» » Что делать если задержали рейс? Сколько стоит задержка рейса Действия в случае нарушения прав пассажира.

Что делать если задержали рейс? Сколько стоит задержка рейса Действия в случае нарушения прав пассажира.
Задержали рейс в Турцию, мы потеряли из-за этой задержки два дня отдыха. Если два дня из семи мы провели дома (в аэропорту) , а не на курорте, можем ли требовать компенсацию, у туроператора, ведь перелеты также входят в стоимость турпутевки. Что мы должны оформить в аэропорту и каковы наши дальнейшие действия?

Ситуации, когда и чартерные, и регулярные рейсы на популярных туристических направлениях вылетают с опозданием, - совсем не редкость. Надеюсь, что мой ответ пригодится не только тем, кто покупает полный турпакет, куда уже входит стоимость перелета, но и тем, кто самостоятельно бронирует авиабилеты.

В соответствии со ст. 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности» туроператор несет ответственность за действия поставщиков, которые оказывают услуги, входящие в туристский продукт. Вместе с тем, в соответствии с этой же статьей, туроператор не несет ответственности за действия поставщиков услуг, если есть специальные правовые акты, прямо предусматривающие их ответственность. В данном случае такие акты есть, это Воздушный кодекс и Федеральные авиационные правила, где предусмотрено, что в случае задержки рейса ответственность за весь имущественный и моральный вред, причиненный пассажиру, несет авиаперевозчик.

Если Вы бронировали и покупали авиабилеты самостоятельно необходимо будет доказать, что Ваши права были ущемлены. Для этого необходимо сформировать пакет документов:
авиабилет с отметкой о задержке рейса (или его отмене);
справку с указанием причины задержки вылета;
документальное подтверждение всех самостоятельных затрат: чеки, счета и т. д.;
билет, который пришлось покупать из-за опоздания на запланированный стыковочный рейс.

После чего в письменном виде предъявить авиакомпании претензию, приложив к ней копии документов, подтверждающих право на компенсацию. Если обращение было проигнорировано или виновники отказались компенсировать расходы, можно подавать на них в суд.
А кто же ответит перед туристом, если, например, из-за позднего вылета он фактически потерял целый день оплаченного отдыха или как мы видим из письма целых два?

Согласно закону «Об основах туристской деятельности в РФ» сроки тура - неотъемлемая часть договора. И любое изменение дат поездки должно быть обязательно согласовано с туристом. Так что можно отправлять туроператору претензию - скорее всего, она будет удовлетворена. Но и здесь есть свои нюансы. Время нахождения в путешествии согласовывается датами, а не часами. И если турист прибывает на место отдыха не утром, как рассчитывал, а вечером - потеряв световую часть дня, но все же в ту дату, которая указана в договоре, - получить компенсацию не удастся.

Турист, покупая турпродукт со включенным авиаперелетом, оформляет сделку рядом документов. Одним из этих документов является договор между ним и авиаперевозчиком (билет), которым и регламентируются все аспекты оказания услуги по авиаперевозке. В нем сказано, что ответственность за любую задержку рейсов несет авиакомпания. Такое же положение прописано и в регламентирующем документе по задержкам рейсов - Федеральных авиационных правилах, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82.
Однако существует Постановление пленума верховного суда РФ от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», которое разъяснило ответственность перевозчика и оператора за предоставляемые ими услуги:
п. 50 Применяя законодательство о защите прав потребителей к отношениям, связанным с оказанием туристских услуг, судам надлежит учитывать, что ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени оператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности»).

В связи с этим обратить внимание судов на то, что, например, по делам и спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиков и исполнителем договора перевозки с потребителем, признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 ГК РФ вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки.

Таким образом новое постановление фактически разделило ответственность между перевозчиком и туроператором за разные виды перевозки. За регулярную перевозку ответственен перевозчик, как это предусмотрено Воздушным и Гражданским кодексами. А вот чартерная находится в ведении туроператора и предъявлять претензии
теперь надо будет к нему, как сказано во втором абзаце [п.50 Постановления], ну а документы, которые необходимо представить туроператору, останутся те же, что и при самостоятельном бронировании.
В связи с этим возникает вопрос: а кто тогда будет нести ответственность за обеспечение надлежащих условий пассажирам во время ожидания вылета задержанного рейса? Так вот напомним, что обязанность предоставлять размещение и горячее питание пассажирам лежит на авиаперевозчике согласно Федеральным авиационным правилам, и ее с него никто не снимал и вряд ли снимет. Эту функцию перевозчик по-прежнему выполняет, а отвечать перед туристом будет оператор, поскольку чартерная перевозка входит в состав турпродукта.

