» » Азовское море теперь российское? Керченский пролив, история, описание, карты 7 как в древности назывался керченский пролив.

Азовское море теперь российское? Керченский пролив, история, описание, карты 7 как в древности назывался керченский пролив.

Введение

Керченский пролив является важной зоной промысла многих видов рыб, так как он соединяет Азовское и Черное море и является путем миграций рыб. Одним из благоприятных условий для промысла в Керченском проливе, характеризуется его мелководность. Путина в проливе начинается в октябре-ноябре и продолжается ряд месяцев.

Живые ресурсы Азовского и Черного морей которые встречаются в Керченском проливе играют огромную роль в экономике государства. Их состояние тесно связано с уникальной структурой бассейна, огромной площадью водосбора, межгосударственной принадлежностью водоемов, а также современной экологической обстановкой и международно - правовым режимом рыболовства.

В Керченском проливе встречаются виды рыб, которые размножаются и нагуливаются в Азовском море. Среди них выделяются виды, постоянно обитающие в Азовском море. Это - пиленгас, глосса, тюлька, перкарина, рыбы-иглы и большинство видов бычков. И, наконец, имеется большая группа рыб, совершающие регулярные миграции проходящие через Керченский пролив из Черного в Азовское море. К ним относятся: азовская хамса, черноморская сельдь, барабуля, сингиль, остронос, лобан, ставрида, скумбрия и др.

В Керченском проливе есть рыбы как местного комплекса, к ним относится: бычковые, морской язык; так и рыбы которые мигрируют из Азовского в Черное к ним относится: азовская хамса, кефалевые, атерина.

Также есть виды которые иногда заходят в Керченский пролив: Черноморская хамса.

Из ценных промысловых видов в Керченском проливе обитает: черноморский калкан, черноморская камбала, бычок- кругляк, бычок - сирман, черноморская барабуля, морской кот.

Бассейн Азовского моря всегда рассматривался как один из наиболее продуктивных в Мировом океане. Природная продуктивность вод способствовала созданию высокого промыслового потенциала.

Гидрометеорологический режим Керченского пролива

Керченский пролив играет важную роль в формировании океанографического режима Черного и Азовского морей, которые он соединяет . Длина Керченского пролива по прямой составляет около 43 км, по фарватеру - 48 км. Ширина пролива изменяется в широких пределах: от 3,7 до 42 км. Пролив мелководен: наибольшие глубины при входе в пролив со стороння Азовского моря не превышают 10,5 м, со стороны Черного моря - 18 м. При продвижении к середине пролива глубины постепенно уменьшаются и на большей площади составляют около 5,5 м.общая площадь Керченского пролива приблизительно равна равна 805 кв. км., объем вод - 4.56 куб.км. пролив играет существенную роль в формировании особенностей гидролого-гидрохимического режима Азово-Черноморского бассейна и является важнейшим промысловым районом и судоходной магистралью.

Согласно исследованиям ЮгНИРО состояние морской среды Керченского пролива характеризуется следующими показателями: соленость 11-17 %. Содержание взвешенного вещества от 0,5 до 5,0 мг/л, средние концентрации органического азота - на уровне 0,8 мг/л, аммония солевого, азота нитратного и нитритного 0,04, 0,01 и 0,006 мг/л соответственно. Концентрации веществ азотной группы испытывают сезонные колебания.

Согласно величине индекса загрязненности вод (ИЗВ), в 2001 году воды Керченского пролива в его северной узости классифицировались как чистые (ИЗВ = 0,36, II класс качества). В 2002 году качество вод ухудшилось и они перешли в разряд умеренно загрязненных (ИЗВ увеличился до 0,84, что соответствует III классу качества воды).

Керченский пролив является исторически сформированным экологическим коридором для Азово-Черноморских фаунистических и флористических биоцинозов, представители которых свободно проникают через пролив. Так, через пролив из Азовского моря в Черное мигрирует значительное количество промысловых рыб, для которых миграция имеет существенное значение в их жизненном цикле. К ним относятся азовская хамса, сельдь, барабуля, пиленгас, кефали, сельди, осетровые. Кроме того, мелководная зона в восточной части Керченского пролива и прилегающего к ней Таманского залива являются нагульными угодьями для пиленгаса и аборигенных кефалей. До начала 50-х годов 20-го столетия, когда началось зарегулирование стока рек Дона и Кубани, экосистемы Азовского моря и Керченского пролива были приспосибленык естественному водообмену с Черным морем и к распределению глубин в Керченском проливе, что обеспечивало высокую рыбохозяйственную продуктивность этих вод.

После зарегулирования стока Дона и Кубани за счет создания каскада водохранилищ и развития оросительного земледелия в бассейнах, гидробиологическое состояние Азовского моря заметно ухудшилось вследствие увеличения его солености (в среднем на 1 - 2 %), изменения внутригодового распределения речного стока и соотношения различных форм соединений азота и фосфора, поступающих с реками в Азовское море.

В районе Керченского пролива ветровые условия довольно разнообразны. В целом по побережью зимой чаще наблюдается северные и северо-восточные ветры (повторяемость от 10 до 47%).

Весной так же, как и зимой, чаще всего отмечаются северные и северо-восточные ветры с повторяемостью 8-34‰.

Летом режим ветра неустойчив, но все же некоторое преимущество имеют юго-западные ветры с повторяемостью 11-24%.

Осенью господствует ветры северных и северо-восточных направлений, повторяемость каждого из них может достигать 40-46%.

