» » Город горгиппия. Древнегреческий город Горгиппия — современная Анапа

Город горгиппия. Древнегреческий город Горгиппия — современная Анапа

В наше время Анапа выглядит настолько стильным и современным курортом, что туристы, особо не увлекающиеся историей, даже не подозревают, что раньше здесь находился древнегреческий город Горгиппия, один из самых богатых городов Боспорского царства. Возведён он был во второй половине VI века до н.э. и успешно процветал около десяти веков, пока во время одного из набегов враги не сожгли его дотла, и жизнь в нём медленно угасла.

Расположена Горгиппия в Анапе на северо-восточном побережье Чёрного моря в центре одного из самых знаменитых курортов России на западе Краснодарского края.

Вначале городище называлось иначе – Синдская гавань (поначалу тут проживали представители племени синдов, а уже потом поселились греки) и существовало оно как независимое город-государство, имеющее хорошо налаженные связи с близлежащими поселениями – Пантикапеем, Батой, Гермонассом, Фанагорией.

Нет ничего удивительного в том, что некоторое время спустя, в IV ст. до н.э., греческие колонии, расположенные вдоль северного побережья Чёрного моря, решили объединиться в одно государство – Боспорское царство. В результате этого Синдская гавань была переименована в честь брата царя Горгиппа, которого назначили здесь наместником.

Горгиппия оказалась не просто торговым и ремесленным центром, которым являлась до сих пор, но и пограничной крепостью, а в скором времени стала одним из самых важных и богатых городов региона (город был до того успешен, что даже имел право чеканить собственные монеты – серебряные драхмы).

Город-музей

Остатки этого городища в наше время можно увидеть в музее Анапы, площадь которого занимает около 2 га. Прежде всего это фундаменты древних кварталов, датированные II-III ст. н.э., магистраль, колодцы, винодельня, остатки оборонных фортификаций. Здесь можно увидеть фрагменты облицовочных материалов святилищ и колонн городища, саркофаги и надгробные плиты.

Здесь же обустроен крытый музей, в выставочных залах которого хранятся найденные статуэтки, скульптуры из мрамора, расписная посуда, амфоры, монеты, оружие.

Внешний вид города

Несмотря на то что в настоящее время от жилых построек города остались лишь подвалы, учёным и историкам всё же удалось более-менее установить, как выглядела Горгиппия несколько тысячелетий тому назад. Работа археологов оказалась непростой, поскольку застроена Анапа очень плотно, а раскопки можно проводить лишь там, где ведётся строительство или во дворах современных домов.

Горгиппия была невелика – её площадь составляла 38 га (0,38 км. кв.), а ширина главной улицы была около восьми метров. Главная магистраль города тянулась вдоль побережья, вплотную подходила к городским воротам, а за пределами Горгиппии вела к широкому торговому пути, который объединял Крым с Кавказским перевалом.

Первые шесть веков своего существования улицы Горгиппии были вымощены булыжниками и обломками глиняных кувшинов (на найденных мостовых этого типа сохранились следы от проезжавших повозок).

Дороги более позднего периода, относящиеся к I-III ст. н.э. были выложены из огромных плоских камней, положенные на слой из глины и щебня. Это покрытие оказалось настолько прочным, что ехавшие по ней во время раскопок самосвалы, груженные землёй, не причинили ему ни малейшего вреда.


Строили жители дома в основном вдоль побережья. Дома простых жителей города были возведены из глины. Более богатые обитатели при строительстве своих жилищ использовали камень, обожжённые кирпичи и черепицу. Окна домов затягивали бычьими пузырями.

Дома знати были расположены в центре города, на главной площади. Горгиппия содержала небольшие постройки. Здания были невысокими, имели не больше двух этажей и состояли из трёх-четырёх комнат. На первых этажах находились, скорее всего, лавки или ремесленные мастерские.

Интересно, что древние архитекторы при постройке Горгиппии предусмотрели систему водопроводов и водостоков – один из таких каналов был обнаружен во время раскопок: он шёл вдоль одной из улиц, подходил к отстойному колодцу, в котором процеживалась вода, в результате чего на дне оставался мусор, а очищенная вода выводилась в море.

Горгиппия была поделена на кварталы, в каждом из которых жила определённая категория населения – лучше всех сохранились кварталы гончаров: во время раскопок были найдены многочисленные амфоры, посуда, статуэтки.


В городе был также обнаружен ряд производственных комплексов (практически все найденные предметы можно увидеть на территории обустроенного здесь музея):

  • цистерны, в которых засаливали рыбу;
  • помещения с давильными площадками, в которых изготавливали вино, а в них – бочки вместимостью около 6 т;
  • гончарные печи;
  • были даже найдены следы металлургического производства.

Склепы

В семидесятых годах прошлого века во время строительства в Анапе был найден уникальный памятник эллинской культуры – расписная усыпальница греческих аристократов, который исследователи назвали «Склепом Геракла». Вырублена она была в скальном грунте и находилась в метре от земной поверхности (при этом высота стен составляла более трёх метров).

Стены гробницы были сделаны из однотонных каменных блоков, а свод сконструирован так, что без труда выдерживал тяжёлое перекрытие. Попасть в усыпальницу можно было через колодец (через него вниз как раз и были спущены саркофаги). После чего вход в каменный колодец надёжно закрыли и засыпали галькой (к сожалению, это не остановило грабителей, которые смогли пробраться в склеп, вытащить и ограбить усопших, а также вынести из усыпальницы всё ценное).

