должна быть какая-то начальная (нулевая) высота. А так как прибор барометрический, то эта высота должна соответствовать определенному начальному давлению, например, давлению того места откуда начинается полет. Вот это самое начальное давление как раз и устанавливается на высотомере в окошке Колсманна.

Хотя на самом деле таких «начальных давлений» в практике полетов существует несколько. Поэтому и определений высот полета самолета тоже несколько. Первая – это, пожалуй, истинная высота Нист.. Это реальная высота полета, отсчитываемая от точки поверхности местности, над которой в данный момент пролетает самолет. Международное обозначение AGL (Above Ground Level).

Высотомер, как барометрический прибор, не меряет реальную высоту непосредственно. Он делает это косвенно, измеряя разность давлений между начальным давлением и давлением на той высоте, на которой он находится. Получаем так называемую барометрическую высоту. Она может довольно сильно отличаться от реальной высоты AGL. Все зависит от величины давления, установленной на высотомере.

Она отсчитывается от некоего условного уровня, обычно от уровня аэродрома, с которого взлетает (или на который садится) самолет. В международном обозначении эта высота – height и ей соответствует давление QFE (Q-code Field Elevation), то есть давление на уровне порога ВПП.

Еще одна высота это абсолютная Набс.. Это высота полета самолета, отсчитываемая от условного (среднего) уровня моря.

Международное обозначение – altitude. Этой высоте соответствует давление QNH (Q-code Nautical Height) означающее давление в данной точке земной поверхности, приведенное к уровню моря.

Когда сидя возле иллюминатора в салоне самолёта, мы смотрим на землю внизу, то возникает вопрос о том, на какой высоте над землёй летит самолёт. Всё, что мы видим, напоминает карту. Правда иногда можно увидеть только облака под крылом самолёта.

Обычно стюардесса сообщает, что самолёт находится на высоте 10 000 м. Но на самом деле эта величина во время полёта изменяется. Обычно лайнер летит на высоте от 9 км до 12 км.

По каким критериям определяют оптимальную высоту полёта самолёта

На выбор высоты полёта влияют многие факторы. В первую очередь это техническое состояние самолёта.

Учитываются направление рейса, время полёта и погодные условия.

Высоту полёта определяет не пилот, а диспетчерская служба. Поэтому если экипаж сталкивается с нештатной ситуацией, например по курсу грозовое облако, то они должны согласовать свои действия с диспетчером. Самолётов в небе так много, что можно столкнуться с другим, если выйти за пределы своего воздушного коридора.

Средняя высота полёта 10 км выбрана по следующим причинам:

  • В большинстве случае, облака находятся ниже этой отметки. Когда самолёт летит выше облаков, он меньше зависит от погодных условий, связанных с ними.
  • На этой высоте не летают птицы.
  • Температура воздуха за бортом на этой высоте больше 40 градусов мороза, что является необходимой дополнительной возможностью охлаждения реактивного двигателя.
  • Плотность воздуха значительно уменьшается, что снижает лобовое сопротивление и уменьшает расход топлива.
  • При возникновении нештатной ситуации, расстояние до земли достаточно большое, чтобы успеть предпринять необходимые действия.

Данная информация справедлива для большинства современных пассажирских авиалайнеров. Сверхзвуковые военные самолёты могут летать на значительно больших высотах.

В конце 1950-х - начале 1960-х гг. фирма «Локхид» под руководством выдающегося авиаконструктора К.

Джонсона разработала экспериментальный самолёт А-12, выполненный по схеме «бесхвостка», с крыльевым расположением мотогондол, с цельноповоротным двухкилевым вертикальным оперением. Планер длиной около 31 м и размахом крыла 17 м на 85 % был выполнен из титана. На основе А-12 были созданы перехватчик YF-12 (не поступил на вооружение) и разведчик SR-71. Эти самолёты могли развивать максимальную скорость до 3300 км/ч. Будучи предельно облегчёнными, с минимальным запасом топлива и снятым БРЭО они были способны несколько минут лететь на скорости около 3,5 тыс. км/ч. На YF-12 и SR-71 был установлен ряд рекордов высоты и скорости полёта.

YF-12. Абсолютный рекорд скорости на высотной базе 15-25 км - 3331,507 км/ч. YF-12. Высота горизонтального полёта 24462,596 м. YF-12. Абсолютный рекорд скорости на замкнутом 500-км маршруте - ср. зн. 2644,596 км/ч YF-12. Абсолютный рекорд скорости на замкнутом 1000-км маршруте - ср. зн. 2718,006 км/ч

примечание : рекорды на базе и по высоте были поставлены в одном полёте. Рекорды на базе и по высоте побиты самолётом SR-71, рекорды на замкнутых маршрутах - самолётом МиГ-25.

