» » Частный самолет тинькова. Где же все-таки живет Олег Тиньков? О начальной мотивации

Частный самолет тинькова. Где же все-таки живет Олег Тиньков? О начальной мотивации

Остров Мэн. Вид с самолета. Фото: Wikimedia

…Остров Мэн — маленькое государство в Ирландском море с населением около 85 тысяч человек. В портах острова, как пишут путеводители, не встретишь шикарных яхт, зато люксовые яхты по всему миру ходят под флагами Мэна. Частные самолеты, на которых перемещаются самые состоятельные люди Земли, также нередко зарегистрированы под мэнскими номерами.

Свой воздушный регистр появился на острове только в 2007 году, но с тех пор пользуется большой популярностью среди владельцев частных самолетов. Лазейка в налоговом законодательстве и особая налоговая практика позволяют владельцам джетов ввезти их в Европу, не заплатив НДС. Поэтому почти весь топ российского списка Forbes обзавелся компаниями на острове Мэн для своих частных самолетов.

Подробности этого процесса стали известны в результате утечки документов из компании Appleby — одной из крупнейших в мире фирм по предоставлению офшорных юридических услуг. Эти документы получила немецкая газета Süddeutsche Zeitung, которая в свою очередь поделилась ими с Международным консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ). В совместном расследовании приняли участие десятки СМИ со всего мира. Единственным российским партнером проекта стала «Новая газета».

Изученные нами документы в деталях рассказывают, как и сколько экономят на налоге на потребление те, кому уже давно не приходится экономить на потреблении.

За последние 10 лет на острове Мэн была зарегистрирована тысяча частных самолетов. Власти страны, в которой всего один аэропорт, называют свой реестр воздушных судов 6-м по величине в мире.

Чтобы не платить НДС при импорте джетов в ЕС, владельцы самолетов оформляют их на компании с острова Мэн, которые в свою очередь сдают самолеты как бы в аренду своим же конечным собственникам. Вот как это работает на практике.


Петр Саруханов / «Новая газета».

Братья Ротенберги

Семья Ротенбергов, заработавшая большую часть своего состояния на деньгах госкомпаний и бюджета России, зарегистрировала на острове Мэн сразу три самолета. Старший брат Аркадий приобрел комфортабельный Global XRS; он пользуется популярностью прежде всего из-за большого салона, вмещающего до 16 человек.

В письме в Appleby представители Аркадия Ротенберга отдельно уточняют, что самолет будет использоваться «для личных нужд владельца», летать на нем будет сам хозяин, его семья, друзья и подчиненные. В качестве потенциальных пассажиров самолета упоминаются также «начальники владельца». Учитывая, что Аркадий Ротенберг — конечный собственник бизнеса, остается только догадываться, кто может считаться его начальником.

«Клиент хочет импортировать самолет из Канады в Европейский союз и ищет благоприятную в плане НДС юрисдикцию», — пишет представитель Ротенберга.

Сотрудники Appleby предлагают довольно сложную корпоративную схему, которая позволяет вообще не платить налог на добавленную стоимость.

Для этого используется целая цепочка фирм:

  • компания на Британских Виргинских островах — официальный владелец самолета. Это компания открывает филиал на Острове Мэн
  • филиал на острове Мэн регистрируется как налогоплательщик на острове, он же официально импортирует самолет в Еврозону. Но по бумагам конечным пользователем выступает третья компания
  • Компания на Кипре — берет самолет в аренду.

Таким образом, самолет официально так и не попадает в руки к реальному собственнику, а используется как актив в бизнесе по аренде самолета.

Поэтому компания-владелец имеет право на возмещение НДС, даже несмотря на то, что Ротенберг сдает самолет в лизинг самому себе и пользуется им как личным транспортом.

При импорте своего Global XRS Аркадий Ротенберг заплатил за корпоративные услуги без малого 13,5 тыс. фунтов стерлингов (около 650 тыс. рублей) плюс дальнейшие ежегодные платежи около 4 тыс. фунтов (около 200 тыс. рублей) для поддержания корпоративной структуры. Впрочем, сумма сэкономленного налога на его самолет составила больше 5,5 млн фунтов (более 267 млн рублей).

По точно такой же схеме ввез свой Bombardier Global 5000 в Евросоюз и брат Аркадия — Борис Ротенберг. С размахом крыльев в 23 метра, этот дальнемагистральный самолет способен взлететь даже с коротких взлетных полос и приземлиться в труднодоступных горных аэропортах.

Люди, работавшие с семьей Ротенбергов, представили Appleby и семью Олега Дерипаски, который также ввез свой частный самолет в Европу на «благоприятных» в плане НДС условиях.

«Дьявол кроется в деталях»

Несколько юристов и сотрудник налоговой службы, ознакомившись с подобной схемой, назвали ее «оптимизацией налогов», но отметили, что не считают ее незаконной. «Это скорее оптимизация, чем схема по уклонению, — считает сотрудник налоговой службы, к которому обратилась «Новая газета». — Но дьявол всегда кроется в деталях, уверенно можно говорить, только если проводить полноценную налоговую проверку и видеть всю документацию».

