» » Кто самый известный мореплаватель мира? История путешествий: известные путешественники эпохи географических открытий Все мореплаватели и их открытия.

Кто самый известный мореплаватель мира? История путешествий: известные путешественники эпохи географических открытий Все мореплаватели и их открытия.

Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 15 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Мореплаватели

Имена и фамилии великих мореплавателей

Мореплаватель – это профессия для романтиков, мечтателей, сильных духом людей. С давних времен мореплаватели прокладывали новые морские пути, открывали новые земли. О любви к морю говорит положение Юпитера в Рыбах в гороскопе.

Имена и фамилии великих мореплавателей

Альбанов Валериан

Амундсен Руал

Бадигин Константин Сергеевич

Байрон Джон

Баренц Виллем

Баттон Томас

Бегичев Никифор

Беллинсгаузен Фаддей

Беринг Витус

Бернико Луи

Биско Джон

Брендан Мореплаватель

Бомбар Ален

Ванкувер Джордж

Вераццано Джованни

Верн Жюль Габриэль

Веспуччи Америго

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

Васко да Гама

Гедин Свен Андерс

Головнин Василий

Грей Роберт

Гудзон Генри

Дежнев Семен

Джордж Де-Лонг

Диаш Бартоломеу

Дрейк Томми

Житков Борис Степанович

Зарудный Виктор Иванович

Кан Диего

Картье Жак

Колумб Христофор

Кортес

Коцебу Отто

Кук Джеймс

Кусто Жак Ив

Лаптев Дмитрий

Лаптев Харитон

Ларсен Генри

Лаперуз Жан Франсуа

Легран Пьер

Лисянский Юрий

Магеллан Фернандо

Макаров Степан Осипович

Мак-Клур Роберт

Маршан Этьен

Нансен Фритьоф

Норденшельд Нильс-Адольф-Эрик

Удачливый Лейф Эйрикссон

Поло Марко

Роггевен Якоб

Русанов Владимир Александрович

Сарычев Гавриил

Северин Тим

Седов Георгий

Тасман Абель

Хейердал Тур

Челюскин Семён Иванович

Чириков Алексей

Чжен Хэ

Чичестер Фрэнсис

Шмидт Отто Юльевич

Из этого списка вы можете выбрать фамилию и заказать нам ее энергоинформационную диагностику .

На нашем сайте мы предлагаем огромный выбор имён...

В нашей новой книге "Энергия имени" вы можете прочитать:

Подбор имени по автоматической программе

Подбор имени по астрологии, задачам воплощения, нумерологии, знаку Зодиака, типам людей, психологии, энергии

Подбор имени по астрологии (примеры слабости этой методики подбора имени)

Подбор имени по задачам воплощения (цели жизни, предназначению)

Подбор имени по нумерологии (примеры слабости этой методики подбора имени)

Подбор имени по знаку Зодиака

Подбор имени по типам людей

Подбор имени по психологии

Подбор имени по энергии

Что нужно знать при подборе имени

Что делать, чтобы выбрать идеальное имя

Если имя нравится

Почему не нравится имя и что делать, если имя не нравится (три пути)

Два варианта подбора нового удачного имени

Корректирующее имя для ребенка

Корректирующее имя для взрослого человека

Адаптация к новому имени

Наша новая книга "Энергия фамилий"

Наша книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

С этой страницей смотрят:

В нашем эзотерическом Клубе вы можете прочитать:

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид – обязательна.

Мореплаватели

Внимание!

В сети интернет появились сайты и блоги, которые не являются нашими официальными сайтами, но используют наше имя. Будьте осторожны. Мошенники используют наше имя, наши электронные адреса для своих рассылок, информацию из наших книг и наших сайтов. Используя наше имя, они затягивают людей на различные магические форумы и обманывают (дают советы и рекомендации, которые могут навредить, или выманивают деньги на проведение магических ритуалов, изготовление амулетов и обучение магии).

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Приворот и его последствия – www.privorotway.ru

А также наши блоги:

    Мученичество св. Аполлонии, (Часослов Этьена Шевалье) Виды казней раннехристианских мучеников список видов мучений (смертельных приговоров и пыток), которыми были подвергнуты раннехристианские святые. Ряд казней явл … Википедия

    Короли Нуменора (англ. Kings of Númenor) в легендариуме Дж. Р. Р. Толкина мужчины дунэдайн, правившие островным государством Нуменор (на вестроне Вестернесс). Ниже перечислены двадцать три правителя Нуменора, включая одного узурпатора… … Википедия

    Содержание 1 0 9 2 А 3 Б 4 В 5 Г … Википедия

    В легендариуме Дж. Р. Р. Толкина описано множество войн и сражений, происходивших в землях Амана, Белерианда, Нуменора и Средиземья. Они описаны в таких книгах, как «Сильмариллион», «Хоббит», «Властелина колец», «Неоконченные сказания»… … Википедия

    ЗОСИМА И САВВАТИЙ - Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Икона. 1 я пол. XVI в. (ГММК) Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием. Икона. Сер. 2 я пол. XVI в. (ГИМ) Преподобные… … Православная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Одиссея (значения). Одиссей и Калипсо «Одиссея» (др. греч … Википедия

    Действительный тайный советник, сибирский губернатор, писатель (1682 1780 гг.). Род. в Москве и происходил из старинной, дворянской фамилии. Отец его, Иван Афанасьевич Больший, был стольником и владел всего лишь 22 дворами крестьян; тем не менее… …

    Капитан 1 ранга, известный путешественник вокруг света, второй сын писателя Августа фон Коцебу, род. в Ревеле 19 декабря 1788 г., ум. там же 3 февраля 1846 г. 10 мая 1796 г. определен в сухопутный (ныне 1 й) корпус кадетом; в 1803 г. поступил… … Большая биографическая энциклопедия

    Атлантика - (Atlantic) Определение Атлантики, история открытий и общее описание Информация об определении Атлантики, история открытий и общее описание Содержание Содержание Определение История открытий Общее описание Балтийское море Северное море Средиземное … Энциклопедия инвестора

    Остров Мадейра порт. Ilha da Madeira … Википедия

Книги

  • , Суворов , Шестая часть справочника морских чинов включает в себя послужные списки офицеров российского императорского флота, начавших службу в царствование Павла I, расположенных в алфавитном порядке.… Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель: ЁЁ Медиа ,
  • Общий Морской список Часть VI. Царствоване Павла I и царствование Александра I. А-Г , Суворов , Шестая часть справочника морских чинов включает в себя послужные списки офицеров российского императорского флота, начавших службу в царствование Павла I, расположенных в алфавитном порядке.… Серия: Издатель:

Этот человек на простых судах переплыл Атлантический и Тихий океаны. Тур Хейердал также автор научных теорий и открытий.

Все началось с истории полинезийского острова Фату-Хива, где Тур Хейердал, дипломированный зоолог и географ, изучал жизнь аборигенов. Услышав рассказы о том, что предки нынешних островитян приплыли на остров якобы из Перу, он решил доказать ученому миру, что древние мореплаватели могли на примитивных лодках пересечь Тихий океан. Однако на время Второй мировой войны исследования Туру пришлось приостановить и пройти подготовку парашютиста-диверсанта.