Единственное, что они не смогли захватить с собой, так это уникальные настенные фрески, выполненные природными красками. Большинство из них сейчас в Москве на реставрации, а вот саркофаги хранятся в Анапском музее.

Стены над полом по всему периметру усыпальницы опоясывала полоса красного цвета, а над входом была нарисована разная растительность, пёстрые круги и сцены охоты. Выше расположена ещё одна полоса с большими красными овалами или зигзагами. Между овалами нарисованы были колонны с декорированными капителями. Над этой полосой висела драпировочная ткань с бахромой и кистями, а над тканью были нарисованы картины, рассказывающие о 12 подвигах Геракла, из-за которых склеп и получил своё название.

Рядом с историями о жизни греческого полубога – рисунок, изображающий трапезу: за столом сидел бородатый мужчина, по бокам от него находились две женщины в покрывалах и два молодых человека. Также в усыпальнице был ещё один рисунок, изображающий сидящих женщину и мужчину, возле которых стоит юноша. Вокруг этих фигур – деревья, павлины, черепахи, а над головами пары можно заметить круг со змеёй. На потолке усыпальницы нарисован круг с орнаментальной каймой, в центре которого находится разноцветная шестилепестковая розетка.

Интересно, что усыпальница эта оказалась не одна: рядом со «Склепом Геракла» исследователи обнаружили ещё одну гробницу с двумя саркофагами (грабители о ней не знали, а потому не ограбили). В первом саркофаге был похоронен знатный горгиппиец, а во втором – две девочки (об их социальном положении свидетельствовали найденные тут же золотые украшения и другие декоративные погребальные предметы).

Крушение

О том, кто разрушил Горгиппию, Гермонасс и другие города Боспорского царства, письменных свидетельств до нас не дошло. Во втором веке город после жестоких боёв на какое-то время оказался под властью Римской империи, затем в начале третьего столетия сюда вторглись готы, а сам город почти полностью сгорел во время пожара после 238 года.


Несмотря на то что местные жители, уцелевшие во время бедствия, смогли восстановить разрушенные жилища, возвести разрушенные оборонные стены не смогли: денег и сил на строительные работы после многочисленных набегов у них не осталось. Через сто лет на эту территорию пришли гунны, и история о жизни и процветании городов Боспорского Царства оказалась завершена.

Далеко за пределами Краснодарского края известны город-курорт Анапа и станица Тамань (найди их на карте)

Прогуливаясь по их набережной, наши современники, сами того не ведая, ступают по земле, история которой уходит в далекое прошлое.

В VI в. до н. э. на берегах Черного (греки называли его Понт Эвксинский) и Азовского (Метотиды) морей стали появляться греки, создавая большие поселения (или колонии).
Они были искусными мореплавателями и занимались торговлей, поэтому часто совершали дальние путешествия на своих кораблях. Селиться они предпочитали рядом с местным населением, чтобы можно было с ними торговать.

В IV в. до н. э. из этих колоний было образовано Боспорское царство (смотрим ленту времени в тетради) со столицей Пантикопеей (современный город Керчь).

Фанагория (поселок Сенной) была основана примерно в 542 г. до н. э.

В IV в. до н. э. Фанагория была включена в состав Боспорского царства и служила второй (после Пантикапея) столицей Боспорского царства и процветающих торговым центром.
В античное время Фанагория выглядела как типичный древнегреческий город.

Он был окружен мощными крепостными стенами, на вымощенных улицах и площадях располагались бронзовые и мраморные статуи, имелось множество колодцев, выложенных камнем. В центральной части города находились храмы, театр, различные общественные здания, а также богатые частные дома. На окраине Фанагории имелся даже квартал гончаров, который назывался Керамик.
Основу экономики Фанагории составляли земледелие, виноградарство и виноделие, а также большую роль играла торговля с населением Прикубанья, с городами Причерноморья и Среднеземноморья. Через город переправлялись различные товары: одежда, ювелирные изделия, вино. У торговцев из Греции особым спросом пользовались рыба, хлеб, мясо, меха и множество других товаров, которые привозились в Фанагорию из близлежащих поселений.

Второй город, о котором мы поговорим - это Гермонасса .

Находился он там, где сейчас находится станица Тамань на Таманском полуострове.
История Тамани началась с того времени, когда на этом месте была основана древнегреческая колония Гермонасса. Произошло это в VI веке до н. э. Гермонасса была вторым (после Фанагории)по значению городом Азиатского Боспора, охватывавшего Таманский полуостров и Прикубанье. В целом же в VI веке до н.э. Таманский полуостров активно осваивался и заселялся греками.
Судя по находкам археологов, основными видами деятельности поселенцев были торговля, земледелие, скотоводство. Культурный слой поселения насыщен фрагментами античных амфор и столовой керамики , костями домашних животных. Часто встречаются медные монеты, которые с IV века до н.э. чеканились в Пантикапее и Фанагории.

Те из вас, ребята, кто был в этнографичесом музее Атамань, мог видеть своими глазами крошечную часть Гермонассы

Это моя фотография сделана мной в Атамани:)


Древний богатый город Горгиппия (Анапа).