Государственные органы острова Мэн должны контролировать, для каких целей используется самолет — для личных или для деловых, корпоративных поездок.

Если самолет используется хотя бы частично как личный транспорт, компания не может претендовать на полный возврат НДС, а только на частичный. Компания Appleby должна собирать данные о полетах своих клиентов, но не все клиенты исправно предоставляют эту информацию.

Кроме того, не все владельцы платят арендные платежи за самолет, хотя это необходимое условие, чтобы претендовать на возврат НДС.

Магия острова Мэн

Законодательство острова Мэн в плане НДС в целом такое же, как и в других европейских странах, и в России. То есть выстроив похожую корпоративную структуру, можно избежать налога и в других странах. Но у острова Мэн, помимо дружелюбного таможенного сервиса, есть еще существенное преимущество — скорость процесса.

В России компания заплатит налог на самолет при импорте и сможет претендовать на возмещение НДС только в конце налогового периода. «При этом налоговые службы очень неохотно одобряют возвраты, — говорит управляющий партнер в консалтинговой компании «Орлов и Сизов» Александр Орлов. — Очень редко это происходит во внесудебном порядке, чаще всего с налоговой приходится судиться. Перед возмещением налоговая служба будет проводить камеральную проверку и у нее могут появиться большие вопросы ко всей этой структуре. То же самое жде т компании в других европейских странах».

На острове Мэн оплата и возмещение налога проходят по бумагам в один момент.

«Это своеобразная магия острова Мэн. Это схема оптимизации налогов, и все вовлеченные в процесс стороны понимают это»,

— говорит на условиях анонимности авиационный юрист, хорошо знакомый с процедурой регистрации частных джетов на острове. — Для правительства острова это возможность привлечь владельцев самолетов, создать индустрию регистрации воздушных судов, поддержать сопутствующие сервисы. В этом плане остров Мэн — типичная офшорная юрисдикция, которая привлекает капиталы обещанием не облагать их налогами».

Сотрудники таможни острова Мэн, например, готовы встречаться с представителями состоятельных бизнесменов перед импортом самолетов и обсуждать с ними детали лизинговых контрактов и другие аспекты корпоративной структуры.

К тому же на острове Мэн, в отличие от России, нет налогов на имущество и прибыль компаний, что позволяет дополнительно сэкономить.

Кто экономит?

«Новой газете» удалось обнаружить 17 самолетов, которые были зарегистрированы на острове Мэн по заказу российских клиентов. Среди них, помимо братьев Ротебергов и Олега Дерипаски, экс-сенаторы Вадим Мошкович, Виталий Малкин и бывший депутат Александр Скоробогатько, таинственный подрядчик РЖД Юрий Коротченко, бизнесмен Александр Пономаренко, владелец поместья под Геленджиком, более известного как «дворец Путина».

Общая стоимость зарегистрированных российскими бизнесменами самолетов — около 25 млрд рублей. Если все эти бизнес-джеты используются как личный транспорт, общая сумма НДС, которую заплатили бы владельцы в России, — около 4,5 млрд рублей.

Впрочем, все это довольно приблизительные расчеты. «Если самолет используется для корпоративных целей — например, для перевозки топ-менеджмента между рабочими объектами или для деловых поездок, компания действительно не должна платить НДС», — отмечает Орлов.

Из переписки Appleby с клиентами не всегда понятно, будет ли самолет использоваться исключительно в личных целях или самолет необходим для бизнеса.

Среди клиентов Appleby не только российские граждане. Самолет на острове Мэн оформили также пилот «Формулы-1» Льюис Хэмилтон, британский бизнесмен израильского происхождения Идан Офер, ливанский банкир Аднан Кассар и другие завсегдатаи списка богатейших бизнесменов Forbes со всего мира.

Аркадий Ротенберг

бизнесмен

  • Bombardier Global XRS (M-ARRJ)
  • Цена (руб): 1,4 млрд

Российский бизнесмен с состоянием в 2,6 млрд долларов, по оценке журнала Forbes. Друг детства и спарринг-партнер по дзюдо президента России Владимира Путина. Почти весь бизнес семьи Ротенбергов тесно связан с государственным заказом. «Стройгазмонтаж», который на 100% принадлежит Аркадию, — крупнейший поставщик труб для «Газпрома»; компания «Мостотрест», которую до 2015 года контролировал сын Аркадия Игорь Ротенберг, была крупнейшим строителем дорог в России.