Средняя годовая скорость ветра составляет 5,3--6,9 м/с. В годовом ходе скорости ветра максимум приходится на один из месяцев периода октябрь--апрель, минимум -- на один из месяцев периода июль--сентябрь. Изменение средних месячных значений скорости ветра от месяца к месяцу составляет 1,0--1,3 м/с. Средняя скорость ветра в отдельные годы значительно отличается от средней многолетней. Скорость ветра любых направлений существенно зависит от сезона года. Как правило, в теплое время она бывает меньше, чем в холодное. Особенно уменьшается летом скорость восточных и северо-восточных ветров. В течение года преобладают слабые ветры (скорость 0--5 м/с), повторяемость которых составляет 60--70 %. На долю умеренных ветров приходится около 23 %, на долю сильных (10 м/с) -- 10--20 %. Летом несколько увеличивается повторяемость слабых ветров и уменьшается повторяемость сильных. Штормовые ветры со скоростью до 20 м/с отмечаются в любое время года, а со скоростью больше 20 м/с -- только в период с октября по апрель.

Уровень моря. Изменения уровня моря обусловлено, прежде всего, устойчивостью сильных ветров и характеризуют интенсивность и особенности сгонно-нагонных процессов. Значительная пространственно-временная изменчивость ветра в сочетании со сложной морфометрией обусловливают сложный характер изменений уровня вдоль берегов Керченского пролива, приводит к многоступенчатой деформации нагонной волны. В Керченской бухте нагонная волна представляет собой сочетание поступательной и стоячей волны, то есть может рассматриваться как поступательная с изменяющейся амплитудой. В поступательной волне уровень находится в одной фазе со скоростью течения, в стоячей - между колебаниями уровня и изменениями течения имеется постоянная разность фаз. В результате сложения этих двух систем волн возникает сложная система колебаний уровня и течений. Сложность уровенной топографии приводит к тому, что в каждый конкретный момент времени уровни в бухте бывают выше или ниже уровней в прилегающих районах пролива и морей.

Вследствие мелководности Керченского пролива уровень моря быстро реагирует на ветровое воздействие. Средняя скорость подъема и спада уровня составляет 6--10 см/ч, максимальная - до 26 см/ч. Продолжительность нагонов или сгонов колеблется в широких пределах от нескольких часов до нескольких суток. Наступление экстремума уровня при нагонах и сгонах происходит в большинстве случаев спустя 3--5 ч после установления максимальной скорости

На акватории Керченского пролива наблюдается волнение преимущественно ветрового типа, появление зыби очень редко. Ветровое волнение развивается очень быстро, уже через 2-3 часа после начала действия ветра рост волн из-за малой глубины прекращается, поэтому продолжительность действия ветра определяющей роли не играет. У наветренных берегов развитие волнения ограничивается глубиной, а у подветренных оказывают влияние не только скорость ветра и глубина, но и разгон волн.

При наиболее сильных штормовых ветрах со скоростями свыше 20-25 м/с рост волн также ограничивается глубиной. Однако эти ветры наблюдаются крайне редко и преимущественно в осенне-зимний период.

Параметры волнения 50 % обеспеченности представляют собой средние величины, а волнение 1%-ной обеспеченности можно рассматривать как максимальное.

Хотя формирование поля течений зависят от многих условий, основная роль принадлежит ветру, господствующему над акваторией пролива с прилегающими районами морей, разности уровней на концах пролива, обусловленной сгонами и нагонами, и различием в балансе пресных вод Черного и Азовского морей. Причем последний фактор создает в основном фоновые (длиннопериодные) изменения уровня моря и переноса вод (водообмен), на которые накладывается короткопериодные колебание, определяемые ветровой деятельностью. Действие ветра проявляется при этом двояко: с одной стороны, он вызывает колебания уровня на концах и в самом проливе, обусловливающие возникновение градиентных течений, а с другой, - непосредственно воздействует на водную поверхность и способствует за счет тангенциального напряжения изменению скорости, а иногда и направления течения.

Течения в прибрежной зоне представляют собой систему круговоротов, образованных от основного потока. В зоне круговоротов на режим течений сильно влияет конфигурация берегов и рельеф дна. В бухтах при этом образуются местные круговороты и противотечения. Из-за "блуждания" основного потока прибрежные течения довольно неустойчивы как по скорости, так и по направлению.

Характеристики скоростей течений указывают на возможный вклад инерционных, ветровых и сейшевых колебаний в общую энергию процесса. Время существования средних вихрей оценивается в 1-1,5 ч, за это время они проходят путь в 1-1,5 км. Характерные пространственные масштабы явления хорошо увязываются в морфометрию пролива.

В прибрежной зоне течения в большинстве случаев направлены вдоль береговой черты, к этим направлениям относятся максимальные скорости течений.

По вертикали в большинстве случаев, течения однонаправлены, в случае ветровых установившихся течений скорости с глубиной незначительно ослабевает. В придонном слое направления течений отклонятся в сторону больших глубин.

При одних и тех же погодных условиях может отмечаться рост скоростей от 7-10 до 40-46 см/с, однако наблюдается случаи, когда скорости 6-15 см/с могут удерживаться 2-3 суток. С удалением от берега устойчивость течений возрастает.