Июль 1976 г.

SR-71. Абсолютный рекорд скорости на высотной базе 15-25 км - 3529,56 км/ч (28.07) SR-71. Абсолютный рекорд на замкнутом 1000-км маршруте - ср.зн. 3367,221 км/ч (27.07) SR-71. Высота горизонтального полёта 25929,03 м. (28.07)

примечания . Показатель 3529,56 км/ч. обозначает верхний предел скорости, которая теоретически достижима для SR-71. Однако, согласно требованиями ФАИ, колебания траектории по высоте не должны превышать 100 метров. Это требование накладывало ограничения на установление рекордов для самолётов, у которых колебание по высоте в горизонтальном полёте превышает 100 м (таковыми являются все самолёты кроме SR-71, и, в частности, МиГ-25, у которого колебания превышают 100 м даже при скорости полёта 3 тыс. км/ч. Рекорд SR-71 должен рассматриваться именно как рекорд. Развить в горизонтальном полёте 3,5 тыс. км/ч мог любой строевой МиГ-25 без внешних подвесок но оснащённый всем оборудованием, то есть разведчик МиГ-25Р может летать с такой скоростью при выполнении боевого задания. )

Высота горизонтального полёта 26 км в настоящее время недостижима ни для одного самолёта. Больше была проектная высота горизонтального полёта самолёта Т-4, созданного в ОКБ П.О.

Сухого (по некоторым данным до 30 км).

Все три рекорда остаются непобитыми.

SR-71. Прохождение маршрута «Западное побережье - восточное побережье ср. зн. 3418 км/ч (выдерживалась более часа) SR-71. Отрезок указанного маршрута от Канзаса до Вашингтона - ср. зн. 3501 км/ч. SR-71. Отрезок указанного маршрута от Сент-Луиса до Цинциннати - ср. зн. 3522 км/ч (выдерживалась 8 минут 32 секунды)

примечание . рекорды установлены на экземпляре, перегонявшемся в авиационный музей. С него, как и со всех рекордных самолётов, было снято практически всё оборудование. В русскоязычной популярной литературе распространена (с лёгкой руки автора многочисленных популярных книг об авиации М. Никольского) ошибочная информация о меньшем времени прохождения последнего отрезка и о большей в результате средней скорости полёта 3609 км/ч. Рекорды, установленные во время этого полёта, не являются рекордами ФАИ.

Согласно каким принципам осуществляется перемещение самолетов по маршрутам? Какова высота полета пассажирского самолета? Почему летчики выбирают те или иные параметры для перемещения в пространстве? Чтобы получить ответ на представленные вопросы, нужно рассмотреть следующую информацию.

Понятие об «идеальной» высоте

Средняя высота полета пассажирского самолета находится в пределах от 9 до 12 тысяч метров над уровнем моря. Летчики прибегают к ее набору, поскольку в таких условиях на корпус авиационного средства передвижения оказывается меньшее сопротивление, ввиду В этом одновременно есть свои плюсы и минусы. В таких условиях двигатели самолета потребляют меньше топлива. Однако движки испытывают недостаток в кислороде, что требуется для сжигания горючего. Поэтому, когда высота полета пассажирского самолета достигает предельно допустимых значений, мощность двигателей несколько падает. Как показывает практика, набору предельных высот сопутствует расточительный расход топлива.

Исходя из вышесказанного, опытные пилоты выбирают «идеальные» высоты. Выбор так называемой золотой середины способствует максимально быстрому передвижению пассажирского самолета, а также экономии горючего.

Соображения безопасности

Средняя высота полета пассажирского самолета в 10 000 метров выбирается отчасти из соображений безопасности. Почему же пилоты останавливаются именно на этом значении? На это имеется несколько причин:

  1. Высокомощные реактивные движки современных пассажирских самолетов достаточно быстро нагреваются до критических значений. Поэтому крайне нуждаются в качественном охлаждении, что дает возможность избежать возгораний. Температура за бортом на высоте 10 000 метров над уровнем моря достигает значений порядка -50 о С. Такие условия являются идеальными для охлаждения двигателей естественным путем.
  2. На указанные высоты не способны подниматься птицы. Отсутствие пернатых, которые могут на значительной скорости врезаться в стекла, обшивку самолета либо попадать в двигатели, является залогом безопасных перелетов.
  3. Если высота полета пассажирского самолета составляет 10-12 тысяч м, воздушное судно не подвергается воздействию дождя, снега, грозы, прочих естественных явлений, поскольку борт находится над областью формирования облаков.
  4. Перелеты на значительных высотах осуществляются ввиду вероятности возникновения внештатных ситуаций, например, сбоя с курса, возгорания двигателей, отказа бортовых систем, потери связи с диспетчерами. Находясь на расстоянии 10 000 м от земли, пилоты получают больше времени на раздумья, выполнение нужных маневров и принятие верных решений.