Wikimedia

Самолет Global XRS Аркадий приобрел в конце 2011 года, а в феврале 2012 зарегистрировал его на острове Мэн. Это — сверхдальнемагистральный самолет, который может долететь от Нью-Йорка до Токио без дозаправки. Представители покупателя в своих письмах говорили, что самолет будет использоваться для личных нужд Ротенберга. В распоряжении «Новой газеты» имеются сведениях о перелетах за 2012 год. Помимо частых поездок из Москвы в Петербург, самолет неоднократно летал в Ниццу, на Пхукет, в Дубаи и в Папуа в Индонезии.

Борис Ротенберг

бизнесмен

  • Bombardier Global 5000 (M-BRRB)
  • Цена (руб): 1,2 млрд

Борис — младший брат Аркадия Ротенберга. Журнал Forbes оценивает его личное состояние в 1 млрд долларов.

Самолет Bombardier Global 5000, который он приобрел весной 2013 года, разработан на базе модели Global XRS, на которой летает его брат, — только корпус короче на 81 см и максимальная дальность полета меньше на 2 тыс. км. На покупку самолета Борис Ротенберг взял кредит в швейцарском банке Credit Suisse.

Самолет был импортирован в Евросоюз в мае 2013 года. Несмотря на неоднократные напоминания от Appleby, ни один лизинговый платеж так и не был произведен. Хотя по условиям контракта платежи должны были поступать каждые 3 месяца. Это фактически означает, что компания не выполнила условия, при которых она могла претендовать на возврат НДС.

Олег Дерипаска

бизнесмен

  • Gulfstream G550 (M-SAWO)
  • Цена (руб): 870 млн

Для своих полетов алюминиевый магнат выбрал Gulfstream-550. Производитель самолета называет его самым экономически эффективным деловым джетом. Салон может вмещать до 19 пассажиров, некоторые варианты комплектации предусматривают до 8 спальных мест.


Remo Garone

Дерипаска приобрел самолет еще в 2004 году на компанию, которая формально принадлежит его матери Валентине Дерипаске. Директором этой компании как минимум до 2013 года был депутат Госдумы от «Единой России» Алексей Езубов — по сообщениям СМИ, брат Валентины Дерипаски. При этом как депутат Езубов не имел права руководить никакими коммерческими компаниями, включая те, что зарегистрированы на Бермудах.

Самолет был приобретен с помощью кредита в банке Credit Suisse и до 2013 года был зарегистрирован на Бермудах, а использовался в основном в России. В 2013 году Дерипаска по каким-то причинам сменил кредитную организацию на Raiffeisen, которая потребовала европейской регистрации. Представители Дерипаски в письмах Appleby подчеркивали, что главный вопрос, который их волнует, — нулевой НДС. Им предложили стандартную лизинговую схему, которой до этого успешно воспользовались братья Ротенберги.

Однако после того как Appleby выстроила лизинговую схему, позволяющую не платить НДС, сотрудники Дерпаски перестали отвечать на письма регистрационного агента. До 2015 года ни один лизинговый платеж так и не был перечислен.

Александр Скоробогатько и Александр Пономаренко

бизнесмены

  • Gulfstream G550 (M-ATPS)
  • Цена (руб): 1,4 млрд

Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько — давние партнеры. Вместе они начинали бизнес в 90-х в Крыму, вместе переехали в Москву. Занимались банковским бизнесом, владели портом в Новороссийске, в 2010 году выгодно его продали и занялись недвижимостью. В том же году Пономаренко стал владельцем роскошного палаццо на мысе Идокопас под Геленджиком, получившего известность как «дворец Путина».

Александр Скоробогатько с 2003 года избирался депутатом Госдумы. В 2016 году, спустя всего два месяца после очередных выигранных выборов Скоробогатько добровольно сложил свои депутатские полномочия, чтобы вернуться в бизнес.


Wikimedia

Бизнесмены купили частный самолет в 2011 году, он записан на общий семейный траст. Они летают на таком же Gulfstream, как у Дерипаски, только их самолет гораздо моложе.

Олег Тиньков

бизнесмен

  • Falcon 7X (M-TINK), до этого — Falcon 2000LX, Falcon 900LX
  • Цена (руб): 3,6 млрд

Создатель одного из самых технологичных мобильных банков бизнесмен Олег Тиньков предпочитает самолеты компании Dassault Aviation и не любит летать на одном самолете долго. С 2013 по 2016 год он поменял три джета Falcon, все они были зарегистрированы на острове Мэн. Первые два самолета — Falcon 2000LX и Falcon 900LX — похожи по своим характеристикам. Это относительно легкие реактивные самолеты с дальностью полета без дозаправки около 7 тыс. км.


Wikimedia

Falcon 7X тяжелее, с большим размахом крыла, может летать уже на 12 тыс. км.

Судя по письмам Appleby, Олег Тиньков сам участвовал в переговорах с производителем, обсуждал внутреннее убранство и «начинку» своего джета.

Не только налоги

Впрочем, эксперты, с которыми поговорила «Новая газета», отдельно подчеркивают, что «благоприятный» налоговый режим не единственная причина, по которой крупный бизнес не регистрирует самолеты в России.