В прибрежных районах определяющее влияние на течения имеет местный ветер. При устойчивых ветрах со скоростью 6-8 м/с течение на поверхности моря устанавливаются уже через 2-3 часа после начала действия ветра. В некоторых случаях наблюдаются течения, противоположные действию ветра, или они отклоняются от него более, чем на 90°. В пределах 300-400-метровой прибрежной зоны, при сгонных и нагонных ветрах, а также в случае бризовых ветров отмечаются течения, направленные по порвали к берегу. Причем при нагонах в этой зоне течения направлены в море (сходимость потоков), при сгонах - к берегу (расходимость потоков).

Водообмен в Керченском проливе, независимо от причин их вызывающих, подразделяют на три основных типа: устойчивый Азовский -- со стороны Азовского моря, устойчивый Черноморский -- со стороны Черного моря и неустановившийся смешанный тип (переменное по направлению и обычно слабое течение). Относительно высокие значения средних скоростей черноморских течений по сравнению с азовскими, связаны с особенностями уровенной топография районов.

В периоды безветрия преобладают Азовские течения, что объясняется положительным пресным балансом Азовского моря. В течение года Азовские течения также преобладают (44%) над Черноморскими (39%). Процент неустойчивых ситуаций (17%) сравнительно низок.

Водные массы в Керченском проливе хорошо идентифицируются по солености и содержанию биогенных элементов. Визуально - по цвету и прозрачности воды.

Азовские воды имеют зеленовато-бурый цвет и содержат большое количество взвешенного вещества. Прозрачность воды обычно не превышает 0.3-0.5 метра. Соленость азовских вод изменяется в пределах 10-13 ‰, фосфаты - 0.45-0.78 мкг/л, кремнекислота - 21-30 мкг/л.

В черноморских водах прозрачность достигает 2-3 метров, соленость составляет 16-17 ‰, содержание фосфатов находится в пределах 0.21-0.26 мкг/л, кремнекислоты - 12-17 мкг/л.

Главным показателем водообмена является соленость вод. Для исследуемой акватории характерны ее резкие изменения: от 11.0 до 18.0 ‰. Здесь же отмечаются достаточно большие горизонтальные градиенты: на протяжении 1-1.5 км соленость может изменяться на 3-4 ‰.

Северные, северо-восточные ветры способствуют уменьшению солености до 11 ‰. Соленость при этом чаще всего бывает постоянной во всей толще, особенно на прилегающем к берегу мелководье.

Южные, юго-западные ветры нагоняют в пролив черноморские воды с соленостью до 17 ‰, которые могут распространяться до выхода в Азовское море.

Азовское море в целом относится к типу замерзающих морей с сезонным ледяным покровом. Значительная часть акватории моря ежегодно покрывается льдами. Установлено, что ледовитость моря (акватория, которая покрывается льдами) хорошо согласуется с суммой средних суточных отрицательных температур воздуха в портах Керчь, Таганрог, Приморско-Ахтарск, Геническ. По этому признаку выделяют суровые, умеренные и мягкие зимы. Сумма градусо-дней мороза для мягких зим Азовского моря - менее 200, для умеренных - 200-400, для суровых - превышает 400.

Мягкие зимы обусловливаются преобладанием в атмосферных процессах циклонического типа циркуляции. Часто наблюдаются положительные температуры воздуха. Низкие значения сохраняются непродолжительное время. Поэтому в мягкие зимы наблюдается неустойчивая ледовая обстановка.

В суровые зимы погода определяется хорошо развитым Евро-Азиатским антициклоном. С материка на акваторию Азовского моря постоянно поступает холодный воздух, способствующий быстрому выхолаживанию вод и интенсивному устойчивому ледообразованию.

В умеренные зимы погода формируется под влиянием Скандинавских антициклонов и циклонов с Атлантики и Средиземного моря. Это обусловливает неустойчивый и более высокий, чем в суровые зимы температурный фон.

Непосредственно в Керченском проливе лед хотя и появляется ежегодно, но значительно позже и менее мощный, чем в других районах Азовского моря, что объясняется непосредственной близостью теплого Черного моря и проникновением в пролив черноморских вод.

Наиболее ледовитыми являются северная часть пролива (до косы Тузла) и Таманский залив.

Первое появление начальных форм льда наблюдается в суровые зимы во второй - третьей декаде декабря; в умеренные - во второй половине первой декады января; в мягкие - в конце второй - начале третьей декады января.

Процесс ледообразования в проливе протекает замедленно. В начале второй декады января лед появляется в виде заберегов в Керченской бухте, откуда постепенно распространяется и на остальную часть береговой полосы. Его мощность и площадь распространения зависят от суровости зимы. Сплошной ледяной покров толщиной до 45 см устанавливается лишь в северной части пролива до косы Тузла. Образование такого льда возможно в суровые и умеренные зимы не ранее января за счет смерзания плавучих льдов, выносимых из Азовского моря.

Только в очень суровую зиму 1953/54 гг. у п. Заветное отмечалось полное замерзание моря.

В течение зимы бывают повторные вскрытия и замерзания пролива. Этому способствует частая смена отрицательных и положительных температур воздуха.

Наличие льда в проливе отмечается в мягкие зимы в январе-феврале, в умеренные и суровые зимы - с декабря по апрель.

При сильных морозах пролив, особенно его северная половина, быстро покрывается сплошным льдом. При южных ветрах и течениях пролив также быстро очищается ото льда. Сильные северные и северо-восточные ветры создают при входе в пролив большие скопления льда, что затрудняет судоходству.