Поначалу на территории современной Анапы проживали представители племени синдов, их городище называлось Синдская гавань и имело хорошо налаженные связи с близлежащими поселениями – Пантикапеем, Батой, Гермонассом, Фанагорией. Потом, в IV столетии до нашей эры греческие колонии объединились и стали называться Боспорским царством, а Синдская гавань была переименована в Горгиппию.
Горгиппия оказалась не просто торговым и ремесленным центром, которым являлась до сих пор, но и пограничной крепостью, а в скором времени стала одним из самых важных и богатых городов региона (город был до того успешен, что даже имел право чеканить собственные монеты – серебряные драхмы).
Чем занималось население Горгиппии? Археологами были раскопаны производственные комплексы — рыбозасолочные цистерны, винодельни с давильными площадками, где сок переливали для брожения в пифосы , гончарные печи, обнаружены следы металлургического производства.
Наиболее полно исследованы кварталы гончаров. Керамические мастерские снабжали горожан амфорами и черепицей, посудой, грузилами и статуэтками, в позднее время — кирпичом.

Приглашаю вас, ребята, на виртуальную экскурсию в Анапский археологический музей, где вы можете познакомиться с предметами быта древней Горгиппии-Анапы.

Домашнее задание:
1. Внимательно прочитать текст, отмечайте незнакомые слова. Постарайтесь найти их значение.
2. Запишите в тетрадь три вопроса, которые у вас возникли, когда вы читали текст.
3. Найти на карте-заставке города Анапу, поселок Сенной, Тамань, Таманский полуостров, Черное и Азовское море (их древние названия)

Город Горгиппия был не только торговым и ремесленным центром, но также пограничной крепостью и одним из самых крупных портов царства. В настоящее время древнее поселение вместе с некрополем находится под центральной частью курорта Анапа. Многочисленные археологические находки фиксируют существование эллинского города на этом месте с V века до н. э. по III век н. э. - когда Горгиппия погибла в результате вражеского нашествия и на этом закончился античный этап ее истории.

Археологические раскопки

В 1949 году археолог-антиковед Владимир Дмитриевич Блаватский провел первые разведывательные работы по поиску городища. Спустя пять лет были организованы раскопки на участке горгиппийского некрополя. К сожалению, в 50-е годы, во время строительных работ, значительные территории древнего города оказались разрушены.

Систематические раскопки античного полиса начались с 1960 года. Тогда открылась стационарная экспедиция Института археологии АН СССР под руководством И.Т. Кругликовой. Плотная застройка современного города усложняла раскопки, и все же за 15 полевых сезонов археологам удалось исследовать различные участки древней Горгиппии, определить ее планировку. Ученые зафиксировали культурный слой античного города на 800 м вдоль Чёрного моря и на 500 м вглубь материка, общей площадью около 40 га.

В 1977 году решением Совета министров СССР городище Горгиппии было объявлено памятником археологии федерального значения, а на его территории был выделен участок почти в два гектара, получивший статус археологического заповедника.

Археологические находки

Самые ранние находки на месте нынешней Анапы датируются VI–V веками до н. э. Первое поселение греков тянулось на 400 метров вдоль моря. К началу V века до н. э. город значительно разросся: археологи установили, что городской рынок обеспечивал средиземноморскими товарами окрестности на 15–20 км. От жилых построек древней Горгиппии сохранились подвалы домов, стены которых возводились из камня либо складывались из сырцовых кирпичей, а крышу крыли черепицей различной формы. Улицы города были вымощены булыжником и обломками глиняных амфор, на мостовых сохранились колеи от телег, были найдены древние монеты. Подступы к городу с суши прикрывала мощная крепость, исследованная в 1978–1980 годах.

Обломки надписей дают представление об административной структуре города, о составе населения. Найдено огромное количество различных предметов, которые рассказывают о хозяйственной деятельности и бытовом укладе жителей Горгиппии. Ученые доказали, что в древнем городе существовали обработка железа, меди, стеклоделие, камнерезное ремесло и деревообработка.

Были открыты склепы с уникальными фресками и большим количеством золотых предметов первых веков нашей эры. Одна из самых интересных находок сделана в 1975 году. Археологическая экспедиция Института археологии АН СССР обнаружила погребальный комплекс из двух склепов и скальной гробницы с большим количеством золотых и высокохудожественных изделий. На фресках каменного склепа изображены подвиги Геракла, которого считали родоначальником правящей на Боспоре Киммерийской династии.

Сегодня археологические находки древней Горгиппии находятся в различных музеях всего мира.

Археологический музей-заповедник в Анапе

В 1977 году был создан музей-заповедник «Горгиппия» с экспозицией под открытым небом и постоянно действующей выставкой находок. Неотъемлемой частью заповедника стал Анапский музей, который получил статус археологического.

Посетители могут прогуляться по мощеным улицам древнего города, увидеть фундаменты и стены жилищ, остатки мастерских, виноделен, колодцев, водостоков, мраморные плиты с надписями, извлеченные из некрополя, саркофаги местной знати, архитектурные детали. Общая площадь заповедника - 1,6 гектара, из них открыты для посещения 0,7 га.

В залах музея хранятся несколько уникальных коллекций: памятники эпиграфики, коллекция терракотовых статуэток, фрески склепа «Геракла», коллекция амфор, бус, памятников надгробной скульптуры и саркофагов, коллекция стеклянных сосудов, коллекция чернолаковых сосудов и коллекция античной нумизматики.