«В России не существует адекватной системы поддержания летной годности, — говорит представитель общественной организации пилотов и владельцев воздушных судов АОПА «Россия» Сергей Шваля. — Поэтому самолет при регистрации в России сразу теряет до 30% стоимости. Никто не доверяет российской системе контроля. Если самолет покупают на заемные средства, любой европейский банк или лизинговая компания будет требовать регистрации в Евросоюзе или другой удобной юрисдикции, например, на Бермудских островах. Там, где зарегистрировано подавляющее большинство самолетов того же «Аэрофлота».

Там, на «Диком Западе», существует внятная система, защищающая права владельца и/или пилота, но одновременно с этим устанавливающая строгие правила. Система, которая позволяет проще эксплуатировать, обслуживать воздушное судно, контролировать его состояние. Никто не хочет сталкиваться с ужасами нормотворчества наших законодателей».

Впрочем, для крупных бизнесменов налоговые причины по-прежнему остаются важными. «Я знаю немало патриотично настроенных российских бизнесменов, которые готовы были бы регистрировать свой самолет в России, несмотря на все сопутствующие сложности, — говорит юрист Aviation Legal Group Дэрек Блум, который много лет работал с клиентами из России. — Тем не менее они не готовы платить несколько миллионов долларов в виде НДС, когда у них есть возможность избежать этих расходов на острове Мэн. Они не стали бы богаты, если бы готовы были бы платить налоги так просто. Возможно, России стоило бы подумать о налоговых льготах для тех, кто регистрирует самолеты в России, это могло бы стать толчком для развития всей индустрии».

В октябре Минпромторг России выступил с предложением отменить НДС для покупателей бизнес-джетов при импорте и регистрации их в России.

Если это предложение министерства будет принято, то покупатели роскошных самолетов окажутся более успешными в борьбе против налога на потребление, чем, например, движение женщин за отмену НДС на средства гигиены (прокладки и тампоны).

В ответ на запрос ICIJ и медиа-партнеров правительство острова Мэн отметило, что лизинговые структуры используются не только в их юрисдикции, но и на Кипре, Мальте, в Великобритании и Нидерландах: «Наверное, ни одно правительство не может гарантировать, что на его территории нет случаев ухода от налогов или использования «серых» схем. Тем не менее мы делаем все, что в наших силах, чтобы это предотвратить».

И тем не менее премьер-министр острова провел специальную пресс-конференцию, на которой заявил, что правительство начинает масштабную проверку процесса импорта частных самолетов в Европу через Мэн. И уделит особенное внимание налогообложению лизинговых структур.

Олег Тиньков – создатель успешной пивоваренной компании, коммерческого банка, сети магазинов бытовой техники и велосипедной команды. Человек, сделавший из своего имени бренд, который хорошо продается. Недаром он приехал из Питера покорять Москву в один год с другим человеком-брендом – Ксенией Собчак. С ней главу группы компаний «Тинькофф» роднит публичность на грани эксгибиционизма, умение делать из воздуха деньги и острое чувство времени.

О НАЧАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Все началось во время учебы в Горном институте. Питер, Васильевский остров, 1991 год, куча соблазнов. Я сам родом из Сибири, только что пришел из армии, а тут интуристы, валютные бары в гостинице «Прибалтийская»… Все это поражало мое сознание. И я не понимал, почему какой-то пьяный финн всем этим пользуется, а я не могу. Это был стимул начать что-то придумывать и при помощи тех же иностранцев торговать, зарабатывать, спекулировать. Я стал фарцевать. По дороге в общагу была гостиница «Гавань», я ходил мимо стоянки, где финны садились в автобусы, и они меня спрашивали: «Чейндж мани?» Мне хотелось лучше жить и одеваться. Помню, я надевал кроссовки «Найк», выходил на большую перемену – все бабы были мои. Еще у меня были бейсболка, джинсовая куртка «Ливайс» и под ней футболочка «Бейлис» – такие бесплатно раздавали на промоушене в Лас-Вегасе, но мы их носили с гордостью, потому что там был лейбл «Made in USA». Другая тема – хороший парфюм. Читал тут, что бабки в подъезде, где когда-то жил Абрамович, запомнили его по запаху. После того как он поднимался к себе, на лестнице целый день пахло его одеколоном. Мы действительно выливали на себя по полфлакона. И наконец, еще один мотив – моя девочка. Я тогда познакомился с девушкой из Томска, с которой живу до сих пор. Она из зажиточной семьи, у нее была кожаная куртка, а я ходил как обсос из Сибири. И я подумал: дай-ка буду еще больше зарабатывать.

Девушка сразу стала вашей или пришлось ее добиваться?
Если ты на меня посмотришь, то поймешь, что проблем у меня с этим никаких быть не могло. Наоборот, она меня кормила. Я помню, меня убило, когда мы пошли в кооперативный ресторан на Васильевском острове, и она заплатила за ужин.