Требования маршрута

Как ни странно, в небе проложены свои маршруты для отдельных рейсов. Они пролегают на повышенных высотах. Таким образом, в случае возникновения вооруженных столкновений на территории определенных стран, над которыми пролетает самолет, пассажиры окажутся в относительной безопасности. Организация маршрутов на отдельных высотах в пределах от 9 до 12 тысяч километров также позволяет избежать загруженности пространства и случайных столкновений воздушных суден.

В заключение

Вот мы и разобрались, какая высота полета пассажирского самолета считается оптимальной. Определением маршрутов для передвижения воздушных суден занимаются в штаб-квартирах авиакомпаний. Здесь следят за ходом их передвижения и осуществляют необходимые корректировки. Поэтому отдельные самолеты могут изменять свою высоту по ходу рейса.

«Только в полетах живут самолеты» - вы помните эти слова из знаменитой песни Юрия Антонова? Жизнь есть и в воздухе, и на земле, и под землей, и под водой. Так на каких высотах летают самолеты?

Дальше, выше, быстрее

Во времена гонки вооружений этот девиз применялся в отечественном самолетостроении. И нужно отметить, что с большим успехом. К примеру, такой экспонат, о котором мало кто помнит, как Су-100, был разработан в качестве стратегического бомбардировщика, но мог уйти от преследования любого истребителя, существовавшего в то время и долгое время спустя. К сожалению, из-за бюрократических проволочек он так и остался опытным образцом.

Для военной принципиальна большая скорость и высота полета, поскольку есть необходимость остаться труднодостижимым для наземных частей ПВО. На каких высотах летают самолеты этой категории?

Высота полета

Максимальная высота полета, или потолок, для каждого типа летательного аппарата рассчитывается и закладывается исходя из его предназначения. Если это истребитель, его высота полета должна быть максимально возможной. Ведь он должен будет «достать» противника, который может стараться уйти от погони, набирая высоту. Некоторые разработанные самолеты имеют практический потолок до 40 километров над уровнем моря, хотя подобные высоты непрактичны. Большинство современных истребителей разрабатываются для применения на высоте до 20-22 километров.

Транспортные и пассажирские авиалайнеры

У этих самолетов другая сфера применения, поэтому и требования к высоте и скорости их полета другие. Были единичные разработки пассажирских авиалайнеров, использующих сверхзвуковые скорости (типа «Конкорд»), но от них отказались из-за непрактичности применения в этой сфере. Однако скорость полета реактивных транспортных и пассажирских самолетов довольно внушительная.

Например, всем известный военно-транспортный самолет Ил-76 имеет крейсерскую скорость в 750-800 км/ч. Значит, максимальная скорость очень близка к сверхзвуковой. А практический потолок достигает 12 000 метров над уровнем моря. Расчетная высота для этого типа самолета - 8-9 км. Большинство современных крупных самолетов, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров на большие расстояния, имеют подобные или близкие к ним летные характеристики.

Однако привычная нам система измерения скорости для самолетов, летающих на больших высотах, не всегда будет достаточно информативной. на высоте часто измеряется числом «М», соответствующим Для большой высоты полета этот показатель имеет большое значение, потому что на большой высоте уменьшается, а значит, уменьшается и скорость звука, выраженная в км/ч или в м/с. Поэтому при одной и той же скорости, выраженной в километрах в час, с изменением высоты будет изменяться скорость, выраженная в числе «М». Для обычного человека это кажется непринципиальным. Но для преодоления скорости звука потребуется существенное увеличение прочности конструкции, следовательно, и массы самолета, а также специфические формы крыла.

Для примера. Самолет, летящий у поверхности земли со скоростью звука, за один час преодолеет расстояние приблизительно в 1220 километров. Самолет на высоте 10 км, летящий со скоростью звука, за час преодолеет только 1076 километров. Чисто из практических соображений не будет смысла разгонять невоенный самолет до скорости звука и существенно увеличивать высоту его полета.

Местные авиалинии и другие сферы применения самолетов

Эта сфера авиации значительно отличается от рассмотренных выше. Дальность полета у самолетов, летающих на местных авиалиниях, измеряется несколькими сотнями километров. Чаще всего такие летательные аппараты оснащены винтовыми двигателями, имеющими существенно меньший расход топлива на километр.