Так что не бойтесь и требуйте деньги за свой испорченный отпуск, ведь вы его целый год зарабатывали.

По большей части задержки чартеров на теплые зарубежные моря происходили и происходят не из-за погодных условий, а из-за технических неисправностей лайнеров, которые приходится чинить чуть ли не “на лету”. Поскольку резервных бортов у авиакомпаний либо нет, либо они попросту жадничают отправлять их.

Дешевле заплатить штраф за задержку рейса, который составляет для компании просто “каплю в капле моря”. Так, например, 20 августа РИА Новости сообщает, что суд оштрафовал “ ” после задержки еще в мае двух рейсов ( и ).

В прокуратуре отметили, что вопреки требованиям закона авиакомпания не предоставила для перевозки пассажиров резервные воздушные суда.

Сумма штрафа, который должна заплатить авиакомпания, составляет… 200 тысяч рублей. За задержку двух рейсов на зарубежные курорты. За мучения сотен пассажиров. За их испорченный отдых.

Немало нервов потрепала в этом сезоне (и особенно в первой половине сентября) туристам и авиакомпания “ “. В частности, ее рейсы из Москвы на Корфу и обратно отправлялись с задержками от 6 часов и более.

Можно только представить, что почувствовали пассажиры рейса этой авиакомпании, направлявшегося 6 сентября (Корфу), когда им уже объявили о подготовке к взлету. Пассажиры пристегнули ремни, просмотрели “мультик” о безопасности, но вдруг их попросили выйти из самолета из-за возникших технических неисправностей.

В итоге измученные пассажиры, которым пришлось дважды пересекать границу России (проходить паспортный контроль в аэропорту), потеряв день отдыха, вылетели на Корфу с семичасовой задержкой и мыслью: долетит ли этот самолет в принципе?

Поскольку, как сообщили пассажирам, причина была в отказе тормозной системы. Узнав об этом, некоторые пассажиры хотели и вовсе отказаться от полета, но все же рискнули.

Уже на Корфу туристы, прибывшие туда авиакомпанией “Якутия”, делились друг с другом информацией, и выяснялось: всем в разные дни сентября пришлось просидеть в аэропорту от шести и более часов.

Аналогичная ситуация наблюдалась и с обратным вылетом. Например, рейс из Киркиры во Внуково от 13 сентября вылетел с 9-часовым опозданием.

Одно утешало: некоторые туркомпании, зная о существующих проблемах, не вывозили туристов из отелей до тех пор, пока борт не вылетел из Москвы, и им не приходилось сидеть в аэропорту.

Правда, эта система дала сбой при вылете 16 сентября все той же авиакомпанией “Якутия”. Борт прилетел в Киркиру на удивление вовремя, туркомпания вывезла туристов в аэропорт, но когда они, пройдя паспортный контроль, оказались в “свободной зоне”, информация о рейсе попросту пропала с табло.

Пару часов пассажиры “Якутии” не могли добиться ни того, чтобы к ним вышел представитель авиакомпании и объяснил ситуацию, ни добиться объяснений от своих туркомпаний.

Так, например, представитель “Тез тура”, которая отвезла туристов в аэропорт, ответила по телефону, что она уже везет других туристов из аэропорта, и “застрявшим” в накопителе ничем помочь не может.

Что же касается центрального офиса туроператора, то звонить по этому номеру – только тратить нервы и деньги.

Поскольку приходится выслушивать, находясь в международном роуминге, бодрый механический голос, который в течение нескольких минут вещает: “Ваш звонок очень важен для нас! Спасибо, что выбрали нашу компанию! Если вам надо соединиться…” (далее следуют перечисления цифр от нуля до 9), и когда оператор, наконец, отвечает, то остаются только нецензурные выражения.

Многострадальных пассажиров “Якутии”, после почти трех часов неведения в “свободной зоне” аэропорта Киркиры, все-таки пригласили на посадку. Возмущенные люди пытались выяснить, в чем была причина на сей раз? И тут выяснилось, что “все хороши”.

В данном случае, по информации анонимного источника, которую впоследствии косвенно подтвердили Вестям.Ru в туротрасли, причиной задержки борта стала неоплата услуг аэропорта принимающей на Корфу туркомпанией.

Как выяснилось позднее, задолженность перед аэропортом Киркиры образовалась у обанкротившейся недавно компании Ted Travel, которой еще в августе занялись правоохранительные органы России.