О 1990-Х

Слушай, мы попали в такой круговорот… Мы счастливые люди: я не знаю, было ли и будет ли когда-нибудь еще такое же счастливое «дженерейшен пи» в квадрате. Когда началась перестройка, мне исполнилось двадцать лет. Я находился в самом центре событий. Это было похоже на волну, требовалось только встать, как на серфе, и устоять. Шел передел страны, ее пилили. Просто такие, как Потанин с Прохоровым, забирали миллиардные куски, а мы работали, и нам перепадали какие-то крохи. Я ни в одной приватизации не учас-твовал, я построил магазин, начал продавать там видики, и это сразу стало приносить десять тысяч долларов в день.

О МИССИИ

А есть, помимо всего прочего, какая-то сверхидея? Кроме материальных стимулов?
Мне кажется, это совершенно наигранная и глупая история – нести какую-то миссию. Я плачу налоги, и на этом моя миссия заканчивается. Впрочем, из вещей эмоционального плана, которые меня волнуют, я бы мог назвать еще одно: то, что я русский бизнесмен. Некоторые люди, собираясь узким кругом, высказывают точку зрения, что русский предприниматель – это смешно. Даже от президентов больших банков приходилось слышать заявления: «Ну, русский, чего там, водка да гармошка», – мол, у нас, русских, нет рациональной составляющей, необходимой для бизнеса. Вот, пожалуй, эту миссию русского предпринимателя я готов нести.

Выходит, все-таки есть какая-то патриотическая задача?
Здесь есть много патриотического, безусловно. Я не стесняюсь этого, но только без пафоса.

Не раздражает, когда с экранов телевизора долдонят про то, что Россия встала с колен?
Конечно раздражает. Для меня патриотизм – это, например, когда в свою велосипедную команду «Тинькофф. Кредитные системы» я нанимал больше русских гонщиков и меньше итальянских, хотя она базировалась в Италии. А рассказы, что мы великая нация, мы встали с колен, – это словоблудие и показушничество. Мы все знаем: кто любит, тот не говорит. Более того, критика – а я часто критикую свою страну – это показатель того, что я как раз таки ее люблю. Когда говоришь, что у нас в России что-то не так, тебя могут сапожищем пнуть: вот он, русофоб. Нет, я русофил до мозга костей, но я хочу, чтобы мы жили как нормальные люди. Когда я в Европе, я слова плохого о России не скажу. Иностранцы твердят: «У вас там рашен мафия, ля-ля». Я стану до последнего биться и рассказывать, что это не так. А когда вернусь, буду критиковать. То есть я патриот, но в хорошем понимании этого слова.

О СЕМЬЕ

Дети учатся за границей?

Дочка сейчас да.

Как-то у всех получается, что на словах патриоты, а дети все равно за границей.
Я тут никакого противоречия не вижу. Дочка у меня православная христианка, патриотка, говорит на своем языке лучше, чем на любом другом, и взращена на русской литературе.

Она в Англии учится?
В Оксфорде, первый год. Закончила девять классов обычной московской школы, потом поехала туда. Я считаю, что русская школа отличная, у нас проблема с вузами, поэтому я хочу, чтобы она училась в западном университете. По-моему, не отправлять своих детей учиться на Запад из патриотизма – это абсолютная ересь и глупость. Надо пытаться давать детям лучшее. И если международную юриспруденцию лучше всего преподают в Беркли, то пусть они едут туда и станут хорошими русскими юристами международного класса.

А жена где живет?
Мы с ней вместе живем здесь, и два мальчика моих ходят в школу в Москве.

У многих из тех, кто входит в «списки самых богатых», семьи вообще «там». И складывается ощущение, что они здесь для того, чтобы заработать, а там – чтобы жить…
Я не хочу их осуждать. Но я считаю, что муж и жена, которые не живут вместе по любым причинам, за исключением тюрьмы, – это неправильная семья. Что бы ни говорили: что детям так лучше, что там солнце больше светит, что там безопаснее… Супруги, которые не живут в одном доме и встречаются раз в полгода, когда муж прилетает в отпуск, – это ненормально.

О ПУБЛИЧНОСТИ

Почему вы ведете блог, довольно часто, по сравнению с другими, даете интервью? Зачем вам эта публичность?
Мы говорили про миссию, так и это своего рода миссионерство. Я хочу показать, что предприниматель тоже человек. Мы такие же, мы одни из вас, наше говно так же воняет. У нас, к сожалению, благодаря нескольким идиотам, которые существуют в медиапространстве, сложился карикатурный образ предпринимателей, и хочется это исправить.

Вы имеете в виду Брынцалова, Батурина?
Мы их все знаем.