На каких высотах летают самолеты, о которых речь идет сейчас, зависит от их назначения. В любом случае здесь уже речь идет не о десятках километров и часто даже не о километрах. Для этой категории предусмотрены низкие эшелоны. Обычно это высота 600, 900, 1200 метров для местных авиалиний. Самолеты, используемые в сельском хозяйстве для обработки угодий, редко поднимаются выше нескольких сотен метров, а непосредственное выполнение заданий происходит с высоты в несколько десятков метров. Подобные высоты полетов преобладают у самолетов, используемых для тушения пожаров.

Если у вас нет серьезных проблем с вестибулярным аппаратом, вы получите удовольствие от полета. А во время управления летательным аппаратом вы получите ни с чем не сравнимые впечатления. И неважно, на каких высотах летают самолеты. Вы почувствуете себя на высоте.

Иногда поднимая глаза в небо, мы видим крошечный силуэт самолёта, летящего где-то там в высоте. Интересно, а на какой высоте летают самолеты? Стоит сразу сказать, что крейсерская скорость полёта самолёта и высота его полёта очень жёстко связаны связаны между собой. Плотность воздуха и, соответственно, его сопротивление на различных высотах — тоже различны.

Отсюда, нехитрыми математическими действиями получаем, что при скорости в 900 км/ч, оптимальной, в плане соотношения сопротивления воздуха, подъёмной силы будет высота около 9-10 тыс метров. Для «Конкорда» с его скоростью в 2500 км/ч отлично подойдёт высота в 20 тыс метров.

Военные самолёты, как правило, не залетают выше отметки 11-12 тыс метров, хотя такая возможно у них имеется, хотя для разных целей полётов военных самолётов устанавливаются свои цели, для каждой цели установлена своя высота. Лёгкие самолеты летают на высоте обычно не более 2 тыс метров, их скорость во время полёта не превышает 300 км/ч.

Грузовые самолёты летают на тех же приблизительно высотах, что и пассажирские. Высота полёта для них рассчитывается таким образом, чтобы максимально сократить расходы, впрочем ситуация схожа с гражданской авиацией.

На какой высоте летают самолеты?

Глядя в небо, мы можем порой заметить крошечную точку, которая двигается в определенном направлении. Это самолет, летящий на небольшой высоте. Пассажирские лайнеры поднимаются на разную высоту от 10 до 12 км. Выше они не летают, так как в этом нет необходимости. По этой причине их конструируют с учетом данных показателей. Военные самолеты могут подниматься выше, что зависит от их назначения. Некоторые перехватчики и разведчики способны летать на высоте около 25 км.

Крейсерская скорость и высота полета воздушного лайнера связаны между собой. На разных высотах плотность и сопротивление воздуха варьируются. Самолет является конструкцией аэродинамической. Его движение происходит благодаря взаимодействию с воздухом. Чем выше поднимается лайнер, тем более разреженным будет воздух. Соответственно, сопротивление воздушного потока уменьшается. С другой стороны, при этом уменьшается и подъемная сила.

Учитывая эти аспекты, специалисты определяют оптимальную высоту полета для конкретной модели самолета. Выше 15 км самолету летать экономически невыгодно, так как в этом случае необходимы мощнейшие моторы и усложненная конструкция воздушного судна. Но для военных самолетов и 15 км не является пределом, ведь цели у них совсем другие, чем у пассажирских. Многие самолеты способны летать высоко, если это экономически оправдано. Поэтому не исключено, что в ближайшем будущем появятся новые авиалайнеры, которые будут перевозить пассажиров на высоте выше 12 км.

Если произвести простые математические подсчеты, то можно выяснить следующее: при оптимальной крейсерской скорости около 900 км/ч пассажирскому лайнеру экономически выгодно летать на высоте около 9-10 км. Если же рассматривать самолет Конкорд, который набирает скорость 2500 км/ч, то оптимальной становится высота 20 км. Отсюда можно сделать вывод, что главный фактор, влияющий на высоту полета, является экономия финансовых средств. Безопасность пассажиров и погодные условия отходят на второй план.

Грузовые крылатые машины летают на таких же высотах. Для них высоту полета рассчитывают так, чтобы по максимуму сократить издержки, как и в гражданской авиации. Что касается легких самолетов, то они, как правило, предпочитают высоту около 2 тысяч метров. Их скорость не бывает выше 300 км/ч.

Воздушное пространство подразумевает разделение на эшелоны или воздушные коридоры, по которым двигаются самолеты. Движение идет так, чтобы расстояние между воздушными судами в момент сближения составляло не менее 10 км это боковое эшелонирование. В зоне аэропортов предусмотрены одни эшелоны, а на дальних маршрутах другие.