И трудно представить, что работавшие с ней крупнейшие российские туроператоры не знали о существующей задолженности перед аэропортом Корфу.

В комментарии Вестям.Ru источник, знакомый с ситуацией, на условиях анонимности рассказал, что задолженность эта была давней, греки ждали оплаты, но именно 16 сентября их терпение лопнуло, и они арестовали российское воздушное судно.

И только после того, как это произошло и начались гневные звонки туристов в офисы, работающие на Корфу туркомпании “скинулись” и быстро оплатили задолженность обанкротившейся Ted Travel.

Источник также сообщил, что аналогичная ситуация не исключена вскоре и в Анталье, просто турки пока ждут оплаты за услуги аэропорта. Но однажды и у них, как у греков, терпение может лопнуть, и до получения оплаты турки возьмут “в заложники” какой-нибудь российский борт, а туристы будут вынуждены “куковать” в аэропорту.

Впрочем, официального подтверждения этой информации у Вестей.Ru нет. Да ее никто по доброй воле и не даст. Так что узнать, соответствует ли она действительности, можно будет только когда из аэропорта Антальи донесутся крики о помощи застрявших пассажиров.

“Пилот устал и идет спать”

В самом начале сентября “ославилась” и авиакомпания “Россия”. Ее рейс из Ларнаки (Кипр) в Москву задержали на 16 часов. Причем, несколько часов люди были вынуждены провести в душном салоне. Многим стало плохо.

Оказалось, по техническим причинам пилот не смог завести двигатели, а потом, как объяснили пассажирам, он “устал и пошел спать”.

Можно представить, какие чувства испытывали туристы, которым пришлось сидеть все время отдыха экипажа в аэропорту. Разумеется, резервный борт за ними не высылали.

Источник в авиационных кругах пояснил Вестям.Ru, что такая практика не просто нормальна, а определена законодательством. Пилот и экипаж не имеют право превышать определенное количество часов, проведенных в рейсе. Поэтому если что-то пошло не так, и экипаж не успевает в срок долететь до родной гавани, то его отправляют в гостиницу на отдых на 10 часов.

Еще пара часов задержки, и экипаж авиакомпании “Якутия” тоже пошел бы спать на 10 часов. При этом пассажиры (многие – с маленькими детьми) были бы вынуждены спать на полу или на лавках в “свободной зоне” аэропорта.

Потому что у многих Шенгенские визы - исключительно на срок поездки, и пересечь границу ЕС вновь они не смогли бы даже при наличии доброй воли туроператора отвезти их обратно в гостиницу.
Разумеется, как и в прочих случаях, мечтать о том, что из Москвы за туристами выслали бы резервный борт, не приходилось. Потому что его у авиакомпании на данные цели просто не предусмотрено: летает на Корфу один и тот же самолет, который, если выходит из строя, и сбивает весь график полетов.

Собеседник Вестей.Ru говорит, что авиакомпании, которые “просели” со своим то и дело ломающимся единственным (на данном направлении) бортом могли бы решить вопрос в пользу туристов. Например, отправив все-таки за ними резервный борт (если “пилот устал и пошел спать”). Или же поделившись на время своими чартерами с другими авиакомпаниями, у которых таких проблем нет.

Однако и тот, и другой вариант означали бы потерю авиакомпаниями значительных средств: либо пришлось бы делиться с конкурентами, либо тратиться на дополнительный рейс.

В такой ситуации, как показывает практика, авиакомпании делают выбор в пользу своей выгоды. А пассажиры? А пассажиры ничего, подождут.

АТОР: это не кризис, а бардак

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, комментируя Вестям.Ru ситуацию в сфере туризма в целом и с авиаперевозками в частности, отметила, что решить ее можно только одним образом: должна быть ответственность и туроператоров, и авиаперевозчиков, с которыми они заключают договоры на перевозку туристов.

Однако этой ответственности у авиаперевозчиков действительно на данный момент нет. Они набирают чартерные программы, при этом должного контроля за ними нет и со стороны Росавиации. В частности, это касается резервных бортов, которые должны иметься в распоряжении авиакомпании, а по факту они отсутствуют.

В результате возникают ситуации, заложниками которых становятся тысячи туристов, которые вынуждены сидеть в аэропортах и ждать рейсов, отложенных из-за технических неполадок лайнеров по 10, а иногда и более часов.

Кроме того, по мнению Ломидзе, в данном случае должны быть законодательно введены существенные штрафы за задержки.