В 1947 году норвежец отправился в путешествие на плоту из бревен бальсового дерева, на которых плавали перуанцы. Все “здравые умы” прогнозировали гибель экспедиции Хейердала, однако через три месяца команда из шести человек вместе с Туром достигла островов Полинезии. Этот исторический эксперимент принес малоизвестному норвежцу всемирную славу.

В 50-е годы он исследовал Галапагосские и Маркизские острова, занимался археологическими исследованиями на острове Пасхи. В 1969–1970 годах Хейердал предпринял первую попытку пересечь Атлантический океан на папирусной лодке “Ра”, утверждая тем самым, что древние египтяне могли посещать Южную Америку. Однако экспедиция была приостановлена из-за того, что лодка начала разрушаться. Вторая попытка проделать тот же маршрут на идентичной ладье “Ра-2” увенчалась успехом.

Третья экспедиция состоялась в 1977–1978 году на тростниковом плоту “Тигрис”, копии древнешумерского судна. Хейердал вышел из Ирака и направлялся в Сомали. Тур доказал, что океаны были теми мостами, которые соединяли древние цивилизации. “Все, что мы пережили, было пережито другими мореплавателями в древние и средние века, ничто не оказалось нам чуждым и новым – те же заботы, те же радости, те же море и небо”, – говорил Хейердал.

Его первая художественная книга “Экспедиция “Кон-Тики” вышла в 1948 году и стала бестселлером. Почти до конца своих дней он следил за созданным им Музеем связей цивилизаций, читал лекции, ему был установлен памятник при жизни. Скончался Тур Хейердал в возрасте 87 лет 18 апреля 2002 года в Италии.

Христофор Колумб – адмирал океана

Людская память сделала его имя нарицательным на всех языках. Колумб – значит первооткрыватель.

Христофор Колумб (Коломбо) родился в 1451 году на Корсике. Испанский мореплаватель первым догадался использовать идею о шарообразности Земли и, опираясь на нее, совершить свои четыре морских путешествия. Каждую его экспедицию встречали с недоверием, ему приходилось выпрашивать аудиенции у монарших особ, убеждать и уговаривать их дать ему возможность найти кратчайший путь в Индию. Зять Колумба тоже был мореплавателем. В 1470-е годы сам Христофор участвовал в морских торговых экспедициях.

Используя собственные расчеты, в 1492 году Колумб предпринял первую экспедицию, собрав всего три корабля. Им был открыт новый континент – Америка, так и не названный его именем. Колумб первым доплыл до островов Карибского моря – Эспаньолы (Гаити) и Хуаны (Куба). Он считал эти земли окрестностями Китая, Японии или Индии. Вторая флотилия Колумба состояла уже из 17 судов. Им была покорена Эспаньола и заложен город Санто-Доминго, открыты острова Малые Антильские, Виргинские, Пуэрто-Рико, Ямайка, исследовано южное побережье Кубы.

На третью экспедицию Колумб кое-как нашел средства, за время плавания был обнаружен остров Тринидад. Во время четвертого путешествия Колумб открыл материк к югу от Кубы – берег Центральной Америки. Он также первым сообщил об индейских народах, проживавших у Южного моря (Тихий океан). Все открытия Колумба не приносили дохода испанской короне и были оценены по достоинству только в середине XVI века, после завоевания Мексики и Перу, откуда в Европу были привезены серебро и золото. Умер Колумб 20 мая 1506 года.

Одиссей – царь водной стихии

Именем этого древнегреческого мифологического царя сегодня называют всякое далекое странствие. Одиссей – первый знаменитый мореход и искатель приключений античности.

По-латыни его имя звучит как Улисс. Одиссей известен как участник Троянской войны, талантливый оратор, отважный и хитроумный мореплаватель, а также герой гомеровских “Илиады” и “Одиссеи”, где описаны его долгие путешествия и возвращение на родину. Одиссей царствовал на Кефалленийских островах – в Итаке, Заме, Закинфе, Дулихии, а также на Левкадском побережье. После рождения первенца от Пенелопы – Телемаха – его позвали принять участие в походе на Трою. Эскадра Одиссея из 12 кораблей отплыла из Итаки. Домой же он вернется только через 20 лет!

Образ Одиссея отражает эпоху, когда ахеяне (одно из греческих племен) стали путешествовать по морю, а их корабли уходили в долгие плавания. Именно Одиссею приписывают идею создания троянского коня. Он одним из первых вылез из коня в город и подал сигнал к штурму. После победы над Троей он направился в Грецию со своими 12 кораблями. Морское путешествие затянулось на много лет. Он посетил землю киконов, лотофагов, циклопов, Эола, лестригонов-каннибалов (после чего у него остался только один корабль), остров Ээю, где жила волшебница Цирцея, остров сирен. Затем Одиссей спускался в подземное царство к Тиресию, избежал страшных шестиголовых чудовищ Сциллу и Харибду. После пребывания на острове Гелиоса из всей команды выжил один Одиссей, его последнее пристанище – у нимфы Калипсо, которая держала пленника в неволе семь лет.

Возвратившись в Итаку, Одиссей оделся в лохмотья старика, чтобы его никто не узнал. Во время его отсутствия его верную жену Пенелопу атакуют женихи. Расправившись со всеми претендентами, Одиссей снова восседает на троне. Cмерть приходит к Одиссею от его сына от Цирцеи – Телегона, убившего отца по ошибке. По другим версиям, Одиссей умер в Этолии или Эпире.

Жак Ив Кусто – капитан “Калипсо”

Жак Ив Кусто – самый знаменитый океанограф современности, человек, изобретший “подводные легкие”,

пионер в области аквалангизма.

Француз Жак Ив Кусто родился 11 июня 1910 года в Бордо. В 20 лет окончил морскую академию и видел себя в будущем капитаном военного крейсера. Однако попал в тяжелую автомобильную аварию и проходил длительный курс восстановления. За это время изобрел очки для подводного плавания… Через восемь лет совершил свое первое погружение в воду, используя маску, трубку и ласты.

В 1943 году он испытал первый прототип акваланга, разработанный вместе с инженером Эмилем Ганьяном. В 1946 году было начато промышленное производство аквалангов. Кусто принадлежит и идея лодки-блюдца для подводной съемки. Мировую известность Кусто принесли его океанские экспедиции и подводные эксперименты, которые были показаны во многих странах мира. Его первый документальный фильм “18 метров под водой” был снят в 1943 году.

В 1950 году Жак Ив приобрел списанный британский миноносец. Он и стал легендарным “Калипсо” – судном, на котором Кусто и его команда совершали кругосветные путешествия и вели свои подводные исследования. В 1956 году в свет вышел фильм “Безмолвный мир”, снятый по его одноименной книге и собравший солидные призы на кинофестивалях: “Золотую пальмовую ветвь” в Каннах и “Оскар” в Голливуде.

Кусто написал множество книг, среди которых “Живое море”, “Калипсо” и кораллы”, “Чтобы не было в море тайн”, “Дельфины” и т.п. Жак Ив постоянно совершенствовал технику погружения при помощи не только акваланга, но и батискафа. В конце 50-х Кусто стал руководителем Океанографического института и музея в Монако. А в 60-е годы группа ученых под его руководством осуществила эксперименты по сооружению в зоне океанского шельфа и созданию первых подводных домов. В 1974 году им было основано общество “Кусто – исследовательская организация”. Один из наиболее известных его фильмов – документальный сериал “Подводный мир Жака Кусто” – был показан и в Казахстане. Кусто умер в возрасте 87 лет в 1997 году от инфаркта миокарда.