Полное очищение пролива в суровые, умеренные и мягкие зимы отмечается соответственно в конце апреля, в середине марта и в начале марта.

Температурный режим вод Керченского пролива.

Температурный режим вод Керченского пролива определяется следующими физико-географическими и климатическими условиями: температурой воздуха, распределением глубины и солености, течениями, водообменом с Черным и Азовским морями. Влияние водообмена больше всего сказывается в Керченской бухте в осенний период, когда преобладает приток черноморских вод .

Температура в прибрежной зоне имеет четко выраженный годовой ход и отличается большими колебаниями в течение месяца и года. От января к февралю средняя температура почти не изменяется и удерживается около 1 °С. Повышение температуры происходит от февраля к марту. Наиболее интенсивно вода нагревается в апреле и мае. Наибольшие среднемесячные температуры отмечаются в июле. Понижение температуры начинается в августе, а интенсивное охлаждение происходит в сентябре и октябре.

Средняя годовая температура в Керченском проливе составляет 13-14 °С.

Керченский пролив, соединяющий Черное и Азовское моря, характеризуется изменчивостью береговой линии и морских глубин. Берега Керченского пролива высокие и расчленены бухтами и заливами. Крупнейшими из них являются бухты Камыш-Бурунская и Керченская на западе и обширный Таманский залив на востоке. От берегов пролива выступают низменные песчаные косы. Из них самыми большими являются косы Тузла и Чушка, ограничивающие Таманский залив с запада.

Рельеф дна Керченского пролива имеет относительно сложное строение. Поперечный профиль ложа пролива асимметричен, а сам пролив разграничен двумя перемычками на три части. Русловая проходная часть с небольшими глубинами прижата к Керченскому побережью, а широкое мелководье оконтуривает его вдоль низменного побережья Таманского полуострова. Восточная часть пролива осложнена протяженными аккумулятивными образованиями: о. Коса Тузла, коса Чушка и многочисленные отмели. Коса Чушка и о. Коса Тузла отделяют от островной части пролива Таманский залив. Морфологию дна Керченского пролива и прибрежной полосы осложняют морские проходные и подводные каналы портов и паромной переправы Крым - Кавказ.

Дно моря очень ровное, лишь от кос простираются отмели. Грунт в основном мягкий. У берегов широкой полосой залегают песчаные грунты с примесью ракушки. Дно центральной части моря покрыто мягким илом. Скалистый грунт встречается лишь у южного берега моря.

Мягкость грунта обусловливает интенсивность наносов в каналах и на фарватерах. Поэтому каждый раз при намерении зайти в какой-либо порт обязательно следует справляться о глубине ведущего к нему канала или фарватера.

Изучение донных отложений

Современное дно Керченского пролива слагают отложения новочерноморского возраста , которые залегают на основной части пролива на более древних четвертичных породах, а в фарватере - на отложениях древнечерноморского горизонта. По литологическомуи гранулометрическому составу донные отложения пролива достаточно разнообразны. Данные геолого-литологических съемок разных лет дают основание сделать вывод об определенных закономерностях пространственного распространения современных осадков Керченского пролива. По периферии пролива расположена полоса песчаных отмелей, местами расчленяемая участками абразивных берегов. Пески слагают о. Коса Тузла, косу Чушка, отдельные отмели. Глубина залегания песков 3-5 м. берега (карбонатные) крупно- и среднезернистые, восточного (кварцевые) - мелко-, реже среднезернистые. В более углубленных частях Керченского пролива донные осадки представлены мелкоалевритовыми и алеврито-глинистыми илами. На известных литологических картах современного среза донные отложения о. Коса Тузла отнесены к полю распространения кварцевых песков, которые в северо-восточном направлении сменяются полем мелкоалевритовых илов.

Текст и фото: Эрнст Антонов

В конце июня - начале июля этого года успешно прошла очередная подводная мини-экспедиция в Керченском проливе. От многочисленных предыдущих экспедиций она отличалась составом участников, поставленными и успешно выполненными новыми задачами, а также неожиданными находками.

Небольшое отступление. Дело в том, что Керченский пролив еще с древних времен (Боспорского царства) известен своим активным судоходством, морской торговлей и рыболовством. В ходе русско-турецкой войны здесь происходили морские баталии за господство над морями и проливом. Во времена Великой Отечественной войны, именно между Таманским полуостровом и Крымом в небе, на земле и на воде шли ожесточенные кровопролитные бои, стоит хотя бы вспомнить Керченско-Феодосийскую операцию. Каждый год после сезона осеннее-зимних штормов море навсегда прячет одни находки, открывая при этом другие.

Вследствие этого, если вам повезет нырять в проливе, вы сможете увидеть под водой что угодно, от фрагмента древней амфоры до погибшего во время войны торпедного катера. Если говорить о подводной флоре и фауне, то здесь она как нигде многообразна, начиная с мидий, рапан, скатов и рыб-игл, и заканчивая (я не шучу!) реальной встречей с дельфином под водой в естественной среде обитания. Ну а на поверхности с афалиной или азовкой проще всего увидеться возле рыбацких сетей, которые дельфины проверяют минимум два раза в день на предмет наличия рыбы.

Но давайте будем последовательны. Организатором экспедиции выступила Краснодарская краевая общественная организация «Военно-исторический центр «Плацдарм», председатель Э.Г.Салтыцкий. В эту экспедицию впервые вошли только жители Краснодарского края, и она была малочисленной. Хорошо это или плохо? На мой взгляд, хорошо. Небольшой сплоченный коллектив, где каждый уже не первый раз ныряет в проливе, четко знает свои обязанности - кому забивать баллоны, кому отслеживать GPS, а комы вытаскивать тяжелый якорь и готовить ужин.