Возможно, по цене стоимости рейса, а не те суммы, которые для авиакомпаний являются каплей в море, так что даже при наличии резервного борта им проще оплатить мизерную сумму за задержку, чем высылать за застрявшими туристами резервный борт (разумеется, если таковой имеется).

При этом именно со стороны государственных органов должен быть контроль за тем, сможет ли та или иная компания обслужить в течение туристического сезона заявленные чартерные рейсы, а не верить им на слово.

И если, говорит Ломидзе, по факту проверки государственного контролирующего органа выясняется, что авиакомпания реально может работать только на двух, а не 30 туристических направлениях (как она заявляет), то информация об этом должна быть доведена до туроператоров, которые собираются заключать с ней договор на перевозку туристов.

Причем, решать данные вопросы надо за несколько месяцев до начала сезона (максимум в марте), а не по факту, когда застрявшие в аэропортах туристы начинают бить тревогу через соцсети и СМИ.

Что же касается непосредственно туроператоров, то на этом рынке обвал начался с 2014 года. Это вопрос конкуренции, когда идет “естественный отбор” и “вымирают” слабейшие, отмечает Майя Ломидзе.

Хотя, несмотря на существующее законодательство и необходимость регистрироваться в Едином реестре туроператоров, появляются и турфирмы, финансовые возможности которых из-за непрозрачности взаиморасчетов точно проверить невозможно. И в таких ситуациях возникает “пирамида”, результатом которой раньше или позже становятся ситуации с непроплаченными гостиницами или услугами зарубежных аэропортов (как было в случае на Корфу 16 сентября с обанкротившейся Ted Travel).

Решением вопроса, считает руководитель АТОР, мог бы стать опыт европейских стран, где существует строгий контроль, предусмотрены жесткие меры к нарушителям прав туристов, в том числе и огромные штрафы.

При этом единого органа, который одновременно мог бы курировать и авиаперевозчиков, и туроператоров не может быть. Но для того, чтобы системно решить существующую проблему, необходима Межведомственная комиссия с привлечением и сотрудников Росавиации, и Ростуризма, и общественных организаций, объединяющих туроператоров, и фискальных органов, которые системно занимались бы проверками как авиакомпаний, так и реальных финансовых дел в той или иной туркомпании.

При этом, считает Майя Ломидзе, системного кризиса в туротрасли нет, но есть бардак в целом: отсутствие контроля и как следствие – проблемы для людей, которым таким образом портят, а иногда и вовсе срывают заслуженный отдых.

Они будут сопротивляться

20 сентября в Росавиации должно состояться совещание, на котором санкции за задержку чартеров обсудят с авиакомпаниями и туроператорами. Эксперт АТОР говорит, что туроператоры готовы информировать о том, какое количество программ они заказывают перевозчикам.

При этом Росавиация должна иметь возможность проверить, сможет этот перевозчик выполнить все эти программы, или нет. “Если он заявляет, что может, а потом срывает программы, то он должен за это отвечать”, - отмечает эксперт.

В Минтрансе разработаны предложения, которые направлены на повышение ответственности чартерных авиаперевозчиков - вплоть до запрета совершать рейсы за границу.
Кроме того, предлагается проводить анализ графика оборота воздушных судов на предмет его соответствия парку перевозчиков с учетом провозных емкостей, а также проверять наличие необходимого количества летно-технического персонала у авиакомпании.

Эксперты в туротрасли рассказали, что, узнав об этом, авиакомпании уже выразили свое неудовольствие подобными возможными жесткими санкциями. Однако если их не принять, подобные ситуации с чудовищными задержками то и дело ломающихся бортов чартерных рейсов продолжатся и в следующем туристическом сезоне.


В этом году авиапассажирам пришлось изрядно понервничать. Вспомните: в апреле был вулкан. Исландский огнедышащий монстр с именем-скороговоркой Эйяфьяллайокудль на неделю парализовал небо над всей Европой. Еще были дикие пробки по дороге "Шереметьево", забастовки авиадиспетчеров - испанских, английских и греческих...

Но под занавес года погода прямо-таки измывается над путешественниками. Перед католическим Рождеством сотни тысяч человек застряли в аэропортах Европы: из-за сильных снегопадов и гололеда не работали аэропорта Парижа, Брюсселя, Франкфурта, Лондона и других европейских городов.

В воскресенье, 26 декабря, коллапс случился уже в аэропортах российской столицы. Больше всего проблем испытали пассажиры, которые должны были вылетать из "Домодедово": крупнейшая воздушная гавань Москвы осталась без электричества и перестала принимать и отправлять самолеты (свет отключили из-за того, что оборвались обледеневшие провода). Вовремя не улетели как минимум сто самолетов. В "Шереметьево" были задержаны не меньше 60 рейсов. Подробнее читайте здесь.