Юрий Сенкевич – любимый телепутешественник

Простой врач из Москвы стал самым знаменитым российским путешественником и телеведущим программы “Клуб путешественников”, попавшей в Книгу рекордов Гиннесса.

Юрий родился в семье потомственных врачей в Монголии. Выпускнику Ленинградской военно-медицинской академии предстояла насыщенная жизнь врача. Сенкевич участвовал в подготовке космонавтов и медицинском обеспечении космических полетов и спутников с животными на борту. Ему принадлежит идея посылать на орбиту кроме космонавта еще и врача. После чего Сенкевич был зачислен Королевым в отряд космонавтов.

А однажды собирали команду в Антарктиду, где условия были похожи на космические. Сенкевич был единственным холостяком, поэтому в снежную экспедицию отправили его. На станции “Восток” он провел почти год, изучал поведение человека в экстремальных условиях. С этой поездки и началась жизнь замечательного путешественника. Потом он совершил три экспедиции вместе со знаменитым мореходом Туром Хейердалом в 1969 году на папирусной лодке “Ра”, а затем и на “Ра-2”. По воспоминаниям Юрия Сенкевича “Ра” была некачественно построена, поэтому “во время плавания “Ра” начала превращаться в субмарину”. Позже, в 1977–1978 годах, Тур взял советского врача в экипаж “Тигриса” в экспедицию по Индийскому океану.

Карьеру телеведущего Сенкевич начал в 1973 году, когда его пригласили вести “Клуб кинопутешествий”. Впоследствии передача была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый продолжительный телевизионный проект. На телевидение он попал случайно – замещал в течение месяца ведущего, который был в отпуске, да так и остался – слишком полюбился зрителям. В начале 80-х участвовал в первой советской экспедиции на Эверест. Одну из самых любимых передач на советском и российском телевидении отличали глубина подачи материала и, конечно же, уникальный ведущий – человек с отважным сердцем. Его рассказами заслушивались миллионы телезрителей.

Он планировал свои поездки на год вперед и побывал в более 120 странах. Гостями его передач были такие известные путешественники, как Тур Хейердал, Жак Ив Кусто, Карло Маури, Бруно Вайлатти, Федор Конюхов, Яцек Палкевич и многие другие. 18 апреля 2002 года Сенкевич перенес инфаркт, а в апреле 2003 года попал в серьезную аварию. 25 сентября 2003-го Юрия Сенкевича не стало.

Фернандо Магеллан – искатель пряностей

Португалец Фернан ди Магальянш родился примерно в 1470 году. В честь него названы пролив, возвышенность и галактики – спутники Млечного Пути. Прежде чем предпринять свое первое путешествие, Магеллан поучаствовал в экспедициях в Индию, а также на полуостров Малакка (Малайзия), воевал в Марокко.

Однако свой собственный проект португалец был вынужден осуществлять в Испании, так как на родине не мог получить на него добро. Идея заключалась в прохождении к Молуккским островам (Малайский архипелаг в Индонезии) западным путем. 20 сентября 1519 года Магеллан отправился на поиски пряностей. Благодаря фанатичной вере в конце октября 1520 года он достиг узкого пролива, разделяющего континентальную Южную Америку и архипелаг Огненная Земля, которому впоследствии было присвоено его имя – Магелланов. Этот пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны, искали давно.

Южное море Магеллан назвал Тихим океаном, потому что он не испытал там ни малейшей бури, погода к нему была благосклонна. Пройдя пролив, экспедиция направилась к берегам Азии, и первым островом, который путешественники встретили после стодневного блуждания по Тихому океану, был филиппинской остров Себу. О нем Магеллан сказал: “Если есть рай на земле, то он здесь!”.

Погиб Магеллан в апрельской схватке на Филиппинских островах, пытаясь подавить восстание местного вождя. Островитяне так и не выдали тела капитана. Трудное путешествие было почти закончено, вот только Магеллан не смог вернуться домой и ощутить всю славу своего путешествия. Капитан Эль-Кано довел экспедицию Магеллана до конца. Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов. Также было установлено, что, огибая земной шар с востока на запад, выигрываешь сутки из-за вращения Земли.

Федор Конюхов – волк-одиночка

Легендарный мореплаватель современности Федор Конюхов – самый универсальный путешественник на планете.

Родился он 12 декабря 1951 года в селе Чкалово, в Украине. В детстве Федор часто ходил с отцом-рыбаком в Азовское море, а в 15 лет впервые на гребной лодке пересек Азовское море. Любовь к морю и путешествиям определила его будущее: он окончил Одесское мореходное и Ленинградское полярное училища по специальностям штурман-навигатор и судовой механик.

В 1977 году на яхте проплыл по маршруту Витуса Беринга и других мореходов в северной части Тихого океана. В составе группы Шпаро ходил на лыжах к Полюсу относительной недоступности, путешествовал по Баффиновой Земле в составе канадской экспедиции… В 1990 году самостоятельно отправился к Северному полюсу, в 1995-м – на Южный полюс. Не имея альпинистской подготовки, он в течение пяти лет взошел на горные вершины всех континентов: кавказский пик Эльбрус (5642 м), азиатский Эверест (8848 м), австралийскую гору Косцюшко (2230 м), южноамериканскую Аконкагуа (6960 м), африканскую Килиманджаро (5895 м), североамериканскую Мак-Кинли (6193 м) и антарктическую Винсон (5140 м). На его счету около сорока разнообразных походов – пеших, лыжных, велосипедных…

Федор Конюхов совершил четыре кругосветных плавания. Первая кругосветка состоялась в 1990–1991 годах на яхте “Караана”, вторая – в 1993–1994 годах на двухмачтовой яхте “Формоза” по экваториальному маршруту. Кстати, в районе Филиппин капитан попал в больницу, а пираты угнали его яхту на другой остров. Федор не растерялся, отыскал и вернул себе свое судно. Третью кругосветку он совершил в рамках международной парусной гонки в 1998–1999 годах. Четвертое путешествие завершилось в 2005 году.

Он первый человек в мире, покоривший пять полюсов нашей планеты: Северный (три раза) и Южный, Полюс относительной недоступности, Эверест (полюс высоты), мыс Горн (полюс яхтсменов-парусников). Конюхов – талантливый художник и писатель. О себе морской волк-одиночка говорит так: “Иду в плавание, потому что не могу без этого, океан – мой монастырь”. Сейчас Конюхов осуществляет одиночное безостановочное плавание вокруг Антарктиды, стартовав в январе этого года из Австралии.

Подготовила Марина ХЕГАЙ

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

четырехмесячное пребывание в океане.

Спущенная на воду "Джипси-Мот IV" оказалась недостаточно устойчивой, пришлось

добавить полторы тонны балласта.

Несмотря на все улучшения, произведенные до начала плавания, управление яхтой

при сильном ветре требовало значительных усилий. В шторм Чичестеру приходилось

упираться спиной в стенку кокпита и обеими ногами нажимать на румпель, чтобы

удерживать яхту на желаемом курсе. "Джипси-Мот IV", обошедшаяся синдикату столь

дорого, была формально отдана Чичестеру внаем за символическую сумму в один

Роуз решил отправиться в путь на три недели раньше Чичестера.