Всего 49 фото

Как всегда, все происходит слишком случайно. Ну, кто знал, что я окажусь на развалинах древнего античного города всего два дня назад? Обстоятельства кто-то сложил так, что я отправился в Анапу на целую неделю, в том числе и по делам. Предварительно порывшись с поисковиках о достопримечательностях города Анапы, я узнал, что прямо в черте города находится уникальный раскоп древнего античного города Горгиппия. Это, скажем прямо, меня несказанно удивило и воодушевило. В Анапе я никогда не был. В детстве мои родители вывозили меня только в Крым, так, что эта часть черноморского побережья по определению была для меня террой-инкогнитой. Я продолжал впопыхах интересоваться Горгиппией, одновременно собирая вещи и разбираясь с его происхождением, историческими деталями и закрученными человеческими судьбами. Постепенно передо мной начала вырисовываться причудливая картина этой части древнего мира, ранней истории нашей Родины. В душе я почувствовал уже знакомый захватывающий привкус предвкушения и воодушевления от возможности погрузиться в своих ощущениях в древние пласты греческого античного города, в чувства и страсти его жителей, в их жизнь и смерть как часть великого пути всего человечества…

Как выяснилось, греческих поселений в причерноморье было очень много. По данным археологов можно сказать, что эти города были расположены на побережье Черного моря на расстоянии 5-10 км. друг от друга, а то и ближе, что является довольно плотным размещением для древних поселений. Однако, нас интересует азиатская часть восточного черноморского побережья. Любопытно, но именно здесь в отрогах начинающихся Кавказских гор страдал прикованный к кавказским скалам Прометей, сосланный сюда Зевсом на страдания, за то, что тот передал людям священный огонь знания.
02.

В этой местности издревле жили синды и многие другие племена. Здесь некогда жили кимерийцы, вытесненные скифами, а те, впоследствии были вытеснены уже греками. Греками же и был основан Пантикапей, что располагался на восточной части современного крымского полуострова и другие города, в том числе в малой азии и восточной причерноморской её части. Вторым городом по своему значению после Пантикапеи была Фанагория, она располагалась в восточной части побережья через Киммерийский Боспор (пролив), а еще восточней в V веке до нашей эры в предгорьях северного Кавказа был основан город Синд или Синдика - будущая Горгиппия.
03.

До войны с персами город не подчинялся Боспорскому царству (это греческие города-колонии, объединенные в единое государство), и его царь Сатир, пока греки вели войну с Ксерксом решил овладеть Синдикой, но впутался в политические интриги, распри и войну против синдского царя Гекатея, и, в конце концов, умер от перенапряжения и потери своего младшего сына. Архонтом (наследным правителем) Боспора стал его мудрый и дальновидный старший сын Левкон. Он прислал своего брата Горгиппа в Синдику и тот, используя свой талант политика, путем переговоров и щедрых даров, склонил Синдику к миру и стал там первым наместником царя Боспорского царства. Что интересно, именно в этот год произошла битва греков с персами в Фермопильском ущелье, где погиб царь Леонид и его 300 спартанцев, что известно теперь каждому школьнику.
04.

Итак, в IV веке до н.э. Синдика вошла в состав Боспорского царства и являлась его ключевым пограничным городом. Новое имя - Горгиппия было даровано городу в качестве заслуг Горгиппа перед Боспорским царством за его великие деяния, как отмечают источники. Левкон же царствовал в Боспоре сорок лет и получил афинское гражданство, хотя по происхождению вовсе не был греком. Его сыновья Спарток и Пэрисад получили подтверждение от афинского народа относительно преимуществ, данных их отцу и деду Сатиру. От Спартока пошла династия боспорских царей - Спартокидов. Они царствовали ещё около трехсот лет и были верными союзниками Греции. Соблюдался всеобщий порядок. Местные скифы платили Боспору умеренную дань и силой удерживались от набегов. В Боспорском царстве был сильный флот, он и защищал всё черноморское побережье от морских разбойников.
05.

При Митридате Евпаторе Горгиппия выдвинулась в число важнейших городов Боспорского царства. В последующие годы город продолжал процветать и богатеть. Здесь возводились общественные постройки, чеканились собственные серебряные монеты, в мастерских гончаров изготовлялись большие кровельные черепицы. Еще при Левконе в Горгиппии было введено самоуправление в рамках гражданской общины.
06.

Горгиппия была значимым, очень богатым городом, торговым центром всей малой азии и крупным и ключевым морским портом. Уже не одну сотню лет греческие купцы доставляли сюда вино, благовонные масла, изящную чернолаковую греческую посуду, дорогие ткани, ювелирные изделия. Увозили же в огромных количествах пшеницу, кожи, меха, скот, мед, соленую рыбу и, конечно же, рабов. Кстати, в Афинах, на агоре в то время были установлены статуи Сатира, Перисада и Горгиппа от «благодарного афинского народа».)
07.

Единственным для нас очевидцем путешествия в «живую» Горгиппию был историк Павсаний. Он то и рассказал Миру свои впечатления о посещении Горгиппии в своём «Описании Эллады» в 11-й книге во II в. нашей эры. Поэтому, пока, мы и будем следовать его путевому дневнику.

«…Когда Вы плывете в Горгиппию на корабле со стороны Пантикапеи, то вы видите как песчанный равнинный берег всё больше выдается в море, образуя мыс, который рассекает великолепная бухта.
08.

«…Однако, если ваш корабль минует бухту, и обогнет этот мыс, то перед вами откроется совершенно иная картина - высокий берег, плавно переходящий в суровые безжизненные горы, почти отвесно спускающиеся в море. Ничего удивительного, что к именно этим скалам, по приказу Зевса Гефест приковал Прометея…».

Кстати, эта местность сейчас входит в черту современного города Анапы и местные жители называют её «Высокий берег».
09.