С перебоями ходили "Аэроэкспрессы" в "Домодедово", которые всегда были спасением от пробок.

А ведь как раз в эти выходные многие россияне улетали на новогодние каникулы - на курорты или в гости к родственникам. Во время предпраздничного ажиотажа аэропорты и так работают с повышенной нагрузкой - только из московского авиаузла на Новый год организована 1000 специальных чартерных рейсов. А тут еще и погода подкузьмила...

Но даже если в понедельник погода будет идеальной (прогноз читайте здесь), на восстановление нормальной работы аэропортов столицы потребуется время. Ведь надо отправить и те рейсы, что должны были вылететь в воскресенье, и работать по расписанию. В таких ситуациях приоритет у регулярных рейсов. Если летите на отдых чартером, шансов застрять в зале ожидания больше.

А под самый Новый год, 30 декабря, синоптики обещают сильный снегопад... В общем, собираться в "елочный" отпуск стоит, вооружившись инструкцией на случай погодного форс-мажора.

1. Перед тем как выезжать в аэропорт, проверьте информацию о вылете вашего рейса на онлайн-табло аэропорта. Табло всех воздушных гаваней столицы и многих зарубежных городов есть на сайте "Комсомолки". Правда, во время отключения электроэнергии в "Домодедово" не работал ни сайт аэропорта, ни онлайн-табло. Но такое все же случается редко.

2. Сделайте все, чтобы избежать пробок (я понимаю, в Москве это звучит чуть ли не как издевка, особенно перед Новым годом, да еще при гололеде и снегопаде. Но поэтому и важно). Езжайте не на автомобиле, а на метро и "Аэроэкспрессе". Опять же бывают исключения: летом были случаи, когда застревали скоростные поезда по дороге в "Шереметьево", в воскресенье с большими опозданиями шли экспрессы в "Домодедово". Но в большинстве случаев железная дорога все-таки надежнее.

3. Зарегистрируйтесь на рейс на сайте авиакомпании. Так вы получите запас по времени на случай задержки по дороге в аэропорт. Ведь для регистрации надо быть в аэропорту минимум за полтора часа до вылета. А если у вас уже распечатан посадочный талон, вы и за 40 минут до отправления имеете шанс успеть на свой самолет.

Мы собрали типичные ситуации, с которыми, увы, нередко сталкиваются авиапассажиры - и в России, и за границей. Советами помогают юристы, специализирующиеся на правде в области туризма: директор юридического агентства "Персона Грата" Георгий Мохов и директор юридической консультации "Визит" Анна Гладун.

Опоздали на рейс: застряли в пробке, из-за снега не ходили автобусы или что-то из этой "оперы"...

Увы, ни пробке, ни снегу претензию не напишешь, в суд на них не подашь. Согласно пункту 80 Федеральных авиационных правил пассажир должен не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа, а также к месту посадки на борт воздушного судна.

Опоздание будет рассматриваться как добровольный отказ пассажира воздушного судна от полета позднее чем за 24 часа до вылета. По закону в этом случае вам должны вернуть деньги за билет. Правда, за вычетом сбора, размер которого не может превышать 25% (согласно ст. 108 Воздушного Кодекса РФ).

С требованием о возврате денег надо обращаться непосредственно в авиакомпанию. В аэропорту ищите стойку перевозчика или его представителя. Чтобы претендовать на возврат денег, отказ от перелета надо оформить в письменном виде, иначе получится, что вы не уведомили авиакомпанию о своем отказе.

Рейс задержан, вы кукуете в зале ожидания.

Согласно п. 99 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", авиакомпания обязана за свой счёт и вне зависимости от причин задержки рейса организовать хранение багажа и предоставить комнату матери и ребенка пассажирам с детьми в возрасте до семи лет.

Ждете больше 2 часов - вам должны дать прохладительные напитки и предоставить возможность сделать два бесплатных телефонных звонка или послать два сообщения по электронной почте. А это полезнее, чем напитки - особенно если сидите в заграничном аэропорту, а в роуминге проговорили кучу денег.

Опоздание на 4 часа - горячий обед или ужин. Обычно кормят в кафе аэропорта. Если застрянете дольше, потом кормить должны каждые 6 часов днем и каждые 8 часов в ночное время.

Задержка рейса на 6 часов в ночное время и на 8 часов днем - вас обязаны разместить в гостинице и довезти до нее, а также обратно в аэропорт.