Чтобы из Великобритании проплыть вокруг света, нужно было пройти почти 30 тысяч

Крупные парусники направлялись из Англии на юго-запад. Используя пассаты, они

проходили в нескольких сотнях миль от побережья Европы и Африки, южнее мыса

Доброй Надежды, и проходили затем в район "ревущих сороковых". Так образно

моряки называют южные зоны Атлантического, Индийского и Тихого океанов, где

преобладают штормовые западные ветры. Благодаря этим ветрам путь в южном

полушарии под парусами вокруг земного шара является самым быстрым.

прибежал работник верфи с невероятной вестью: во время отлива "Шалунья"

сорвалась со швартовых. Произошла авария, в результате которой было раздроблено

несколько шпангоутов и нанесен ряд других повреждений.

Плавание к Австралии и соперничество с Чичестером стало невозможным. Роузу

пришлось перенести выход в рейс на целый год. Ему не оставалось ничего иного,

как пожелать другу счастливого кругосветного пути.

опасный Бискайский залив. В конце первой недели он заметил Мадейру - за

последующие 12 недель ему не доведется больше увидеть суши. На 21-й день пути он

отпраздновал день своего рождения.

100 ВЕЛИКИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ

ФРЭНСИС ЧИЧЕСТЕР

После 37 дней плавания через Атлантический океан на 25 градусе южной широты

Чичестер изменил курс на восточный и на пятидесятый день пути оказался в

нескольких сотнях миль от мыса Доброй Надежды.

Большая часть Индийского океана была уже позади, когда на яхте испортилось

автоматическое рулевое устройство. Отремонтировать его было невозможно, и с тех

пор Чичестеру пришлось последующие 27 дней для удержания "Джипси" на курсе

приспособить маленький стаксель, соединив его шкоты с румпелем. Австралийское

побережье мореплаватель увидел на 97 день путешествия, но шторм в Бассовом

плавания, Чичестер бросил якорь в порту Сиднея. Не удалось ему уложиться в 100

дней, то есть в то время, которое в среднем затрачивали быстроходные клиперы на

путь от Европы до Австралии.

Однако он стал первым человеком, совершившим одиночное кругосветное плавание. В

мае следующего года за свой подвиг он был произведен королевой Великобритании

Елизаветой II в рыцари с присвоением титула "сэр". Королева при этом

пользовалась тем же самым мечом и стояла примерно в том же самом месте, что и ее

предшественница Елизавета I, когда посвящала в рыцари знаменитого пирата и

путешественника сэра Фрэнсиса Дрейка.

"Джипси-Мот IV" стала музейным экспонатом и стоит в сухом доке рядом со всемирно

известным клипером "Катти Сарк" и флагманским кораблем Нельсона "Виктория", а

Фрэнсису Чичестеру в сентябре 1970 года исполнилось 69 лет. Казалось, теперь

можно почить на лаврах, нянчить внуков и быть почетным судьей в парусных гонках

самого высшего ранга. Но покой не был уделом Чичестера. На собственные средства

он построил (израсходовав около 30 000 фунтов стерлингов) "Джипси-Мот V", яхту

своей мечты, чтобы отправиться еще в один самостоятельный рейс и установить на

трансатлантической трассе среднесуточный пробег около 200 миль.

"Джипси-Мот V" была несколько больше своей предшественницы. Ее длина по

ватерлинии составляла 12,8 метра, парусность 214 квадратных метров. Теоретически

"Джипси" могла развивать скорость около 200- 217 миль в сутки. Разумеется, в

идеальных условиях плавания и под управлением яхтсмена высшего класса.

Для осуществления задуманного Чичестер выбрал наиболее выгодную трассу от

Португальской Гвинеи на западном побережье Африки до порта Сан-Хуан-дель-Норте в

Республике Никарагуа.

Расстояние по ортодромии из порта Бисау до Сан-Хуан-дель Норте составляет ровно

4000 миль. При среднесуточной скорости яхты в 200 миль на преодоление трассы

требовалось 20 дней, которые Чичестер и объявил своей спортивной целью. Получив

года. Однако

условия плавания в устье реки Геба и между островами Биягос оказались очень

трудными. Только на третий день "Джипси-Мот V" сумела отойти от африканского

побережья и достичь района пассатов, где ее скорость существенно возросла, а

Южное Пассатное течение ежедневно сокращало ее путь на 15-20 миль. Несмотря на

все усилия и максимальное использование парусов и погодных условий, яхта вошла в

ортодромии ровно 4000 миль. Вместо предполагаемых 20 дней плавание длилось на 36

часов дольше, вместо 200 миль Чичестер проходил только 186 миль за сутки.

Таким образом, его средняя скорость по всей трассе была 7,75 узла. И все же это

было великолепным достижением яхты, ведомой 70-летним яхтсменом-одиночником.

ТИМ СЕВЕРИН

ТИМ СЕВЕРИН

Этого человека можно отнести к новейшему поколению мореплавателей и

исследователей морских пространств. К концу XX века были исследованы практически

все уголки земного шара, с помощью спутников нанесены на карту все рифы, атоллы

и островки. И тем не менее море не перестало манить человека, он вступает в

единоборство с ним на самых экзотических судах.

Тим Северин стал не первым мореплавателем, который отправился в путь на

экзотическом судне прошлых эпох. Еще в конце прошлого века молодые норвежцы на

точной копии норманнского драккара достигли берегов Северной Америки. К юбилею

Колумба отправилась в путь и копия "Санта-Марии", но пускаться вплавь на кожаной

В ирландском эпосе имеются саги, повествующие об океанских плаваниях, об

открытии новых земель. Так, известный ирландский поэт Айд Светлый, живший в X

веке, сложил сагу о плавании в Атлантическом океане морехода Майль-Дуйна.

Порыв ветра унес суденышко от ирландских берегов. Подгоняемые ветром, плыли

Майль-Дуйн и его спутники от острова к острову, населенных фантастическими

существами, например муравьями величиной с жеребенка. Правда, среди рожденных

воображением существ и явлений в саге имеются и детали, связанные с реальными

событиями и наблюдениями. Так, обратный путь путешественникам указала морская

птица, обычная для ирландских прибрежных вод.

Несомненно, ирландские мореходы, наблюдая за поведением морских птиц, знали, что

некоторые из них, промышляя в открытом океане, к вечеру возвращались на сушу. В

ирландском эпосе имеется более раннее

сказание, конкретно отвечающее действительности. Речь идет о латинском тексте

"Навигацио Санкти Брендани, Аббатис" ("Плавание Святого Брендана, Аббата"),

повествующем о плавании в далекую западную заокеанскую страну.

Некоторые историки и географы полагали, что в тексте говорится о

трансатлантическом плавании, возглавляемом Бренданом, к берегам Нового Света в

VI веке н. э. Другие специалисты считали эту версию чистейшей выдумкой.

Возможно, вопрос о древних ирландских плаваниях к Новому Свету так и остался бы

не решенным, не займись им ирландский географ и писатель Тим Северин.