«…Сам же город производит впечатление даже на эллина прибывшего из Египта. Главная городская улица тянется с запада на восток вдоль моря, от западных ворот к агоре. Улица широкая, не менее 18 локтей (один локоть - 40-50 см.), устлана огромными каменными плитами, длиной до трех локтей, причем совершенно новыми. Плиты положены основательно на мощный слой подсыпки и трамбовки, кое-где под ними виднеются старые мостовые. Под плитами новых мостовых проходят водостоки, соединяющиеся с водосборными колодцами…»
10.

11.

13.

«…Северней основной улицы, вдоль берега, идет еще одна, шириной в 8-9 локтей. Продольные улицы пересекают поперечные, шириной 10-16 локтей и делят город на правильные квадраты, стороной по 100 локтей. К улицам примыкают стены домов, каждая из сторон которых имеет не менее 20 локтей. Крыши домов покрыты черепицей, часть ее явно привезена из Синопы (греческая колония на черноморском побережье в современной Турции)…»
14.

15.

«…Во дворе каждого дома находится либо колодец, либо оштукатуренная цистерна для дождевой воды, поступающей с кровли дома. В самом доме устроен огромный подвал с каменной лестницей…»
16.

17.

«…Со двора берут начало каналы водостоков, сделанные из аккуратно обработанных плит с желобом… Дворы вымощены либо каменными плитами, либо морской галькой, полы в комнатах земляные с глиняной обмазкой, стены оштукатурены и большей частью раскрашены…»
18.

19.

«…В западной части города я видел интересное двухэтажное здание, которое, как мне объяснили, принадлежит местному виноделу. Дом состоит из трех помещений, расположенных в его северной части и большого мощного двора, расположенного в его юго-восточной части. С запада к зданию примыкает винодельня, состоящая из двух комнат - кладовой и помещения с давильными площадками и двумя впечатляющими своими объемами резервуарами - один в 700 аттических хоев (один хой - 3,3 литра), другой на 100 хоев больше…»
20.

«…Дома, построенные римлянами, отличаются большими размерами и толщиной стен и, как правило, содержат термы. Одно здание римских казарм находится в центре города, другое у восточных ворот…»
21.

22.

23.

«…Во время своего пребывания в Горгиппии, я видел строительство новых храмов. Перестраивался и театр, теперь он подгонялся под простые вкусы римлян, а это значит, что он должен был быть пригодным для ведения гладиаторских боев.
При входе на агору открыты здание суда и гимнасия.

На самой центральной площади - воздвигнуты храмы, посвященные Посейдону - владыке морской стихии, Деметре - покровительнице земледельцев, Афродите - пенорожденной защитнице мореходов и непременно - великому Зевсу Спасителю. Это действительно жилища богов. Они поражают мощностью, и даже тяжеловатостью своих форм.

Из статуй мое внимание обратило огромное изваяние Афины, покровительницы Геракла. Как мне объяснили, это работа Гипатодора, выполненная им к 102-м Олимпийским играм и выкупленная у мегалопийцев Митридатом, специально для своего пограничного города Горгипиии…»
24.

25.

«…Там же я видел стелу, где уже 300 лет высекаются фамилии юношей, побеждавших в ежегодных соревнованиях по бегу, посвященных любимому богу и покровителю горгиппийцев - Гермесу…»
26.

«…Помимо торговых операций, горгиппийцы занимаются многими ремеслами. Я видел керамические, гончарные, черепичные, камнерезные мастерские. Мне называли имена искусных мастеров - ювелиров, художников, скульпторов…»
27.

Винодельня.
28.

29.

30.

«…Под городом, в его возвышенной части, мне показали подземные лабиринты, однако кто, когда и зачем их построил, уже никто не знает…»

Вот как!?! Были, оказывается и лабиринты! Очень любопытно!

На фото вы видите только пару раскопанных кварталов древнего города площадью около 1,5-2 Га. Общая же площадь всего города составляла около 40 гектаров! Современная Анапа целиком расположена над древней Горгиппией, и вряд ли нам покажутся её другие части по понятным причинам.
31.

В IV в. до н. э., по-видимому, уже была намечена планировка городских кварталов Горгиппии. Об этом говорит ориентация стен и направление улиц, открытых в слоях под вымосткой II в. Там отчетливо прослеживаются следы наращивания уровня улиц, начиная с IV в. до н. э., в виде чередующихся слоев керамической подсыпки, гравия и щебенки.
32.

33.

О существовании в период эллинизма улиц на том же месте, где они проходили в первые века нашей эры, свидетельствует и заложенный дверной проем, порог которого, соответствовавший уровню улицы IV в. до н. э., во II в. н. э. оказался более чем на метр ниже уровня каменной мостовой.

Город был сожжен и разрушен готами в 238 году нашей эры. Горгиппия одной из первых приняла этот неожиданный и катастрофический удар варварских племен с Балтии. Часть жителей убили, всех остальных увели в рабство - это было главным промыслом готов. На этом его славная античная история заканчивается, но постепенно начинается другая...
34.

35.

Археологический раскоп древнего города находится прямо у главного городского пляжа Анапы, что, вроде бы, должно придавать ему попсово-курортный характер и наличие больших толп любопытных отдыхающих.
36.

Но, слава Богу, оказалось, что спрос на посещение раскопок совсем не высокий. Пока я фотографировал руины, практически никого не было вблизи, и я мог спокойно погрузиться в свои чувства и мысли об этом любопытном месте.
37.