Правила одинаковы в любом случае - из-за непогоды застрял самолет или из-за поломки. Куда за всем этим обращаться? К представителю авиакомпании. Если не нашли или зависли в маленьком аэропорту, обратитесь на стойку информации аэропорта.

Если что-то из этого списка не было оказано и пассажиру пришлось получать эти блага за собственные деньги, авиакомпании придется по чеку возместить все расходы.

Кроме того, авиаперевозчик должен выплатить штраф каждому пассажиру в размере 25% МРОТ (проще говоря, 25 рублей) за каждый час просрочки, но не больше 50% стоимости билета (ст. 120 Воздушного кодекса). Правда, штраф нельзя взыскать, если просрочка произошла вследствие действия непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо из-за иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В самолет посадили, а он не взлетает: катают по полю, или лайнер просто стоит на месте. Такое часто бывает в сложных погодных условиях, или когда в аэропорту "пробка", или при неисправности самолета.

Это та же задержка рейса. Вам должны предоставить напитки и еду, исходя из тех же норм.

Вы летите со стыковкой. Первый рейс задержался, в итоге опоздали на второй.

В аэропорту вылета надо получить отметку в билете (распечатке электронного билета), что ваш самолет не смог вылететь вовремя по такой-то причине, был задержан на такое-то время.

В аэропорту пересадки обратиться к представителю авиакомпании с просьбой перебронировать билет на другой рейс. Здесь-то и потребуется отметка в билете, подтверждающая вашу невиновность в опоздании.

Обычно билет меняют без проволочек. Тем более что чаще всего оба рейса выполняет одна авиакомпания или перевозчики, входящие в один авиационный альянс (крупных альянсов в мире три: Sky Team - в него входит "Аэрофлот", Star Alliance, One World).

Но может оказаться, что ближайший борт лишь завтра. Компенсировать траты на гостиницу и питание должна авиакомпания - виновник опоздания. Собирайте чеки, квитанции и прочие подтверждения расходов. И по возвращении пишите претензию с требованием возместить убытки, причиненные некачественным исполнением услуги по авиаперевозке.

Если вас заставят покупать новый билет за свои кровные, то его стоимость (вместе с неустойками и компенсациями) вы также вправе будете требовать с авиакомпании, чей рейс задержался. Для этого сначала передайте письменную претензию о компенсации убытков, а в случае отказа либо если вам не ответили в течение 10 дней, можете идти в суд.

Из-за задержки рейса пропали день или два отдыха.

Как правило, добиться компенсации реально уже после возвращения. Вы можете потребовать у авиакомпании компенсировать стоимость потерянных из-за опоздания услуг: суток проживания в гостинице, питания, если оно было оплачено, экскурсии и т. д. В гостинице требовать деньги за "прогулянный" день не имеет смысла, она ни при чем.

Виновата ли компания, если рейс задержан из-за нелетной погоды? Тут все дело в нюансах: если вдобавок к ненастью были какие-то проколы в работе авиаторов (к примеру, вовремя не провели антиобледенительную обработку самолета) - тогда да. И вы можете требовать от нее компенсации своих расходов (за оплату гостиницы в ожидании следующего рейса, "пропавший" день отдыха в отеле, деньги за те дни, что вам не выплатили зарплату, и т. д.). Если перевозчик действовал безукоризненно - нет.

Но! Горячее питание, размещение в гостинице и все, что положено при долгой задержке рейса, авиакомпания должна предоставить в любом случае.

Наслушались вы ужасов про транспортный коллапс в Москве и Европе, и решили вернуть уже купленный тур.

Вопрос в том, получите ли вы деньги назад. В случае с нынешней непогодой - нет. Требовать стопроцентного возврата денег можно в том случае, если путешественник сможет доказать, что существовала реальная угроза его жизни и здоровью.

Доказать это на практике трудно. Веским аргументом для суда может быть заключение МИД России, что в период начала тура в стране или регионе сложилась неблагоприятная или опасная обстановка и россиянам не рекомендовано посещать эту страну. Такие документы МИД выпускает редко.

Общее правило возврата денег за купленные туры таково: туроператор должен вернуть вам все, за исключением фактически понесенных им расходов. Если до вылета остается, скажем, неделя, эти расходы уже составляют большую часть стоимости путевки.

Невозможно предусмотреть все на свете. Можно купить самые выгодные билеты на самолет, но при этом не улететь, так как уже в зале прилета выясняется – рейс задержан. Неприятность эта почти всегда сопряжена для путешественника с целой лавиной сопутствующих проблем, начиная от того, где и на какие деньги поесть во время длительного ожидания, и заканчивая тем, как все-таки попасть в нужную точку прилета, так как там заказан отель, происходит важное мероприятие, должна произойти пересадка на другой авиарейс и т.д.