Анализируя текст о Брендане, он видел в нем отражение действительности, а

конкретные географические описания сближали текст с лоцией. Подробно говорилось

там и о ходе плавания, указывались время и пройденный путь. Тим Северин также

выяснил, что аббат Брендан - лицо историческое. Убеждение в реальности событий,

произошедших почти полторы тысячи лет назад, породило дерзкий замысел: повторить

на точной модели старинной кожаной ирландской лодки плавание Святого Брендана и

его спутников. Это было бы первым звеном, без которого трудно в дальнейшем

выстроить гипотезу о древнеирландских контактах Старого и Нового Света.

Тим Северин разыскал все сведения, позволившие ему воспроизвести модель судов,

существовавших во времена Брендана.

Непросто было решить вопрос о кожаной обшивке лодки. Даже специалисты

кожевенного дела сомневались в прочности и долговечности бычьих кож при

постоянном соприкосновении с морской водой. В аналогичном положении находился

знаменитый норвежский исследователь Тур Хейердал, когда ему говорили, что бревна

бальсы пропитаются водой и "Кон-Тики", сложенный из них, пойдет ко дну. Сколько

было споров о недолговечности и хрупкости папируса "Ра" и "Ра-Н", а также камыша

"Тигриса". Но и Тур Хейердал и Тим Северин были глубоко убеждены, что

ненадежные, с точки зрения современного человека, материалы не зря

использовались древними корабелами, за плечами которых стоял мно-говековый опыт

плавания на океанских просторах.

И все-таки обшивка из бычьих кож, обработанных, как в старину, дубовым

экстрактом и смазанная животным воском, не подвела Северина,

руководствовавшегося технологическими рецептами, содержащимися в тексте о

Брендане.

Также в соответствии с этим текстом был проложен "ступенчатый маршрут" через

Атлантический океан в суровых пятидесятых-шестидесятых широтах Северной

Атлантики.

Такой маршрут, хотя и с остановками на Фарерских островах и в Исландии,

представляется маршрутом высшей трудности для хорошо ос-

100 ВЕЛИКИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ

нащенных современных спортивных яхт со стальными корпусами, а уж для открытой

кожаной лодки с двумя прямыми парусами и подавно. Достаточно сказать, что эта

акватория на всей протяженности Атлантического океана считается наиболее

подверженной штормам. Во время них у берегов Ирландии зарегистрированы волны

высотой 18,5 метра, а наибольшая высота волн, измеренная к юго-западу от

Исландии, составляет 14 метров. Сколько мужества, хладнокровия и находчивости

потребовалось проявить Тиму Северину и его товарищам!

Сколько критических ситуаций встречалось мореплавателям на пути!

Безусловно, гидрометеорологические условия во времена Брендана были более

легкими, чем современные. Наукой установлено, что в раннем средневековье, когда

совершались ирландские плавания, климат в Северной Атлантике был теплее. Так,

температура воздуха в южной Гренландии была на 2-4° выше, чем сейчас, а ледовая

обстановка - значительно лучше. Плавучих морских паковых льдов древние

ирландские мореходы в летние месяцы практически не встречали на своем пути.

"Ступенчатый маршрут" ирландские мореходы проходили за семь лет. Пережидая

непогоду, они отстаивались на островах и отправлялись в дальнейший путь только в

хорошую погоду. Совсем другое дело, когда, пренебрегая непогодой, экипаж

"Брендана" стремился пройти этот путь как можно быстрее. Им для этого

понадобилось лишь два летних сезона.

Тим Северин ставил своей целью не только доказать, что староирландские кожаные

лодки обладали высокими мореходными качествами, но и уподобиться древним

мореходам. В частности, обойтись без современных мореходных инструментов. Вполне

возможно, что у древних ирландских мореплавателей были какие-то приспособления

для ориентировки в открытом океане, но об этом мы сейчас ничего не знаем. Было

не совсем попятно, как они ориентировались без магнитного компаса.

Однако несколько десятилетий назад датские археологи обнаружили во время

раскопок монастыря гренландских норманнов часть солнечного компаса, заменявшего

викингам магнитный. Не исключено, что у древних ирландских мореплавателей было

нечто подобное.

Вместе с тем известно, что, например, древние полинезийские мореплаватели могли

ориентироваться в центре Тихого океана по звездному небу, направлению волн и

течений. Знали они и о поведении морских животных и птиц.

Почему бы не предположить, что ирландские мореходы были также вполне сведущи в

астрономии; ведь еще в глубокой древности на Британских островах кельтами были

построены обсерватории.

Вскоре после завершения экспедиции на "Брендане" Тимом Севери-ном завладела

новая идея, связанная со средневековым арабским мореходством. В VII-XIV веках

арабские морские торговые пути охватывали

ТИМ СЕВЕРИН

значительную часть Индийского океана. Уже в VIII веке арабские купцы появились в

Китае, на Яве, на восточном берегу Африки, на Мадагаскаре Несколько позже

параллельно со знаменитым сухопутным "шелковым путем", связывающим Ближний и

Дальний Восток, арабами был проложен и морской "шелковый путь" от Персидского

залива до Южною Китая.

Историки полагают, что плавания по этому второму "шелковому пути" нашли

отражения в арабских сказках "Тысячи и одной ночи", составной частью которых

являются сказки о семи путешествиях Синдбада.

"Путешествия Синдбада", основанные на рассказах арабских моряков и купцов,

существовали самостоятельно, до того как вошли в состав "Тысячи и одной ночи"

Академик И.Ю. Крачковский отмечает, что рассматривать "Путешествия Синдбада"

только как волшебную сказку, действие которой развивается вне времени и

пространства, теперь нельзя. Разделяя это мнение, Тим Северин провел

географический анализ этой сказки, нашел глубокие связи с реальными событиями,

происходившими тысячелетие назад. Он прокладывал свой маршрут по следам

Синдбада-морехода от берегов Аравии через Индию, Цейлон, Суматру и Малайзию.

Завершение маршрута было назначено в Гуанчжоу, в устье реки Сицзян. Изучив

древние рукописи, содержащие рисунки и описание арабских судов тысячелетней

давности, Тим Северин приступил к постройке парусника "Сохар", названного в

честь некогда оживленного древнего арабского порта на берегу Аравийского

полуострова, где средневековые купцы нанимали корабельных плотников. В наши дни

Сохар входит в состав Омана, султаната на южной оконечности полуострова.

Для того чтобы найти подходящий материал для корпуса и мачт парусника, Северин

отправляется в Индию, в юго-западный штат Керала. Там, в глубине джунглей,

лесорубы свалили ему несколько стволов и доставили на слонах на побережье.

Массивные обтесанные бревна погрузили на судно, направлявшееся в оманский порт

Сур, не забыли захватить и бамбук, из которого арабские судостроители

изготовляли корабельные гвозди.

В ноябре 1981 года "Сохар" с парусами, сшитыми на старинный лад, был готов к

отплытию. Основу экипажа "Сохара" составляли оманские моряки. На борту арабского

парусника было также несколько ученых из европейских стран.

Плавание в "море муссонов", как образно называют северную часть Индийского

океана, если бы не удушливая жара, проходило несравненно благоприятнее, чем в

Северной Атлантике.

Случалось "Сохару" выходить на оживленные морские пути, встречаться с

супертанкерами, лайнерами, рудовозами. Приходилось непрерывно нести вахту, чтобы

не попасть под киль гигантского судна. В свою

100 ВЕЛИКИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ

очередь, штурманы и вахтенные проходящих судов с высоты рулевой рубки с

удивлением взирали на треугольные паруса суденышка из "Тысячи и одной ночи"

Намеченный маршрут был изменен лишь однажды, и то незначительно: "Сохар" не стал

заходить на собственно Суматру, ограничившись близлежащим Сингапуром. Семь с

половиной месяцев проходило плавание "Сохара".