Если вы попытаетесь охватить раскоп одним взглядом, слегка расфокусировав свое зрение, то перед вами начнет проявляться этот удивительный город, город труженик, город-воин, город-ремесленник, город морских торговцев и работорговцев.
38.

Образ живого города не покидал меня после этого все время, что я находился на раскопе. Дороги, улицы, стены домов - все проложено как по линейке.
39.

В мыслях слегка спотыкаешься, когда видишь эти фундаменты, сложенные из подручного неуклюжего строительного материала, скрепленного известковым раствором и глиной. Сначала, как всегда, ожидаешь большие правильные каменные блоки уложенные в основании храмов… Однако, кто знает!? Может быть в других местах, там, где, к примеру, была расположена агора (общественный центр города) как раз и находятся остатки таких основательных строений. А этот квартал, скорее всего, был расположен где-то на окраине города. Косвенно это подтверждает уцелевшая турецкая сторожевая башня, находящаяся совсем рядом, построенная на основаниях древних крепостных стен города и служившая для города восточными воротами.
40.

41.

42.

Так, что же я ощутил, находясь здесь? Прежде всего, хотелось остановиться на самом городе Анапа. Центр этого города обладает какой-то неповторимой динамичной и чистой энергетикой. Находясь на улицах города и днем и вечером чувствуешь какую-то деловую, открытую радостную и легкую энергию движения жизни и всего вокруг. Такого в других курортных городах я никогда не ощущал, Анапа резко выделялась по этому необычному показателю.
43.

Сначала я не мог понять в чем дело. А потом, размышляя, понял, весь центр одного из величайших городов Боспорского царства застроен городом-курортом. Все эти многочисленные санатории, гостиницы, торговые улицы, скверы, площади, аттракционы находятся над погребенным античным городом, который никогда не жил спокойной провинциальной жизнью. Тысячелетиями здесь кипела жизнь, шла бойкая торговля, процветали ремесла, шли бесконечные караваны кораблей, случались войны, менялись народы… И в этой карусели жизни возник дух этого города, сформировавшийся тысячелетиями. Сейчас, мы бы его назвали эгрегором.

Мои размышления начинали превращаться в стройный и удивительный поток мыслей и образов. Я, вдруг, с удивлением, понял - дух города живет и процветает до сих пор. Он не живет в развалинах древнего города, он живет чувствами, мыслями и страстями этих людей приезжающих со всех концов нашей огромной страны. Эти людские потоки не иссякаемы, сюда приезжают все новые и новые люди, получая свой неповторимый и одновременно неосознаваемый опыт приобщения к великому торговому центру древности, отдавая ему часть своей энергии и получая взамен неповторимое ощущение жизни, отдыха и растворение в энергии великого древнего города мореходов и торговцев.
44.

45.

Поток мыслей и впечатлений усиливался. И, вдруг, я осознал, чья неуемная энергетика смогла уцелеть здесь и продолжать процветать. Его имя звучало как будто отовсюду. Это Гермес! Ведь Павсаний упоминал, что здесь среди многих храмов стоял и храм бога Гермеса, бога торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровста и красноречия, дающего богатство и доход в торговле и он был покровителем Горгиппии. Ну, конечно же, Гермес! Точно! Как я сразу не догадался!? Гермес покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников, покровитель магии… Неожиданно, каким-то вторым зрением я увидел фигуру Гермеса, стоящего ко мне лицом. Гермес смотрел прямо на меня, на его лице я увидел прозорливую, лукавую и одновременно многозначную добрую и покровительственную улыбку. Мы смотрели друг на друга. Гермес поднял свою правую руку, сделав плавный красивый жест, как будто что-то очерчивая передо собой. Его фигура выглядела как ожившая зыбкая мраморная статуя.
- Мой город, - неожиданно ласково и твердо сказал Гермес глядя мне прямо в глаза. Налетел порыв ветра, который и привел меня в реальное чувство. Фигура Гермеса таяла и её очертания оставались как будто бы где то в моем восторженном воображении...
46.

Я находился в совсем другой части раскопанной Горгиппии, совсем не там где себя помнил и где начал размышлять о судьбах Горгиппии и Анапы. Оказалось, я нахожусь над раскопом с противоположной стороны от набережной. Вдоль этой части древнего квартала растут густые красивые пицундские сосны. Каким-то образом я перебрался через ограждения и оказался здесь в одиночестве в тени этих сосен. Никого не было, только тишина, благодать и спокойствие. В душе царило какое-то приподнятое гармоничная ощущение. Здо́рово! Я, даже и не мог рассчитывать на такой отклик. Гермес! Надо же! Теперь всё становится на свои места. То-то мне раскоп фундаментов этого квартала показался каким-то пустым и покинутым. Бог торговли и прибыли попросту приспособился, сменил своё амплуа. Теперь он "заведует" этим потоком отдыхающих со всей страны. Что-ж, умно́, как говорится. Представляете, какая энергетическая подпитка обеспечивается всеми этими людьми! Идет причудливый взаимообмен чувствами, эмоциями, насыщение людей энергией праздника и отдыха. Всё таки, боги никуда не исчезли, они меняются как и меняется весь этот причудливый мир вокруг нас. Окрыленный этим открытием и пытаясь осмыслить произошедшее я отправился осматривать музей Горгиппии, ну а это уже другая история (и
Сайт Анапского археологического музея: http://www.museum.ru/M1364
Сайт В.М.Суппотницкого о Горгиппии со ссылками на Павсания: http://www.supotnitskiy.ru/stat/stat43.htm
Сайт об Анапе и её достопримечательностях и природе в общем, и пицундской сосне, в частности: нажать сюда
Википедия о Горгиппии с массой систематизированных исторических дат, имен и также и файлом карты Боспорского царства: нажать сюда

Античный мир оставил последующим временам богатое наследие. Во многом оно было воспринято ранним средневековьем (сельское хозяйство, ремесло, строительное дело, чеканка монет). Греческий и особенно латинский алфавиты легли в основу алфавитов всех народов Европы. Техника фрески и мозаики была унаследована средневековьем. Однако во всем богатстве во многом забытая античная культура начала раскрываться лишь в новое время.