И поскольку способностями ясновидящих из нас мало кто обладает, будет полезно на досуге узнать, что делать если задержали рейс, так как паника и гнев в такой ситуации – наихудшие советчики. Прежде всего, порядок действий зависит от того, на какое именно время произошла задержка..

Что делать пассажиру, если задержали рейс на самолет?

Даже в том случае, если время ожидания рейса невелико, скажем, 1 час или немногим более, не следует пускать дело на самотек. Нужно сразу после объявления отправиться к стойке информации и потребовать от сотрудника дать разъяснение. Ответа при таких задержках обычно нет, но главная цель такого похода в том, чтобы поставить отметку на билетах о задержке. Это послужит в дальнейшем при любых разбирательствах неоспоримым доказательством.

Время задержки и ее причины могут быть любыми, но каждый пассажир должен знать, что делать если задержали рейс на самолет. В этот список входит:

  1. Предоставление места в комнате матери и ребенка пассажиркам с детьми младше 7 лет.
  2. Прием на хранение багажа до момента вылета.

Освободив руки от чемоданов и разместившись с детьми в комфортных условиях ожидать отложенный рейс несравнимо удобнее. Дальнейшие услуги перевозчик предоставляет в зависимости от времени задержки.

Если рейс задерживают на 2 часа и более пассажир вправе требовать:

  1. Возможности совершить 2 бесплатных телефонных звонка в любую точку мира, а также отправить бесплатно 2 сообщения через сеть Интернет.
  2. Напитки (вода, чай, кофе, соки) в требуемом количестве.

Если рейс задержали на 4 часа и более, то в перечень требований можно смело включать:

  1. Горячее питание сразу, а далее через каждые 6 часов днем и 8 часов – ночью.

Если задержали рейс на 6 часов или более, все пассажиры рейса перевозчиком должны быть обеспечены:

  1. Местом в гостинице до самого момента вылета. Гостиничный номер предоставляется всем пассажирам рейса днем после задержки более 8 часов, а ночью после задержки более 6 часов. Не имеет значения, сколько раз в аэропорту продлевали объявления о задержке, отсчет ведется от времени на билетах.
  2. Транспортировкой от здания аэропорта до отеля транспортом аэропорта.

Все перечисленные услуги пассажир вправе получить абсолютно бесплатно. При этом любые оправдания не имеют значения, так как правила обязывают перевозчика заботиться о клиентах при любых обстоятельствах. В случаях, когда рейс задержан по вине авиакомпании, тогда номером в гостинице и горячим обедом она уже не отделается. Всем пассажирам рейса дополнительно причитается:

  1. 3% от цены билета, помноженные на число часов задержки вылета (п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителя»).
  2. 0,25% от минимального размера оплаты труда по числу часов задержки вылета.

Суммарно за счет компенсации пассажир сможет вернуть до половины от стоимости авиабилета (ст. 120 «Воздушного кодекса РФ»). Разумеется, если вылет так и не состоялся, то пассажир получит обратно стоимость билетов, помимо причитающихся компенсаций. Все перечисленные суммы компенсаций действуют в России, но в странах ЕС они значительно выше. Пропорционально времени перелета и расстоянию пассажир, получивший уведомление от авиакомпании об отмене рейса менее, чем за 14 дней до даты вылета, может получить компенсацию до 600 евро.

Важно: не стоит слишком долго ждать, если задержали рейс самолета, пока перевозчик оплатит гостиницу или горячий обед. Оплачивайте все самостоятельно, но сохраняйте все платежные документы: чеки, квитанции, так как позднее деньги будут возвращены, но, правда, уже через суд.

Также не стоит волноваться из-за пересадок. Если в месте посадки вы должны были пересесть на другой самолет, то перевозчик обязан предоставить место в самолете на другой рейс с тем же пунктом прибытия. Доплачивать за новый билет не придется ни копейки, даже если вас разместят в бизнес-классе вместо эконома. А вот если изначально билет был куплен в бизнес-класс, а новый предлагается только в экономе, то требовать свои деньги обратно нужно обязательно!

Как получить деньги с перевозчика, если задержали рейс самолета?

Чтобы получить все потраченное обратно, нужно написать от своего лица заявление в авиакомпанию, и попросить возместить все затраты, а также выплатить причитающуюся компенсацию за задержку вылета. К этому заявлению приложите:

  • чеки на оплату отеля и питания;
  • справку со стойки информации аэропорта о задержке рейса;
  • авиабилет.