Какая максимальная высота?

Последний рекорд высоты полета самолета -- 37650 м. Он был поставлен на МиГ-25 31 августа 1977 года летчиком-испытателем А. Федотовым. Но следует понимать, что такие рекорды -- это не горизонтальный полет. На более низких высотах, где еще достаточна тяга двигателя и подъемная сила, самолет переводят в набор высоты с ускорением, и максимальная высота достигается уже по инерции. А максимальная высота горизонтального полета -- чуть меньше 26000 метров, и установили этот рекорд Роберт Хилт и Ларри Эллиот.

Самый высотный из регулярно эксплуатирующихся пассажирских лайнеров - ТУ-154. Его потолок, то есть максимальная высота полёта, достигает 12 км. Все остальные пассажирские лайнеры имеют меньший практический потолок. Возможность совершать длительные перелёты на максимально возможной высоте очень важна для экономии топлива и повышения скорости перелёта - чем выше высота полёта, тем ниже сопротивление воздуха. Поэтому ТУ-154 вдобавок ещё и самый скоростной из находящихся сейчас в регулярной эксплуатации коммерческих авиалайнеров.

На какой высоте летают частные самолеты?

Частный самолет может выполнять рейс на высоте до 13 700 м, большинство самолетов выполняют рейсы на высоте 12 500 м. Обычно это выше, чем рейсы самолетов авиалиний регулярных перевозок, что позволяет выбирать более прямые маршруты.
Пилот частного самолета выбирает оптимальную высоту в зависимости от расстояния, которое необходимо преодолеть.
Для оценки от расстояния в милях отнимают ноль, чтобы узнать оптимальную высоту полета в тысячах футов. Например, если нужно пролететь 100 миль, уберите последний ноль, а затем умножьте на 1000, и Вы получите оптимальную высоту полета: 10 000 футов.

Почему самолеты летают на большой высоте?

Во первых самолёт летит на такой большой высоте прежде всего потому, что на высоте 9-11 км воздух сильно разряжен,и двигатели не встречают такого сопротивления воздуха. По этой причине сгорает в разы меньше топлива. Ну а о других причинах полёта на большой высоте можно догадаться и самому. Во вторых-почему они летают, и каким образом поднимаются в воздух, они же железные? Глупый вопрос человека,который не знаком с простейшими законами физики и аэродинамики крыла самолёта.Изучайте, что такое подъёмная сила, что создаёт подъёмную силу? Что такое движущая сила и неизменная масса объекта? В инете хорошо об этом рассказано. Аэродинамика крыла самолёта. Если бы кто то хотя бы это прочёл, то не задавал бы глупых вопросов. Масса самолёта не имеет никакого значения. Или он маленький одноместный, или это А-380, вмещающий до 600 человек, и весящий не одну сотню тонн. Крылья создают так называемую воздушную подушку. По всему крылу располагаются мельчайшие ворсинки, если можно так назвать,воздуха. Они окутывают крыло равномерно и по всей площади. Это называется.Самолёт поэтому никогда не упадёт,если работают двигатели.Двигатели создают движущую силу, площадь крыла создаёт подъёмную силу. Поэтому не задолго до посадки с помощью закрылков площадь крыла увеличивается, так как скорость уменьшается. Увеличив площадь крыла, самолёт относительно при невысокой скорости более устойчив в воздухе. И так же закрылки убираются через несколько минут после взлёта, что бы уменьшить тормозящий эффект при наборе скорости и высоты. Несоблюдение этих манипуляций может окончится печально, что в истории авиации бывало. Неправильное управление закрылками, и предкрылками.

Источники: elhow.ru, aviarate.ru, www.bolshoyvopros.ru, www.privatefly.ru, www.woman.ru

Царь - Александр Македонский

Автомобиль - призрак

«Черная вдова» Аврора Штернваль

Пророк Самуил

Распад СССР причины

На данный момент единого мнения о том, каковы предпосылки распада СССР не существует. Однако, большинство ученых едины в том, ...

Основание Киева и Древнерусского государства

На месте основания Киева находилось древнейшее поселение. После проведения археологических раскопок на месте современного Киева, было выявлено, что оно...

Как вырастить виноград

Еще с древних времен люди употребляли ягоды винограда, он всегда ценился своим вкусом и полезными свойствами. Каждый садовод, имея свой участок, ...

Атлантида Платона

Любой рассказ об Атлантиде начинается с упоминания двух знаменитых сочинений Платона - "Тимея" и "Крития". Этому непреложному правилу следуют...