Об античной живописи Северного Причерноморья было известно очень немного. В раскопках прошлого века находили склепы с настенными росписями. Но эта живопись не сохранилась до наших дней. Мы судим об искусстве тех далеких времен лишь по изображениям на сосудах, монетах, саркофагах и скульптуре.

В 1975 году экспедиция Института археологии АН СССР раскопала в городе Анапе уникальный памятник античной эпохи - склеп с многочисленными фресками, повествующими о подвигах легендарного героя древнего мира Геракла. Изображения Геракла и его подвигов были до сих пор известны лишь на сосудах, монетах и в скульптуре. Но в монументальной живописи этот образ встречен впервые.

На территории нашей страны не так уж много городов, которые имеют за своими плечами двухтысячелетний путь развития. К их числу относится и , возникшая в V веке до н. э. на берегу Понта Эвксинского. Античный историк Страбон называет город «столицей синдов» - загадочного и малоизвестного племени, жившего в этих местах еще до появления первых кораблей с греческими торговцами и колонистами. Горгиппия была расположена на редкость удачно: товары Крыма, Кавказа и глубинных областей таинственной Скифии встречались здесь на оживленных торжищах с изделиями искусных мастеров Греции, Египта, стран Востока. Город процветал. Но в III веке н. э. Горгиппия гибнет в результате вражеского нашествия, и на этом заканчивается античный этап ее истории.

Систематические раскопки Горгиппии начались с 1959 года. Работать археологам необычайно трудно. Большой курортный город плотно застроен: вести раскопки можно только в местах новостроек и во дворах современных домов. И все же экспедиции под руководством старшего научного сотрудника Института археологии АН СССР И. Т. Кругликовой за 15 полевых сезонов удалось исследовать различные участки древнего города, определить его планировку. Главная магистраль Горгиппии тянулась вдоль моря, от нее разбегались переулки. В первые века существования города улицы были вымощены булыжником и обломками глиняных амфор. На таких мостовых сохранились даже колеи от телег, найдены утерянные в древности бронзовые монеты. Мостовые более позднего времени (I-III вв. н. э.) - громадные плоские камни положены на слой глины и щебня. Улицы Горгиппии неоднократно ремонтировались и трижды за время существования города перестраивались.

На месте гостиницы «Анапа» находился акрополь древнего города: тут возвышались большие общественные здания, стояли мраморные статуи и помещались надписи, повествующие о событиях в жизни города.

Чем занималось население Горгиппии? Ответить на этот вопрос несложно. Раскопан ряд производственных комплексов - рыбозасолочные цистерны, винодельни с давильными площадками, гончарные печи, обнаружены следы металлургического производства. Наиболее полно исследованы кварталы гончаров. Керамические мастерские снабжали горожан амфорами и черепицей, посудой, грузилами и статуэтками, в позднее время - кирпичом.

От жилых построек древней Горгиппии сохранились подвалы домов. Стены их возводились из камня либо складывались из сырцовых кирпичей, крышу крыли черепицей различной формы.

Летом 1975 года при рытье котлована на улице Горького строители наткнулись на свод большого каменного склепа. Он находился всего в 80 сантиметрах от поверхности земли. Погребальная камера была вырублена в скальном грунте и уходила на глубину до трех метров. Громадные каменные блоки весом до тонны каждый образовывали стены гробницы. Свод был возведен по точнейшим математическим расчетам так, что ряд замковых камней держал всю дугу многотонного перекрытия. Входом в склеп служил колодец, также вырубленный в скале и облицованный камнем. Именно через него и опустили когда-то в гробницу саркофаги с останками умерших, а затем закрыли каменные двери склепа, задвинули деревянный засов и плотно забутовали все вокруг мелкими камнями. Но это не спасло гробницу от разграбления. Пробив свод, грабители сумели проникнуть в склеп. Они приподняли тяжелые крышки каменных саркофагов, подложили под каждую из них по два камня и через образовавшиеся щели вытащили покойников на пол. Сняв дорогие одежды и украшения и очистив ниши в стенах, грабители покинули склеп. Сейчас мы можем догадываться, что это был богатый склеп.

Погребальная камера площадью 14 квадратных метров и высотой 3,5 метра служила семейной усыпальницей: в ней стояло три одинаковых выдолбленных из каменных глыб саркофага. Большие каменные крышки скреплялись с саркофагами раствором извести, а один из них - свинцовой скрепой. Грабители унесли вещи, но в склепе сохранились уникальные по красоте и содержанию настенные росписи.

Фрески античной эпохи известны: их находили как в богатых домах, так и в погребальных сооружениях. Чаще всего росписи только имитируют кладку стен.