Из арабских источников следует, что средневековые арабские купцы проходили путь

за три года. Но на то они и купцы, ведь в каждом портовом городе они занимались

торговлей.

Последним предприятием Северина было путешествие на точной копии

древнегреческого судна по маршруту древних аргонавтов. Судно "Арго" с

интернациональным экипажем показало блестящие мореходные данные и достигло

берегов древней Колхиды, побережья современной Грузии. Этот визит превратился в

настоящий праздник для всей грузинской земли.

Тим Северин, исследователь и географ, посвятивший себя реконструкции древних

морских путей различных народов и в разных частях света, снова взялся за перо.

Куда-то он отправится в следующий раз?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамов Я В Колумб. 1891г. Амундсен. Собрание соч. Т. 1-5. Л., 1936 -1939 г.

Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. СПб., 1865 г.

Аусвейт Л. Как открывали земной шар. М., 1939 г.

Бадигин К. С. Три зимовки во льдах Арктики. М., 1960 г.

БекерДж. История географических открытий. М., 1950 г.

Берг Л. С. История русских географических открытий. М., 1962 г.

Бомбар Ален За бортом по своей воле М., 1964 г.

Бугенвиль Л А. Кругосветное путешествие на фрегате "Будез". М.,

Варшавский А. С. Путешествие Дюмон-Дюрвиля. М., 1977 г.

Берн Жюль. История великих путешествий М., 1993 г.

Берн Жюль. Открытие материка. СПб., 1907 г.

Владимиров В.Н. Дж. Кук. М., 1938 г.

Вселенная и человечество. Под ред. Крамнера. Т. № 3,4. Спб., 1904 г.

Воскобойников В.М. Зов Арктики. М., 1955 г.

Гехтман Г.Н Выдающиеся географы и путешественники. Тбилиси,

Гильдер У.Г. Во льдах и снегах. СПб., 1898 г.

Гловацкий В. Увлекательный мир парусов. М., 1981 г.

Гюнтер 3. Век великих открытий. СПб., 1903 г.

Де-Фер Г. Плаванье Баренца. М., 1936 г.

Дмитриев В.И БутаковА.И. М., 1955 г.

Дьяконов М. А. Амундсен. М., 1937 г.

Дюмон-Дюрвиль. Путешествие вокруг света. СПб., 1843 г.

Коцебу О.Е. Путешествие вокруг света 1823-26 г. СПб., 1828 г.

Кунин К. Васко да Гама. М., 1932 г.

Кусто Ж-Ив. Блистательный пират. М., 1996 г.

Литке Ф.П. Путешествие вокруг света 1826-1829 г. СПб., 1836 г

Лялина М. Русские мореплаватели арктические и кругосветные. СПб., 1904 г.

Магидович И П История открытия и исследования Центральной и Южной Америки. М,

Магидович И.П. История открытия и исследования Северной Америки. М., 1965 г.

Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. М., 1967 г.

Малаховский К.В. Трижды вокруг света. М., 1989 г.

100 ВЕЛИКИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ

Малаховский К.В. История жизни капитана Флиндерса. М., 1985 г.

Меллери Т.Е. Фицрой - капитан "Бигля". Л., 1975 г.

Митчелл Мейрин. Эль Кано. Первый кругосветный мореплаватель. М., 1977 г.

Море. М., 1960 г.

Мюллер В.К. Пират королевы Елизаветы. СПб., 1993 г.

Путешествия вокруг света, составленные из путешествий Магелана, Тасмана,

Дампиера и пр. СПб., 1836 г.

Путешествие в Северный и Тихий океан под начальством капитанов Кука, Клерка и

Гора. СПб., 1805 г.

Путешествие в Южное море французского флота капитана Жана Сюрвиля. СПб., 1797 г.

Путешествие вокруг света 1803-1806 г. Юрия Лисянского. СПб.,

Путешествие Чарльза Дарвина кругом света и по Южной Америке.

СПб., 1895 г.

Путешествия Христофора Колумба. М., 1950 г.

Ровинский В.И. Мятежный корабль. М., 1957 г.

Русаков B.C. Русские Колумбы и Робинзоны. М., 1903 г.

Русские мореходы в Ледовитом и Тихом океанах. Л-М., 1952 г.

Свет Я.М. История открытия и исследования Австралии и Океании. М., 1966 г.

Свет Я.М. Колумб. М., 1973 г.

Северин Тим. Путешествие на "Брендане". М., 1983 г.

Сенкевич Ю.А. Их позвал горизонт. М., 1987 г.

Симпсон К. Чичестер - вояж века. М., 1969 г.

Страбон. География. М., 1994 г.

ТомсонД.О. История древней географии. М., 1953 г.

Трешников Л. Ф. Руал Амундсен. Л., 1976 г.

300 путешественников и исследователей. М., 1966 г.

Фиске Джон. Открытие Америки. В 2-х томах. М., 1892-1893 г.

Харт Г. Морской путь в Индию. М., 1959 г.

ХеннингР. Неведомые земли. М., 1961 - 1963 г.

Цвейг С. Америго. Повесть об одной географической ошибке. М.,

Чернов А.А. Планы и свершения капитана Кусто. Природа. 1965 г. Якоби Арнольд.

Сеньор Кон-Тики. М., 1970 г.

И НЕ БУДЕТ БОЛЕЕ ВОДА ПОТОПОМ... ОТКРЫТИЯ ДРЕВНИХ ВРЕМЁН

ЯСОН, ОДИССЕЙ, ЭНЕЙ; ЕГИПТЯНИН ХАННУ; ГАННОН КАРФАГЕНЯНИН; ПИФЕЙ; НЕАРХ; ЕВДОКС;

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ОТКРЫТИЯ (ДО КОЛУМБА)

ПУТЕШЕСТВИЕ СВЯТОГО БРЕНДАНА; ЭРИК РЫЖИЙ И ТОРФИН КАРЛСЕФНИ; БРАТЬЯ ВИВАЛЬДИ;

ГЕНРИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЬ; АЛЬВИЗЕ КАДАМОСТО; ДИОГОКАН; БАРТОЛОМЕ УДИАШ;

ЭПОХА ВЕЛИКИХ ОТКРЫТИЙ (ДО СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА)

ВАСКО ДА ГАМА; ПЕДРО-АЛЬВАРЕШ КАБРАЛ; ХРИСТОФОР КОЛУМБ; АМЕРИГО ВЕСПУЧЧИ; АЛОНСО

ДЕ ОХЕДА; ВИСЕНТЕ ПИНСОН-МЛАДШИЙ; ГАШПАР И МИГЕЛЬ КОРТИРИАЛЫ; ФЕРНАНДО МАГЕЛЛАН;

ЭЛЬ-КАНО; ДЖОН КАБОТ И СЕБАСТЬЯН КАБОТ; АНТОН АЛАМИНОС И ПОНСЕ ДЕ ЛЕОН;

ЭКСПЕДИЦИЯ УИЛ ЛОУБИ И ЧЕНСЛОРА; ДЖОВАННИ ДЕ ВЕРАЦЦАНО; ЖАК КАРТЬЕ; ДЖОН ДЕЙВИС;