Поначалу все было грустно. Пролив нас встретил редким по силе штормом, что для этого времени года не характерно. Сильный ветер гнал серо-черные угрюмые волны - именно из-за такой погоды Черное море и получило в древности свое название. Первый вечер мы потратили на обустройство нашего лагеря, оформление документов у пограничников, находящихся в 30 км от нашей базы, установку компрессора и сбор лодки. После всего этого силы остались только на сон.

Второй день. Погода не поменялась, и я, взяв фотоаппарат, решил сделать два коротких марафона по береговой линии - так сказать, исследовать побережье по обе стороны от лагеря. Сначала, по мужской привычке, пошел налево. Дошел до рыбацкой бригады, с удовольствием пообщался с друзьями, посмотрел на старинную картину в обеденной рыбаков, подержал в руках казацкую шашку. Рыбаки живут простой и суровой жизнью, и, глядя на них, я иногда жалею, что предпочел город и интернет...

Дальше мой путь продолжился по косогору вдоль мыса Тузла к местечку «Плоские камни». С глинистой возвышенности открывается шикарная панорама на Керченский пролив. Места здесь глухие. Спуски к морю редки, да и те представляют собой узкие тропинки, грозящие обвалами и богатые на неожиданные встречи со змеями и птенцами морских птиц в укромных уголках. Змей, слава Богу, я не встретил, а забавных птенцов удалось не только увидеть, но и запечатлеть на фото. Обнаружил скелет дельфина - бедняга видимо погиб в результате штормов, а природа довершила остальное.

Сделав еще несколько кадров, я двинулся обратно в сторону лагеря. Пройденное расстояние в общем составило порядка пяти километров. Соратники в лагере установили переносной генератор, у нас появилась возможность заряжать мобильники, аккумуляторы для навигации и фотоаппаратуры. Настроение, несмотря на солнечный день, было так себе. Начальство в Краснодаре что-то бесконечно решало и пока не могло приехать. Решили этот день посвятить отдыху, а завтра «по любому» идти в море. Быстро пообедав, я с фотоаппаратом отправился на Тузлинскую косу, вправо от нашего лагеря.

О косе можно долго рассказывать. Она, как и остров Тузла, часто становилась причиной конфликтов между Россией и Украиной. Сейчас въезд на неё перегорожен шлагбаумом, возле которого «бравые хлопцы» в казацкой форме собирают с въезжающих экологический сбор: и с машины, и с человека. На оконечности косы построили кафе с шашлыками и водные аттракционы. Сейчас, когда будущее косы неясно, и вскоре, возможно, начнется очередная всероссийская грандиозная стройка то ли дороги, то ли моста, всевозможные предприниматели стараются, как говорят на Кубани, «стричь деньги...». Немногое, что, на мой взгляд, добавилось с прошлого года - пара-тройка биотуалетов, красочные зазывающие баннеры и плакат с гордой надписью «пляж Керченский».

Вообще протяженность косы более 7 км, но я решил этот путь проделать пешком. В отличие от Керченского, воды Таманского залива, отделенные косой, кристально чисты, и на мелководье возле берега можно разглядеть гребневика и медузу-корнерота, лениво плавающих в толще воды. В камышовых зарослях частые гости - утки и аисты. Здесь же, недалеко от начала косы, расположены постройки и порт рыболовецкого завода, объединяющего работающие по побережью бригады. Здесь интересно поплавать с маской и трубкой, а баллон и снаряжение необходимы только если вы целенаправленно решили посвятить себя морской биологии.

Идем дальше. Примерно через 2 км наблюдаю за дельфинами, гоняющими рыбу. Вот спасающаяся от дельфина рыба попадает в стоящий ставок и трепыхается в сетях, разбрасывая от блестящей чешуи яркие блики. Делаю пару кадров. Ближе к концу косы попадается больше машин с номерами различных регионов, палаточные стоянки «дикарей», хорошо виден остров Тузла, пахнет шашлыком. Правее косы, в сторону Тамани, на расстоянии 700 метров в проливе стоит платформа - видимо, уже один из этапов начинающейся стройки. Это уже не попадает в сферу моих интересов, и, сделав ряд снимков в сторону Крыма, я возвращаюсь в лагерь. Довольно утомительная прогулка для одного дня. Ближе к вечеру, на «деревянных» ногах, я снимаю закат возле машины и заваливаюсь спать.

Утро начинается с Чучи. Чуча-Черри - это жизнерадостная такса нашего капитана Сергея Фролова. Рано утром она нас будит, а позже провожает в море и встречает на берегу. Это хороший признак, день удастся. Смотрим на пролив - ветер стих, но видимость даже у берега «ни о чем». Собирались довольно долго и кропотливо. В первый день нырялки довольно много задач: пройтись по координатам, найти объекты, повесить буйки на точки. Среди задач одна первостепенная - найти и обозначить объект, найденный ранней весной и вызвавший так много споров на форуме www.wreck.ru.