Есть еще образ Абрамовича, который покупает самые большие яхты и самолеты, но при этом не дал ни одного интервью.
Да, но это тоже медиастратегия, уникальная, гениальная медиастратегия. В этом и заключается весь прикол, поэтому про него и пишут. На самом деле он более тщеславный, чем я, и если его перестанут упоминать, я думаю, он начнет страшно беситься и нервничать. У меня медиастратегия другая: разговаривать с умными журналистами и с хорошими медиаисточниками и доносить вот эту самую идею, что да, мы такие же, не воры, не жулики, не гондоны, не идиоты, не летаем только на «Джетах» и не ебем только Волочковых. У нас такие же семьи, такие же дети. Ну есть у меня на три копейки больше, чем у другого, разве это плохо? То есть за образ предпринимателя обидно. Посмотри на Западе. Вот мы с Ричардом Брэнсоном (всемирно известный бизнесмен, основатель компании Virgin и друг Олега Тинькова. – Прим. авт.) только что отдыхали. Он идет по Вербье, и все говорят: «Hi, Richard! You’re cool guy!» Все хотят на Ричарда Брэнсона равняться. А у нас про бизнесмена говорят: козел, мудак. Это уже клеймо. У нас бизнесменов показывают по телевизору в основном за решеткой. Сестра Брэнсона Ванесса говорит мне: «Смотри, аккуратнее там, а то мы русских олигархов видим только в тюрьме».

ОБ ОТВЕТСТВЕННОМ ПОТРЕБЛЕНИИ

Я недавно был в Улан-Удэ и там беседовал с ламой. Он мне сказал: «У тебя 2009-й будет переломным годом». И я с ним согласился. Потому что меня этот гламур, это показное богатство не интересовали никогда. Я никогда не лез на уровень «Московского комсомольца» или газеты «Твой день». У меня никогда не было охраны вокруг, никогда не было броского автомобиля. У меня несколько лет был личный самолет, который я сейчас в связи с кризисом продал, но об этом даже никто не знает. На Западе выставление богатства напоказ считается дурным тоном. Я всегда был внутренне с этим согласен. А теперь эта западная традиция стала трендом и у нас.

Кризис изменил ситуацию?
Да, все наконец-то успокаиваются, начинают скромничать. Даже Ксюша Собчак, я вижу, сейчас не каждый день меняет платья. Мне всегда казалось абсурдом, что женщина может надеть платье только один раз. Это просто ужасно. Вот этот тренд – скромность, ограничение в потреблении – становится востребованным. И это отвечает моим жизненным принципам.

О БУДУЩЕМ

А нет желания выйти из игры? Есть, наверное, уже хорошее состояние, которого хватит на долгие годы, и дальше в Италию, и все?
Желание такое есть, но лет десять активной жизни мне еще предстоит. Мои дети должны вырасти в России, знать ее культуру, Пушкина, Достоевского. У меня один сын в первом классе, другой в третьем, пока оба не окончат школу, дела бросать нельзя. Ну а потом мне уже будет пятьдесят, после этого возраста по КЗоТу можно думать о пенсии. (Смеется.) Шахтеры все в пятьдесят уходят – у меня отец шахтером был, я сам тоже в шахте год отработал, но это другая история.

Еще в Ленинске-Кузнецком?
Да, в Ленинске-Кузнецком.

Я там был, там снег черного цвета.
Очень жесткое местечко. Сейчас у нас там заложников опять захватили, только что передавали. У нас же три зоны вокруг. Вот в таких условиях я вырос. Кстати, когда приехал в Питер и там начались бандиты, для меня это был детский сад. Я среди настоящих уголовников рос, они там людей убивали, а здесь были всего лишь накачанные спортсмены. Я видел настоящих блатных – к примеру, наш сосед, дядя Коля. Он такой лысый выходил, в татуировках с ног до головы: «Алле, дай закурить». Я говорю: «Дядя Коль, я не курю, ты же знаешь, что я спортсмен». И когда я потом видел здешних бандитов, это были только карикатуры. Но я отвлекся. Да, я – как шахтеры, на пенсию после пятидесяти. А пока что буду работать, мне только сорок один.

) говорит, что «по своим качественным характеристикам» давно должен быть в числе долларовых миллиардеров. В 2005 году 37-летний Тиньков продал свой пивной бизнес за $250 млн и вложил $100 млн в создание нового банка. Справедливость, по мнению Тинькова, восторжествовала после IPO банка «Тинькофф Кредитные Системы»: инвесторы оценили его в $3,2 млрд, и состояние Тинькова выросло до $1,8 млрд. Оставшаяся после IPO доля Тинькова в ТКС Банке (51%) стоила $1,6 млрд по цене размещения (хотя с тех пор потеряла в цене более $200 млн). Кроме того, он продал часть акций во время размещения и получил за них примерно $200 млн наличными.

Тиньков продал банк с мультипликатором шесть капиталов, невиданным до сих пор в России. Сбербанк торгуется сейчас с мультипликатором 1,2, это максимум, есть банки с капитализацией меньше капитала. Знакомый Тинькова ничего странного в столь высокой оценке банка не видит.