Эту претензию не обязательно срочно нести куда-то, ее вполне можно отправить на юридический адрес перевозчика по почте, но не позднее, чем спустя 6 месяцев от даты задержанного вылета. Обычно вполне достаточно такой претензии, чтобы получить деньги обратно на указанный в письме свой счет в банке. Если же ответа так и не последовало, можно смело обращаться в суд, ведь закон на вашей стороне!

Если же вы должны были лететь по турпутевке, частью стоимости которой являлись авиабилеты, то с туроператора можно дополнительно стребовать возврат денег за те оплаченные дни, что вы провели в ожидании вылета. Эту претензию нужно поторопиться подать в офис туроператора в срок до 20 дней с даты, когда оканчивается действие подписанного договора об оказании услуг.

Куда жаловаться?

Для пассажира имеет значение, с авиакомпанией какой страны он имеет дело. Отмены и задержки внутренних рейсов российских авиакомпаний рассматриваются по российскому законодательству. Точно также рассматриваются жалобы пассажиров на иностранных перевозчиков, нарушивших свои обязательства перед российскими путешественниками. Стоит отметить, что отправляясь в путешествие, нужно не только купить билеты на самолет, но и .

Рассказать друзьям:

Мы с семьей купили тур в Турцию. Но при вылете нам за держали рейс на 12 часов, покормили, в гостиницу отвезли вопросов нет. Но на отдых мы прилетели на день позже, вместо 30-го 31-го... то есть день, оплаченный в отеле, потеряли. Есть ли шанс получить компенсацию?

На что рассчитывать?
В вопросе вы пишете про потерянный день. За рубежом размещение в отеле считается не по дням, а по ночам. В ваучере указано 8 ночей, и вы провели в отеле ровно 8 ночей, значит, компенсировать день вам не будут.
Если же количество ночей сократилось, можно потребовать компенсировать вам стоимость ночи, которую вы потеряли. Туроператор должен предоставить расценки: сколько стоят сутки проживания в определенном отеле. Компенсацию выплатят в том случае, если задержка произошла по вине авиакомпании. Если самолет не вылетел вовремя из-за погодных условий, технической неисправности или любых других обстоятельств, которые не зависят от перевозчика, то материальная компенсация не положена.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ?
Обращаться по поводу компенсации нужно к туроператору и к перевозчику. Туроператор несет ответственность за действия поставщиков услуг, входящих в путевку.
Вместе с тем туроператор не несет ответственности за действия поставщиков услуг, если есть специальные нормы, прямо предусматривающие их ответственность. Такие нормы есть: Воздушный кодекс и авиационные правила, где предусмотрено, что в случае задержки рейса ответственность за вред, причиненный пассажиру, несет перевозчик, независимо оттого, чартерный рейс или регулярный, купили вы его отдельно или в составе путевки.

  • § Ст. 9 Федерального закона «Об основах туристской деятельности»

Туроператор может на это сослаться, желая от вас отмахнуться. Будьте к этому морально готовы. Напишите ему претензию. Потребуйте соразмерного снижения стоимости и возврата средств. В идеале он должен выплатить вам стоимость ночи в отеле, а потом взыскать ее с перевозчика. Подать претензию вы имеете право в течение 20 дней с момента окончания действия договора, то есть окончания поездки. Так что поторопитесь.
К претензии нужно приложить доказательства задержки: копию ваших билетов с отметкой времени задержки от представителя авиакомпании в аэропорту (отметку могут поставить куда угодно, в том числе выдать специальный бланк). Также вам нужно было взять в отеле бумагу о том, что вы действительно заселились туда не в первый день тура, а во второй (ее копия также прикладывается). Заявление можно подать лично либо переслать заказным письмом, желательно с полной описью приложенных документов.

Если результат будет отрицательный, напишите претензию перевозчику. Здесь запас времени больше.
Вы имеете право на предъявление претензии к авиакомпании в период, равный шести месяцам с момента прилета в пункт назначения. В вашем случае срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для жалобы.

  • § От. 126 Воздушного кодекса РФ?

Если дело дойдет до суда, то ответчиков будет двое: туроператор и перевозчик. Вы вправе потребовать не только возмещения реального ущерба, но и возмещения морального вреда. В случае удовлетворения ваших требований суд взыщет с виновников ваших проблем штраф 50% от суммы, присужденной судом в вашу пользу. Госпошлину по делам, связанным с защитой прав потребителя, платить не надо.