Об этом расскажу немножко подробнее. В конце апреля нашей лодкой был обнаружен объект, который по ряду признаков (наличие веревок от буйков, ряд предметов, лежащих вдоль корпуса) мы посчитали давно найденным и обследованным. По окончании экспедиции, после просмотра подводного видео на форуме, разгорелась настоящая дискуссия: оказалось, что этот объект времен Великой Отечественной - новый для исследователей, и на нем никто ни разу не был. И вот теперь наши тольяттинские друзья буквально через день должны быть экспедиционным лагерем рядом с нами и исследовать этот объект более подробно.

На практике это выглядит так: по морскому навигатору идем по старому записанному трэку, в точке осмотра включаем эхолот и, двигаясь потихоньку, следим по экрану за рельефом дна. Найдя непонятное (необычное) возвышение, якоримся, надеваем скубу, ныряем и ищем. При положительном результате, привязываем к объекту хранящийся в кармане BCD маленький маркировочный самодельный буек, который затем меняем на стационарный (5-литровая канистра из-под воды, закрепленная на прочной веревке). В нашем случае, в квадрате поиска со сторонами приблизительно 500 на 500 метров, находились обломки трех судов, погибших в войну. Видимость около двух метров, поэтому первым погружением мы находим останки минного тральщика. Маркировав тральщик, примерно часа через полтора поисков наконец добираемся до искомого объекта. По результатам внешнего осмотра складывается впечатление, что это обломки двух различных судов... Но это уже задача для наших тольяттинских коллег-специалистов. Их просьбу мы выполнили, а приезжающая толпа экспедиционщиков количеством под 30 человек во главе с легендарным Калошей (Сергей Алексин) разберется с этим вопросом.

Итак, обнаружив и промаркировав три затонувших объекта, предварительно обследовав их, мы решаем по пути к берегу сделать небольшую вылазку за мидиями. В Керченском проливе их еще довольно много, они в изобилии растут на тузлинских рифах с первого до восьмого, также часто встречаются на затонувших кораблях и любом железе, находящемся в воде. К сожалению, и здесь мидий потихоньку вытесняет рапана. Нарвав около двух мешков мидий, что в очищенном эквиваленте составляет небольшую кастрюлю, возвращаемся в лагерь. В лагере обнаруживаем радостно встречающую нас таксу Чучу и авангард тольяттинских товарищей, разворачивающих свой лагерь.

Практически сразу начинаем помогать своим товарищам с переноской и разгрузкой крупногабарита. После реквизируем у них казан и делаем «суперблюдо» для всех - мидий в казане варим в морской воде. Под светлое полусладкое таманское вино мидии уходят на ура. Сергей еще успевает сделать неплохой салат из мидий: мидии, лук, имбирь и немножко чудодейства. На такой радостной ноте - встреча с друзьями и общение - заканчивается третий день экспедиции.

Продолжение следует...

Керченский пролив соединяет Черное и Азовское море, ширина Керченского пролива находиться в интервале от 4,5 до 15 км . Наиболее узкая часть, находиться между портом Крым и портом Кавказ и составляет 4,5 км здесь и находиться Керченская паромная переправа.

Керченский пролив на карте

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Керченский пролив разьединяте Крым и Тамань (Материковую часть России) Глубина Керченского пролива разная от 5 до 15 метров .

В Керченском проливе преобладают течения из Азовского в Черное море, при сильном южном ветре течение может меняться. Керченский пролив является судоходным он соединяет выход всех судов следующих из Росси в Турцию и другие Европейские страны.

Природа побережья Керченского пролива

Керченский полуостров в районе Керченского пролива занят преимущественно возвышенностями, местами обрывистыми и скалистыми, другая же сторона пролива (Таманская) низменная. Осадков на берегах пролива выпадает немного, в следствии этого здесь редкая растительность. Линия побережья пролива очень извилистая, с множеством мелких полуостровов и бухт. С российского берега выступают длинные песчаные косы.

История Керченского пролива

В далекие античные времена Керченский пролив носил название Боспор Киммерийский. Киммерийцы в то время заселяли северо-восточное Причерноморье в II/III-VII вв. до н. э., еще до появления здесь скифов. Примерно две с половиной тысячи лет назад между мысами Панагия и Тузла на берегу Таманского залива находился древнегреческий город-колония Корокондама. С тех пор море отвоевало у берега 2 километра, и город оказался на дне. Во время Второй мировой войны Керченский полуостров стал местом кровопролитных боев между германскими и советскими войсками. Сражения становились еще ожесточеннее в зимнее время, когда пролив замерзал и по нему могли перемещаться войска.

Крым и материковую часть Росси в керченском проливе разделяет остров, коса Тузла. Тузлинская коса была постоянно предметом территориального спора между Россией и Украиной.

Краткая справка о косе Тузла

Тузла - песчаный остров площадью 3,5 км² (длина острова варьирует от 6,5 до 5 км, ширина - около 500 метров

Мост через Керченский пролив является вполне осуществимым проектом. Еще во времена Второй мировой войны мост через Керченский пролив уже был построен. В 1943 г. Адольф Гитлер потребовал возвести автомобильный и железнодорожный мост длиной 4,8 км, чтобы совершить бросок на нефтяные районы Кавказа и Персии, но эта затея провалилась, когда немцев изгнали из Крыма. Что не удалось немцам, на некоторое время удалось русским: И в 1944 г. они построили железнодорожный мост через Керченский пролив. Фото мост через керченский пролив во времена второй мировой войны Строительство моста через Керченский пролив было закончено в ноябре 1944 г., но опоры сооружения не были защищены ледорезами, и металлические сваи разрушились во время одного из зимних штормов в феврале 1945 г.