«Просто не с теми сравнивают. Зачем со Сбербанком сравнивать или с банком «Возрождение?»

По мнению собеседника Forbes, ТКС Банк уместнее сравнивать, например, с компанией Qiwi, занимающейся платежами

В интернете, ее капитализация составляет около $2 млрд.

Сразу после начала вторичных торгов акциями банка Тиньков заказал для всех сотрудников офиса шампанское Cristal (13 000 рублей за бутылку) и говорит, что он единственный работодатель в стране, угощающий клерков таким напитком. Работают они в помещении с открытой планировкой, стены расписаны: на них персонажи русских сказок. Стены кабинета Тинькова покрыты сусальным золотом. Тиньков хотел современный офис, «как у Google», но с русскими мотивами. Дизайнер выполнил заказ, соорудив владельцу «царские палаты». Все это разместилось в офисном центре, принадлежащем Евгению Касперскому (134-е место в списке Forbes, состояние — $800 млн), Тиньков как-то в шутку сказал ему в столовой, что сдерет сусальное золото со стен своего кабинета, если владелец центра разорвет договор аренды с ТКС Банком.

Свежеиспеченный миллиардер, по его словам, живет скромно и тратит всего $800 000 в год — это «космические деньги», которые позволяют ему ни в чем себе не отказывать.

Обитает он в арендованном доме в Москве. Летом Тиньков ездит на автомобиле Rolls Royce, а зимой — на Range Rover. В командировках и в отпуске предпочитает сьютам обычные гостиничные номера. Правда, теперь, по оценке миллиардера, траты возрастут примерно на $3 млн — из-за расходов на обслуживание купленного еще до IPO самолета Falcon.

Суть бизнеса ТКС Банка — высокодоходное микрокредитование: больше половины портфеля приходится на кредиты не более 50 000 рублей, кредиты меньше 10 000 рублей составляют 17% портфеля. Но инвесторам ТКС продавали как интернет-компанию, поскольку кредитные карты банк распространяет через интернет и почту. Инвесторов привлекла огромная рентабельность капитала банка — 48,7% по итогам шести месяцев этого года (по итогам шести месяцев 2012 года — 66,6%). Рентабельность капитала у Сбербанка — 20,8%, у ВТБ — 6,9%.

Высокая рентабельность вдохновляет и самого Тинькова — снижать свою долю ниже контрольной он пока не собирается. Напротив, намерен доказать, что IPO — это только промежуточный этап в развитии бизнеса. Какова конечная цель? «Я хочу быть таким же крутым, как [владелец сети магазинов «Магнит»] Сергей Галицкий, — отвечает Тиньков. — Он самый лучший предприниматель России, если я буду вторым — можно умирать». Галицкий занимает .

Отметить бизнес-достижения Олега Тинькова или Сергея Галицкого вы можете, проголосовав за предпринимателей в рамках спецпроекта Forbes . Повлиять на ход голосования можно до 19 декабря, когда выйдет январский номер Forbes с итогами голосования по версии редакции.

Антон Вержбицкий

Если объединить частные самолеты российских миллиардеров в одну компанию, то получится крупный перевозчик, второй по числу бортов после «Аэрофлота» с парком более 250 воздушных судов. Всего же россиянам принадлежит до 500 бизнес-джетов, и большинство из них зарегистрировано за границей. Принятые 6 апреля 2018 года Минфином США санкции против российских бизнесменов испортили жизнь миллиардерам и запустили волну распродаж.

5. Airbus A320


Год выпуска: 2008
Предполагаемый владелец: Андрей Козицын
Страна регистрации: Австрия
Оценочная стоимость: $67 000 000

Самолет и его уникальная ливрея с золотыми узорами и птицей на хвосте достались российскому миллиардеру от предыдущего владельца - саудовской Saad Group разорившегося миллиардера Маан аль-Санеа. Самолет перебазировали из Саудовской Аравии в екатеринбургский аэропорт Кольцово. Самолет часто можно видеть в европейских городах - Вероне, Вене и Париже. Также этот Airbus нередко посещает города, где проводит свои игры екатеринбургский хоккейный клуб «Автомобилист», спонсором которого является УГМК (Андрей Козицын - совладелец компании). Иногда им летит и сама хоккейная команда.

https://www.сайт/2015-03-17/forbes_nashel_samolety_na_kotoryh_letayut_abramovich_usmanov_fridman_prohorov_i_drugih_rossiyskie_mi

Forbes нашел самолеты, на которых летают Абрамович, Усманов, Фридман, Прохоров и других российские миллиардеры

Forbes проанализировал, на чем предпочитают летать участники списка богатейших россиян. Как пишет издание, чаще всего техника известных в бизнесе людей весьма узнаваема: миллиардеры любят выделиться с помощью окраски своего средства передвижения или необычного регистрационного номера.