МАРТИН ФГОБИШЕР; АЛЬВАРО МЕНДАНЬЯ; ПЕДРО ФЕРНАНДЕС ДЕ КИРОС; ЛУИС ДЕ ТОРРЕС;

ФРЭНСИС ДРЕЙК; БИЛЛЕМ БАРЕНЦ; ГЕНРИ ГУДЗОН; ТОМАС БАТТОН; РОБЕРТ БАЙЛОТ И УИЛЬЯМ

БАФФИН; УИЛЬЯМ БАФФИН. ЯКОБ ЛЕМЕР И БИЛЛЕМ СХАУТЕН;

ОТКРЫТИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (СЕРЕДИНА XVII - КОНЕЦ XVIII ВЕКА)

СЕМЁН ДЕЖНЁВ; УИЛЬЯМ ДАМПИР; ЯКОБ ГОГГЕВЕН; ПЁТР I; ВИТУС БЕРИНГ; АЛЕКСЕЙ

ЧИРИКОВ; СТЕПАН МАЛЫГИН; ИВАН ФЁДОРОВ И МИХАИЛ ГВОЗДЕВ; ВАСИЛИЙ ПРОНЧИЩЕВ И

СЕМЁН ЧЕЛЮСКИН; ХАРИТОН ЛАПТЕВ; ДМИТРИЙ ЛАПТЕВ; ДЖОН БАЙРОН; СЭМ ЮЭЛУОЛЛИС;

ФИЛИПП КАРТЕРЕТ; РОБЕРТ ГРЕЙ; ДЖЕЙМС КУК; ЖАН СЮРВИЛЬ; ВАСИЛИЙ ЧИЧАГОВ; ЛУИ ДЕ

БУГЕНВИЛЬ; УИЛЬЯМ БЛАЙ; ДЖОРДЖ ВАНКУВЕР; ЖАН ФРАНСУА ЛАПЕРУЗ; ЖОЗЕФ Д"АНТРКАСТО;

ЭТЬЕН МАРШАН; ПЁТР КРЕНИЦЫН И МИХАИЛ ЛЕВАШЕВ; ГАВРИИЛ САРЫЧЕВ; МЭТЬЮ ФЛИНДЕРС;

НИКОЛА БОДЕН;

ОТКРЫТИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XIX ВЕК)

ЖЮЛЬ ДЮМОН-ДЮРВИЛЬ; УИЛЬЯМ БИЧИ; ИВАН КРУЗЕНШТЕРН И ЮРИЙ ЛИСЯНСКИЙ. ВАСИЛИЙ

ГОЛОВИН; ФАДДЕЙ БЕЛЛИНСГАУЗЕН; МИХАИЛ ЛАЗАРЕВ; ОТТО КОЦЕБУ; ФЁДОР ЛИТКЕ; ПЁТР

ПАХТУСОВ; ГЕННАДИЙ НЕВЕЛЬСКОЙ; ФИЦРОЙ И ДАРВИН; ДЖЕЙМС УЭДДЕЛЛ; ДЖОН БИСКО; ДЖОН

И ДЖЕЙМС РОССЫ; ДЖОН ФРАНКЛИН; РОБЕРТ МАК-КЛУР; ЭДУАРД БЕЛЧЕР; АЛЕКСЕЙ БУТАКОВ;

ОТТО СВЕРДРУП; НИЛЬС НОРДЕНШЕЛЬД; ДЖОРДЖ ДЕ-ЛОНГ; СТЕПАН МАКАРОВ; ФРИТЬОФ

НОВЕЙШИЕ ОТКРЫТИЯ (XX ВЕК)

РУАЛ АМУНДСЕН; ВЛАДИМИР РУСАНОВ; КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ БАДИГИН; ГЕНРИ ЛАРСЕН;

ОТТО ЮЛЬЕВИЧ ШМИДТ; АЛЕН БОМБАР; ХЕИЕРДАЛ; ЖАК-ИВ КУСТО; ФРЭНСИС ЧИЧЕСТЕР; ТИМ

Одним из важных этапов в истории развития человечества является эпоха первооткрывателей. Карты с нанесенными на них и морями уточняются, совершенствуются корабли, а предводители отправляют своих моряков захватывать новые земли.

Вконтакте

Особенность эпохи

Термин «великие географические открытия» условно объединил исторические события, начиная с середины 15 века и завершая серединой 17-го. Европейцы активно занимались исследованием новых земель.

Для возникновения этой эпохи существовали свои предпосылки: поиск новых торговых путей и развитие мореплавания. До 15 века англичанам уже были известны Северная Америка с Исландией. В историю вошли многие известные путешественники, среди которых был , Афанасий Никитин, Рубрик и другие.

Важно! Начал великую эпоху географических открытий принц Португалии Генрих Мореплаватель, произошло это событие в начале 15 века.

Первые свершения

Географическая наука того времени была в серьезном упадке. Мореплаватели-одиночки пытались делиться своими открытиями с общественностью, но это не давало результатов, да и вымысла в их историях было больше, чем правды. Данные о том, что и кто открыл в море или на прибрежной полосе, терялись и забывались, никто давно не обновлял карты. Выходить в море шкиперы просто боялись, ведь навыками навигации владели не все.

Генрих построил цитадель возле мыса Сагреш, создал школу навигации и отправлял экспедиции, собирая сведения о ветрах в море, дальних народах и берегах. Период великих географических открытий начался с его деятельности.

Среди открытий португальских путешественников числятся:

  1. Остров Мадейра,
  2. Западный берег Африки,
  3. Острова Зеленого мыса,
  4. Мыс Доброй надежды,
  5. Азорские острова,
  6. Река Конго.

Зачем нужно было находить новые земли

В список причин наступления эпохи мореплавания входят:

  • активное развитие ремесел и торговли;
  • рост городов Европы в период 15 -16 веков;
  • истощение известных рудников по добыче драгоценных металлов;
  • развитие морской навигации и появление компаса;
  • прерывание экономических связей Южной Европы с Китаем и Индией после того, как .

Важные моменты

Значимые периоды, которые вошли в историю, времена, когда известные путешественники совершали свои походы и экспедиции:

Эпоха великих географических открытий началась в 1492 году, когда открыли Америку;

  • 1500 год – исследование устья Амазонки;
  • 1513 — Васко де Бальбоа открывает Тихий океан;
  • 1519-1553 – завоевание Южной Америки;
  • 1576-1629 – походы русских в Сибирь;
  • 1603-1638 – исследование Канады;
  • 1642-1643 – посещение Тасмании и Новой Зеландии;
  • 1648 – изучение Камчатки.

Завоевание Южной Америки

Испанские и португальские мореплаватели

Одновременно с португальцами морские путешествия начинают предпринимать известные путешественники Испании. , обладая хорошими знаниями в области географии и навигации, предложил правителям страны достичь Индии другим путем, следуя на запад через Атлантический океан. Тому, кто открыл позже много новых земель, дали три каравеллы, на которых отважные моряки вышли из порта 3 августа 1492 году.

Уже к началу октября они прибыли к первому острову, который стал именоваться Сан-Сальвадор, позже ими были открыты Гаити и Куба. Это было плодотворное путешествие Колумба, в результате которого на карту были нанесены Карибские острова. Потом были еще два, указавших путь к Центральной и Южной Америке.