Мост через керченский пролив 1944 год

Мост не стали восстанавливать и заменили на паромную переправу которая которая продолжает работать в наше время.

  • Мост через Керченский пролив
  • Видео презентация моста через Керченский пролив
  • Расписание паромов в Крым через Керченский пролив
  • Расписание поездов через Керченский пролив

Керченский пролив соединяет Черное море с Азовским и отделяет Крымский полуостров от Кавказского побережья. На западе пролив ограничен восточным берегом Керченского полуострова, а на востоке -западным берегом Таманского полуострова. Границами Керченского пролива считаются линии, соединяющие мысы Такиль и Панагия со стороны Черного моря и мысы Хрони и Ахиллеон со стороны Азовского моря.

Керченский пролив широк. Наименьшая его ширина около 2 миль и наибольшая 25 миль. Наличие большого числа кос, отмелей и других опасностей делает пролив в отдельных местах опасным для плавания. Для прохода судов с большой осадкой прорыт канал.

Берега Керченского пролива возвышенные. Исключение составляют берега Таманского залива-низменные вблизи воды, но постепенно повышаются в глубь материка. Характерной особенностью берегов пролива является почти полное отсутствие древесной растительности.

Берега Керченского пролива, особенно восточный,изрезаны бухтами и заливами; крупнейшими из них являются Камыш-Бурунская и Керченская бухты на западе и Таманский залив на востоке. От береов пролива,главным образом от восточного,выступают низменные песчаные косы. Самыми большими из них являются косы Тузла и Чушка, ограничивающие Таманский залив с запада. азовское море лоция керченский

Резко выступающие от западного берега пролива мысы Такиль, Белый, Еникале, Фонарь и Хрони и от восточного мысы Панагия, Тузла и Ахиллеон дают возможность легко ориентироваться как при подходах к проливу, так и при плавании в нем; на некоторых мысах установлены светящие знаки. Хорошими приметными пунктами на западном берегу пролива являются также гора Митридат, на вершине которой воздвигнут обелиск Славы, и маяк Еникальский, установленный на мысе Фонарь; на восточном берегу пролива приметны горы Зеленского, Лысая, Горелая и др.

В Керченском проливе имеется несколько небольших низменных островов,расположенных в Таманском заливе к востоку от косы Чушка. Коса Тузла отделяется от Таманского полуострова мелководным, но широким проливом, поэтому в действительности она является не косой, а островом.

Керченский пролив мелководен. Наибольшие глубины при входах в пролив не превышает 10 метров на севере и 17 метров на юге пролива. К середине пролива глубины постепенно уменьшаются и на значительной площади между параллелями мысов Камыш-Бурну и Еникале они не превышают 5,5 метров. Поэтому в средней части Керченского пролива плавание судов с большой осадкой возможно только по каналу. Таманский залив имеет доаольно ровное дно; глубины в нем 4-5,4 метра. Залив Динской, являющийся северной частью Таманского залива, мелководен.

Грунт в наиболее глубоких местах Керченского пролива ил, в районе кос ил, а так же ид с песком и ракушкой.

В керченском проливе много опасностей, значительно затрудняющих плавание. Особенно следует отметить районы входных мысов со стороны Черного моря, где расположено большое число рифов, отмелей, банок и других подводных препятствий, район косы Тузла, близ оконечностей которой лежит множество подводных камней, банок, свай, а также Церковные банки, занимающие значительную площадь южнее мыса Еникале. Много опасностей имеется и по обе стороны Керчь-Еникальского канала; наибольшее количество опасностей лежит вблизи восточной части Еникальского колена канала.

Опасности расположенные вблизи фарватеров, фарватеры и углубленные каналы ограждены светящими и несветящими буями и вехами.

Ветры. Большую часть года в Керченском проливе дуют ветры от NE ,отличающиеся большой силой и продолжительностью. Летом довольно часты ветры южных направлений. Сильные ветры наблюдаются в любое время года, но преимущественно зимой и осенью. Ветры силой 9 баллов довольно редки. Штили наблюдаются часто, главным образом летом. Зимой ветры от NE приносят похолодание.

Туманы наиболее часты зимой; летом они редки. Зимой туманы более продолжительны, чем летом.

Течения в Керченском проливе в основном зависит от ветров, а так же от стока воды из Азовского моря. Течение из азовского моря наблюдается в среднем чаще и обычно при южных ветрах. Замечено также, что при сильных продолжительных ветрах от NE после сгона воды из Азовского моря в средней части пролива независимо от направления ветра начинается обратное течение идущее из Черного моря.

Наибольшая скорость течений наблюдается на самых узких частях пролива; при сильных ветрах она может достигать 3 узлов. В широкой части пролива скорость течений 0,1-0,5 узла.

Лед в Керченском проливе появляется почти ежегодно в среднем в конце декабря. Ледяной покров под влиянием переменных течений и ветров в течении зимы часто нарушается. В очень суровые зимы при северо-восточных ветрах пролив покрывается сравнительно прочным льдом. Полное очищение пролива от льда наблюдается в конце февраля- начале марта. Дрейфующие льды в проливе наблюдаются главным образом весной по вскрытии Азовского моря.

Лед из Азовского моря идет в пролив обычно сплошной массой, иногда сильно наторошенный, образуя на косах Чушка и Тузла нагромождения. Значительная часть льда проникает в южную часть пролива.

Запретные районы для якорных стоянок имеются в Керченском проливе. Границы этих районов показаны на картах.