То же было и в Анапском склепе . Цоколь, идущий над полом, изображен в виде красной полосы метровой ширины, опоясывающей стены. В первые века н. э. в строительной технике античного мира появилась мода облицовывать стены богатых построек пестрым мрамором и даже янтарем, из тонких плиток камня выкладывались сложные орнаменты. На стенах менее богатых домов появилось воспроизведение каменной облицовки. Склепы - дома мертвых - расписывались в подражание домам живых. В Анапском склепе над красным цоколем расположена полоса метровой ширины, имитирующая пестро-мраморную облицовку стен: широкие красные овалы на белом, желтом или голубом фоне, зигзаги, крапинки в кругах. А между ними - живописно изображенные колонны с орнаментированными капителями. В этом поясе поражает точная разметка рисунков, сделанная циркулем, и симметрия в общей структуре орнаментов. Над ним размещалась полоса с висящей на крючках драпировкой с бахромой и кистями. В изгибах ткани - выразительные лица, вероятно, маски. Выше следует еще более интересный ярус, повествующий о жизни и двенадцати подвигах великого героя Эллады - Геракла. Он борется со львом и змееголовым чудовищем - лернейской Гидрой, ловит керинейскую лань, стреляет из лука в стимфалийских птиц со смертоносными перьями-стрелами, приводит коров Гериона, укрощает критского быка и совершает другие бессмертные подвиги. Львиная шкура, палица и горит с луком всегда при нем. Движения Геракла и побеждаемых им чудовищ полны реализма и экспрессии. Сюда же включена и бытовая сцена, изображающая, вероятно, трапезу: бородатый мужчина в центре, две женщины в покрывалах и два юноши - по бокам. Кто они?

Прекрасна роспись напротив входа в склеп: сидящие в креслах мужчина и женщина, перед ними стоит юноша. Может быть, именно на этой сцене представлены трое погребенных в склепе? Фигуры обрамлены нарисованными деревьями, павлинами, плывущими черепахами, над головами сидящих - круг со змеей.

Над входом изображены растения, венки из ветвей, пестрые круги и звери: два повернутых друг к другу козла, сцена травли пятнистого оленя двумя собаками.

На потолке склепа циркулем очерчен широкий круг, в него вписана шестилепестковая розетка. Круг опоясан пестрой орнаментальной каймой, лепестки раскрашены в разные цвета. По белому фону свода разбросаны гирлянды и лепестки роз.

Все росписи выполнены в технике фрески природными красками по сырой штукатурке, толщина которой колеблется от 1 до 2 сантиметров.

Сочетание инкрустационного стиля росписи, имитирующего каменную облицовку стен, с цветочным стилем, включающим растительные мотивы, изображения птиц и зверей, позволяет датировать Анапский склеп Геракла вторым веком н. э.

Во время раскопок склеп постоянно заполняла грунтовая вода, грозившая уничтожить фрески. Чтобы сохранить на века бесценные росписи, склеп был разобран по блокам и вывезен из котлована строящегося дома.

Собственно говоря, рассказом о судьбе склепа Геракла не завершается рассказ о работах 1975 года. Чтобы демонтировать и вывезти раскопанную гробницу, необходимо было обнажить снаружи каменную кладку склепа. Прокапывая экскаватором траншею, ученые обнаружили поблизости еще один склеп. Он, подобно первому, тоже был вырублен в скале. На полу его стояли два каменных саркофага с массивными каменными крышками. В одном были погребены две девочки. Их глаза закрыли золотыми наглазниками, губы - золотыми нагубниками, на грудь положили золотые нагрудники и поставили серебряный сосудик с тонким узором. Каждой из погребенных полагался золотой венок. Все эти вещи сохранились: они сделаны из тонкого золотого листа.

Второй саркофаг был украшен вырезанными по камню колонками, нишами и изящными цветами. Крышка соединяется с саркофагом железной пластиной, залитой на обоих концах свинцовыми пломбами - несомненное свидетельство того, что захоронение не потревожено. В этом саркофаге находились разного рода предметы - как предназначенные специально для погребения (золотые наглазники, нагубник, лепестки, покрывающие одежду, венок), так и личные вещи умершего (два массивных золотых перстня с тончайшими геммами на темных агатах, золотой браслет с бирюзой и стеклянной вставкой, массивная шейная гривна, золотая фибула (булавка), пряжка с инкрустацией, железный кинжал с золотой рукояткой в деревянных ножнах с золотым обкладом. На ножнах - павлин и многократно повторенный мотив: орел терзает зайца. Оба предмета украшены гранатами и бирюзой). Кроме личных военных доспехов, погребенному положили в саркофаг части конской сбруи, украшенной золотыми обкладками, серебряный и бронзовый кувшины, стеклянный сосуд. Здесь был погребен знатный воин.

Рядом с саркофагами ученые увидели на полу едва ли не самые интересные вещи - бронзовая курильница с цветными эмалями, образующими растительный орнамент восточного типа, и очень дорогая по тем временам стеклянная чаша, сделанная из прозрачного синего, зеленого и бесцветного видов стекла. Между двух слоев бесцветного стекла была проложена золотая фольга. На полу ученые обнаружили четыре бронзовых стригеля с ручками, украшенными эмалями. Стригелями спортсмены очищали тело от налипшего на масло песка. Здесь же найдены серебряные ложечки, стеклянные кувшины, два бронзовых светильника с головками птиц на изогнутых ручках. Судя по этим вещам, второй склеп относится ко II-первой половине III в. н. э.

Склепы с настенными росписями, подобные Анапскому, раскапывались на территории Причерноморья в 19-ом столетии, но по разным причинам они не сохранились до наших дней, и живопись безвозвратно погибла для науки.