Так, российский миллиардер Роман Абрамович предпочитает летать на Boeing 767-300ER с номером P4-MES. Этот 11-летний самолет часто можно увидеть в разных уголках планеты: Ницца, Зальцбург, Сен-Мартен, Тель-Авив. Богатая география объяснима возможностями Boeing 767-300ER, зарегистрированного на острове Аруба. Префикс ER в модификации этого судна означает увеличенную дальность полета, что позволяет совершать беспересадочные перелеты на расстояние до 11 тыс. километров. Такой лайнер может вмещать до 245 пассажиров, его длина 54,9 метра, размах крыльев – 47,6 метра, каталожная стоимость самолета – 191,5 млн долларов. Среди споттеров (любителей фотографировать самолеты) судно получило кличку «Бандит» за характерную черную полосу у кабины пилотов, напоминающую темные очки. Модель «Бандита» в масштабе 1:500 даже продается в сувенирных магазинах.

Самолет Романа Абрамовича

Председатель наблюдательного совета «Альфа-групп» Михаил Фридман часто летает на своем вертолете Ми-171 с номером RA-25777. Весьма необычное средство передвижения, хотя бы по той причине, что этот вертолет отличается интересной окраской и счастливым номером, оканчивающимся на три семерки. Вероятно, на этом вертолете Фридман летает на свою базу отдыха в Тверской области. Согласно данным производителя, максимальная дальность полета такого судна – 600-800 километров в зависимости от комплектации, крейсерская скорость – 230 километров в час, каталожная стоимость – 10 млн долларов.

Вертолет Михаила Фридмана

Владелец группы «Онэксим», совладелец «ОК «Русал» Михаил Прохоров предпочитает летать на 6-летнем Airbus A319 с номером M-RBUS. Это большой лайнер с динамичной окраской и позывным Silver Arrows. Согласно спецификациям Airbus, длина такого самолета 33,8 метра, размах крыльев 35,8 метра, внутри него помещается до 156 пассажиров, а каталожная стоимость составляет 88,6 млн долларов. Впрочем, интерьер лайнера, скорее всего, специально переделан под нужды клиента.

Самолет Михаила Прохорова

Самолет Airbus A319 с регистрацией M-KATE, на котором летает российский бизнесмен Дмитрий Рыболовлев , несколько лет назад привлек внимание журналистов, прежде всего британских. Репортеры пытались разобраться, имеет ли самолет с такой говорящей регистрацией какое-либо отношение к Кейт Миддлтон, супруге герцога Кембриджского, принца Уильяма. Однако, скорее всего, что А319 получил такую регистрацию в честь дочери Рыболовлева – Катерины. Самолет принадлежал фирме Sophar Property Holding BVI, которую «Уралкалий» приобрел, еще будучи под контролем Рыболовлева. После продажи «Уралкалия» предприниматель выкупил у Sophar ее активы.

Самолет Дмитрия Рыболовлева

Член совета директоров ОАО «НОВАТЭК» Геннадий Тимченко предпочитает летать на своем Gulfstream G650 с номером OH-GVV. Этот самолет способен совершить беспосадочный перелет на расстояние 12 тыс. 964 километра и брать на борт до 18 пассажиров. В августе прошлого года бизнесмен пожаловался прессе, что из-за санкций Gulfstream не может продавать ему новые самолеты и обслуживать уже купленные. Таким образом, он вынужден запрашивать чартерные рейсы, когда ему требуется куда-то полететь.

Самолет Геннадия Тимченко

Председатель совета директоров банка «Тинькофф кредитные системы» Олег Тиньков предпочитает совершать путешествия на борту Falcon 900LX с регистрацией M-TINK, как следует из фотографий его аккаунта в социальных сетях. Узнаваемая особенность – герб на хвосте самолета, тот же самый, что видят клиенты банка «Тинькофф» на карточках и официальных документах. Согласно данным производителя, самолет этого типа имеет размах крыльев 21,38 метра, вмешает до 19 пассажиров, может совершать беспосадочные перелеты на расстояние до 8 тыс. 890 километров, к примеру, долететь из Москвы до Токио. Стоимость самолета на рынке 20-32 млн долларов в зависимости от состояния, модификации и комплектации.

Самолет Олега Тинькова

Основатель и основной акционер USM Holdings Алишер Усманов летает на 6-летнем Airbus A340-300 номером M-IABU. Лайнер Усманова самый большой среди всех самолетов участников рейтинга богатейших россиян. Лайнер называется Bourkhan (считается, что в честь отца Алишера Усманова), а его регистрацию можно расшифровать как «Я, Алишер Бурханович Усманов (I, Alischer Burchanovich Usmanov). Согласно данным Airbus, дальность полета самолетов этого типа – до 13,7 тыс. километров, размах крыльев – 60,3 метра, длина – 63,69 метра, вместимость – до 440 пассажиров в одноклассовой компоновке, каталожная цена в 2011 году составляла 238 млн долларов, сейчас самолет уже снят с производства.