Якорные места. Кроме порта Керчь и бухт Камыш-Бурунская и Павловская,в Керченском проливе разрешается становиться на якорь только в следующих местах: у приемного буя №21, на перегрузочном рейде у входа в Керченский подходной канал и у Варзовского светящего буя.

Азовское море не является бессточным соленым озером – оно соединено с Мировым океаном. И в роли этого соединения выступает Керченский пролив. Крым – один из его берегов, вторым выступает Таманский полуостров. Природное и экономическое значение его трудно переоценить.

Где находится Керченский пролив на карте

Он расположен между континентальной Россией ( , Тамань) и Крымом (город Керчь и Ленинский район). Керченский пролив соединяет и Черное море.

Граница между Европой и Азией

Да, таковой считали Керченский пролив древние греки. Хотя в этом вопросе они и ошибались, но сам он был им хорошо известен, они знали о многих его особенностях. О нем упоминают такие авторитеты, как Геродот, Страбон, Плутарх. Писатель Еврипид сделал его местностью действия своего рассказа про возлюбленную Зевса Ио, превращенную ревнивой богиней Герой в корову. Так поэт объяснял греческое название пролива – Боспор (переводится не очень романтично – Коровий брод).

Греки считали, что по льду пролива амазонки переходили из Азии в Европу. Здесь есть зерно истины – в холодные пролив замерзает. На его ледовой поверхности войска царя Митридата Евпатора разгромили как-то варваров. Разные народы и государства, владевшие в разные времена Крымом, давали географическому объекту свои названия, поскольку понимали его большое военное и экономическое значение. Его называли Таврическим, Еникальским (как и существовавшая тут ).

В 1790 г. знаменитый Ф.Ф. Ушаков, выступавший руководителем , разгромил здесь турецкую эскадру и не позволил ей высадить десант на крымскую землю. А во время гитлеровцы даже соорудили через Керченский временный мост. Он был разрушен ледоходом в конце февраля 1945 г., но по нему еще успел проехать Сталин, находившийся на Тавриде ради участия в .

Соединенье двух морей

Как можно увидеть на орбитальных фото, Керченский пролив имеет довольно сложную форму, определить его площадь непросто. Он протянулся на 45 км, а его ширина колеблется от 4,5 до 15 км, относительно мелок – глубина не превышает 18 м. Из-за этого он быстро прогревается и остывает, в холодные зимы частенько замерзает. Тут сформировано несколько кос, из которых самые значительные – Чушка и Тузла (часть последней ныне представляет собой одноименный остров). Соленость тут – средняя по сравнению с показателями Азовского и Черного морей, составляет 12-15%.

Крымский берег () – высок, местами обрывист. Таманский же отличает в основном низменная местность. Крупнейший населенный пункт на берегу пролива – город Керчь. Он являет собой поселение, основанное древними греками. Тогда полис был столицей . Во все времена его хорошо укрепляли из-за его военного значения. Оно состояло как раз в «прикрытии» пролива. – город-герой. Ныне это важный экономический, транспортный и культурный центр.

Растительный мир пролива не слишком богат – по бегам растут камыши, отдельные небольшие деревья, устойчивые к засухе травы. Характер растительности – степной. Особенность эта объясняется засушливостью местности. Водная растительность представлена мелкими зелеными водорослями. Их тут немало, из-за чего вода редко бывает прозрачной, кажется мутной.

Животный мир Керченского пролива куда богаче. Многие морские обитатели используют для сезонных миграций. В частности, через него регулярно проходят косяки промысловой рыбы (барабулька, ставрида, скумбрия, бычок). Благодаря этому рыболовство – важнейшая отрасль хозяйственной деятельности. Сезон рыболовства здесь длится с до начала лета. Из млекопитающих в район Керчи нередко заплывает азовский , известный как морская свинья.

Керченский пролив – дорога в отпуск

Отдыхающие редко проводят время у пролива, хотя возможно и это – важно уметь выбрать уголок. Город Керчь, располагая хорошими , воспринимается обычно как объект для познавательного туризма. Зато многим отпускникам гавань дает возможность добраться до проведения крымского отпуска.

После войны через здешние воды была налажена , причем переправлялись как железнодорожные составы, так и автомобильный транспорт. Она действует и сейчас. Сегодня это единственный способ попасть в Крым из континентальной России не по воздуху.
Несколько паромов, совершая регулярные рейсы, перевозят людей, транспортные средства и грузы, находясь в пути в среднем час. Транспортные узлы, соединяемые переправой, известны как Порт-Крым и Порт-Кавказ.

Но это ненадолго. Отзывы жителей Керчи уже сейчас предсказывают, что нынешним летом их пролив станет популярнейшим туристическим объектом. Связано с предстоящим открытием моста, что соединит напрямую с Таманским полуостровом и сделает возможным движение наземного транспорта без посредничества воды.

Проекты такого комплекса существовали и ранее, но реализовывать его всерьез начали в 2015 г. Уже с 2016 г. любопытные наведывались сюда посмотреть на , а в 2018 г. автомобильная трасса уже примет путешественников, тогда как жд-мост заработает не ранее 2019 г.

Туристам, следующим в Крым, Керченский пролив миновать нелегко. Он исправно продолжает выполнять свое главное назначение связующего звена – объединяет моря и земли. А люди постарались сделать все, чтобы ему было проще справляться со своими обязанностями. В заключение смотрите видео-прогулку по нему, приятного просмотра!