Христофор Колумб – загадочная личность

Сначала он посетил остров Кубу, а уже потом открыл Америку. Колумб удивился, встретив на острове цивилизованный народ, который обладал богатой культурой, занимался выращиванием хлопка, табака и картофеля. Города украшали большие статуи и крупные постройки.

Интересно ! Имя Христофора Колумба знает каждый. Однако о его жизни и путешествиях известно совсем немного.

О рождении этого легендарного мореплавателя спорят до сих пор. Несколько городов претендуют на то, чтобы считаться родиной Колумба, но доподлинно это уже не выяснить. Он участвовал в походах на кораблях по Средиземному морю, а позже из родной Португалии отправлялся в крупные экспедиции.

Фердинанд Магеллан

Магеллан был тоже родом из Португалии. Родился в 1480 году. Рано остался без родителей, пытался самостоятельно выжить, работая посыльным. Его с детства привлекало море, манила жажда путешествий и открытий.

В 25 лет Фердинанд впервые отправился в плавание. Он быстро обучился морской профессии, оставаясь у берегов Индии, и вскоре стал капитаном. Желал вернуться на родину, рассказывая о выгодном сотрудничестве с Востоком, но добился результата лишь с приходом к власти Карла Первого.

Важно! Эпоха великих географических открытий началась в середине 15 века. Магеллан предупредил ее наступление, совершив кругосветное путешествие.

В 1493 году Магеллан возглавляет экспедицию к западу от Испании. У него есть цель: доказать, что находящиеся там острова принадлежат его стране. Никто не думал, что путешествие станет кругосветным, и мореплаватель обнаружит много нового на своем пути. Тот, кто открыл путь в «Южное море», не вернулся домой, а погиб на Филиппинах. Его команда прибыла на родину лишь в 1522 году.

Русские первооткрыватели

В стройные ряды прославленных европейских мореплавателей встали представители России и их открытия. Большой вклад в совершенствование карты мира внесли несколько выдающихся личностей, о которых стоит знать.

Фаддей Беллинсгаузен

Беллинсгаузен был первым, кто отважился возглавить экспедицию к неизведанным берегам Антарктиды, причем кругосветную. Произошло это событие в 1812 году. Мореплаватель ставил целью доказать или опровергнуть наличие шестого по счету материка, о котором ходили лишь разговоры. Экспедиция пересекла Индийский океан, Тихий, Атлантику. Ее участники внесли большой вклад в развитие географии. Экспедиция под командованием капитана 2-го ранга Беллинсгаузена продлилась 751 день.

Интересно! Ранее совершались попытки добраться до Антарктиды, но все они потерпели неудачу, лишь русские известные путешественники оказались более везучими и упорными.

Мореплаватель Беллинсгаузен вошел в историю как открыватель многих видов животных и более 20 крупных островов. Капитан был одним из немногих, кто сумел отыскать свой путь, идти по нему и не разрушать преграды.

Николай Пржевальский

Среди русских путешественников был тот, кто открыл большую часть Центральной Азии. Николай Пржевальский всегда мечтал побывать в неизведанной Азии. Его манил этот континент. Мореплаватель возглавил каждую из четырех экспедиций, которые исследовали Центральную Азию. Любопытство привело к открытию и изучению таких горных систем, как Кунь-Лунь и хребты Северного Тибета. Были исследованы истоки рек Янцзы и Хуанхэ, а также Лоб-нора и Куху-нора. Николай был вторым после Марко Поло исследователем, который добрался до Лоб-нора.

Пржевальский, как другие /путешественники эпохи великих географических открытий, считал себя счастливым человеком, потому что судьба подарила ему возможность исследовать загадочные страны азиатского мира. В его честь названы многие виды животных, описанные им во время своих путешествий.

Первая русская кругосветка

Иван Крузенштерн и его коллега Юрий Лисянский прочно вписали свои имена в историю великих открытий в географии. Они возглавили первую экспедицию вокруг земного шара, продлившуюся больше трех лет – с 1803 по 1806 годы. За этот период мореплаватели на двух кораблях прошли Атлантику, проплыли через мыс Горн, после чего по водам Тихого океана прибыли к Камчатке. Там исследователи изучили Курилы и Сахалинский остров. Было уточнено их побережье, а также внесены на карту данные о всех водах, в которых побывала экспедиция. Крузенштерн составил атлас по Тихому океану.

Экспедиция под командованием адмирала стала первой, которая пересекла экватор. Это событие было отпраздновано с соблюдением традиций.

Исследование материка Евразия

Евразия – огромный континент, но единственного человека, который бы ее открыл назвать проблематично.

Удивление вызывает один момент. Если с Америкой и Антарктидой все понятно, прославленные имена великих мореплавателей надежно вписаны в историю их существования, то лавры, человеку, открывшему Европу, так и не достались, потому что его просто нет.

Если отбросить поиски одного мореплавателя, то можно перечислить много имен, которые внесли вклад в изучение окружающего мира и принимали участие в экспедициях по материку и его прибрежной зоне. Европейцы привыкли считать только себя исследователями Евразии, но азиатские мореплаватели и их открытия по своему масштабу ничуть не меньше.

Историкам известно, кто из русских писателей совершил кругосветное путешествие, кроме прославленных мореплавателей. Им был Иван Гончаров, который участвовал в экспедиции на военном парусном корабле. Его впечатления о поездке вылились в большое собрание дневников с описанием дальних стран.

Значение картографии

Люди с трудом могли передвигаться по морю без хорошей навигации. Ранее их основным ориентиром было звездное небо ночью и солнце — днем. Многие карты в период великих географических открытий были зависимы от неба. С 17 века сохранилась карта, на которой ученый нанес все известные прибрежные зоны и материки, но вот Сибирь и Северная Америка остались неизвестными, потому что никто не знал, какое до них расстояние и как далеко распространяются сами континенты.

Самыми насыщенными по информации были атласы Герарда ванн Кёлена. Капитаны и известные путешественники, пересекающие Атлантику, были благодарны за нанесение на карту подробностей об Исландии, Голландии и Лабрадоре.

Необычные сведения

В истории сохранились интересные факты о путешественниках:

  1. Джеймс Кук стал первым человеком, которому удалось побывать на всех шести континентах.
  2. Мореплаватели и их открытия изменили облик многих земель, так Джеймс Кук завез на острова Таити и Новой Зеландии овец.
  3. Че Гевара до своей революционной деятельности был любителем гонять на мотоцикле, он совершил тур в 4 тысячи километров, объехав Южную Америку.
  4. Чарльз Дарвин путешествовал на корабле, где написал свой самый большой труд по эволюции. Но мужчину брать на борт не хотели, а дело было в форме носа. Капитану казалось, что такой человек не сможет справиться с длительной нагрузкой. Дарвину пришлось быть вне команды и купить себе обмундирование самостоятельно.

Эпоха Великих географических открытий 15 17 вв

Великие первооткрыватели

Вывод

Благодаря героизму и целеустремленности мореплавателей люди получили ценные сведения о мире. Это послужило толчком ко многим изменениям, способствовало развитию торговли, промышленной сферы, укреплению взаимосвязей с другими народами. Самое главное – было практическим путем доказано, что имеет округлую форму.